Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Об авторе

Бжания Вадим Викторович
(род. 11 марта 1934 г.)
Кандидат исторических наук. Археолог, начальник Управления охраны историко-культурного наследия Абхазии. Кавалер ордена "Ахьдз - Апша". После окончания Сухумской средней школы №2 (в 1953г.) и исторического факультета Сухумского педагогического института (в 1957г.) начал свою трудовую деятельность на поприще изучения и сохранения исторического наследия в Абхазском государственном музее. В 1962 году с пятилетним стажем работы в музее уже в ранге заведующего отделом дореволюционного прошлого В.В. Бжания поступает в аспирантуру Института археологии АН СССР, которую успешно заканчивает в 1968 году и защищает кандидатскую диссертацию. В 1967 году, после окончания аспирантуры, В.В. Бжания возвращается в родной город, однако ему в течение года не удается устроиться по специальности. В результате он возвращается в Москву, которая становится местом его постоянного проживания в течение следующих 30 лет. Через год он выиграл конкурс и попал в штат Института археологии. Многолетнее изучение памятников неолита завершилось большой работой, которую О.В. Бжания опубликовал в фундаментальном многотомном энциклопедическом издании "Археология СССР" отдельным разделом - "Неолит Кавказа". В.В. Бжания вместе со своими коллегами исследовал памятники на Северном и Южном Кавказе, участвовал в зарубежных экспедициях (Болгария, Турция, Алжир), но самые значительные работы он проводил в Абхазии. Здесь под его руководством развернула работы совместная экспедиция Института археологии и Абхазского института гуманитарных исследований, изучившая целый ряд памятников. Материалы этих исследований освещены им в более чем 60-ти работах, использованы в диссертационных темах его коллег и их публикациях. В конце 80-х гг. Б. возвращается на постоянное место жительства в Абхазию, чтобы организовать республиканский государственный орган по охране историко-культурного наследия. С тех пор В.В. Бжания возглавляет Управление охраны историко-культурного наследия Кабинета Министров Республики Абхазия. Когда в 1992 году в Абхазии началась война, Бжания В.В. вместе со своими учениками пошел на фронт. Находился в составе горнострелковой роты, командиром которой был Ю.К. Ардзинба.
(Источник: статья А. Габелия. Эхо Абхазии, № 16, 2004.)

Вадим Бжания

Загадка фамилии Чачба

1-5 октября  в столице азербайджана Баку состоится  очередной, 4-й  международный  Конгресс евразийской археологии. на него приглашен и ряд абхазских ученых, в том числе Вадим  Викторович Бжания – известный   абхазский археолог, кандидат исторических наук, который много лет, с 1990 года, возглавлял  управление охраны историко-культурного наследия абхазии,  воспитал целую плеяду молодых абхазских археологов. он принимал участие во всех трех предыдущих таких конгрессах, которые проходили в турции. Его поездки финансировались тогда государством, но на сей раз в этой помощи было отказано и надежда остается на обещавший помочь «аквафон». Вадим Бжания собирается выступить в Баку с докладом, который  в известной мере можно назвать сенсационным,  ибо в нем он  излагает свою гипотезу возникновения фамилии абхазских владетельных князей Чачба. Предлагаем вниманию читателей статью, подготовленную на основе этого доклада.

Абхазская княжеская фамилия Чачба считается достаточно древней. Наиболее раннее упоминание фамилии в письменных источниках относится к XI веку. После этого на всем протяжении II тысячелетия  н. э. Чачаа (Чачбовцы) считались  владетельными  князьями  Абхазии.
Когда  же  появился  род  (фамилия) Чачба? С какими событиями и личностями связано происхождение рода Чач? Ответы  на  эти  вопросы  скрываются  в глубине веков. По мнению автора этой статьи, скорее всего, фамилия возникла в конце I тысячелетия нашей эры, и связано ее возникновение  с таким феноменом, как Абхазское царство.
Вторая  половина  названного  тысячелетия – важнейший период в истории Абхазии.  К  этому  времени  Западное Закавказье  становится  зоной  стратегических интересов и ареной столкновений  великих  держав  евразийского мира – Византийской империи, Персии, Арабского  халифата,  Хазарского  каганата. Вторжение войск этих государств на  Черноморское  побережье  Кавказа, приносившее  разорение  и  гибель  десяткам тысяч местных жителей, становится обычным явлением. Вместе с тем тогда же  в центральной части Кавказского Причерноморья начинается консолидация близкородственных  абхазских  племен  санигов, абазгов,  апсилов  и  мисимиан.  К  VIII веку эти племена создают независимое царство.  Страной  руководила  талантливая династия царей  Леонидов.  Они значительно  расширили  ее  пределы, присоединив к Абхазскому царству всю территорию  Лазского  царства,  занимавшую Колхидскую низменность. Под  контролем  Абхазского  царства оказалась и территория западной части  Кавказского  Причерноморья.  Теперь северо-западная граница царства проходила по устью реки Кубани, восточная  -  у  Сурамского  хребта,  а  юго-восточная  –  по  реке  Чороху.  В  связи с  перемещением  главного  внимания абхазских царей к восточным территориям, туда переносится и столица Абхазского царства. Ею становится город Кутешь (Кутаиси). Название города, как полагал академик Н. Марр,  происходит от абхазского слова «акыта» – крупный населенный пункт. Успешное  развитие  Абхазского царства,  начатое  царями  династии Леонидов в конце I тысячелетия н. э., продолжалось и в начале следующего тысячелетия. Но в 975 г. умирает последний представитель Леонидов – бездетный царь Феодосий, и на абхазском престоле  воцаряется  его  племянник, сын сестры, грузинский царевич Баграт III. Со смертью Феодосия завершается правление  царей  абхазской  династии Леонидов, о которых арабский ученый писал, что они, «прославленные своей силой,  ...храбростью  и  воинственным пылом наводили страх среди своих соседей». Баграт III считал себя продолжателем абхазской династии. Им даже был составлен список (диван) абхазских царей, последним в котором он поставил свое имя. Но у Баграта III была не абхазская, а грузинская фамилия  – Багратиони, и волею судьбы он становится зачинателем новой грузинской династии Багратидов на престоле Абхазского царства. Летописи Грузии, на основе которых (в основном) составлялись разработки по истории Абхазии, сохранили царей грузинской  династии  Багратидов.    Но фамилии  царей  абхазской  династии Леонидов там нет. Не  упоминается  абхазская  царская фамилия и в византийских письменных источниках. Хотя не раз, едва ли не с первых веков нашей эры, там  упоминаются  имена  вождей  отдельных  родоплеменных объединений. Это Юлиан, Рисмаг, Спадаг, Скепарна, Опсит и т. д.
С середины I тысячелетия н.э. на севере,  на  широких  степных  пространствах  в  междуречье  Волги  и  Дона, начинает  усиливаться  объединение тюркских  племен  под  названием  Хазарский каганат. Это объединение постоянно  имело  военные  столкновения с  крупными  державами.  К  последней четверти I тыс. н.э. в Византийской империи поняли, что с грозным соседом лучше иметь мирные отношения. А чтобы уерепить мир и дружбу с сильным противником, византийские дипломаты стали налаживать родственные связи.
Византийский  император  Лев  Исавр женил  своего  сына  Константина  (Копронима)  на  дочери  хазарского  кагана, которая после крещения  сменила свое имя Чичек и стала императрицей Ириной. От брака Константина и Ирины родился сын, ставшей впоследствии императором  Византии  под  именем  Лев Хазар.
Абхазский царь Леон I, не имевший собственных детей, последовал примеру Льва Исавра  и женил своего младшего брата Феодара на второй дочери хазарского кагана. У этой пары родился сын,  ставший  выдающимся  царем  по имени Леон II. Он не получил второго имени,  как  его  двоюродный  брат  Лев Хазар. У абхазских царей не было такой традиции. Но второе имя подразумевалось.  Каким  оно  должно  было  быть?  Хазар? Вряд ли! Абхазы не употребляли  обобщающего  названия  тюркского племенного  объединения.  Они  имели тесные взаимоотношения на протяжении нескольких веков с соседним племенем под названием Чач.  Это было привилегированное племя в Хазарском каганате, из него происходила знать и верховная власть в тюркском государстве.  Чачи были выходцами из оазиса Чач близ современного города Ташкента.  Территория была издавна известна большими  запасами  золота,  серебра, меди  и  драгоценного  камня  лазурита. Как полагают ученые, этимология слова  «чач»  восходит  к  прототюркскому  слову, озночающему лазурит.
Итак, Леон II был сыном хазарки из племени Чач. Она происходила из царского рода Ашинов, из которого только и могли избираться хазарские каганы. Кровная связь абхазского царя Леона II с тюркскими Чачами определила название новой абхазской фамилии Чачба.
К концу I тысячелетии  в Хазарском каганате  распространяется  иудаизм. Первыми иудеями становятся представители высшего класса общества – сам каган, его семья и  придворная знать. По  канонам  иудаизма  дети  должны унаследовать  фамилию  матери.  Мать Леона II происходила из племени Чач, и сам он получил прозвище Чач, затем ставшее фамилией царского и главного княжеского рода Чачба. Не случайно на северной стене с внешней стороны царского дворца в селе Лыхны имеется  гексаграмма  –  четкое  изображение шестиконечной  звезды  Давида  с  вписанным  в  нее  крестом,  указывающее на генетические и духовные связи абхазских и хазарских Чачей. Обращает на себя внимание, что звезда Давида появилась  не  на  западном  –  парадном    –  фасаде  здания,  а  на  стороне, обращенной к древнему христианскому храму. Крест и звезда – символы двух религий  –  объединены,  а  уникальные архитектурные сооружения расположены рядом на одной большой площади. Эта связь отражает духовное состояние первых владельцев царского дома.
Исследовательница  лыхненских древностей  Л.  Г.  Хрушкова,  которая провела  фундаментальные  археологические  раскопки  на  территории Лыхненского  дворца  и  Лыхненского храма,  приходит  к  заключению,  что «дворец в с. Лыхны воплощает в себе две  важнейшие  тенденции  строительного искусства – живую преемственность с античными традициями и тесную связь с искусством Востока».
В монографии, посвященной результатам археологических исследований в с. Лыхны, она многократно отмечает связи  строительных  элементов  Лыхненского  дворца  с  традициями  строительства  каменных  зданий  древних городов Хазарии.
По  всей  вероятности,    царь  из  абхазской династии Леонидов пригласил через своих влиятельных родственников для строительства царского дворца мастеров  из  Византии  и  Хазарии.  Напомним, что Леон II Чач(ба) был двоюродным братом византийского императора Льва Хазара и внуком хазарского кагана.

Позднее, после расширения границ Абхазского  царства  на  восток,  у  правителей Абхазии Чачба появляется ее дублирующий вариант – Шервашидзе, своим происхождением, возможно, связанный с Ширван-шахами. Но по этому поводу высказаны только предположения,  письменные  доказательства  пока не  найдены.  У  абхазских  историков еще не было возможности ознакомиться с азербайджанскими архивами, где, возможно, сохранились какие-то следы былых абхазо-ширванских связей.


(Опубликовано: Эхо Абхазии, № 29, 25 сентября 2012.)

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика