Э. М. Чкок

Из истории восстановления православного христианства в Абхазии (общественно-политическая деятельность Ново-Афонского монастыря)

Деятельность Ново-Афонского монастыря определялась внутренней политикой самодержавной России. Царизм преследовал глобальную цель - ассимиляцию народов Кавказа. Кавказ, для царской России, был важным стратегическим регионом, который укреплял его позиции на Черном и Каспийском морях. К тому же Кавказский перешеек предоставлял самодержавию большие возможности для проникновения в переднюю Азию, укрепления своих позиций на Ближнем Востоке.
Во второй половине XIX века царизм в целях усиления своего господства на Кавказе стремится в крупных масштабах осуществить колонизацию этого региона.
Русская православная церковь являлась духовной опорой самодержавия и одним из основных средств идеологического воздействия на массы. Сравнительная характеристика показывает, что если в 60-х гг. XIX в. в России насчитывалось 614 монастырей, то к началу 90-х гг. их число составило 774. Как известно, вся структура православной церкви являлась составной частью Российской империи, которая преследовала цель: укрепление позиций господствующего класса.
Ново-Афонский монастырь играл важную общественно-политическую роль. Со дня своего основания (1876 г.) он привлекал внимание не только богомольцев, но и представителей светской и духовной власти. В июне 1880 г. монастырь посетил проездом из Севастополя в Поти наместник Кавказа великий князь Михаил Романов с сыном Михаилом. В июне 1882 г. - великий князь Алексей Александрович; 22 февраля 1682 г. - генерал-адъютант, князь А. М. Дондуков-Корсаков; граф С. Д. Шереметьев с семьей и окружавшими его приближенными (до 40 человек); 15 февраля 1887 г. - епископ Геннадий. Обер-прокурор св. Синода К. П. Победоносцев в сентябре 1886 г. пробыл в мо-

101

настыре два дня. 24 сентября 1888 г.*  Новый Афон посетил сам император Александр III с семьей(1).
Местные власти провели большую подготовительную работу для торжественного приёма Александра III. С большим усердием к встрече с ним готовились и служители Ново-Афонского монастыря. К приезду великого гостя ими был возведен новый мост через реку Псырдзху, а рядом с монастырским воротами была построена триумфальная арка из лавра(2). Над воротами возвышалось изображение иконы Покрова Пресвятой Богородицы: С 20 сентября 1888 г.* в монастырь стали съезжаться высокопоставленные государственные чиновники и представители дворянства, специально делегированные на встречу с Александром III.
24 сентября в 11 часов на западном горизонте показались крейсер «Москва» и военный клипер «Память Меркурия». Настоятель Иерон и представитель русского на Афоне Пантелеймонова монастыря иеромонах Рафаил встретили императора на монастырской шлюпке. Александра III сопровождали министр двора граф А. М. Воронцов-Дашков, главноначальствующий гражданской частью на Кавказе, командующий войсками, генерал-адъютант, князь Дондуков-Корсаков, великие князья(3). Среди встречающих на пристани было абхазское дворянство, почетные граждане, губернская администрация во главе с помощником Кутаисского военного губернатора, генерал-майором Г. Эристави(4) и около 2000 человек(5) жителей.
В день посещения монастыря состоялась закладка Пантелеймоновского Собора. После закладки Пантелеймоновского собора, на память о посещении Ново-Афонского монастыря в монастырской книге написали месяц, число и свои имена Александр III, супруга - Мария Феодоровна, наследник Николай, великий князь Георгий Александрович, князь Дондуков-Корсаков, граф Воронцов-Дашков, П. Ванновский, О. Рихтер, графиня М. Голенищева-Кутузова, генерал-адъютант Данилович, П. Черевин, лейб-хирург Гирш, граф Олсуфьев, барон Бутберг, князь В.

------------------------
* Все даты даны по старому стилю.

102

Оболенский, В. Шереметьев, В. Басаргин, генерал-майор В. Мартынов(6).
В 23 часа в сопровождении военной эскадры, состоящей из броненосных кораблей «Екатерина II», «Чесма», четырёх канонерных лодок, крейсер «Москва» взял курс на Батум(7).
Факт посещения Ново-Афонского монастыря императором Александром III с семейством и в сопровождении знатной свиты говорит, прежде всего, о слиянии религиозных и государственных интересов царской России, об утверждении и возрастании роли монастырей, скитов, подворьев, привлечении их к решению общегосударственных проблем внутренней политики в интересах царской администрации.
Следует особо отметить, что с момента основания монастыря общероссийский авторитет его все более расширялся. Совершенно не случайны столь почтительные приемы и проводы лиц царской администрации, духовных сановников. Высокопоставленные визитеры, безусловно, интересовались отдельными вопросами хозяйственной и внутренней жизни Ново-Афонского монастыря. Однако не следует упускать из виду, что многие из них преследовали вполне определенные политические цели: укрепить экономическое и общественное положение Ново-Афонского монастыря для проведения в жизнь религиозной и внутренней политики самодержавия, как в Закавказье, так и прилегающих к нему областях. Одним словом, Ново- Афонский монастырь, по замыслу самодержавия должен был стать его надежным и верным оплотом в Закавказье.
Примечательно, что в этом красивейшем уголке Черноморского побережья Кавказа не раз бывали представители прогрессивной русской интеллигенции(8). В 1882 г. Ново-Афонский монастырь посетил А.П. Чехов, описавший свои впечатления о пребывании в монастырской книге: «Люди, покоряющие Кавказ любовью и просветительным подвигом, достойны большей чести, чем та, которую мы можем воздать им на словах»(9).
В 90-х гг. монастырь осмотрел А. М. Горький, находившийся в Абхазии на строительстве Черноморской шоссейной дороги и описавший свои впечатления в рассказе «Калинин»(10).
Безусловно, роль Ново-Афонского монастыря не исчерпывается религиозной и экономической функциями. Со своей сто-

103

роны он сыграл известную роль в общественно-политической жизни рассматриваемого периода.
Монахи Ново-Афонского монастыря приняли посильное участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В числе братьев милосердия оказали большую помощь раненным воинам в Тифлисском военном госпитале. Участие монахов в войне было отмечено Красным Крестом и правительственными наградами. Каждому из них была выдана медаль в память о войне с Турцией и особое свидетельство.
В годы первой русской революции, как и в годы первой мировой войны, Ново-Афонский монастырь решительно поддерживал политику царского правительства
Положение в Кавказской армии вызывало беспокойство у правящих кругов России. В докладной записке статс-секретаря графа С. Ю. Витте (1906г.) на имя Николая II говорилось: «Там, по-видимому, имеется обширное сообщество революционного характера, в котором участвуют несколько тысяч человек, в том числе нижние чины»(11).
Монахи Ново-Афонского монастыря выступали на стороне царизма в годы революции 1905-1907 гг. В монастыре содержались под арестом активные участники революционных выступлений. В период подготовки к декабрьскому вооруженному восстанию 1905 г. в Абхазии монахи монастыря, опасаясь освобождения народом арестованных революционеров, тайно перевезли их в Сухум, где они 27 декабря были заключены в тюрьму(12). При монастыре был устроен лазарет на 70 человек. Последние из лечившихся воинов выбыли 7 декабря 1905 г.(13).
Иноки монастыря активно поддерживали участие России в 1-ой Мировой войне. Манифест царя от 20 августа 1914 г. был оглашен и в Сухумской епархии.
По предложению военного ведомства монастырь предоставил школьное и гостиничные здания под военный лазарет. 26 июня 1917 года между настоятелем монастыря архимандритом Иларионом и уполномоченным Главного Кавказского комитета по Трапезундскому району Всероссийского союза городов Немировским было заключено соглашение об открытии лечебно-санитарного пункта «Всероссийского - Земского Союза» на 500 человек(14). Соглашение предусматривало передачу гостиницы, школы со всеми принадлежащими им постройками, больницы

104

для рабочих, 7 помещений в корпусе, где находилась контора Русского общества пароходства и торговли, участок земли почтово-телеграфного отделения для постройки бараков, всех мастерских, мельниц, прачечной, хлебопекарни в безвозмездное обслуживание рабочих монастыря с оказанием стационарной и амбулаторной медицинской помощи.
В результате открытия лазарета при Ново-Афонском приморском монастыре с 1 июня 1917 г. по 7 мая 1918 г. убыток обители составил 21 014 руб.(15).
Газета «Сухумский вестник» в июне 1917 г. опубликовала статью «Не жертвы требует от нас Родина, а исполнение долга», в которой говорится о том, что, несмотря на трудности, связанные с войной, Ново-Афонский монастырь внес в госбанк 125 ООО руб.(16).
В первую годовщину взятия войсками Кавказской армии Эрзерума монастырь выделил 5000 руб на нужды военного ведомства(17).
Ежегодно в армию отправпялась братия монастыря(18). В 1917 г. на фронт ушли более 50 человек-послушников.
Следует остановиться на хозяйственной деятельности Ново-Афонского монастыря в годы I мировой войны На основании анализа новых архивных документов, удалось установить, что целый ряд монастырских мастерских (литейная, кузнечная, слесарная, токарная и др.) активно работали с военным ведомством. Так, например, по заказу Потийского военно-промышленного комитета монастырь только с 11 августа1915 г. по 1916 г. изготовил 2600 девятисантиметровых чугунных снарядов для бомбометов. Стоимость работ составила 3000 рублей(19). Материал для изготовления снарядов был доставлен из Батуми в количестве - кокс (100 пуд.), чугун (300 пуд.). 10 пудов подрывного пороха было получено из Михайловской крепостной артели, по цене - 32 руб. 10 коп. за пуд(20). Ново-Афонский монастырь выполнял многочисленные заказы, поступающие от администрации санатория Смецкого, приспособленного под лазарет, управления Гагрской климатической станции(21) и строящейся Черноморской железной дороги. Так, для санатория в 1916 году было приготовлено медное литье для мотора, 2 паровых насоса для нефтяного мотора, чугунные кухонные плиты. Управление Гагрской климатической станции дало заказ на изготовление чу-

105

гунного литья четырех кронштейнов на 300 пудов, втулок тормозных и колец для поршней. Администрация по строительству Черноморской железной дороги получила четыре медных отливки для карданных муфт. Заказ на изготовление чугунных колосников весом 43 пуда, поступивший из Зугдиди и заказ фирмы «Аллар», «Долфюс» и «Верио» на изготовление медного и чугунного литья на сумму до 300 руб. для сооружения тоннелей в зоне Гагра были исполнены мастерскими монастыря(22).
Литейную мастерскую обслуживали 8 человек. Из них четверо военнообязанные, работники ополчения второго разряда: Р. В Мирошниченко Е. Э. Давиунц, Гордиенко, Котов, заведующий и главный мастер литейной мастерской О. Нил, мантейные монахи(23). Продолжительность рабочего дня в мастерской составляла 8 часов. В качестве топлива использовали уголь (ежемесячно 100 пудов) и кокс (70 пудов). Мастерские монастыря снабжались электроэнергией, вырабатываемой на электростанции. В результате 4 водяных двигателя приводили в движение  мастерские, мельницу, водокачку монастыря. Расход воды в минуту составлял 9 м3 при потере тока в 25 квт. Длина канала занимала 430 м, а полное падение - 19 м. Нормальному функционированию мастерских монастыря оказывали содействие: пять электромоторов мощностью: первый - 12л. с., второй - 8 л.с., третий - 2,3 л. с., четвертый - 8 л. с., пятый - 36 л. с.(24). В 1915 году израсходовано было 725 пудов чугуна, 129 пудов железа, а в 1916 г. - 206 пудов чугуна, 200 пудов железа. Анализ экономической жизни Ново-Афонского монастыря в годы Первой Мировой войны свидетельствует о том, что в целом его хозяйственная деятельность значительно уступала довоенному периоду. В годы войны монастырь почти лишился дешевой рабочей силы. Значительно были нарушены экономические связи с другими регионами страны. В большей степени сузился рынок сбыта монастырской продукции. Резко снизилось число паломников, приносивших монастырю большие денежные доходы. Участие монастыря в выполнении военных заказов не могло сколько-нибудь заметно оживить его экономическую деятельность, так как производственные мощности монастырских мастерских не позволяли разместить крупные военные заказы.

106

Водяные двигатели (турбины, колеса и т. д.)(25)

№                                  1 двигатель    2 двигатель        3 двигатель         4 двигатель
Система двигателя            Вольта               Рюш        Своей работы    На водокачке

Работает на
трансмиссию или
динамо машину             На динамо          На динамо          На трансмиссию 
                                                                                            мельницы
    
Мощность в ло-
шадиных силах                  80                      70                        25                          25

Вместе с тем не следует упускать из виду, что монастырь на всем протяжении своей деятельности, а стало быть, и в годы войны, оставался крупным религиозным центром, одним из оплотов самодержавия на Кавказе, играя заметную роль в общественно-политической жизни.
Не следует отвергать положительные моменты в истории Ново-Афонского монастыря. Ведение образцового высокопроизводительного хозяйства объективно служило процессу утверждения капиталистических отношений, способствовало развитию производительных сил и росту экономического благосостояния края.
Газета «Черноморский вестник» писала: «Из томительной пустыни путник сразу попадает в царство кипучего, огромного труда, не оставляющего ни одного клочка земли без внимательной обработки. Раскрывается картина огромного и разнообразного хозяйства, в котором сразу чувствуется превосходно соображенный и последовательно проводимый план...»(26).


Список сокращений

ЦГАА - Центральный государственный архив Абхазии.
ЦГАОР - Центральный государственный архив Октябрьской революции.
РГИА - Российский Государственный исторический архив.

107

Примечания


1  ЦГАОР. ф 601. Оп.1. Д. 222. Л. 272; РГИА Ф. 835. Оп. 4. Д. 13. Л. 1.
2  Прибавление к Церковным Ведомостям №47. 1888. 19 ноября С. 1297-1328. Посещение их Императорскими Величествами Ново-Афонского монастыря 1315-1317. ЦГАА. ф. 11. Оп.1. Д. 46. Л. 9 об.
3  Газ. Новости и биржевая газета № 226. Спб. 26 сетября 1888. Новый Афон (по телеграфу). С. 1.
4  Прибавление к Церковным Ведомостям. №47. 1888. 19 ноября. С. 1297-1328. Посещение их Императорскими величествами Ново-Афонского монастыря (С. 1315-1317). С. 1316.
5  ЦГАА. ф. 11. Оп. 1. Д. 46. Л. 9 об.
6  ЦГАА, Ф. 11. Оп.1. Д. 46. Л. 12; Воспоминание Архимандрита Иерона о посещении Государем Императором Александром III с августейшей семьей монастыря «Новый Афон» в 1888 г. СПб. 1906. С. 9.
7  ЦГАОР. Ф. 601, Оп. 1 Д. 222 Л. 272, ЦГАА. Ф.11. Оп. 1. Д. 464. Л. 12 об. 25 сентября 1888 г. в 10 часов утра император прибыл в Батуми, 26 сентября в 14 часов - г. Боржоми, 28 сентября в 10 часов - г. Тифлис.
8  Дзидзария Г. А. Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции. Сухуми, 1979. С. 145.
9  Москвич Г Путеводитель по Черноморскому побережью. 1914. Спб. С. 87.
10  Цомая С. В., Вольский В. Ф. 1958. Новый Афон. Тбилиси. С. 49.
11  ЦГАОР. Ф. 601.Оп. I. Д. 1060.
12  Лакоба С. 3. Абхазия в годы первой русской революции. Тбилиси, 1985. С. 68.
13  ЦГАА. Ф. I. Оп. 1. Д. 3626. Л. I.
14  ЦГАА. Ф. II Оп. 1. Д. 140. Л. 4, 12: Там же. Д. 128. Л. 192, 199; АбНИИ, Ф. 1а. Д. I. Л. 232.
15  ЦГАА. Ф. II. Л. 41; Там же. Д. 128 Л. 199 - монастырь проибрел у бакинского фабриканта Тагиева бязь - 3500 аршин для пошива матрацев и подушек на 100 человек.
16  ЦГАА. Ф. II. Оп. I. Д. 139. Л. 9.
17  ЦГАА. ф. I. Оп. I Д 7912. Л. I; Там же. Ф. II. Оп. I. Д. 124. Л. 247.
18  ЦГАА. Ф. II. Д. 124 Л. 130; Там же. Ф. I. Оп. I. Д. 8050. Л. 1
19  ЦГАА. Ф. I. Оп. 2. Д. 152. Л. 36, 69.
20  ЦГАА. Ф. II. Оп. I. Д. 128. Л. 118.
21  ЦГАА. Ф. II. Оп. I. Д. 128. Л. 57. Начальник Гагрской климатической станции ротмистр ополчения Ник. Иванович Кавелин - 1916 г., 12 июня.
22  ЦГАА. Ф. II. Оп I. Д. 152. Л. 70; Там же. Д. 128. Л. 118. 10 пудов пороха получил монастырь из Михайловской крепостной артели.
23  Там же.
24  ЦГАА. Ф. II. О п. I. Д. 128. Л. 9. 197; Там же. Д. 127. Л. 141 об.. Там же. Д. 152. Л. 103 об., 104
25  ЦГАА. Ф. II. Оп. 1. Д. 152. Л. 104. 104 об.
26  Черноморский вестник. 1897. №147. 4 июля. С. 3.

Источник:
Журнал «К свету» №16. 1997.

108

---------------------------------------

(Опубликовано: Абхазоведение: История. Археология. Этнология. Вып. II. Сухум, 2003. С. 101-108.)

(Сканирование, вычитка - Абхазская интернет-библиотека.)



Некоммерческое распространение материалов приветствуется;
при перепечатке и цитировании текстов
указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика