Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Об авторе

Выдумкин Дмитрий
Псаломщик Сергиевской церкви села Алмазово.

Дмитрий Выдумкин

Путевые заметки об Абхазии

Когда на улице зима и холодно, мы скучаем по лету. Счастливцы, которым летом довелось побывать на море, с ностальгическими ощущениями прислушиваются к звукам, доносящимся из привезённых с юга морских раковин, просматривают ставшими дорогими фотографии.  Но, поскольку далеко не всем в наше время доступен такой отдых, то, возможно, кому-то будет интересно познакомиться с этими заметками, составленными мною после поездки по Абхазии, цель которой состояла не только в отдыхе на море, но и в посещении святых мест, которыми, к счастью, так богата эта страна.


Место 3-го обретения главы Иоанна Крестителя

Поездка по Абхазии вначале представлялась предприятием опасным: Интернет настойчиво информировал об антирусских настроениях абхазцев. Всё же не слишком доверяясь средству массовой информации, мы (я со своим другом), положившись на милость Божию, решили съездить в этот незнакомый ещё нам край. До недавнего времени желающие попасть в Абхазию доезжали поездом до Адлера – самого южного курортного города в пределах современной России, который находится на границе с Абхазией. Далее перекладными добирались до границы, которую переходили пешком через таможню и контрольно-пропускной пункт. Затем на автобусах и маршрутках добирались до нужного места. Маршрут поезда Москва – Сухуми перестал существовать со времени грузино-абхазской войны 1992-93 годов. Только сейчас страна потихоньку оживает после войны. И одно из подтверждений этого – восстановление маршрута Москва – Сухуми. Тем не менее, мы решили ехать через Адлер, намереваясь остаться здесь в случае неспокойных слухов из Абхазии.


Ново-Афонский монастырь
 


Стопа апостола Симона Кананита

Преодолев границу, вполне увидели и ощутили: мы на Кавказе. Высокие лесистые горы, быстрые горные речки, водопады, многочисленные пальмы, защищающие путников от южного палящего солнца: всё это после Москвы с её небоскрёбами, заполонившими всё автомобилями и постоянно угарным воздухом, напоминало библейский сюжет о вхождении евреев в Землю Обетованную после рабства в Египте. Красота Кавказа зачаровывает. Поскольку основное содержание статьи хотелось бы посвятить Абхазской Церкви и её святыням, то следует несколько слов сказать о времени появления христианства в Абхазии. Свет Христовой веры впервые проник в эти пределы уже в середине I века. По свидетельству греческих историков в 55 году от Рождества Христова здесь были апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, положившие начало христианизации этого края. В начале IV века в Пицунде уже существовала парикия (епархия), а её предстоятель, епископ Стратофил даже присутствовал на 1-м Вселенском Соборе (325 год). Не буду далеко углубляться в историю, упомяну лишь о событиях XX в. По крайней мере, до 30-х годов Абхазская Церковь была в составе Русской Православной Церкви. Но в 1931 году Сталин и Берия стали массово расселять по всей территории Абхазии грузин. Абхазская ССР была включена в состав Грузинской ССР на правах автономии. В 1944 году было восстановлено каноническое общение между Русской и Грузинской Православными Церквами, прерванное  по причине самовольного провозглашения грузинами автокефалии (то есть независимости своей церкви от Русской) в 1917 году. Русская Церковь признала автокефалию Грузинской Церкви. И, поскольку с 31-го года Абхазия входила в состав Грузинской ССР, то и Церковь Абхазская нашей Церковью была признана входящей в состав независимой Грузинской Церкви. Но грузины и абхазы – народности совершенно разные и по характеру и по обычаям, что не могло не провоцировать этнические конфликты. К 90-м годам грузин в Абхазии стало уже втрое больше, чем самих абхазов. Пошли разговоры о постепенной ассимиляции абхазов как народа. Локальные конфликты привели, в конце концов, к тому, что в 1992 году Шеварнадзе ввел войска в Сухуми, и началась война, продолжавшаяся год с небольшим. В той войне абхазы победили и отстояли свою независимость. Теперь грузин здесь почти не встретишь, за исключением самых пограничных с Грузией областей. Не осталось в Абхазии со времени войны и грузинских священников. Теперь Абхазская Церковь Грузинскую Патриархию над собой не признаёт и грузинских священников здесь не принимают. И, хотя, формально, по бумагам, Абхазия, всё же, находится в юрисдикции Грузинской Церкви, за богослужением в Абхазии поминают Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Однако, в настоящее время идёт процесс сближения, происходят встречи абхазского церковного руководства со Святейшим Патриархом всея Грузии Илией, что, будем надеяться, послужит уврачеванию многолетнего конфликта. Предположительным местом нашего пребывания на неделю мы решили избрать Новый Афон – поселение на побережье Чёрного моря, где с конца XIX века возвышается величественный Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Главная автомагистраль Абхазии проходит вдоль морского побережья, и, чтобы доехать до Нового Афона, нужно преодолеть добрую треть Абхазии. Позади один за другим остаются известные абхазские курорты: Гагры, Пицунда, Гудаута. В Пицунде, к месту будет сказано, находится кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы XXI века, где хранится Бичвинтская (Пицундская) икона Божией Матери, считающаяся одной из главных святынь Абхазии. Поселение Новый Афон приморский городок, прозванный так по имени известного монастыря, построенного в конце XIX века. Афон греческий полуостров в Эгейском море – известная всему миру монашеская республика. Его младший брат – Новый Афон, – названный так в его честь, был призван, подобно старшему брату, собрать в свои обширные пенаты не одну сотню монахов. История основания монастыря началась в 1875 году, когда группа монахов Пантелеимонова монастыря с горы Афон, приехав сюда, просила Императора Александра III даровать им в этом святом месте землю для строительства русского Нового Афона: мужского Симоно-Кананитского монастыря. На церемонии его освящения в 1888 году присутствовал сам Император Александр III с Императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Последний русский Император Николай II, известный своим благочестием, также посещал знаменитую обитель с богатыми пожертвованиями.

 Чтобы добраться до монастыря, необходимо около десяти минут идти в гору, но тот, кто преодолевает этот, довольно непростой, подъём, не жалеет о затраченных усилиях. С первого взгляда вид монастыря впечатляет. Огромные стены, подобные, наверное, только стенам Троице-Сергиевой Лавры, окружённые роскошными пальмами, всегда становятся излюбленным фоном для любителей фотографии. Главный храм монастыря в честь великомученика Пантелеимона виден ещё с морского побережья. Его размеры таковы, что он занимает добрую треть всей территории монастыря, напоминая наш Храм Христа Спасителя. Справа и слева от западных дверей храма в стены вбиты памятные плиты, согласно которым первый камень при закладке храма был положен в присутствии Императора Александра III в 1888 году. Освящен уже построенный храм в 1913 году при посещении царя – страстотерпца Николая Александровича.  Основные  жилые  помещения  для  монахов располагаются в стенах монастыря и насчитывают не одну сотню комнат. К сожалению, обитель не избежала невзгод военного времени: стены и здания испещрены следами от пуль и снарядов. Суровая печать разрухи, замечу, лежит буквально на всех постройках. Несмотря на 12 лет, прошедшие с момента окончания военных действий, страна не может оправиться и восстановить былую красоту порушенных построек. Возрождение обители началось в конце 90-х годов XX века. Появление в стенах обители духовного училища для подготовки будущих священнослужителей связано с именем выпускника Московской Духовной Академии Димитрия Дбар. Сейчас уже бывший Димитрий стал иеромонахом Дорофеем и является ректором училища и преподавателем для будущих священников. А священников в Абхазии действительно не хватает: только за один год сам отец Дорофей крестил более трёх тысяч человек. Пока в училище принимают почти всех желающих после прохождения небольшого собеседования. В этом году, например, в училище поступило 8 человек. В будущем училище предполагается реорганизовать в семинарию, а пока часть выпускников едет доучиваться в Московскую Духовную Семинарию, а потом и в Академию, но с условием прохождения дальнейшей службы в Абхазии. Монастырю принадлежат ещё два храма, расположенные неподалёку от него: церковь Покрова Пресвятой Богородицы – почти у побережья, и храм святого апостола Симона Кананита (Зилота). Симон Кананит – апостол из двенадцати был, по преданию, одним из «братьев» Господа сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. На его свадьбе в Кане Галилейской Господь совершил Своё первое чудо – претворение воды в вино. Дойдя вместе с апостолом Андреем с проповедью до Абхазии, он остался здесь нести труды благовестия. Поселившись на Анакопийской горе в небольшой пещере, апостол донёс свет Христовой веры до пределов Севасты (нынешний Сухум). Здесь же на горе на берегу бурной горной речки Псырдзхи он принял и мученическую кончину за Христа. Неподалёку от места кончины огромный гранитный валун сохранил отпечаток стопы апостола, который почитается местными христианами как великая святыня. На месте захоронения апостола и был в дальнейшем построен нынешний храм, посвященный его имени.


Могила муч. Василиска

Больше всего запомнилось посещение Коман – небольшого горного поселения недалеко от Сухума. Отец Дорофей (Дбар) – насельник Ново Афонского монастыря и, по совместительству, настоятель монастыря в Команах, принимая во внимание, что мы с моим другом закончили родную и для него Московскую Семинарию, без колебаний согласился устроить для нас это паломничество. Сухум и Команы – наиболее пострадавшие в войне 90-х годов области. В Сухуме нет ни одного дома, не изрешеченного пулями и снарядами, много пустующих разрушенных многоэтажек. Команы начинаются с началом горной дороги. На месте когда-то цветущей, обильно населённой абхазской деревни – практически полностью разрушенные постройки и запущенные сады. Колёса нашего УАЗика успешно преодолевают горные подъёмы и могучее течение бурной горной речки. Доезжаем, наконец, до небольшого озера.

Здесь место кончины мученика Василиска, объясняет нам о. Дорофей. В начале IV века при римских императорах Максимиане и Максимине он был сослан сюда за веру Христову, и на этом месте ему усекли голову. На дне озера до сих пор находят камушки с каплями крови мученика. Поищите, может и вам повезёт.

Проезжаем чуть дальше. Здесь деревянная церковь в честь мученика Василиска, примерно в двадцати метрах перед ней – место его захоронения, где до сих пор находятся его святые мощи.


Церковь муч. Василиска

Церковь здесь была уже в IV веке, продолжает батюшка. – До этого места дошёл сосланный святитель Иоанн Златоуст. Тут ему явился Василиск и утешал его: «не унывай, брат, скоро будешь с нами». Златоуст причастился здесь Святых Христовых Таин и отдал свою душу Богу со словами «слава Богу за всё!». Произошло это в 407 году.


Гроб святителя Иоанна Златоуста

От могилы мученика Василиска до Команского монастыря, как говорят, «рукой подать». Известен этот монастырь тем, что здесь как великая святыня хранится каменный гроб святителя Иоанна. В 438 году его мощи были торжественно перенесены в Константинополь, а каменный гроб, освящённый нетленными останками святого, остался здесь на радость всем будущим поколениям верующих, почитающих великого святителя. Под стенами монастыря, кстати, в советское время находился единственный в Союзе Дом престарелых. Теперь это – пустующее полуразрушенное здание с проломленной крышей… Война везде оставила свой печальный след. Заключительный пункт нашего паломничества требовал перевала на ту сторону горы. Здесь мы увидели небольшую пещерку – место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В VIII веке в период иконоборческих гонений главу Крестителя привезли и спрятали здесь для сохранности. Обрели её уже в IX веке, а место обретения закрыли небольшой каменной плитой.


Храм святого великомученика Пантелеимона в Ново-Афонском монастыре

Наше путешествие подходило к завершению. Вопреки предостережениям Интернета об опасностях путешествий по горной Абхазии, русскому человеку находиться здесь оказалось вполне безопасно. В период купального сезона более половины встречающихся на улице лиц – русские. Несмотря на то, что почти в каждой семье есть оружие, оставшееся со времён войны, никаких проявлений агрессии к русским мы не заметили. А возможность, помимо отдыха на море, посетить такие значимые для христианина святые места, делает поездку именно в Абхазию даже более привлекательной, чем куда-нибудь в Сочи или Адлер.


(Опубликовано в: Благая весть, № 5, 2005 г. Фото автора.)

(Материал взят с сайта http://www.blagvest.ru.)

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика