Барасби Бгажноков

Об авторе

Бгажноков Барасби Хачимович
Автор четырех монографий и более 120 статей, часть из которых опубликована за рубежом: в США, Германии, Чехословакии, Швеции, Болгарии и др. Б.Х. Бгажноков с отличием окончил филологический факультет КБГУ и аспирантуру института языкознания АН СССР. В 1973 году защитил диссертацию на тему "Психолингвистические проблемы общения (личностно и социально ориентированное общение)". В 1974-1987 гг. преподавал общую психологию в КБГУ, выполнил ряд экспериментальных работ, некоторые итоги которых были доложены на международных конференциях. Большое место в научных интересах Б.Х. Бгажнокова занимает социолингвистическая проблематика и особенности языка средств массовой информации, что нашло выражение в десятках публикаций на эту тему. С 1977 года Б.Х. Бгажноков исследует проблемы национально-культурной специфики общения. Теоретические разыскания в этой области были представлены им в программной статье "Коммуникативное поведение и культура", опубликованные в пятом номере журнала "Советская этнография" за 1978 год. В 1983 году выходит монография Б.Х. Бгажнокова "Очерки этнографии общения адыгов". Этническая специфика коммуникативного поведения рассматривается и в целом ряде статей, опубликованных вслед за этим, главным образом в академических изданиях. С этого времени в научный оборот Б.Х. Бгажноковым понятия "этнография общения", "этнические образы", "трансляция культуры", "традиции общения", "стандарты и атрибуты коммуникации" и др. широко используются в научной литературе. Одновременно Б.Х. Бгажноков занимается традиционными для этнографии и истории проблемами. С 1974 года Б.Х. Бгажноков активно сотрудничает с коллегами из КБИГИ, участвует в этнографических экспедициях, в коллективных работах института, а с 1985 года, после защиты докторской диссертации на тему "Культура общения и этнос", работает в институте старшим научным сотрудником сектора этнографии, затем зав. сектором общих проблем, зав. сектором культурологии, зав. отелом этнологии. В 1990 году под редакцией Б.Х. Бгажнокова вышел сборник "Мир культуры", который стал заметным явлением в научной жизни республики, а в 1991 году - книга "Черкесское игрище". В этих работах выдвигается оригинальная концепция игры и игровой культуры. В 1999 году увидела свет монография Б.Х. Бгажнокова "Адыгская этика", выполненная в русле направления, названного автором "этической антропологией". Большой популярностью пользовалась выпускавшаяся под редакцией Б.Х. Бгажнокова в 1990-1993 гг. газета "ЩIэнгъуазэ" ("Энциклопедия"). Материалы по истории, этнографии и фольклору адыгов, опубликованные в этой газете, явились важным шагом в развитии адыговедения, в постановке вопроса о создании "Адыгской энциклопедии". В настоящее время Б.Х. Бгажноков занимается теоритическими вопросами этнологии, этнической и социальной истории адыгов и других народов Кавказа. В последних номерах журнала "Этнографическое обозрение" опубликованны статьи, посвещенные данной проблематике: "Основания гуманистической этнологии", "Культ пищи и пищевой аниматизм в контексте игровой культуры" и др.
(Источник текста и фото: http://www.ethics.kbsu.ru.)




Б. Х. Бгажноков

Черкесское игрище
Сюжет, семантика, мантика

Б.Х. Бгажноков. Черкесское игрище (обложка)

Нальчик - 1991

Иллюстрации Ф. Петуваша

Предисловие Ш. Д. Инал-ипа

190 с. Тираж 5000.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Предисловие        
  • Введение        
  • Глава 1. Природа и виды адыгских игрищ       
  • Глава 2. Оповещение об игрище       
  • Глава 3. Пространственные координаты    
  • Глава 4. Временные координаты        
  • Глава 5. Система управления игрищем        
  • Глава 6. Прибытие на игрище девушек    
  • Глава 7. Музыка и музыканты       
  • Глава 8. Танцы. Танцевальный этикет    
  • Глава 9. Обрядовые песни и песни-пляски    
  • Глава 10. Игровое поведение в плясовом круге   
  • Глава 11. Церемонии «пленения» в плясовом круге
  • Глава 12. Пшъашъэ теубыт — пленение девушек    
  • Глава 13. Нысэ теубыт — пленение невесты    
  • Глава 14. Дае егъэз — пленение воспитательницы жениха
  • Глава 15. Пиры. Обрядовая пища       
  • Глава 16. Шыуджэгу — джигитовка       
  • Глава 17. Шыузэбэн — сражения всадников    
  • Глава 18. Шыгьачъэ — скачки на приз       
  • Глава 19. Королева игрищ — пшъашъэ дах   
  • Глава 20. Заключительный танец — удж хъурай    
  • Глава 21. Раздача призов. Торжественное закрытие игрища
  • Праздник культуры (Вместо заключения)       
  • Библиография       
  • Список информаторов       
  • Список сокращений       
  • Предметный указатель       
  • Аннотированный указатель местных терминов    

Скачать книгу "Адыгский этикет" в формате DjVU (4,60 Мб)


ПРЕДИСЛОВИЕ

Народы, как и отдельные личности, имеют свое лицо, свой физический и духовный облик, свою неповторимую историю и культуру, которая вместе с тем является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. В числе уникальных явлений адыгской (черкесской) культуры едва ли не в первую очередь следует назвать знаменитые джэгу — широкомасштабные карнавальные празднества или игрища, устраивавшиеся очень часто и по самым различным поводам: свадьба, поминки, возвращение из похода, чествование божеств и т. д.
Исследованию этих своеобразных олимпийских игр, на которые стекались сотни и тысячи людей из ближних деревень и дальних аулов, посвящено немало ценных работ. Но сколько бы их ни было сейчас и ни станет в будущем, первая обобщающая книга Барасби Бгажнокова «Черкесское игрище» всегда будет занимать среди них особое место — в силу новизны и оригинальности выводов, насыщенности чрезвычайно богатым конкретным материалом.
Хочу заметить в этой связи, что в многосторонней научно-педагогической деятельности доктора исторических наук Б. X. Бгажнокова уже больше десятилетия центральное место занимают сложные, к сожалению, у нас еще недостаточно изученные вопросы этнографии общения и этнической психологии, хотя начинал он как лингвист и психолингвист. Его публикации, среди которых монографии «Адыгский этикет» (1978), «Очерки этнографии общения адыгов» (1983), получив заслуженное признание ученых, стали популярны и среди широкого круга читателей. Это объясняется во многом тем, что теоретические разработки и нововведения удачно сочетаются в работах Б. X. Бгажнокова с вдумчивым и скрупулезным анализом своеобразной и очень сложной традиционной культуры адыгов.
И в настоящей книге автор верен себе. Композиционно она напоминает структуру экспериментальных исследований. Вводная часть содержит целый ряд гипотез о функциях игрища. Затем следует подробное изложение сюжета и семантики традиционных шапсугских и бжедугских празднеств. И наконец, заключение представляет собой анализ базисных мантических свойств и признаков западноадыгского игрища.
Безусловно, мысль о том, что игрища выполняли функцию упорядочения имеющейся у группы информации и обеспечения успеха в будущем, заслуживает самого пристального внимания. Очень интересны сами по себе многочисленные рассуждения и высказывания автора об игре, о так называемой «игровой культуре». Они существенно обогащают представление о традиционных социальных институтах, раздвигают границы привычных для нас понятий. Думаю, что все это является определенным вкладом в современную этнографическую науку. Не скрою, однако, что некоторые теоретические выкладки книги представляются мне не всегда бесспорными.
Что касается основной части монографии, то она написана очень строго и в то же время с большим изяществом, а главное — с любовью к фактам, к многочисленным деталям игрища. Это целостный, увлекательный рассказ, охватывающий весь ход, все условия и перипетии проведения многодневных торжеств — от оповещения об игрище и его пространственных координатах до раздачи призов и торжественного закрытия. Перед нами необычайно живое изображение яркого общенародного представления под открытым небом, где и организаторы игрища, и совет старейшин, и распорядитель танцев («корифей» всего происходящего, по определению 3. М. Налоева), и исполнители многочисленных игровых номеров, и вообще все зрители — от совсем юных участников торжеств до глубоких старцев — живут каким-то боговдохновенным желанием всецело служить общему делу, отбросив все земное и суетное. Это служение вселенскому счастью и гармонии. Хорошо сказано об этом у самого автора: «Красота и шире — гармония были составной частью не только внешней, но и внутренней формы игрищ».
И в самом деле, жаждой красоты, удачи, гармонии пронизаны действия участников игрища на всем его протяжении (а традиционно это торжество, которое длилось порой семь и более дней). Но, пожалуй, больше всего показателен в этом отношении заключительный круговой танец — апофеоз всех церемониальных действий.
Счастлив тот, кто хоть раз присутствовал на шапсугском игрище, видел зажигательные танцы, виртуозные номера всадников, слышал необычайные по силе воздействия песни и поэтические послания, наблюдал образцы рыцарской этики и этикета. Я испытал такое счастье, и потому мне в этой книге многое столь близко и понятно. В 50-х годах, во время этнографической экспедиции в горную Шапсугию, я был приглашен на свадебное игрище, мало того, решением совета старейшин меня как почетного гостя, гостя из Абхазии, избрали вожаком заключительного танца. С большим волнением принял я из рук хатияко жезл вожака и прошелся по кругу с королевой игрищ, девушкой неописуемой красоты. Вовлечение в игрище гостя, особое место его в сценарии празднества характерны, надо заметить, для всех народов мира. Но шапсугское игрище делает на этом особый акцент, здесь гость становится, в сущности, главным персонажем игрища, его героем.
Замечательная книга Барасби Бгажнокова оживила в моей памяти великолепие адыгского игрища, напомнила мне о моей молодости. Я невольно подумал, что мы, этнографы, задаем вопросы прошлому и изучаем его не ради самой истории, но для настоящего и будущего. Использование материала черкесских игрищ в практике эстетического и нравственного воспитания новых поколений адыгов, абхазов и многих других народов представляется мне совершенно необходимым. Тем более сейчас, когда исследование Б. X. Бгажнокова дает нам в руки часть этого богатого материала, когда в ряде уголков исторической Черкесии сохраняется еще традиция проведения многодневных игрищ. Прежде всего это касается Бжедугии и особенно Шапсугии. Не случайно автор строит свое исследование главным образом на материале этих двух областей.
Не сомневаюсь, что черкесское игрище привлечет внимание широкой общественности, что люди проникнутся пониманием значимости этого поистине прекрасного народного праздника — праздника культуры.

Профессор Ш. Д. ИНАЛ-ИПА

Сухум,
25 июля 1990 г.


(Материал взят с сайта: http://www.circassianlibrary.org)



Некоммерческое распространение материалов приветствуется;
при перепечатке и цитировании текстов
указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика