А. Ампар
"Трезво и объективно оценивать события"
Уважаемая редакция!
Ваш журнал я знаю давно, читаю, по мере возможности, и отношусь к нему как к одному из наиболее объективных источников информации. И я был крайне удивлен, что в вашем журнале появилась статья Евдокимова-Вогака ”По следам беды в Абхазии” (спец. выпуск 4/1989 г.). По поводу этой публикации мне хочется высказать несколько соображений.
Первый вопрос, который у меня возник после прочтения статьи - на кого она рассчитана? Даже никогда ничего не слышавший ни об Абхазии, ни о Грузии человек с полувзгляда определит неприкрытую прогрузинскую направленность публикации. На что же надеется Евдокимов-Вогак? Видимо, на то, что читатели "Посева” не обладают достаточным объемом информации о событиях в Абхазии. ...Я уверен, что редакция "Посева” рано или поздно опубликует объективную статью по этому вопросу. Я же хочу написать вам лишь вкратце о том, как происходил и происходит процесс огрузинивания Абхазии, не заходя при этом в глубокую древность, а ограничившись последними 70-ю годами.
Превращение Абхазской ССР (а первоначально Абхазия была союзной республикой) в автономную республику было важным звеном в цепи хорошо продуманных мероприятий по огрузиниванию Абхазии. Насколько так называемая ’’автономия” ограничивает свободу принятия политических и социальных решений - общеизвестно. Без разрешения правительства Грузии Абхазия не могла решать свои вопросы. Мало того. Чтобы облегчить себе жизнь, грузинское правительство решило назначить на высшие правительственные посты Абхазии своих ставленников, что им удалось без особого труда.
Следующим важнейшим этапом было переселение из западных районов Грузии около 200 тысяч грузин на территорию Абхазии. Это переселение было принудительным и поэтому оно было трагичным не только для абхазов, но и для переселяемых грузин, которые, конечно, не хотели уезжать с обжитых мест, где жили и похоронены их предки. Но сталинская диктатура не считалась с интересами народов. Этот общеизвестный факт переселения объясняет причину ’’исторически сложившегося” численного соотношения абхазов и грузин в Абхазии.
Дальше - больше. В Абхазии были закрыты абхазские школы и долгое время абхазы не имели возможности обучаться родному языку у себя на родине. К счастью, это длилось не настолько долго, чтобы абхазы забыли свой язык.
Стоит также вспомнить как принималась конституция Абхазии в 1977 году. Грузинское правительство Абхазии с разрешения Грузии приняло конституцию Абхазии, несмотря на многотысячные демонстрации протеста. Хотя, как известно, в те времена демонстрации не играли никакой роли в общественной и политической жизни страны, за исключением, разве, праздничных демонстраций.
Этот список можно продолжать очень долго. Но я надеюсь, что этим займется редакция ’’Посева” и поэтому хочу перейти к событиям лета прошлого года в Абхазии, свидетелем которых я был.
*
В самом начале статьи Евдокимов говорит, что ”в СССР это пока единственный случай, когда представители национального меньшинства (то-есть абхазы) первыми подняли оружие, применили насилие...”. И для пущей убедительности вспоминает английских колонистов в Южной Африке. Блестяще! Абхазы-колонисты, напали на смиренных грузин! Автор статьи, видимо, запамятовал, что еще до начала событий в Абхазии из западных районов Грузии в Сухуми были переброшены боевики (это хорошо организованные, вооруженные отряды молодых людей, которые имеют даже подобие униформы: шорты до колен, голый торс, черная повязка на голове, разутые ноги). А они, конечно, пришли не с пустыми руками и не с добрыми намерениями. Абхазы же первые несколько часов (2-3) отбивались только охотничьим оружием, которого у населения (как абхазского, так и грузинского) достаточное количество. Потом, действительно, абхазы добыли и автоматы, и пистолеты, и винтовки. А насчет вертолетов и автоматов зарубежных образцов Евдокимов-Вогак преувеличил. Или, может, он их видел в грузинских отрядах?
При необходимости я могу привести достаточное количество примеров зверств (по-другому я не могу это назвать) со стороны грузин. Например, Евдокимов пытается объяснить освобождение грузин из Зугдидской тюрьмы тем, что те якобы показали местонахождение склада оружия. Можно подумать, что это такой большой секрет...
Среди освобожденных заключенных было несколько абхазов, один из которых рассказывал, с какими напутственными словами их выпускали из тюрьмы: ”Идите - убивайте абхазов!”
Ну, а в христианском вопросе автор запутался до того, что по его словам выходит, будто абхазы-мусульмане не поладили с абхазами-христианами и дело дошло чуть ли не до драки. В результате долгого турецкого ига многие абхазы потеряли христианство, это действительно так. Но это не означает, что они стали мусульманами. Сейчас абхазы делятся на верующих (православных христиан) и неверующих. Никаких воинствующих мусульман в Абхазии нет. Этот образ создан для того, чтобы отвернуть христианский мир и в первую очередь русских от "диких мусульман-абхазов”, которые "духовно-чужды” и заведомо неправы. Подводить под эти события вопрос веры, - а конфликт не имеет никакого отношения к религии, - это дешевый прием, рассчитанный на то, что в христианском (православном) мире идет процесс возрождения и люди обостренно воспринимают все, что касается православия. Использовать эту тему в спекулятивных целях, мне кажется, не следовало бы.
В заключение своего письма хочу выразить уверенность в том, что рано или поздно правда восторжествует, и этому будет способствовать ваш журнал, а также люди, готовые трезво и объективно оценивать события, происходившие вокруг нас, люди сохранившие свою честь и достоинство.
С уважением, А. Ампар.
Москва, февраль 1990 г.
(Опубликовано: Журнал "Посев", № 2, 1990 г. Рубрика "Письма". С. 156-158.)
__________________________________