Краткие выводы
Абхазы – один из древнейших коренных этносов Кавказа, язык, культура и традиции которого наиболее близки и родственны северокавказским народам: абазинам, адыгейцам, кабардинцам, черкесам, убыхам. В языковом отношении все они составляют абхазо-адыгскую группу кавказской семьи языков.
Абхазия – небольшая многонациональная страна (около 300 тыс. жителей). Помимо абхазов, в ней проживают армяне, грузины, русские, греки, эстонцы, турки, поляки, евреи, немцы, представители других национальностей. Здесь мирно уживаются люди разных конфессий – православные, католики, мусульмане, протестанты, иудеи. Абхазы исповедуют различные верования: традиционную религию (язычество), православное христианство, суннитский ислам.
Первые упоминания об абхазах содержатся в ассирийской надписи XII в. до н.э. (надпись Тиглатпаласара I) под именем «абешла», в античных греко-римских источниках I–II вв. н.э. зафиксированы «апсилы» и «абасги». На их генетическую связь с абхазским народом указывают этнонимы «апсуа» (самоназвание абхазов), «абаза» (самоназвание абазин, родственных абхазам), «обезы» русских и «абхазы» грузинских летописей. Свою родину абхазы называют «Апсны».
Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи) культуры на Западном Кавказе в III тысячелетии до н.э., а в начале I тысячелетия до н.э. – колхидско-кобанской металлургической провинции. В VIII–VII вв. до н.э. они освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие яркое отражение и в героическом нартском эпосе абхазов в образе кузнеца Айнара.
В VII–VI вв. до н.э. через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением. Уклад городской жизни (Диоскуриада – совр. Сухум; Гюэнос, или Гиэнос – совр. Очамчыра; Эшерское городище близ Сухума; Питиунт, или Питиус – совр. Пицунда), а вместе с ним и государственность на территорию Абхазии привнесли в первой половине VI в. до н.э. древние греки, связавшие затем местные окрестные общины в единую систему экономических отношений.
В первые века н.э. древнеабхазские племена были объединены в раннеклассовые образования (Абасгия, Апсилия, Санигия), которые являлись органической, хотя и периферийной, частью римско-византийского культурного мира. В прибрежных крепостях Питиунта, Себастополиса и Зиганиса стояли римские когорты, а в Египте находилась «Первая когорта абасгов». В VI—VIII вв. н.э. через Абхазию на Северный Кавказ проходили три ответвления «Великого шёлкового пути» – дороги через Абасгию, Апсилию и Мисиминию. Во II—VII вв. н.э. древнеабхазские племена создали самобытную «цебельдинскую культуру». В местных воинских захоронениях найдены самые ранние на территории бывшего СССР мечи III—IV вв. из дамасской стали.
По церковному преданию, первую христианскую проповедь предки абхазов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В конце III–IV вв. в Питиунте образовалась первая на Кавказе христианская община, которую епископ Стратофил представлял на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 г. Официально местное население приняло христианство в 30–50-ых гг. VI в. при императоре Юстиниане Великом. Первым пастырем у абасгов был Евфрат, у апсилов – Константин. В Константинополе существовала специальная школа, где обучались дети абасгов. В древнегрузинском источнике «Мученичество Або Тбилели» (VIII в.) прямо говорится о христолюбивой «стране Абхазия». К этому времени уже сформировалась единая абхазская феодальная народность.
В течение VIII–X вв. существовало Абхазское царство, первым царём которого был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана и двоюродный брат императора Византии (оба они были внуками хазарского кагана, а их матери – родные сёстры). Благодаря этому счастливому обстоятельству, Абхазское царство получило тогда «международное признание». Являясь щитом от арабских нашествий, Абхазия присоединила всё Западное Закавказье. Царство достигло своего расцвета в X в. при царе Георгии II, который активно способствовал христианизации Алании (Осетии). В этот период в местной церковной архитектуре выделяется особая «абхазо-аланская» школа византийского зодчества.
Династия абхазских царей пресеклась по мужской линии со смертью бездетного Феодосия Слепого, и власть перешла к его племяннику Баграту III, Баграту II по абхазской царской династии Леонидов (978–1014), который унаследовал абхазский престол по материнской линии (абхазка по имени Гурандухт, сестра Феодосия). Баграт III составил генеалогическое древо абхазских царей, чтобы подчеркнуть свою связь именно с этой династией. С него началось формирование нового государства – «царства абхазов и картлийцев», которое ещё несколько столетий продолжало называться «Абхазским». В XIII столетии «царство абхазов и картлийцев» распадается.
В XIII–XV вв. Абхазия попала в сферу политико-экономического влияния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых факторий: Сан-Себастьян (Сухум) стал важным торгово-экономическим центром региона, в котором проживали люди разных народностей и конфессий. В XVI–XVIII вв. Абхазское княжество находилось под протекторатом султанской Турции. В этот период здесь получает распространение ислам суннитского толка.
С конца XVIII в., при владетеле Келешбее Чачба (Шервашидзе), Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума. В мае 1808 г. Келешбей был убит. Владетелем стал его старший сын Асланбей.
В июле 1810 г. русский военно-морской десант с боем взял Сухум-Кале. Законный владетельный князь Асланбей Чачба вынужден был оставить крепость. Прибрежная часть Абхазии, за исключением значительных территорий вольных горских обществ, присоединилась к России. На абхазский престол царские власти возвели своего ставленника Сефербея Чачба, который принял крещение и новое имя Георгий. Одной из отличительных черт Абхазского княжества являлось то, что, в отличие от Грузии, с вхождением в Россию оно не утеряло полностью своей государственности. С 1810 по 1864 гг., находясь в составе России, княжество сохраняло автономное управление, которое просуществовало дольше других на Кавказе. В 1864–1917 гг. Абхазия («Сухумский военный отдел», с 1883 г. «Сухумский округ») была подчинена царской администрации на Кавказе.
В XIX столетии Абхазия всё ещё занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с черкесско-убыхским миром. В Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, не было крепостного права, все категории крестьян являлись собственниками своей земли, а свободные общинники составляли 3/4 населения страны. В систему «горского феодализма» Абхазии крепко вжились элементы родоплеменного строя и языческих верований. Основой основ общественного устройства Абхазии была сельская община, которая объединяла все слои населения – высшие и низшие сословия – и была пропитана молочным родством («аталычество») феодалов с крестьянами. Тем самым смягчались и некоторые сословные противоречия.
В условиях хуторского землевладения пахотные наделы не являлись собственностью всей общины, а находились в посемейной или подворной собственности абхазов. Общими для всех и открытыми для пользования были только пастбища и леса. Хозяйство абхазов носило натурально-потребительский характер. Они занимались скотоводством, земледелием, виноделием, пчеловодством, обработкой кожи, древесины, гончарным и шорным делом, ткачеством, приготовлением пороха и др. Абхазы традиционно испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их позорными и унизительными для народа-воина.
В результате Кавказской войны и антиколониальных восстаний 1866 и 1877 гг. абхазы пережили этническую катастрофу. Более половины населения вынуждено было покинуть родину и стать беженцами (махаджирами) в Турции. В течение тридцати лет, с 1877 г. по 1907 г., абхазы за неоднократные возмущения и бунты считались в царской России «виновным населением». До 1864 г. однородная в этническом отношении страна во второй половине XIX в. подверглась колонизации не только со стороны русских, греческих, армянских, болгарских, немецких, эстонских и других новопоселенцев. Начиная с 70—80-х годов XIX в. из прилегающих районов Западной Грузии сюда хлынули представители картвельских народов, в основном мегрелы. Тогда же, в 1877 г., в газете «Тифлисский вестник» появляется программная статья грузинского общественного деятеля Якоба Гогебашвили. В ней, в частности, говорилось, что «мингрельцы должны явиться первыми заместителями выселившихся абхазцев». В результате стремительных процессов перемещения населения этнодемографическая ситуация в стране резко изменилась. Так, если в 1886 г. абхазы составляли 85,7% населения, то в 1897 г. – лишь 55,3%.
Картвельская колонизация Абхазии оказалась настолько бурной, что насторожила царские власти. Русские интересы в Абхазии напрямую столкнулись с грузинскими. Представители грузинской церкви, интеллигенции, различных политических партий и течений всё отчетливее предъявляли свои притязания на Абхазию. В результате политики «разделяй и властвуй» в 1905 г., в период революционных событий в России, грузино-абхазские противоречия до крайности обострились. Абхазы воспринимали всё происходящее на их родине как «грузинскую революцию» и выступили на стороне правительства против этих «революционеров». По инициативе председателя правительства России П. А. Столыпина, в 1907 г. специальным указом Николая II с абхазов была снята «виновность».
После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8 ноября 1917 г. на съезде в Сухуме был избран парламент – Абхазский Народный Совет, который принял Конституцию и Декларацию абхазского народа. 11 мая 1918 г., на Батумской международной мирной конференции, была провозглашена «Горская республика» (Северо-Кавказская республика). Вместе с Дагестаном, Чечнёй, Осетией, Кабардой в эту федерацию вошла и Абхазия. Тем самым была восстановлена Абхазская государственность, утерянная в июне 1864 г.
Однако в июне 1918 г., в нарушение всех договоренностей, войска только что (26 мая 1918 г.) провозглашенной Демократической Республики Грузия при прямой военной поддержке имперской Германии оккупировали территорию Абхазии. Правительство Горской республики выразило германскому правительству и Грузии резкий протест и расценило эти действия как акт агрессии против Абхазии и всего Северо-Кавказского государства. Политика меньшевистского правительства Грузии вызывала крайнее недовольство многонациональной Абхазии, что и облегчило установление здесь советской власти 4 марта 1921 г. Новый режим воспринимался как избавление от репрессий и вооружённого вмешательства Грузинской республики.
Сначала большевики предоставили Абхазии свободу политического выбора, который был реализован провозглашением независимой ССР Абхазии (31 марта 1921 – 17 февраля 1922 г.). Уникальность этой ситуации заключалась в том, что Абхазия около года формально была независима как от Советской России, так и от Советской Грузии. В декабре 1921 г. лидеры Абхазии под сильным нажимом Сталина и Орджоникидзе вынуждены были заключить с Грузией «особый союзный договор», ратифицированный в феврале 1922 г., который зафиксировал равноправие двух республик. 30 декабря 1922 г. полномочный представитель ССР Абхазии Н. Акиртава подписал Договор об образовании СССР.
С февраля 1922 г. и вплоть до февраля 1931 г. ССР Абхазия называлась «договорной». Первая советская Конституция была принята в Абхазии в апреле 1925 г. III Всеабхазским съездом Советов. В феврале 1931 г. под давлением Сталина договорная ССР Абхазия была преобразована в автономную республику (Абхазская АССР) и включена в состав Грузинской ССР. Этот вопрос был решён в Тбилиси на VI Всегрузинском съезде Советов (19 февраля 1931 г.). Попрание суверенных прав Абхазии, низведение её статуса до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18—26 февраля 1931 г.), выразившему недоверие правительству и советской власти.
После смерти 28 декабря 1936 г. председателя правительства Абхазии Нестора Лакоба, который был отравлен в Тбилиси на обеде в доме Л. Берия, начался самый трагичный период новейшей истории Абхазии. На республику обрушился террор, приведший к полному уничтожению политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленными темпами проводилась политика грузинизации: абхазская письменность была переведена с латинской на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топонимы заменялись грузинскими, обучение в школах стало вестись на грузинском языке, целенаправленно проводилась ассимиляторская переселенческая политика, направленная на деформацию этнодемографической структуры населения. За период 1937–1953 гг. из внутренних районов Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно увеличило их долю в составе населения Абхазии. В завуалированной форме демографическая экспансия грузин продолжалась и в постсталинский период. В результате, если в 1886 г. в Абхазии грузины составляли всего 6% населения, в 1989 г. их стало уже 45,7%. Массовые митинги и демонстрации с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957, 1964, 1967, 1978 и 1989 годах.
В 1989–1990 гг. парламент Грузии в одностороннем порядке стал принимать решения, которые игнорировали межгосударственный характер отношений Абхазии и Грузии и, по существу, вели к упразднению абхазской государственности. Тбилиси признал незаконными и недействительными все государственные структуры советского времени с февраля 1921 г. В ответ Верховный Совет Абхазской АССР 25 августа 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете Абхазии.
Придя к власти в результате вооружённого переворота в Тбилиси, военный совет Грузии в феврале 1992 г. принял решение об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 г. и о переходе Республики Грузия к Конституции Демократической Республики Грузия 1921 г., в которой Абхазия как субъект государственно-правовых отношений не значилась. В правовом отношении Грузинская ССР перестала существовать и образовалось новое государство, с которым Абхазия никаких взаимоотношений не имела. В целях преодоления правовой неурегулированности отношений между республиками 23 июля 1992 г. Верховный Совет Абхазии решил восстановить действие Конституции Абхазии 1925 г., а также принял новые Герб и Флаг Республики Абхазия.
14 августа 1992 г. только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии и оккупировала часть её территории, которая была освобождена 30 сентября 1993 г.
Значительную роль в победе, в утверждении независимой государственности сыграли депутаты Верховного Совета – Парламента Республики Абхазия 1991–1996 годов. Этот «первый парламент», как называют его в народе, возглавил Владислав Ардзинба.
Грузино-абхазские переговоры идут с ноября 1993 г. по настоящее время под эгидой ООН, при посредничестве России и при участии ОБСЕ. Начался возврат беженцев в пограничный с Грузией Гальский район Абхазии. К настоящему времени практически всё довоенное грузинское население вернулось в этот район (около 70 тыс. человек). При поддержке России и международных организаций продолжается переговорный процесс. В разное время в нём принимали участие С. Джинджолия, А. Джергения, С. Лакоба, Л. Лакербая, С. Шамба и др.
26 ноября 1994 г. Парламент республики принял новую Конституцию суверенного государства. Государственным языком Республики Абхазия признан абхазский, а языком государственных и других учреждений наряду с абхазским является русский. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Абхазия – президентская республика. Первым президентом Парламент избрал Владислава Ардзинба.
3 октября 1999 г. В. Г. Ардзинба был переизбран Президентом Республики Абхазия. В результате проведенного референдума, 12 октября 1999 г. принят Акт о государственной независимости Абхазии.
С осени 1999 г. стала меняться к лучшему в отношении многонациональной Абхазии и политика России. Руководство России установило для непризнанной республики безвизовый режим, проводит политику предоставления российского гражданства и т.д. Между тем Грузия неоднократно нарушала договорённости о прекращении огня и в послевоенное время дважды (в мае 1998 г. и октябре 2001 г.) вторгалась в пределы Абхазии, безуспешно пытаясь взять реванш за своё поражение в 1993 году.
Такой же агрессивной политике придерживается и нынешнее руководство Грузии.
Впервые на основе альтернативных выборов 3 октября 2004 г. и 12 января 2005 г. Президентом Абхазии был избран С. В. Багапш.