Об авторе
Аджинджал Шалодиа Мадзарович (Михайлович)
(01.08.1932, с. Пакуаш, Очамчырский р-н – 31.08.2015, Сухум)
Нар. писатель Абх., драматург, киносценарист, журналист, засл. работник культуры Абх. (1984). В 1951 окончил Пакуашскую СШ. В 1951–1954 работает шахтёром на Ткуарчалской шахте. В 1954 поступает на ист. ф-т СГПИ. По окончании, в 1959, начинает работать зам. ред. Очамчырской районной газ. «Акоммунизм ахь», затем – преп. в Гагрской шк.-интернате. В 1962–1964 работает в газ. «Аԥсны ҟаԥшь» лит. сотр. В 1967–1971 – дир. Худ. фонда Абх. С 1971–1976 снова работает в газ. «Аԥсны ҟаԥшь» – зав. отделом. В 1976–1978 – зав. отделом пром-сти Абх. обкома партии. В 1978–1983 – дир. Гос. изд-ва «Алашара». В 1983–1991 (до ухода на пенсию) – пред. К-та по печати при Совмине Абх. В 1983 удостоен Гос. премии им. Д. И. Гулиа. А. награждён орденом «Знак Почёта», «Ахьдз-Апша» II степени. В 1985 избирался деп. Верх. Сов. Абх. АССР. Чл. СП Абх., СССР, России. Чл. Союза журналистов Абх. По сценариям А. сняты фильмы: «В ночь на новолуние» («Мосфильм», 1978), «Колокол священной кузни» («Мосфильм, 1982). В этих фильмах на высоком худ. уровне передан пафос самоотверженной борьбы абх. народа за независимость и светлое будущее Абх. А. – автор ряда пьес, поставленных на сценах абх. и др. нац. театров: «Голос родника» (1981); «Белый портфель» (1984); «Четвер-тое марта» (Абх. госдрамтеатр им. С. Я. Чанба), «Моя роль» (Сух. груз. драмтеатр, 1987); «Взятка» (Даргинский гос. драм. театр, Махачкала, 1988); «Главная роль» (Белоруссия, Гродненский обл. театр, 1989). А. – журналист-фельетонист, острым сатир. пером бичует вредителей, воров, бюрократов, взяточников. Одновременно он пишет ст. и очерки о передовых людях Абх., чей жизненный подвиг заслуживает внимания и чей пример достоин подражания: о тружениках с., педагогах, воспитателях. Герои его произв. – люди крепкие духом, борцы за правду и справедливость. В абх. лит-ру он пришел в 50-е, как и многие известные абх. писатели, со своей темой. В его сатир. рассказах 60-х («Повестка», «Зять», «Бырдух») чётко прописаны образы персонажей. Типажи его – яркие, запоминающиеся. Как отмечает проф. Ш. Д. Инал-ипа, обращает на себя внимание критич. направленность произв. А. Обличительному дарованию писателя содействовала многолетняя журналистская практика. В своих произв. эпического жанра А. акцентирует внимание на положительных героях, его волнуют проблемы становления нац. характера. Повесть «Агәахәтәы» посвящается шахтёрам. Её можно считать автобиографической. Шахтёрскую жизнь писатель пропустил через себя, знает о ней не понаслышке. Прототипы персонажей повести – это люди, с к-рыми А. работал, дружил. Роман «Шрам», повествующий о бедствиях, пережитых современниками писателя в 30-е годы – одно из наиболее значительных явлений в абх. лит-ре. В 1970 А. создает новые высокохуд. произ.: «В ночь на новолунье» (1977), «Судьба» (1980). Достойное место занимает в абх. худ. лит-ре роман А. «Дьявол с мечом». В нём резко осуждается режим Сталина и Берия, уничтоживший лучших сынов нашей Родины. Автор первым из абх. писателей получил доступ к закрытым архивам спецслужб. Несмотря на то, что роман касается самых трагических страниц истории Абх. сов. периода, завершается он оптимистически. Перед абх. народом неоднократно вставал вопрос: быть или не быть, но он никогда не падал духом, не терял надежды, самоотверженно боролся за свою свободу и независимость. Непоколебимость духа через века и трудности довела наш древний этнос до сегодняшних дней. Подтверждением тому – лейтмотив романа «Дьявол с мечом» – встреча отца и сына. Роман А. «Танец волков», изданный в 2002, посвящается раскрытию темы груз.-абх. войны 1992–1993 – одной из самых коварных (со стороны груз. агрессоров) войн на грани второго и третьего тысячелетий. «Танец волков» – яркое подтверждение тому, как зло порождает зло, и что война есть самое злостное нарушение главной заповеди «Не убий!». Военная тема также мастерски раскрыта в рассказах А., вошедших в его сатир. сб.: «Слыхали, что случилось?» (2001), «Живой труп», «И лошадь сражалась» и др.
Соч.: Желание. (Повести и рассказы). Сухум, 1960 (абх. яз.); Шрам. (Роман. 1-я книга). Сухуми, 1965 (абх. яз.); Хырбза-Курбза. (Сатир. сб.). Сухуми. 1967 (абх. яз.); Шрам. (Роман. 2-я книга). Сухуми, 1973 (абх. яз.); В ночь на новолунье. Сухуми, 1977 (абх. яз.); Корни. Сухуми, 1978; Судьба. (Повести и рассказы). Сухуми, 1980 (абх. яз.); Избранное. Сухуми. 1982 (абх. яз.); На обрыве. М., 1984; Белый портфель. Сухуми, 1985; В ночь на новолунье. Рига, 1987; Дьявол с мечом. (Роман). Сухуми, 1987 (абх. яз.); Моя роль. София, 1988 (на болгарском яз.); Дьявол с мечом. М., 1989; Дьявол с мечом. Сухуми, 1991; Калиф на час. Сухум, 1997; «Слыхали, что случилось?». Сухум, 2001 (абх. яз.); Танец волков. Сухум, 2002 (абх. яз.); Сочинения в трёх томах. Том первый. (Романы). Сухум, 2007 (абх. яз.); Том второй. (Повести. Сценарий). Сухум, 2008 (абх. яз.); Том третий. (Повести. Рассказы. Памфлеты. Пьесы). Сухум, 2008 (абх. яз.).
Лит.: Капба Р. Х. Шаги жизни. (Ш. М. Аджинджал. Критико-биографический очерк). Сухум, 1981 (абх. яз.).
(Р. Х. Капба.) |
|
|
|
Шалодиа Аџьынџьал
Дыцәаны данааԥш
Асатиратә жәабжьқәеи акомедиақәеи
Аҟәа – «Алашара» – 2006
232 д. Атираж 500.
АХҚӘА
- Асатиратә жәабжьқәа
- Дыцәаны данааԥш
- Абжьы аасхәоит, изҭиуада?
- Ҭаӷьӡаа рыцәымҳа рыҿшәеит
- Алашәага Алым шыржуаз
- Иамырхыда, иарҭада?
- Аладуи Аԥинеи
- Ҳабаҟаз, ҳабааи, ҳабацеи?
- Рыԥсы рзавымгеит
- Ишыбзаз иԥсыз
- Уара узҵеида, ма узеицәада?
- Иахьарнахыс ҭоуба зуеит
- Уи амыжда акалашәа иҟоуп...
- Аҳамҭа
- Шәҩыџьегьы шәеиԥшуп
- Рхылҵшьҭра мап рцәыркит
- Гыд исасцәа
- Акы узымҳәозар, аҽакгьы усҭоит
- Аҽадақәеи агәыжьқәеи реицәажәра
- Ашәҟәы алахьынҵа
- Џьансыхә дышԥалақьуаҩхаз
- Ила дазымдырит
- Абри еиԥш сзахаанхарыз?
- Игәы рзымԥшааит
- “Сзышьцылахьоу сзаҟәыҵуам”
- “Аҿыц” зҭахыда?
- Аҩарӡ ауп иҭабо
- Акомедиақәа
- Сара сроль
- Амра “атыв” иакит
Шалодиа Аджинджал
ПОСЛЕ СНА... Сатирические рассказы и комедии
На абхазском языке
Скачать книгу "Дыцәаны данааԥш" в формате PDF (914 Кб)
|
|
|
|
|
|