М. Бернов
В Абхазии
(Из дневника русского пешехода)
Пройдя пешком значительную часть Абхазии, я имел возможность впервые познакомиться с бытом, нравами и обычаями абхазцев...
Абхазские селения тянутся часто на десятки верст; это, собственно говоря, не селения, а отдельные хутора, так как здесь преобладает хуторное хозяйство. Во-первых, что эта за жилища? Так называемые «пацхи», сложенные из хвороста, где в щели дует и где от неугасимого огня, разложенного посреди «пацхи», угарно и дымно. Около этого костра я заставал чрезвычайно интересные группы, просящие на полотно жанриста... Мебели, кроме небольших лавчонок, никакой, но целая коллекция подушек и одеял. Обязательно близ каждой «пацхи» имеется кукурузник («нания»)(1), род вышки на столбах, где хранится кукуруза.
Часто вблизи жилища, тут же, шагах в 3-4-х, мне попадались семейные могилы: у абхазцев принято хоронить покойников не на общих кладбищах, а каждая семья хоронит около своих жилищ.
Интересен погребальный обряд абхазцев. Когда у них кто-нибудь умрет, они немедленно извещают родню, друзей и знакомых, созывая их на торжественное оплакивание покойного или покойной. Обыкновенно строится специальный шалаш, в который кладется тело покойного или покойной. Тут же, в шалаше, отдельно выставляется его или ее постель, носильное платье и другие вещи, а с наружной стороны шалаша - лошадь, седло и оружие. Если умерший был холост, то выставляется одна лошадь, если же он был женат, две - одна в честь его, а другая в честь его вдовы. Родственники помещаются сзади покойника, а спереди подходят оплакивающие его: мужчины группами по 4-5 человек в каждой группе, женщины - гурьбой. К мужчинам приставляются особые люди, по два человека к каждому, которые ведут оплакивающего, поддерживают его. Оплакивающий ударяет себя по лбу и иногда произносит целую речь; женщины хором голосят «ууу»... На их крик родственники отвечают таким же криком. В заключение устраивается общее оплакивание: гостей ставят в круг, в середину круга вводятся лошади, позади лошадей помещаются родственники; лошадей проводят трижды по кругу, причем все колотят себя руками по голове и кричат.
Поминальная трапеза происходит, пока покойник еще не похоронен; хоронят его обыкновенно под вечер, причем все присутствовавшие усердствуют, кто что может в пользу семьи умершего или умершей. Поминальная трапеза - постная, по покойнику постятся от сорока дней до года. Траур носят от года до трех лет. Вдовы носят траур до другого замужества. Траурными цветами абхазцев считаются: черный, белый и коричневый. Мужчины носят траур в виде коленкорового балахона, надеваемого поверх черкески, женщины шьют себе специальные одежды с подрезанным, наподобие бахромы, подолом платья и приспособленными на такой же манер рукавами. На голове они носят уборы со спускающейся надкромсанной бахромой на глаза, чтобы показать, что она, мол, ни на кого не желает смотреть, так она убита горем. Вообще, абхазцы народ экспансивный и стараются внешне показать таящуюся в их сердцах скорбь; так, например, женщины, оплакивая покойников, вырывают себе из головы пряди волос и расцарапывают себе в кровь лица.
Женщины у абхазцев обязаны оказывать почтение мужчине. Между прочим, абхазские женщины считают за стыд ездить иначе, нежели верхом. Почтение к мужчинам они выражают иногда в весьма странной форме: у них принято в знак уважения к почтенным лицам, к тестю и теще особенно, не разговаривать с этими лицами первые два года замужества. Первые год-два муж никогда не показывается вместе с женой при своих родителях, как и не станет нянчить своего ребенка - он совестится. При рождении ребенка мужского пола у абхазцев, в знак радости, принято стрелять. Похищение молодых девушек - у них обыденное явление.
Абхазцы очень суеверны. Они верят в нечистую силу и, например, во время Успенского поста, чтобы отвратить от себя наваждение этой нечистой силы, срезают дерево, называемое по-ихнему «лакуха», высекают в середине крест, который покрывают маленьким веночком из терня. Есть абхазцы - христиане, есть и магометане. Но и у абхазцев-христиан сохранились прямо-таки языческие обычаи, например, жертвоприношения.
Большим авторитетом в народе пользуются ворожеи, гадающие на лобио (фасоли)(2): они выбрасывают на пол 42 фасоли и говорят, что человека ожидает, или почему его постигло то или другое несчастье, предписывая ему принести в жертву ягненка. Например, заболеет абхазец - он объясняет эту болезнь или тем, что он ложно присягнул, или что его проклял кто-нибудь, и, вместо того, чтобы обратиться к доктору, идет к ворожее. Большую роль у абхазцев играет присяга; к обычной присяге он относится легко, но ложно присягнуть перед весьма чтимой абхазцами иконой св. Георгия он не решится.
Странная вещь: абхазцы очень боятся кузнецов и часто принимают присягу в кузнице, перед кузнечными инструментами.
В заключение, несколько строк об абхазском языке. Это совершенно самостоятельный язык и язык очень трудно поддающийся изучению, так и передача его посредством азбуки какого-либо другого языка. В этом языке встречаются звуки вроде шипения, свиста. Попытка создать абхазскую азбуку до сих пор не увенчалась успехом. Другая особенность языка: большинство существительных по-абхазски начинается с буквы «а». Так человек - аюэ, женщина - абхюс, корова - оажь, лошадь - аче, собака - ала, огонь - амца, дом - аюна и т.д.
Слова эти записаны мною приблизительно, насколько можно было уловить их и передать русскими буквами.
Примечания составителей
1. Нания - должно быть налия, но данное слово грузинское и означает кукурузник. А по-абхазски кукурузник именуется аца.
2. Лобио - грузинское слово, означающее фасоль, по-абхазский фасоль именуется - акуд.
(Опубликовано: Газета "Черноморский вестник". 1898. № 54.)
(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике.../ Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 489-491.)
(Сканирование, вычитка - Абхазская интернет-библиотека.)