Т. М.
Горцы абазинского племени
Абазинское племя состоит из обществ Бабук, Баракай, Кызылбек, Багой, Шагирей, Там, Башилбай и аулов Лау, Дударуко, Клыч и других, находящихся в бывшем Баталпашинском участке (1), верхней части Кубанской кордонной линии, кроме того, из аулов Джантемировых, живущих в Большой Кабарде. Бабуковцы прежде составляли большую часть абазинского племени и, живя в наших пределах, постоянно скрывали у себя непокорных горцев, с которыми, впрочем, и сами участвовали в набегах и грабежах. За это большую часть их выслали в Россию. Ныне бабуковцы составляют один аул на реке Подкумке, в восьми верстах выше Георгиевска; они почти все казаки казачьего линейного войска. Общества Баракай, Кызылбек, Багой и Шагирей принесли покорность России в 1834/35 году; из них первые в 1838 году, а последние в 1839 году переходили на сторону непокорных в числе двух тысяч душ. В этих обществах - по одному аулу того же названия, кроме кызылбековцев, у которых два аула. Они расположены по вершинам [рек] Губе, Ходз, Большая и Малая Лаба и у подножия снеговых гор.
У баракаевцев аул Лоов с 850 душами жителей. У кызылбековцев два аула за Лабой, по верховью реки Лабрюн, жителей 450 душ. У багоевцев - аул Шамшева; у шагиреевцев - Цикашева; в обоих жителей 1100 душ.
Тамовское общество обитает по правую сторону Лабы, выше бывшего Ахметовского укрепления; аулы Зарумова с 550 жителями. Башилбаевцы живут между верховьями Урупа и Большого Зеленчука и Кефаром. Это общество считалось прежде многочисленным, состояло из пяти аулов и имело до двух тысяч жителей.
Аулы Дударуковых, Клычевых и Бибердовых расположены на левом берегу Кубани, против станицы Баталпашинской; принесли покорность в 1828 году, жителей до двух тысяч душ. Аул Лоовых принес покорность в 1828 году, поселен на левом берегу Кубани, на реке Теберде, против бывшего укрепления Хумаринское. Жителей до 300 душ (2). Аул Джантемировых в Большой Кабарде. Во всем абазинском племени не более 10 тысяч душ. Старожилы говорят, что они приняли присягу лет сто назад.
Пространство, занимаемое абазинским племенем, находится между Черными горами и Снеговым хребтом с их глубокими ущельями, где струятся те ручейки и источники, которые образуют Лабу с ее притоками Ходз, Гупс и Псефир, реку Уруп и Большой Зеленчук. Хотя Снеговой хребет и недалеко, но климат нельзя назвать суровым; есть места, где не только растет трава, но и поспевает кукуруза и пшено в таком количестве, что хватает для людей и скота. Есть лес лиственный и хвойный, где летом скрывается много зверей, которые зимой рыщут в степях.
В 1843 году было укрепление Надежинское при слиянии рек Бежун и Кефар (3). Абазинцы прежде жили на восточном берегу Черного моря вместе с другими племенами и происходят от абхазцев, живших в нынешних местах, вероятно, до Рождества Христова; в 550 году по P. X. они были покорены византийцами. Недостаток ли земли или притеснение соседей заставили часть абхазцев перейти Кавказский хребет и поселиться в верховьях Кубани и Белой. Слился ли этот народ
с другими племенами или, живя в неприступных местах, не показывался соседям до XVII столетия - нет положительных сведений (4). В XVII столетии кабардинцы подчинили их своей власти и держали в зависимости более ста лет. Это иго было причиной уменьшения абазинцев, которые много переняли от своих поработителей и изменили свой характер под влиянием нового образа жизни, обычаев, религии, свое же многое утратили и даже христианскую религию (5), которую исповедовали еще на восточном берегу Черного моря и при переходе через Кавказский хребет, что подтверждают развалины христианских храмов. Народонаселение абазинцев уменьшилось еще во время чумы в 1804 году.
Когда сила и могущество кабардинцев стали ослабевать от набегов чеченцев, бывших до того под их властью, когда русские должны были поднять оружие для наказания их за злодеяния в наших пределах, абазинцы во второй половине прошлого столетия, по примеру чеченцев, восстали против своих поработителей, сделались независимы и покорились России. Хотя абазинцы не воевали с нами так, как другие горцы, все-таки делали хищничества, за что не раз были наказаны. До последних событий на Кавказе считались вполне покорными только аулы Дударуковых, Лоовых, Клычева и Джантемирова; башилбаевцы хотя присягнули в 1846 году на подданство России, но не были вполне покорными; остальные общества тогда были покорными, когда у нас содержались их аманаты, впрочем, они до того были незначительны, что на них не обращали особенного внимания: стоило только поко-риться воевавшим с нами закубанцам, абазинцы покорялись сами собой.
Прежде у абазинцев не было князей, но они имели три сословия: уздени (свободный человек), чагары (условно обязанный крестьянин) и рабы. Нынешние их князья - или кабардинские, или сами себе присвоили этот титул. Можно полагать, что они, будучи узденями и приобретя силу и вес в Кабарде, были старшинами в своем обществе; освободившись от власти кабардинцев, им щекотливо было наравне с другими абазинцами называться узденями, они и назвались князьями.
Абазинцы имели свой особый язык, не имеющий сходства ни с одним наречием языка адыге; судя по звукам и трудности выговора, язык абазинский стоит наравне с тавлинским языком. Домашний их быт похож на кабардинский; костюм - тоже; пища их из баранины, тот же хантхупс (суп) и вместо хлеба просяная каша. Зимой соленая и вяленая баранина с отличнейшим сотовым медом. Забавы: двухструнная балалайка, песни и сказки, которыми они усыпляют гостя, хотя бы тот ни слова не понимал по-абазински.
_______________________________
1 У Лоовых есть еще три аула, заселенных ногайцами и находящихся на правом берегу Кубани, в 14 верстах от Баталпашинска, в Тохтамышском ауле, вверх по реке между горой Учкул и Далегуспинской балкой и на Куме. Жителей до 1600 душ.
2 Из слияния этих рек образуется Зеленчук.
3 Закубанские ногайцы называют абазинцев алты кесек (шесть кусков, колен).
4 Абхазия, по преданию, просвещена христианством апостолом Андреем Первозванным и Симоном Кананитом в 40 году по Р. Х.
(Опубликовано: Иллюстрированная газета. СПб.,1867. № 18)
(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике... Кн. 1. С. 327-330.)