Об авторе

Башкиров Алексей Степанович
(1885—1963)
Профессор, доктор исторических наук, специалист по античной культуре. В 1913 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и археологический институт. С 1 мая 1918 г. по 1 мая 1922 г. работал в Самарском университете. С марта 1919 г. – действительный член историко-филологического общества, с ноября 1919 г. член-учредитель и председатель Общества археологии, истории и этнографии при Самарском университете. Заведующий семинарием археологии и искусств Самарского государственного университета. 15 октября 1922 г. покинул Самару. В 1920-е годы проводил раскопки в Крыму, Абхазии, Дагестане, Татарии, написал и опубликовал до Великой Отечественной войны более 40 статей и две книги. После ареста в 1935 г., казахстанской ссылки и возвращения к активной научной и педагогической деятельности А.С. Башкиров защитил докторскую диссертацию в 1945 г, а в 1955 г. был реабилитирован. Литература: Пятышева Н. В. А. С. Башкиров // Советская археология. – 1963. – № 3; Формозов А.А. Русские археологи в период тоталитаризма: историогр. очерки. 2-е изд., доп. М., 2006.– С. 226–243.
(Источник: http://www.smibs.ru/sigdates/92/)





А. С. Башкиров

К археологии Абхазии

Доклад, сделанный 9 октября 1925 г.

Древняя история Абхазии, в высшей степени интересная, как сама по себе, так и для уяснения некоторых вопросов древней истории России, до сих пор освещалась лишь на основании тех работ и находок, которые являлись чисто случайными.
До сих пор в Абхазии не было ни одного археологического исследования, которое носило бы систематический характер и указало на те пути, которыми необходимо следовать для правильной постановки дела археологического изучения страны, древняя история которой, по имеющимся теперь данным, очевидно, сыграет существенную роль в решение первостепенных вопросов в истории Кавказа и СССР.
Пробел этот весьма ощутительный сам по себе, Совнарком Абхазии, чутко относящийся к запросам науки, решил восполнить, пригласив меня, при посредстве АбНО летом этого года для археологических изысканий в Абхазии.
По приезде в Сухум, после беглого осмотра наземных памятников старины, мне стало ясно, что вся почва Абхазии дышит ценнейшим историческим материалом.
Приступать сразу к большим работам в каком-либо одном месте я счел преждевременным. Это было бы преждевременным именно потому, что повторяю, почва Абхазии, по имеющимся теперь данным, скрывает богатейший исторический материал.
Поэтому я решил произвести на первый раз археологические разведки в широком масштабе для определения общего плана дальнейших систематических работ, которые
______________________________
1 ЦГАА. ф.391, д.25 (Л,54-60) - Абхазский госархив был сожжен грузинскими экстремистами во время абхазо-грузинской войны 1992-1993 гг.

180

Совнарком Абхазии, я уверен, даст возможность произвести в ближайшие годы. Это требует затрат. Это требует, может быть, самопожертвования, но это необходимо для научного самоосознания и определения Абхазии.
По обсуждении плана разведок с местными работниками научного общества В.И.Стражевым и М.И.Галашевским решено было произвести их в трех пунктах:
Сухуме, Псыртцхе (Н.Афон) и Пицунде как наиболее важные.
Разведки в Сухуме произведены были в 2-х пунктах: в подворье Н. Афонского монастыря на Ольгинской ул. в районе юго-западной башни старой турецкой крепости и в районе от устья Беслетки к востоку.
В подворье Н.Афонского монастыря была заложена в направлении с Востока на Запад траншея длиной 14 м и шириной 2 метра, местами траншея была доведена до глубины 2,25 метра, причем под дерновым слоем обнаружился слой гальки, содержащий культурный слой.
Самый верхний культурный слой - турецкий, следующий средневековый византийский, относящийся к X в. по Р.Х. и позднее римский, относящийся приблизительно к IV в. по Р. X.

Старая турецкая крепость

Верхняя часть стен этой крепости турецкого происхождения и относится к XVI веку, но нижние части этих стен, совершенно другой конструкции. Для выяснения ее эпохи и деталей, а также для определения культурных слоев в районе юго-западной башни был сделан срез, обнаживший достаточно древние стены и давший много интересного материала.
Кладка древних стен сделана из штучного камня, на хорошем крепком растворе с прослойками кирпича для равномерной осадки. Кирпич тонкий. Раствор положен толстым слоем также для равномерной осадки. Такая техника имеется в Херсонесе, Мал. Азии, Константинополе и др. местах.
Эта система Византийской кладки. Она хорошо изучена и относится к Х-ХII в. по Р.Х.

181

Т.о., лежащие под стенами турецкой работы, частично окруженных ими, находятся стены византийской эпохи, что свидетельствует о былой византийской культуре в г. Сухуме.
Но что весьма интересно, это то, что в прослойках из кирпича, о которых я говорил только что, встречается монументальная черепица, наз. Solen'ы, размером 50x40 см. Такая черепица римского происхождения употреблялась обычно для покрытия монументальных зданий. По типу найденных образцов принадлежит к позднеримской эпохе, а именно к IV-V в. по Р.Х. Присутствие ее как случайного строительного материала в кладке ХI-ХII в. указывает на то, что во время постройки этих стен, был использован материал от какого-то монументального здания позднего Рима, очевидно, в это время находившегося в ненужных развалинах.
Факт нахождения в г. Сухуме римского монументального здания весьма интересен и необходимо в дальнейшем подробно выяснить эпоху римской культуры в Сухуме. Это подтвердилось и находками материальной культуры в срезе. Верхний слой его, состоящий из сбрасывавшегося мусора, очень хорошо выраженного на срезе, заключает в себе черепки всевозможной посуды турецкой эпохи, в котором были найдены очень хорошие образцы краснолаковых черепков Византийской эпохи. Под византийским слоем обнаружился римский. Среди них замечательные тонкой работы куски чаши с чисто классическим профилем. Глина этой чаши эллинская (афинская) удивительно хорошо промытая и промешенная. Работа этой чаши составляла бы честь современным керамистам. Следующей наиболее ценной находкой этой эпохи является небольшой римский светильник, а также довольно много кусков всевозможной посуды, среди которых части типичных римских амфор. Все эллинского происхождения, т.к. в эту эпоху Рим получал еще посуду, изготовляющуюся главным образом в Афинах.
Район от устья р. Беслетки к востоку, обследованный, хотя и поверхностно, дал очень интересный материал. У восточной оконечности военного городка морем вскрыт культурный слой, содержащий очень большое количество всевозможных черепков из средневековья, среди которых

182

встречаются остатки ввозной персидской посуды, покрытой глазурью. Наиболее интересной находкой в этом районе да и вообще в итоге разведок в Сухуме, является найденный у устья р. Беслетки рабочим, бывшим со мной Як. Морозовым, античный чернолаковый черепок. Небольшой черепок этот делает эпоху в наших разведках. Наконец, с ощутимой точностью удалось установить в г. Сухуме присутствие остатков античной культурной эпохи во всяком случае не позднее II в. до Р.Х.
Черепок этот, судя по обтертым краям, выкинут морем, а так как я лично, купаясь недалеко от устья р. Беслетки, нащупывал ногами в море остатки стен, то нет ничего невероятного в том, что благодаря оседанию берега, бывшая здесь некогда античная колония лежит ниже под водой, и этот черепок дар моря, многоговорящий свидетель давно ушедшей в глубь веков античной культуры.
Он очень хорош и типичен. Идеально обожженная красная афинская глина покрыта лаком, который не только не могли не только что стереть, но даже замутить ни море, ни тысячелетия. Его зеркальный блеск говорит об очень высоком качестве этого лака, секрет которого, к сожалению, утерян навсегда.
Таким образом, в итоге Сухумских разведок мы имеем точные свидетельства о бывших здесь культурах: византийской, римской, античной греческой. Дальнейшие уже систематические раскопки откроют нам все периоды этих культур и осветят науке древнюю историю Абхазии.
Для разведок в Пицунде, Лыхнах и Н. Афоне была составлена экспедиция, в которой приняли участие помимо меня, председатель АБНО Г. П. Барач, члены этого общества В.И Стражев и М.И. Галашевский, а также препаратор общества И.А. Лебедь, Л.Бам и Я Морозов.
8 сентября мы двинулись в путь на Псыртсху* (Н. Афон), 9-го утром на катере, принадлежащем совхозу Псыртцха и любезно предоставленном в наше распоряжение Совнар-
_________________________________
* Где нас любезно встретил зав. совхозом К. К. Барганджия, которому я от имени экспедиции приношу глубокую благодарность за внимание.

183

комом Абхазии, мы выехали в Пицунду. Сильный для маленького суденышка шторм застал нас в море, но опытный моряк, капитан катера, благополучно доставил нас в Пицунду.
Самым интересным памятником Пицунды является храм в чисто византийском стиле. Он принадлежит вероятнее всего к периоду VIII в.
Это удивительное сооружение редчайшего искусства. Поразительно строгий, монументально величественный, стройный он художественно высится среди окружающей природы. Видно, его продумал очень большой художник и строитель высокой квалификации. Мягкие, нежные формы горного ландшафта, служащего ему фоном, замечательно оттеняют его строгие стройные линии. Весь ландшафт вместе с ним - удивительная гармония.
Храм построен из штучного камня, очень хорошей кладки, на очень хорошем цементе. Для получения правильной осадки в стенах его имеются прокладки из кирпича. Весьма интересны и ценны сохранившиеся, к сожалению, лишь в небольшом количестве фрески этого храма, наибольшее количество фресок сохранилось в капелле, находящиеся в нартексе, направо от зап. дверей. Они представляют глубокий интерес, копии некоторых из них, исполненные в натуральную величину, частью в красках, понятие об их художественной и исторической ценности. Среди них по художественному исполнению особенно выделяются следующие:
1. Фреска "Положение Христа во гроб" на северной половине свода капеллы. Все фигуры этой фрески выполнены замечательно, жизненно и художественно. Пред вами лучшая часть фрески - деталь в натуральную величину девы Марии, склоненной над Христом. Сколько горя в ее лице и глазах, полных слез. Высокохудожественная работа!
2. Фреска "Распятие" на верхней части западной стены капеллы. Эта фреска по своей композиции и художественному выполнению не уступает лучшим работам современных мастеров. Тут перед вами деталь этой фрески в красках, голова распятого Христа - столько застывшего страдания в лице - нужна рука большого мастера.
3. Фреска "Апостол Павел" на восточной арке входных дверей дышит апо-

184
 
стольским величием. К сожалению, ниже груди фреска совершенно исчезла.
Очень хорошо и жизненно выполнено лицо старца на южной стене капеллы в арке. Фреска Панкраморя (Вседержителя) в куполе и апостолов в межоконных простенках также представляют большую ценность.
К глубокому сожалению, все фрески весной этого года сильно попорчены. Какой-то варвар не пожалел государственных сокровищ и расстреливал фрески из винтовки и револьвера. В лоб Вседержителя в куполе всажена пуля, отчего лицо фрески треснуло и часть лба выкрошилась. Еще сильнее попорчена голова девы Марии на фреске "Положение Христа во гроб". На находящейся здесь копии видны две револьверные пули. Лицо Христа в конхе капеллы, крайне ценная фреска по манере письма, исковеркана кинжалом. В верхнем этаже южного корабля были обнаружены мраморные части (не все) алтарной перегородки современной постройки храма. Мрамор Понтийский с островов Мраморного моря, где в древности были мастерские, изготовлявшие по заказам для различных храмов различные архитектурные части: колонны, капители, перегородки императорской Византии и встречается в Херсонесе, Равенне, Риме, Константинополе и др. местах и принадлежит к эпохе императорской Византии. На месте сада и виноградника Пицундского совхоза находятся остатки древнего городища, обнесенного стеной, остатки которой довольно недурно сохранились до сих пор. В этом саду находятся развалины небольшого храма, где найдены части мозаичного пола, образцы которого доставлены сюда. Там же, по словам одного из оставшихся монахов, в 1912 г., один из монахов по собственному почину проводил раскопки и нашел несколько золотых монет. Такие самовольные раскопки необходимо воспретить наистрожайшим образом, т.к. переворачивая слои они деформируют их наслоения и совершенно лишают их научной ценности. Следы подобных хищнических раскопок найдены мною во многих местах: в Лыхнах, Псырцхе и т.п., поэтому было бы весьма желательно, чтобы совнарком Абхазии принял бы меры к самому широкому оповещению населения о недопустимости по-

185
 
добных раскопок, как уничтожении государственного имущества.
В сел. Лдзаа. Мною констатированы развалины 2-х храмов. Между озерами большой и малый Инкит находятся стены и башни, где разведкой обнаружены краснолаковые черепки ранней Византийской эпохи. Весьма интересным сооружением древности является Пицундский водопровод. Он идет от ущелья Бзыби ко храму и далее с общим протяжением 8-10 верст. Он настолько хорошо сохранился местами до сих пор, что сравнительно небольшой ремонт мог бы доставить совхозу и селу Лдзаа прелестную воду, взамен той никуда не годной, которой пользуются они теперь. Вообще вся почва Пицунды дышит глубокой древностью. Систематические раскопки по богатству материала могут иметь столь важное значение для науки, что весь Пицундский район необходимо объявить заповедником в археологическом смысле.
Лыхны. Наиболее характерными памятниками Лыхны являются храм и дворец бывших владетелей абхазских. Последний крайне интересен тем, что в основе своей представляет собой какое-то большое общественное здание с тремя большими арками в северной стене и роскошным парадным входом. Впоследствии его позднейшими владетелями для своих нужд он был частично сломан, причем уничтожен купол парадного входа и часть стен, пристроена и надстроена новая стена. Изучение этого дворца и раскопки на его территории прольют свет на историю Абхазии времен его постройки.
Лыхненский храм - шедевр по количеству и качеству сохранившихся в нем фресок. Копии некоторых из этих фресок перед Вами, и вы можете судить об их ценности. Величайший интерес представляет фреска "Троица в гостях у Авраама" на северной части алтарного нефа. Весьма возможно что она работы Дионисия, грека, этого величайшего из иконописцев средневековья. Сделанные копии с двух ангелов этой фрески простым карандашом и то говорят о колоссальной технике фрески.
Две фрески, находящиеся на северном и западном столбах, копии которых перед Вами в красках, крайне интересны как портреты местных абхазских типов. Особенно близка

186

к абхазскому типу головка женщины северного зиждительного столба.
Теперь я позволю себе резюмировать осмотренные фрески Пицундского и Лыхненского храмов. Они принадлежат к эпохе Палеологов, т.е. к концу XIII и началу XIV вв.
Они принадлежат к той общей художественной волне, которая охватила в эту эпоху как Кавказ, так и Россию и следовательно сближает последнюю с первым в деле материальной культуры, а также указывает, что Абхазия эпохи VIII в. (постройка Пицундского храма), XIV в. (фрески Пицундского и Лыхненского храмов) была в тесных сношениях с культурным миром и следовательно сама обладала высокой культурой и вкусом.
Фрески Пицунды и Лыхны - драгоценный памятник. Таким же памятником являются фрески и особенно мозаика Моквского храма, как сообщил мне М.И.Галашевский, если только они уцелели с 1910 г. Эти памятники необходимо сохранить во что бы то ни стало. Тут время не терпит. По сообщению М.И. Галашевского, хорошо знакомого с фресками Абхазии, по сравнению с 1910 годом в Лыхненском храме погибло 30% фресок. Особенно пострадала роспись купола с его неоценимым орнаментом. Необходимо в куполе Лыхненской церкви поправить окна сейчас же, т.к. при мне, во время дождя, вода через эти окна лила внутрь храма по барабану купола ручьями. Необходимо в эту же зиму снять копии в красках в натуральную величину со всех фресок, чтобы сохранить их для науки хотя бы в том дефектном виде, в котором они находятся. Это необходимо тем более, что у абхазского научного общества для выполнения этой работы имеются в составе своих членов достаточные силы, и затраты требуются сравнительно очень небольшие. Сам Лыхненский храм расположен в дивной местности и расположен так, что удивительно гармонирует с окружающей местностью. Такая планировка Пицундского и Лыхненского храмов, а по сообщению М.И. Галашевского и других храмов Абхазии, является по сравнению с храмами других стран большим плюсом для Абхазии и абхазцев.
Храм сложен из прелестного известняка желто-палевого цвета, причем огромные блоки до 25 четвертей в длину, 6-7

187

четвертей в ширину всего при одной четверти в толщину расположены удивительно художественно. Замечательно остроумно и художественно поставлены в роли контрфорсов его три портала: западный, южный и северный. Вообще храм производит удивительно изящное впечатление, весьма возможно, что является дворцовой церковью древних абхазских царей, сыгравших столь существенную роль в истории всего Закавказья, возможно и весьма возможно, имевших пребывание в стенах того удивительного по архитектуре дворца, который почти скрыт в позднейших надстройках. Будущие раскопки откроют тайну этих величественных сооружений.
Псыртцха. Наиболее интересным памятником является Иверская гора. Тут наслоение целого ряда эпох. Вся верхняя половина горы, безусловно, представляет собой одно из древнейших городищ, обнесенное мощными крепостными стенами, которые начинаются от остатков двух круглых башен, стоящих у дороги в полугоре и опоясывающих гору почти кругом до недоступных обрывов. Самая вершина горы является акрополем, также обнесенным могучими стенами, кладка которых, что всего интереснее, напоминает циклопическую кладку типа римской эпохи. Низ одной из круглых башен южной - аналогичен кладке древних стен турецкой крепости в Сухуме и кладке стен Пицундского храма, а, следовательно, византийского происхождения. Верхняя часть стен, совершенная неожиданность. Внутри верхней части до сих пор очень хорошо сохранились арки, кривизна которых, показывает, что они опирались на восьмигранный столб, до сих пор лежащий внутри ее. Арки эти имеют типичные т. наз. нервюры, почему и весь такой свод именуется нервюрным. Такие нервюрные своды встречаются по всей западной Европе и они определенно итальянского происхождения ХI-ХII веков по Р.Х. Вероятнее всего они принадлежат генуэзцам и являются остатками генуэзских факторий по побережью Черного моря.
Храм на вершине Иверской горы полон таинственного интереса. Он однонефный, типа базилики. Такие базилики встречаются обычно в Сирии, в Крыму, по границе Армении и Грузии и относятся к эпохе глубокой древности христианства. Стены его сложены на столь хорошем цементе, что и

188

поныне представляют собой твердость массивных скал. Очевидно, он являлся в памяти средневековья большой ценностью, потому что, как обратил на это мое внимание М.И. Галашевский, они в эпоху конца XII или начале XIII в.
При реставрации или ремонте этого храма были обложены снутри и снаружи правильно оттесанными блоками, причем полукруглый алтарный неф превращен в граненный, а внутри обкладка сделана с пилонами, сходившимися вверху арками. Но техника глубокой древности превзошла технику позднейшую. Обкладки XII века, плохо сращенные с древними стенами, на сравнительно худшем цементе, ныне отслаиваются и разваливаются и древние стены древнего храма вновь выступают во всей своей мощности. Что они нам расскажут, если исследовать их тщательнее?
Резюмируя свой доклад как результат археологических разведок в Абхазии, я должен Вам сказать следующее: Перед вами на первый взгляд неказистые памятники, черепки, куски кирпичей и черепицы, громадные блоки чуть ли не циклопических стен, которые Вы видели на фотографиях и т.п. Но эти неказистые памятники говорят нам о тех эпохах, которые ушли во тьму тысячелетий. Грубые камни, исследованные поверхностно, уже говорят нам о том, что тут на берегах прекрасной Абхазии были античные греки с их высокой культурой и римляне.
Византия, с ее великолепной христианской культурой, оставила здесь шедевры своего искусства. Весьма возможно, что в эпоху ее влияния здесь был и Феофан Грек и отсюда, именно отсюда, отправлялся он на Русь. Бесспорно, были здесь и генуэзцы на своих камарах, а в глубочайшей древности, возможно, и финикийские ладьи.
И Вы видите, что этот неказистый материал настолько хорош, что дает большое поле для всевозможных исследований: архитектурных, бытовых, этнических и т.п.
Их необходимо произвести детально, необходимо потому, что история прошлого культурного могущества абасгов пробудит в ушах их потомков, современных абхазцев, стремление к свету и знанию.

189

ПРИМЕЧАНИЕ

Проф. А.С. Башкиров - известный русский археолог, исследовавший в основном античные и раннесредневековые памятники Северного и Восточного Причерноморья. Он плодотворно сотрудничал с Абхазским научным обществом(АБНО), созданным в 20-х годах. По заданию этого общества А. Башкиров провел летом 1925 г. археологические раскопки в Абхазии, результаты которых были затем опубликованы в IV вып. "Известий АБНО" в 1926 г.
Археологические изыскания А. Башкирова впоследствии способствовали широкомасштабным раскопкам в Сухумской крепости, Анакопии, Пицунде, Лыхны. Он тогда еще мечтал о создании Пицундского историко-архитектурного заповедника (ныне его мечта осуществилась). А. Башкиров до конца своей жизни был в тесном творческом контакте с ведущими археологами и историками Абхазии: М. Трапшем, Л. Соловьевым, В. Пачулия и др. В начале 60-х годов он обратился к тогдашнему директору Абхазского института с просьбой опубликовать монографию "Архитектурные памятники Абхазии" без гонорара (лишь просил оплатить иллюстративный материал). Дирекция института поставила вопрос об издании рукописи перед Абгосиздатом, но, поскольку историко-археологические работы получали разрешение Главлита Грузии, книга, к великому сожалению, не была допущена к печати.
Доклад А. Башкирова "К археологии Абхазии» сделанный в Сухуме в октябре 1925, взят из личного архива X. С. Бгажба; печатается впервые.

Текст и примечание подготовил О.Х. Бгажба.

190

(Опубликовано: АБХАЗОВЕДЕНИЕ. История. Археология. Этнология. Выпуск 1. - Сухум, 2000.)

(OCR - Абхазская интернет-библиотека.)


Некоммерческое распространение материалов приветствуется;
при перепечатке и цитировании текстов
указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика