Об авторе

Цугба Марина Энверовна
Кандидат юридических наук.





М. Э. Цугба

Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов в XIX - нач. ХХ вв.: соотношение обычного права и законодательства Российской империи

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве / М. Э. Цугба; Науч. рук. Л. Е. Лаптева. - М., 2010. - 26 с.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Семья остается одним из важнейших элементов в структуре современного общества. Вместе с тем, очевидно, что в наши дни она переживает кризис. Конечно, изучение причин этого кризиса и формирование программы поддержания семьи предполагает комплексный подход. Однако право в его широком понимании неизбежно остается одним из важнейших инструментов поддержания семьи. Очевидно, что воздействие на внутрисемейные отношения посредством одного только законодательства невозможно. Именно поэтому важно понимать, каковы традиции, нравственные и религиозные ценности, которые определяют эти отношения и отражаются в таком соционормативном комплексе, как правовой обычай.

Наша страна обладает бесценным опытом взаимодействия законодательства и обычая в регулировании жизни подданных. Ведь Российская империя формировалась и существовала как многонациональное государство. Этим и был обусловлен специфический подход к регулированию семейных отношений. Всегда в российских регионах в той или иной мере допускалось применение так называемого «местного права».

Длительное время Абхазия находилась в составе Российской империи, а потом и Советского Союза. Правовая система Российской империи служила ориентиром в развитии общественных отношений на территории Абхазии. Вместе с тем российское правительство согласно традиции, заложенной еще во времена Московского царства, не стремилось полностью унифицировать систему социальной регуляции, в известных пределах (прежде всего, в частной сфере) предоставляя присоединяемым регионам возможность пользоваться привычными нормативными системами.

Обычное семейное право абхазов – это сокровищница богатейших культурно-правовых традиций абхазского народа. В ранний советский период обычное право было предано забвению, считалось, что обычное право и социализм несовместимы. В печати появлялись статьи о вредоносном влиянии обычного права (адата) на новые общественные отношения[1]. Позднее отношение к обычаю изменилось, адаты горцев стали считать «главнейшим, … и единственным источником для характеристики социальных отношений у этих народов»[2].

Адат и в настоящее время обладает внушительным регулятивным потенциалом. В современной юридической науке укрепилось представление о том, что «обычное право – не атавизм прошлого, а постоянный фактор правового развития общества»[3]. В Абхазии обычай сохраняет свое значение, конкурируя с законодательством. По мнению современного исследователя Бутба С.Р., «без всестороннего изучения обычного права невозможно решить многие проблемы, стоящие сейчас на государственном уровне, так как корни старых правовых отношений довольно устойчивы и играют значительную роль в общественном сознании абхазов»[4].

Изучение обычного права абхазского народа в XIX – начале XX вв. является актуальным и потому, что позволяет лучше понять правовые, политические, экономические, нравственные и иные особенности, на которых основана и развивается государственность ныне суверенной Абхазии.

Степень научной разработанности темы. Исследование семейного законодательства Российской империи (как части гражданского законодательства) и обычного семейного права абхазов XIX – начала XX вв. в сравнительно-правовом аспекте представляет собой одну из сложных и неразработанных проблем в истории права.

Обычному праву абхазов в конце XVIII- XIX вв. посвящена работа Л.Л. Кавшбая[5]. Ф.Г. Камкия исследовала правовой статус субъектов обычного права Абхазии в первой половине XIX века[6]. Л.Г. Свечникова в кандидатской диссертации разрабатывала проблемы, связанные с семейным правом горцев Северного Кавказа в XIX – начале XX вв.[7]. В дальнейшем Л.Г Свечниковой был проведен комплексный анализ функцио­нирования обычая и его роли в праве народов Северного Кавказа[8]. Однако, в данных работах обычному семейному праву Абхазии отведено незначительное место. Ш.Д. Инал-Ипа рассматривал брачно-правовые нормы абхазов с точки зрения их исторического осмысления[9].

Сравнительно-правовой анализ обычного семейного права абхазов и семейного законодательства Российской империи (как части гражданского законодательства) XIX – начала XX вв. учеными-юристами до сих пор не проводился.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили монографические работы по истории, теории права и государства, в том числе труды дореволюционных российских мыслителей, таких как: А.Н. Введенский[10], Ф. Завадский[11], К.Д. Кавелин[12], М. Ковалевский[13], Леонтович[14], Д.И. Мейер[15], К.П. Победоносцев[16] и др.

Важные подходы к классификации обычаев представлены в трудах Е.И. Якушкина[17].

В советский период наиболее значимыми для диссертационного исследования являлись работы следующих ученых – Г.А. Дзидзария[18], М.О. Косвена[19], Я.С. Смирновой[20] и др.

На формирование позиции автора оказали влияние труды современных юристов, таких как: Э.С. Ахильгова[21], А.З. Бейтуганов[22], Ю.М. Кетов[23], Н.С. Нижник[24], Л.А.Тищенко[25], Л.Р. Сюкияйнен[26], З.Х. Мисроков[27] и др.

Наряду с изучением письменных источников автором проводились и, так называемые, полевые исследования методом включенного наблюдения. Так, в работе использованы полевые материалы, собранные автором в результате неоднократных поездок в Абхазию. Отметим сложность в нахождении материалов, а также в установлении времени применения тех или иных обычаев.

Объектом исследования является обычное семейное право абхазов и гражданское законодательство Российской империи XIX – начала XX вв.

Предмет исследования. Настоящее диссертационное исследование посвящено сравнительно-правовому анализу обычного семейного права абхазов и семейного законодательства Российской империи (как части гражданского законодательства) XIX – начала XX вв.

Цель и задачи исследования. Актуальность и состояние научной разработки проблемы позволили автору определить цель данной работы: провести сравнительно-правовой анализ обычного семейного права абхазов и семейного законодательства России (как части гражданского законодательства) XIX – начала XX вв.

Исходя из этого, автором ставятся и решаются следующие основные задачи:

– дать понятие и общую характеристику обычного права на Кавказе;

– установить сферы применения обычая в Российской империи (в XIX - начале XX вв.);

– выявить роль адата в регулировании общественных отношений с момента вхождения Абхазии в состав Российской империи;

– сравнить условия вступления в брак по российскому гражданскому законодательству и по адатам абхазов;

– проанализировать порядок заключения и форму брака по гражданскому законодательству России и по обычному праву абхазов;

– раскрыть общие и отличительные черты оснований и порядка прекращения брака по адатам абхазов и по законодательству России;

– сравнить правовое положение супругов в браке и после прекращения брака по адатам абхазов и по российскому гражданскому законодательству;

– изучить права и обязанности родителей и детей по адатам абхазов и по законодательству России;

– исследовать правовой статус иных членов семьи по обычному праву абхазов и по гражданскому законодательству России.

Хронологические рамки исследования открываются с момента вхождения Абхазии в состав Российской империи (1810 г.) и простираются до начала XX вв., когда империя перестала существовать. Именно в это период формируются и получают дальнейшее развитие управленческие структуры Российской империи на Кавказе, включая и территорию Абхазии. В этом контексте рассматривается эволюция семейно-правовых норм, как в гражданском законодательстве России, так и в адатах абхазов на протяжении всего XIX и в начале ХХ века.

Методологическую основу исследования составили методы и логические приемы, используемые в истории и теории государства и права, истории политических и правовых учений, отраслевых юридических дисциплинах. При характеристике абхазского общества использованы элементы формационного подхода. Наибольшее применение получили сравнительно-юридический и сравнительно-исторический методы, а также метод включенного наблюдения.

Автором также использованы общенаучные методы и методы познания отдельных наук (социологический, анализа и синтеза, сис­темно-структурный, историко-генетический, типологический).

Источниковую базу диссертационного исследования составили нормативные правовые акты, содержащиеся в Полном собрании законов Российской Империи (1–3 собрания), в Своде законов Российской Империи и др.

При написании настоящей диссертации автором использовались материалы официального делопроизводства, как опубликованные, так и содержащиеся в архивах: материалы фондов Российского государственного исторического архива (РГИА) Фонд 1275 – Совета Министров, Фонд 1276 – Совета министров, Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) Фонд 482 – Кавказской войны, Центрального государственного исторического архива Грузии (ЦГИАГ) Фонд 416 – Кавказский археологической комиссии при главном управлении наместника на Кавказе, Архива Абхазского государственного музея.

Бесспорно, значимыми для написания диссертационного исследования являлись бы данные Центрального государственного архива Абхазии (ЦГАА), но они были сожжены во время грузино-абхазского конфликта. Сведения, содержавшиеся в ЦГАА, в настоящее время мы можем почерпнуть только из работ ученых, исследовавших Абхазию, ее общественное и государственное устройство, социально-экономические, политические, культурные отношения, правовое положение населения, его быт[28].

Источниковую базу исследования составили, кроме того, материалы периодической печати, публикуемые в рассматриваемый период.

Научная новизна диссертации определяется выбором предмета исследования, поставленной целью, задачами и выражается в полученных результатах. Автором впервые в историко-правовой литературе было проведено сравнительно-правовое исследование гражданского законодательства Российской империи и обычного семейного права абхазов XIX – начала XX вв. Вводятся в научный оборот новые архивные материалы.

На защиту выносятся следующие положения, отражающие научную новизну проведенного исследования:

1) С момента включения Абхазии в состав Российской империи имперский законодатель ставит задачу преодоления отставания правового развития этого региона. Законодательство Российской империи, как носителя более высокой правовой культуры, должно было служить ориентиром в развитии нормативной системы Абхазии. Однако правительство Империи исходило из необходимости вначале образовать население Абхазии, тем самым поднять уровень его правосознания и только потом постепенно ввести российские законы. Поэтому организация общественного быта, решение многих конфликтов и споров продолжали осуществляться на основе норм обычного права. Тем не менее, сразу после присоединения стало запрещаться или ограничиваться применение норм обычного права, связанных с кровной местью, рядом имущественных преступлений, похищением женщин.

2) Особенности, присущие различным этническим обществам, обусловили издание особых правил для управления отдельными регионами Кавказа, в том числе и для Сухумского отдела (Положение об управлении Сухумским отделом 1866 г.; Временные правила об устройстве судебной части в Сухумском отделе 1866 г.). Малозначительные уголовные и семейные дела в Окружных Словесных Судах рассматривались на основании народных обычаев. Дела в Главном Суде решались на основании общих законов Империи, однако при необходимости принимались во внимание и народные обычаи. Даже после введения Судебных уставов 1864 года (введены в 1880 году) окружные суды до конца ХIХ века руководствовались наряду с законодательством нормами обычного права, а семейно-правовые споры вплоть до установления Советской власти разрешались на основании адатов. Гражданские дела решались не по местным обычаям, а по законам Империи, когда на представившийся случай не существовало вовсе обычая, или этот обычай был неясен, или когда имущество - предмет спора, перешло к тому, кто им владеет не на основании местных обычаев.

3) Законодательное регулирование внутрисемейных отношений в России во многом сохраняло патриархальный характер, поскольку основывалось на традиционных нормах христианской морали. Во многом они совпадали с принципами обычного права, бытовавшими на территории Абхазии. В обоих случаях сохранялась большая семья, полновластие отца семейства, зависимое положение женщин и детей. Вместе с тем, в ХIХ в. российское законодательство, в отличие от обычаев, допускало активное участие женщин в воспитании детей, предусматривало защиту прав внебрачных детей и их матерей, выводило замужнюю женщину из-под власти отца.

4) Сравнительно-правовой анализ обычного семейного права абхазов и российского гражданского законодательства в XIX – начале XX вв. выявил общие и особенные черты в условиях вступления в брак; в порядке заключения брака и форме брака; в основаниях и порядке прекращения брака; в правовом положении супругов в браке и после прекращения брака; в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях (включая и наследственные права и обязанности) супругов, родителей и детей, иных членов семьи. Различия адатов абхазов и норм гражданского законодательства России объясняются исторически сложившимися особенностями в религиозно-нравственных, культурных, правовых ценностях.

5) Исчерпывающий перечень условий вступления в брак в обычаях абхазов отсутствовал. Однако на основании описанной практики можно утверждать, что общими условиями вступления в брак являлись согласие родителей, опекунов, попечителей, отсутствие запрещенных степеней родства, достижение брачного возраста. Отличия коренились в отношении к вероисповеданию и понимании родства.

6) Как гражданское законодательство XIX – начала XX вв., так и адаты абхазов устанавливали режим раздельной собственности супругов. Однако, в отличие от законодательства, адаты признавали неотъемлемой собственностью жены лишь приданое и полученные во время брака подарки.

Согласно российскому законодательству супруги могли свободно распоряжаться своим имуществом. Муж мог распоряжаться имуществом жены только по доверенности. По адатам абхазов для распоряжения имуществом жены муж также был связан ее согласием.

Адаты не предусматривали право женщин участвовать в наследственных разделах, однако во второй половине ХIХ века женщины из высших сословий Абхазии под влиянием российского законодательства добивались участия в разделе имущества и наследовании.

7) Разводы у абхазов, как христиан, так и мусульман, регулировались адатом. Если по христианским религиозно-нравственным нормам развод супругов считался грехом и допускался только в исключительных случаях с разрешения церковных властей, то по обычному праву абхазов основания расторжения брака были достаточно обширны. К общим основаниям относились: прелюбодеяние, бездетность. Адаты допускали в качестве основания развода также болезнь одной из сторон, нерадивость и сварливость жены, грубое обращение мужа, несоответствие характеров.

Научное и практическое значение исследования. Сформулированные в диссертации выводы дополняют соответствующие разделы науки истории государства и права России, истории государства и права Абхазии, теории права и государства. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при преподавании профильных вузовских дисциплин, подготовке различных учебных пособий и спецкурсов (например, «Обычное право народов Кавказа», «История брачно-семейного права»).

Знание особенностей обычного семейного права позволит законодательным органам Абхазии адекватно учитывать специфические национальные особенности при проведении правовой реформы.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась в секторе истории государства, права и политических учений Института государства и права Российской академии наук.

Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались автором на различных научно-практических конференциях, в том числе: «Россия, XXI век: право, общество, государство» (9-10 октября 2009 года на базе Сочинского института Российского университета дружбы народов); «Актуальные проблемы туризма и сервиса» (Филиал ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Сочи, 29 октября 2009 года); нашли отражение в публикациях диссертанта по теме проведенного исследования.

Материалы и выводы диссертационного исследования использовались автором при проведении семинарских занятий по «Истории отечественного государства и права», «Истории государства и права зарубежных стран» в филиале ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Сочи.

Структура диссертационного исследования определяется целью и задачами. Она включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ



Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее разработанности, излагается цель и основные задачи исследования, методологическая и теоретическая основы, научная новизна и практическая значимость диссертации, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая – «Становление и развитие обычного права на Кавказе» посвящена становлению и развитию обычного права как в целом на Кавказе, так и в Абхазии, до и после ее вступления в состав Российской империи.

В параграфе 1.1. «Понятие и общая характеристика обычного права на Кавказе» дается определение правового обычая, адата; рассматривается влияние религиозно-нравственных норм и ценностей на становление обычного права на Кавказе; выделены характерные черты обычного права на Кавказе

Под правовым обычаем принято понимать «фактические сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права»[29]. В догосударственный период такое санкционирование осуществляется через признание общностью людей (общиной, родом) или органами, выполняющими функции публичной власти.

Обычаи у народов Северного Кавказа обозначают термином «адат» арабского происхождения, означающим «закон предков». Однако у абхазов для обозначения обычного права существовал собственный термин – «акьабз». В адатах кавказских горцев соединялись христианские и мусульманские, а также старинные языческие религиозно-нравственные нормы и ценности.

К характерным чертам обычного права на Кавказе можно отнести следующие:

1. Локальность, характеризующаяся тем, что обычаи одних кавказских народов отличались от других.

2. Устный характер, объяснявшийся, прежде всего, отсутствием вплоть до середины XIX века письменности у кавказских горцев.

3. Священность норм обычая. Знание адатов передавалось от отца к сыну, им следовали добровольно и исполняли беспрекословно.

4. Основным органом образования адатов кавказских горцев являлось третейство, мировой суд посредников.

Обычное право – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов Кавказа. В рассматриваемый период обычное право кавказских народов представляло собой развитую многокомпонентную систему, которая регламентировала практически все сферы жизни: организацию управления, систему разрешения конфликтов, имущественные и семейные отношения, преступление и наказание. Адаты регулировали распределение материальных и нематериальных благ; закрепляли экономические, социальные, культурные и иные общественные отношения.

В параграфе 1.2. «Применение обычая в Российской империи (XIX-нач. XX вв.)» анализируется роль обычая в регулировании общественных отношений у инородцев и среди крестьян; выделяются различия между обычным правом крестьян, проживающих в основной части Российской империи и обычным правом инородцев.

В соответствии с законодательством Российской империи в XIX – начале XX вв. применение обычая допускалось в следующих случаях:

1.В торговых отношениях (за отсутствием правила, установленного законом, суд обращался к обычаю).

2.В делах о наследовании, об опеке и попечительстве среди крестьян.

3.В делах, разрешаемых мировыми, городскими судьями, земскими начальниками, по требованию одной или обеих сторон, когда подобное разрешалось законом; или же когда закон не давал прямого ответа, как разрешить дело. Судья не мог применить обычай по своей инициативе.

4.В делах, рассматриваемых волостным судом при разрешении споров между крестьянами.

5.В ряде случаев, прямо установленных в законодательстве, для инородцев – жителей окраин Российской империи. Прежде всего, в частноправовой сфере – гражданской и семейной.

Между обычным правом крестьян, проживающих в основной части Российской империи, и обычным правом инородцев наблюдались определенные различия. В сфере брачно-семейных отношений они определялись, прежде всего, разницей предписаний, диктуемых христианством и исламом. Кроме того, обычное право инородцев, и, прежде всего, народов Кавказа регламентировало практически все сферы частной жизни (а в первые десятилетия после присоединения к России и почти все вопросы публичной сферы – управления, преступления и наказания), тогда как обычное право в центральных российских губерниях – более ограниченную сферу.

В параграфе 1.3. «Роль адата в регулировании общественных отношений с момента вхождения Абхазии в состав Российской империи» рассматривается роль и значение адата как нормы жизни; выделяются характерные черты семейных отношений по адату абхазов:

Несмотря на то, что Абхазия вошла в состав Российской империи в 1810 году, первоначальные действия российской администрации ограничивались сношениями с владетелем. Вмешательство во внутренний быт было запрещено в силу Высочайшей грамоты Императора Александра I , даровавшей владетелям Абхазии право внутреннего управления. Так, в 1834 году барон Розен в записке владетелю Абхазии требует установить порядок, при котором за воровство взыскивать не более как вдвое от суммы украденного, «строго воспретить кровомщение. Преступников за смертоубийство и грабеж отсылать к суду в Сухум-кале или Кутаис»[30].

Собственно российское управление было введено только после окончания Кавказской войны (1864 г.) С этого момента имперская власть начинает вводить законы Империи. Однако даже после частичного введения общих учреждений для управления губерниями в Абхазии было официально разрешено применять обычаи. Говоря словами А.Н. Введенского, «для полудикого народа, в котором все общественные и частные отношения обуславливаются устоявшимися обычаями, переход к другим отношениям, основанным на требованиях только что начавшейся для него жизни, будет слишком резок»[31]. Поэтому правительство на время пощадило прежний строй общественной жизни горцев.

Правительство Российской империи принимало во внимание, что управление Кавказом требует знания народных обычаев, что позволяло более адекватно избирать способы и методы регулирования общественных отношений. Адат был санкционирован для того, чтобы создать оптимальные возможности целенаправленного и устойчивого функционирования общественной системы. Попытки систематизации адатов кавказских горцев начались с момента вхождения этих народов в состав Российской империи (первая половина ХIХ в.). Однако адаты абхазов так и не были систематизированы. Сделанные в ходе предварительной работы записи носили противоречивый характер, поскольку собирание обычаев было поручено российским чиновникам и военным, далеко не всегда способным получить и правильно понять полученную информацию.

Адаты абхазов в рассматриваемый период регулировали все основные сферы жизни общества: правовое положение сословий, включая взаимоотношения между владетелем и населением, общественный строй, формы ренты и др. Как и любые обычаи традиционных обществ, они рассматривались как нечто незыблемое и отличались консерватизмом.

Правовое положение лиц, принадлежащих к разным социальным группам (включая их семейные права и обязанности), согласно адатам характеризовалось как общими, так и отличительными чертами. Установлено, что в данный период абхазское общество делилось на два противоположных класса: феодалов и эксплуатируемых крестьян (составляющих преобладающее число населения). Незначительную часть населения составляло духовенство.

Обычай регулировал жизнь всех слоев абхазского общества. Согласно нормам обычного права наказывались кража, грабеж, избиение, драка, супружеская измена, проституция, изнасилование, умыкание девушки, обнажение частей тела, кровосмешение, оскорбительный тон и нецензурная брань по отношению к родителям и старшим, ранение (случайное или умышленное), убийство (случайное или умышленное), рождение ребенка вне брака, обман, святотатство и богохульство, борьба за власть, посягательство на жизнь владетеля и членов его семьи.

Одним из институтов традиционного абхазского общества являлась кровная месть. Обычай кровной мести по мере развития абхазского общества изменялся. Первоначально соответствуя принципу «око за око, зуб за зуб» – «жизнь за жизнь», он постепенно заменялся платежами (пеней) – «ценой крови». Такие платежи отличались в зависимости от сословной принадлежности убитых.

Существовали и правила кровной мести, а также способы примирения враждующих сторон. Особенностью кровной мести являлась недопустимость отказа от нее. Причем, соответствующее право и обязанность принадлежали не конкретному человеку или его семье, а всему роду. Однако абхазы руководствовались принципом «Месть не должна превышать степени жестокости первого убийства»[32].

В рассматриваемый период обычай регулировал и основные имущественные отношения. Так, достаточно развитым являлся институт собственности. Имущество считалось неприкосновенным. Выделялись и договорные отношения: договор купли-продажи имущества, договор личного найма, договор займа, договор аренды, договор товарищества. Самостоятельно регулировались наследственные отношения.

Особо регулировались отношения по поводу земли. У абхазов земля находилась не в индивидуальной, а в коллективной собственности. Поэтому сделки с землей, как правило, не осуществлялись. Считалось недостойным и даже позорным отчуждать землю, которая составляла собственность всей семьи, всего рода.

Обычное семейное право определяло условия вступления в брак; порядок заключения брака; форму брака; основания и порядок прекращения брака; правовое положение супругов в браке и после прекращения брака; права и обязанности родителей и детей; правовой статус иных членов семьи.

Можно выделить следующие характерные черты семейных отношений по обычному праву абхазов:

1) цель брака – направленность на воспроизводство традиционного общества;

2) отсутствие исчерпывающего перечня условий вступления в брак, а также условий для прекращения брака;

3) неравноправие мужчины и женщины, проявляющееся в личных и имущественных отношениях (включая и наследственные отношения);

4) неограниченная власть отца над детьми и женой, что подчеркивает господство патриархальных отношений.

Изучение адатов горцев началось сразу после вхождения кавказских народов в состав Российской империи. У имперской власти появляется повышенный интерес к обычаям абхазского народа. Задача по сбору информации была поставлена перед Канцелярией по управлению мирными горцами. Командируются в Абхазию и военные чиновники. Однако сведения, добытые у населения, отличались противоречивостью, что объясняется недоверчивостью кавказских народов к российским чиновникам и военным.

Сведения об обычном праве абхазов собирались, прежде всего, для практического их применения в судах. Поэтому они касались в основном правил поведения в сфере уголовного, семейного, наследственного права. Также изучались сословия, их правовое положение, быт.

С момента распространения царской власти на территорию Абхазии сложилась ситуация, когда на одном и том же пространстве действовало обычное право, шариат (применявшийся, как правило, в высших сословиях) и общероссийские законы. Вследствие чего и возникала конкуренция норм, первоначально решавшаяся в пользу адатов.

11 августа 1866 года были Высочайше утверждены Временные правила «Об устройстве судебной части в Сухумском отделе»[33]. В соответствии с § 11 Правил дела в Окружных Словесных Судах рассматривались на основании народных обычаев, что подчеркивает их важность и ценность для населения. Дела в Главном Суде решались или на основании общих законов Империи или принимались во внимание народные обычаи, когда в этом была необходимость. Создание словесных судов преследовало цель – постепенное внедрение в судебную практику кавказских народов общих законов Российской империи.

28 мая 1880 г. в Сухумском отделе «в полном объеме» были введены в действие судебные уставы 1864 года[34]. Однако Суд присяжных не был введен Судебными уставами 1864 г. ни в Абхазии, ни в целом на Кавказе.

С введением данных нормативных правовых актов действие обычного уголовного права абхазов стало искореняться. Государство оставляло за собой прерогативу регулирования отношений в публичной сфере, в частной же сфере (в семейных, наследственных отношениях) обычное право продолжало играть значительную роль.

Вторая глава – «Институт брака по обычному семейному праву абхазов и по нормам российского гражданского законодательства (XIX – нач. XX вв.)» состоит из трех параграфов. Сравнительно-правовой анализ обычного семейного права абхазов и российского гражданского законодательства XIX – начала XX вв. позволил выявить общие и отличительные черты в условиях вступления в брак; в порядке заключения брака и в форме брака; в основаниях и порядке прекращения брака.

В параграфе 2.1. «Условия вступления в брак» исследуются общие и отличительные черты по гражданскому законодательству России и обычному семейному праву абхазов.

Общими условиями вступления в брак по российскому гражданскому законодательству и по обычному семейному праву абхазов являлись:

1) согласие родителей, опекунов, попечителей, начальства (для крепостных крестьян до отмены крепостного права необходимо было получить согласие помещика);

2) отсутствие запрещенных степеней родства и свойства (по адатам абхазов экзогамные запреты были шире);

3) достижение брачного возраста;

4) отсутствие безумного, сумасшедшего состояния;

5) способность к «физическому совокуплению».

Существовал ряд условий вступления в брак по российскому гражданскому законодательству XIX – начала XX вв., не известных адатам абхазов: наличие взаимного согласия лиц, вступающих в брак (хотя это не всегда соблюдалось), отсутствие наказания за определенные преступления; отсутствие другого не расторгнутого брака (в определенных случаях для мужчин по адатам возможно было заключить второй брак, не расторгая первого); отсутствие различного вероисповедания.

В соответствии с законами Российской империи различия в вероисповедании являлись препятствием для брака, если одной из сторон был православный или даже христианин другой конфессии. Адаты относились нейтрально к бракам между лицами разных вероисповеданий, прежде всего в случае, когда муж был мусульманином. Зато практически непреодолимым препятствием становилось сословное неравенство.

В отличие от российского законодательства, препятствием к заключению брака по адатам являлось не только кровное родство разных степеней, но и искусственное родство (молочное, передача на воспитание - аталычество).

До 1861 г. по нормам российского законодательства требовалось согласие помещика на брак зависимых крестьян, тогда как адаты требовали согласия только на брак раба, поскольку владелец должен был уплатить за него калым и помочь обзавестись хозяйством.

В параграфе 2.2. «Порядок заключения брака. Форма брака» установлено, что порядок заключения и форма брака различаются на основной части Российской империи и в Абхазии, что связано с особенностями их культурно-исторического, религиозного развития.

Брак в основной части России совершался посредством церковного обручения и венчания. Российское гражданское законодательство рассматриваемого периода предусматривало только церковную форму брака и не знало гражданской.

По обычному праву абхазов сговор (соглашение о предстоящем браке) в XIX – начале XX вв. было принято считать моментом фактического заключения брака. После присоединения Абхазии к России христианство возрождается, и в быт абхазов входят обряды церковного освящения браков. В среде абхазов встречались и случаи совершения брачного обряда по законам шариата.

В параграфе 2.3. «Основания и порядок прекращения брака» анализируются общие и отличительные черты по гражданскому законодательству России и обычному семейному праву абхазов.

По российскому гражданскому законодательству и по правилам обычного семейного права абхазов основаниями для прекращения брака являлись смерть одного из супругов и развод.

Если по христианским религиозно-нравственным нормам и ценностям развод супругов считался грехом и допускался только в исключительных случаях, то по обычному праву абхазов основания расторжения брака были более обширны. Разводы у абхазов, как христиан, так и мусульман, регулировались адатом. Правом требовать расторжения брака и в России и в Абхазии обладали оба супруга.

Третья глава – «Правовой статус супругов и иных членов семьи по адатам абхазов и по нормам российского гражданского законодательства (XIX – нач. XX вв.)» состоит из трех параграфов.

В параграфе 3.1. «Правовое положение супругов в браке и после прекращения брака» исследуются личные права и обязанности супругов.

Личные неимущественные и имущественные отношения супругов по законодательству России и по адатам абхазов отличались. Общим оставалось главенство мужа над женой, что выражалось в праве определять совместное место жительства, сообщать свое состояние жене, право мужа давать разрешение на работу, учебу и т.д. Обязательное повиновение жены мужу было одной из характерных черт и адатов абхазов и российского законодательства. Однако, если в основной части России власть мужа была выше власти отца, то обычное право абхазов рассматривало женщину как члена двух родов – отца и мужа (из этого возникали дополнительные обязанности).

Если в законодательстве России положение женщины в обществе во многом зависело от воли мужа, то адаты содержали комплекс запретов, не зависящих от волеизъявления мужа или отца. Так, женщины, прежде всего, непривилегированных сословий были практически полностью лишены возможности участвовать в общественной жизни.

Значительной частью семейных отношений были имущественные. «Муж должен был содержать жену» – такое правило содержалось и в адатах и в Законах гражданских. Российское гражданское законодательство XIX – начала XX вв. устанавливало режим раздельной собственности супругов, в то время как обычное право абхазов не знало режима раздельности имущества мужа и жены, родителей и детей. Все имущество составляло общую солидарную собственность, где владение, пользование и распоряжение происходило по обоюдному согласию всех членов семьи.

Женщина в Абхазии длительное время (вплоть до середины XIX века, а непривилегированных сословий – до начала XX века) не могла быть собственницей недвижимого имущества ни в доме отца, ни в доме мужа. Только приданое являлось собственностью женщины на протяжении всей ее жизни.

Наследование являлось одним из основных источников имущественных прав женщин. Как на основной части Российской империи, так и в Абхазии наследственные права женщин вплоть до начала XX века были значительно ограничены. В. Никольского отмечал: «В силу родовых понятий в течение всей нашей истории к наследованию призываются, прежде всего,… только родственники мужского пола…, ибо только они поддерживают род и защищают общество, отечество. Женщина… не поддерживает того рода, из которого происходит, а заводит свою особую семью в чужом роде, равно как и неспособна защищать свое отечество»[35].

В конце XIX века по российскому гражданскому законодательству жена после смерти мужа при отсутствии завещания имела право получить 1/7 часть недвижимого имущества и ¼ часть движимого имущества[36]. Женщины по адатам Абхазии могли рассчитывать только на безусловное право наследования имущества своей умершей сестры (а также на то, что ей положено по мекяху-брачному договору).

Параграф 3.2. «Права и обязанности родителей и детей» посвящен рассмотрению личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей по гражданскому законодательству России и обычному семейному праву абхазов.

Родительская власть над детьми законодательством Российской империи и адатами Абхазии рассматривалась как практически неограниченная. Однако по сравнению с законодательством России, адаты абхазов ограничивали у родителей проявление чувств к своим детям при посторонних. Ласка считалась проявлением слабости характера.

Имущество родителей и детей в основной части России признавалось раздельным. Родители до совершеннолетия детей управляли их имуществом на основании опекунского права.

Общим для адатов и для Законов гражданских являлось правило о том, что совершеннолетние дееспособные дети должны были содержать престарелых, нуждающихся в уходе родителей.

В параграфе 3.3. «Правовой статус иных членов семьи» исследуются взаимоотношения усыновителей и усыновленных, братьев и сестер, а также правовое положение иных членов семьи.

Даже в начале XX-го века российское гражданское законодательство возлагало обязанность по содержанию только на супругов, родителей и детей, в то время как по адатам абхазов между членами семьи и патронимии в целом должна была существовать взаимопомощь.

Согласно адатам абхазов существовали различные разновидности «усыновления» (прежде всего, аталычество), не знакомые российскому гражданскому законодательству XIX – начала XX вв.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Права и обязанности родителей и детей по адатам абхазов и по российскому гражданскому законодательству (XIX-нач. XX вв.): сравнительно-правовая характеристика // Журнал «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2010. № 2. Раздел 10.2. стр. 178-180 (0,3 п.л).

2. Обычай как источник права у некоторых народов Российской Империи в XIX веке // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Россия, XXI век: право, общество, государство». Ростов-на-Дону: РИО «Профпресс», 2010. 0,25 п.л.

3. Адат как основной источник права в Абхазии (XVIII-нач. XIX вв.) // Сборник статей и тезисов по материалам конференций, проводимых в филиале «РГУТиС» в г. Сочи в 2008-2009 г. Сочи, 2010. 0,25 п.л.

4. Общая характеристика обычного права на Кавказе (XVIII-XIX вв.) // Сборник статей и тезисов по материалам конференций, проводимых в филиале «РГУТиС» в г. Сочи в 2008-2009 г. Сочи, 2010. 0,25 п.л.

====================================================

[1] См. например: Балабан К. Борьба с пережитками родового быта и вызванные ими преступления // Рабочий суд. 1928. № 20; Карачайлы И. Борьба против горских адатов – борьба за социализм // Революция и горец. Ростов-на-Дону. 1932. № 8-9 и др.

[2] Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений народов Северного Кавказа в XVIII – начале XIX вв. // Советская этнография . 1960. № 5. С. 33.

[3] Цит. по: Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах. Автореф. дисс… доктора юридических наук. М., 2003. С. 3.

[4] Бутба С.Р. Особенности формирования правовой системы Республики Абхазия. Дисс… кандидата юридических наук. Краснодар, 2008. С. 133.


[5] См.: Кавшбая Л.Л. Обычное право абхазов в конце XVIII – XIX вв.: историко-правовой аспект. Дисс. … кандидата юридических наук. Нижний Новгород, 1999.

[6] См.: Камкия Ф.Г. Правовой статус субъектов обычного права Абхазии в первой половине XIX века. Дисс. … кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2000.

[7] См.: Свечникова Л.Г. Семейное право горцев Северного Кавказа в XIX – начале XX вв. Историко-юридическое исследование. Автореф. дисс… кандидата юридических наук. М., 1994

[8] См.: Свечникова Л.Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX веке. Дисс. … д-ра юридических наук. М., 2003.

[9] См.: Инал-Ипа Ш.Д. Брачно-правовые нормы абхазов. Дисс… кандидата исторических наук. М., 1946; Инал-Ипа Ш.Д. Очерки истории брака и семьи. Сухуми, 1954.

[10] См.: Введенский А.Н. Религиозные верования абхазцев // Сборник сведений о кавказских горцах. В. V. Отд. III. 1871.

[11] См.: Завадский Ф. Абхазия и Цебельда // Кавказ. Тифлис. 1867. № 59; № 61-63.

[12] См.: Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней Руси. СПб., 1847.

[13] См.: Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т. I. М., 1890; Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т. II. М., 1890.

[14] См.: Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. I. Одесса, 1882.

[15] См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2003.

[16] См.: Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные. М., 2003

[17] См.: Якушкин Е.И. Обычное право. Вып. первый. Материалы для библиографии обычного права. Ярославль, 1875; Якушкин Е.И. Обычное право. Вып. второй. Материалы для библиографии обычного права. Ярославль, 1896; Якушкин Е.И. Обычное право русских инородцев. Материалы для библиографии обычного права. Москва, 1899.

[18] См.: Дзидзария Г.А. Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в ХIХ веке (до крестьянской реформы 1870 г.). Сухуми. 1958; Дзидзария Г.А. Присоединение Абхазии к России и его историческое значение. Сухуми, 1960.; Дзидзария Г.А. Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы ХIХ в. М., 1976 и др.

[19] См.: Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 1961.

[20] См.: Смирнова Я.С. Абхазская женщина в дореволюционном прошлом и в советскую эпоху. М., 1950; Смирнова Я.С. Аталычество и усыновление у абхазов в ХIХ – ХХ вв. // Советская этнография. 1951. № 2; Смирнова Я.С. Положение «старшей» женщины у народов Кавказа и его историческое истолкование // Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа второй половины ХIХ-ХХ вв. М., 1983 и др.

[21] См.: Ахильгова Э.С. Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах: Автореф. дис… кандидата юридических наук. М., 2003.

[22] См.: Бейтуганов А.З. Обычное право кабардинцев (вопросы теории): Дисс… кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2001.

[23] См.: Кетов Ю.М. Обычное право и суд в Кабарде во второй половине XVIII – XIX веке. Дисс. … кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 1998.

[24] Нижник Н. С. 1) Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006; 2) Правовое регулирование брачно-семейных отношений в контексте эволюции государственно-правовой системы России (IX–XX вв.): Дис. … докт. юрид. наук. СПб., 2003;

[25] Тищенко Л. А. 1) Институт заключения брака в российском законодательстве XVIII века // Семейное и жилищное право. 2005. № 3; 2) История семейного права России: проблемы правового регулирования института развода в XVIII веке. // Семейное право. 2004. № 3; 3) Формирование правовых основ семейного права России: исторический аспект. // Семейное право. 2004. № 2;

[26] См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1984.

[27] См.: Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах. Дисс. … доктора юридических наук. М., 2003.

[28] См. например: Смирнова Я.С. Аталычество и усыновление у абхазов в XIX – ХХ вв. // Советская этнография. 1951. № 2; Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы (историко-этнографические очерки). Сухуми, 1965 и др.

[29] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 400.

[30] Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией. Т.8. 1834. № 7368.

[31] Введенский А.Н. Несколько слов о применении народных обычаев к судопроизводству в Абхазии. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4. 1870. С. 27.

[32] См.: Бабич И.Л. Месть в пореформенном адыгском обществе // Обычное право: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С. 221-229.

[33] ПСЗРИ-II. Т. XXXXI. № 43551.

[34] Высочайше утвержденное 17 апреля 1866 года Положение о применении Судебных уставов к Закавказскому краю// Сборник узаконений и распоряжений правительства издаваемого при Сенате. СПб., 1880. Ст. 613.

[35] Цит. по: Ярмонова Е.Н. Отдельные аспекты наследования по российскому законодательству: прошлое и современность // Юридическая наука и методология преподавания юридических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2008. С. 102.

[36] См.: Свод законов Российской Империи. СПб., 1887. Т. Х. Ч. I. (Законы Гражданские). Ст. 1148-1150.


(Перепечатывается с сайта: http://www.law.edu.ru.)


Некоммерческое распространение материалов приветствуется;
при перепечатке и цитировании текстов
указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика