Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Алик Габелия

(Источник фото: http://www.kavkazoved.info.)

Об авторе

Габелия Алик Николаевич
(15.VII.1952, с. Цагера, Очамчырский р-н)
Археолог. Закончил ист. ф-т СГПИ (1979), асп. Ин-та археологии АН СССР (1984). Защитил канд. дис. на тему «Поселения колхидской культуры по материалам Абхазии» (1985). Круг науч. интересов – древняя античная арх. Абх., Кавк. Г. – автор 50 науч. работ, в т. ч. учебного пособия «Археология» (абх. яз.) и двух монографий. Г. руководил археол. эксп. эталонных пам. Кавк. (Кистрик, Бамбора, 1984–1991). Работает деканом ист. ф-та АГУ. Руководил стационарной археол. эксп. АГУ по раскопкам античных гор. Диоскуриады – Себастополиса.
Соч.: К изучению керамики Кистрикского поселения. Сухуми, 1984; Из истории бронзовой металлургии и металлообработки в Абхазии. Сухуми, 1989; Результаты исследований Бамборского поселения. Сухуми, 1990; Краткий очерк этнической истории абхазского народа // Свет и пламя. Каир, 1994; Археология. Сухум, 2001 (абх. яз.); Абхазия в предантичную и античную эпохи. Сухум, 2014.
(О. Х. Бгажба.)

А. Н. Габелия

Статьи:


Строительная керамика из Сухумской крепости. Кровельная черепица

Кровельная черепица является одной из широко распространенных строительных материалов античных и раннесредневековых городов Причерноморья. По всей видимости, производство ее было организовано государством на месте. Несомненным свидетельством местного производства строительного материала в Себастопилисе является исследованная М. М. Трапш обжигательная гончарная печь на территории Сухумской крепости1. По мнению М. М. Трапш, рассматриваемая обжигательная печь была в основном предназначена для производства кирпичей и черепицы и является пока единственным в своем роде памятником на территории Абхазии. Находка такой крупной обжигательной печи на территории Сухума свидетельствует о широких строительных работах здесь в позднеантичное время. Несомненно, что использовалась и привозная продукция.

Во время раскопок, в течение двух лет, обнаружено большое количество фрагментов черепицы, по которым можно судить о масштабах производства, стандартах и вариантах форм.

Фрагменты черепиц различных форм найдены в развалах помещения, хотя не удалось выявить взаимное расположение плоских черепиц, калиптеров и деревянных перекрытий. В настоящее время найденные нами материалы дают возможность выделить типы плоских черепиц и калиптеров, имевших распространенность в Себастопилисе в первых веках н. э.

Почти вся черепица высокого светло-коричневого обжига изготовлялась из хорошо отмученной глины с примесью песка, она почти покрывалась ангобом различного цвета и оттенков. Плоские черепицы представлены четырьмя типами.

- Тип I. (Табл. 1. Рис. 2-3). Этот тип представлен обычным типом черепицы первых веков нашей эры, которые почти без изменения повторяют форму синопских эллинистических черепиц с плавно срезанными бортами на верхних концах. Они достаточно известны как на территории Юго-Восточного, так и Северного Причерноморья2. Их размеры стандартны: 4Ох35х5. Внешняя желобчатая поверхность покрыта ангобом светло-темно-розового цвета. Обратная сторона довольно ровная, шероховатая, иногда с большим количеством прилипшего песка и мелких камней со дна формы. У некоторых черепиц борта заглажены, ангобированы, некоторые в верхних частях слегка округлены. Часто по середине, по их внешней стороне отмечаются продольные желобки. При общности формы они отличаются размерами.

- Тип II. (Табл. 1. Рис. 1-5). Этот тип представлен синопской черепицей. Для этого типа характерно специальное сужение нижних концов с помощью подпрямоугольных выемок с внешних боковых сторон бортов. Обычно на верхних концах борта иногда не доходят до края на 3-4см. Размеры: длина от 51,5 до 53см; ширина по верхнему краю от 39до 41см; по нижнему краю от 32 до 40 см. На хорошо обработанной стороне бортиков имеются слегка видимые желобки. Глина хорошо отмучена и в равной степени обожжена, в связи с чем, цветовая гамма колеблется от серого до ярко-красного. Ангоб от желтовато-серого до темно-красноватого цвета.

В этой группе выделяются два подтипа, имеющие некоторые отличия в оформлении деталей и размерах.

- Подтип А. (Табл. 1 Рис. 1. 1,3). Черепица с явно выраженным сужением к нижнему концу. Длина суженной части 15 см. Внешняя сторона заглажена тщательно, но ангоба не видно. Высота бортиков 5 см, с вогнутым во внутрь краем. Ширина по верхнему краю 43 см, по нижнему - 32 см.

- Подтип Б. (Табл. 1 Рис. 2. 1-3). Плоская черепица с хорошо выраженным сужением в нижней части, верхняя же часть не срезана, а заканчивается прямым углом. Черепица изготовлена из хорошо отмученной глины, от серого до темно-красного цвета. Размеры: длина от 51 до 53 см; ширина по верхнему краю от 39 до 41см; по нижнему - от 32 до 40 см. Черепица покрыта ангобом от желтого до бордового цвета.

- Тип III. (Табл. 2 Рис. 1-2). Плоская черепица красного цвета с желтоватым ангобом отличается особенностями обработки поверхности (желтый цвет), рядом деталей нижней части. Нижняя часть черепицы данного типа отличается тем, что сужение ее начинается в 10 см. от края и сужается дважды, а заканчивается срезом. Он снабжен довольно высоким бортиком (6 см). На поверхности бортиков, чуть ниже центра, имеется желобок.

- Тип IV. (Табл. 1. Рис. 1. 1, 2, 4,). Обычная плоская черепица, изготовленная из хорошо отмученной и промешанной глины различного обжига и от этого различного цвета. Профили бортиков различной конфигурации с узким поперечным бортиком. Они в основном покрыты ангобом от светло-розового до темного цвета. Целые формы не найдены. Ширина - 40-42 см., высота бортиков - 6 см.

Кроме того, в культурных слоях Сухумской крепости часто встречаются полукруглые черепицы (калиптеры), они представлены обломками и судить об их размерах трудно (Табл. 1. Рис 2. 4, 5).

КРИПИЧИ. В позднеантичное и ранневизантийское время в строительстве широко применялись кирпичи различных форм: прямоугольные, треугольные, квадратные и круглые. Они в основном изготавливались из хорошо промешанной глины, с большой примесью песка.

В культурных слоях Сухумской крепости кирпичи встречаются часто и принадлежат к трем типам.

- Тип 1. (Табл. 2. Рис. 2. 1, 2). Кирпичи подчетерехугольной формы с округлыми углами. Лицевая сторона, как правило, украшалась врезными перекрещивающимися линиями (Табл.2.Рис.2.2), в одном из кирпичей эти линии прочерчены тремя горизонтальными линиями, а третий кирпич снабжен тремя волнообразными линиями. Этот тип кирпичей покрывался ангобом светло-оранжевого цвета. Размеры: 40х26х6; 37х22х4; 40х27х5.

- Тип II. (Табл. 3. Рис. 1. 1-3). Массивные прямоугольные кирпичи темно-оранжевого цвета, хорошего обжига, изготовленные из хорошо перемешанной глины с содержанием песка и мелких камешек. Этот тип кирпичей, возможно, использовался для вымостки полов. Свидетельством этого может быть то, что иногда тыльная сторона носит следы известкового раствора, а лицевая - обработана более тщательно и украшалась. Размеры: 50х30х6; 40х28х4.

- Тип III. (Табл. 2. Рис. 2. 4, 5). Квадратные кирпичи - "половинки", изготовленные из хорошо перемешанной глины с содержанием песка. Возможно, и этот тип применялся для вымостки полов, встречаются массивные, толстые экземпляры. Размеры: 23х23х4; 27х27х4; 17х17х5.

- Тип IV. (Табл. 3. Рис. 2). Кирпичи круглой формы хорошего обжига, красного цвета, различных размеров. Такого типа кирпичи широко применялись в строительстве в позднеантичную эпоху. Иногда встречаются с перекрещивающимися линиями на лицевой стороне, что может свидетельствовать о применении для укладки полов. Размеры: диаметр от 20 до 23 см; толщина от 5 до 7 см.

В культурных слоях Сухумской крепости часто встречаются фрагменты водопроводных и водоканализационных труб. Они изготовлены из хорошо промешанной, отмученной глины красного цвета хорошего обжига с суженными концами.

Таким образом, небольшой предварительный обзор, проведенный нами, свидетельствует о масштабах строительной деятельности населения позднеантичного и ранневизантийского Себастопилиса.

Примечания

Трапш М. М. Раскопки Себастопилиса в районе Сухумской крепости. Труды АбНИИ. XXXlll-XXXlV. Cухум, 1963. С. 236-253.
Гайдукевич В. Ф. Керамическое производство и античные строительные материалы. Свод археологических источников. Москва, 1966. Вып. Г -20. С. 52-59.

Источник: Абхазоведение. История, археология, этнология. Выпуск 2. Сухум, 2003.

(Перепечатывается с сайта: http://kolhida.ru/.)

_____________________________________


Хранитель древностей (к юбилею В. В. Бжания)

Известному ученому-археологу, начальнику Управления охраны историко-культурного наследия Вадиму Викторовичу Бжания исполнилось 70 лет. Его коллеги в честь юбилея 16 апреля собираются провести научную конференцию, а Президент Республики Абхазия В. Г. Ардзинба уже издал Указ о награждении В. В. Бжания орденом "Ахьдз - Апша".

Родился Вадим Викторович в г. Сухуме 11 марта 1934 года. Его отец Виктор Тимофеевич Бжания - родом из с. Тамыш. В свое время был известным юристом, в разное время занимал ряд руководящих постов в Абхазии: прокурор республики, нарком юстиции, председатель Гульрипшского райисполкома, председатель республиканской коллегии адвокатов. Во время Великой Отечественной войны был председателем Военного трибунала армии.

Родной дядя Семен Тимофеевич Бжания был одним из первых организаторов абхазского театра, автором первых абхазских драматических пьес. В 30-е годы он организовал первое в Абхазии сельскохозяйственное училище, которое в дальнейшем было преобразовано в Сельскохозяйственный институт.

Мать Вадима Викторовича Елена Константиновна Маршания-Бжания происходила из известной семьи народного учителя, основателя ряда школ в Очамчырском районе, одного из переводчиков на абхазский язык церковной литературы Константина Мсоустовича Маршания. Дед матери Мсоуст Маршан, из рода цебельдиских князей, жил в своем поместье Заган в с. Гуп. Здесь он реставрировал древнюю церковь, в которой и похоронен. Мсоуст Маршан известен в исторической литературе (Г.А. Дзидзария, С.З. Лакоба) как один из авторов письма русскому командованию на Кавказе о древности и знатности абхазских княжеских родов.

Детство В.В.Бжания, как он не раз рассказывал, прошло под впечатлением бомбежек Сухума немецкими самолетами, послевоенного патриотического подъема - и вместе с тем с тайной душевной тоской из-за униженного положения абхазов на своей родине. После окончания Сухумской средней школы №2 (в 1953 г.) и исторического факультета Сухумского педагогического института (в 1957 г.) Вадим начал свою трудовую деятельность на поприще изучения и сохранения исторического наследия в Абхазском государственном музее. Сюда он был принят сотрудником отдела истории советского периода, руководил которым известный абхазский этнограф Иван Андреевич Аджинджал, рекомендовавший ему заняться историей молодежных организаций Абхазии.

Молодой историк начал увлеченно заниматься этой тематикой. Вскоре он опубликовал первую научную статью об истории создания комсомола Абхазии и собрал большой материал, который можно было обобщить в кандидатской диссертации. Однако эта научная проблема отошла на второй план, так как Бжания Вадим Викторович увлекся изучением древней истории Абхазии. Причиной этому послужило его общение с очень интересным человеком, Львом Николаевичем Соловьевым - археологом, исследователем абхазских древностей.

Следует отметить, что на формирование мировоззрения Вадима Викторовича, на его отношение к истории своей Родины, большое влияние оказало общение с детских и юношеских лет с такими крупными деятелями, как Б.В. Шинкуба, Ш.Д. Инал-ипа, Г.А. Дзидзария. З.В. Анчабадзе. Этот контакт, а затем совместная работа определили жизненный путь и научные интересы будущего ученого.

В 1962 году с пятилетним стажем работы в музее уже в ранге заведующего отделом дореволюционного прошлого В.В. Бжания поступает в аспирантуру Института археологии АН СССР, которую успешно заканчивает в 1968 году и защищает кандидатскую диссертацию под научным руководством крупнейшего исследователя кавказской археологии, лауреата Ленинской премии профессора Е.И. Крупнова.

Диссертация В. В. Бжания "Древнейшая культура Абхазии" была посвящена сложной, к тому времени почти не разработанной проблеме - выявлению характерных признаков археологической культуры, распространенной на территории Кавказского Причерноморья в эпоху освоения человеком раннего металла (IV-II тыс. до н.э.), определению границ распространения культуры и взаимоотношения с соседними культурами, периодизации. Отдельных памятников, характеристике главных направлений хозяйства древних жителей Абхазии, их материальной и духовной культуре. С эпохой бронзы связано выяснение целого ряда вопросов этнической истории абхазского народа. По наиболее распространённой в 60-80 гг. XX века гипотезе (Л. Н. Соловьев, З.В. Анчабадзе), появление абхазо-адыгских племен на северо-западном Кавказе произошло на рубеже III-II тыс до н.э. В. В. Бжания в своей диссертационной работе "удревнил" появление абхазо-адыгских племен на Северо-западном Кавказе минимум на три тысячи лет. Он убедительно показал, что последовательное развитие местной материальнрй культуры (ретроспекция) начиная с эпохи неолита (VI тыс. до н.э. без заметных перерывов продолжается до середины I тыс. до н.э., когда уже греческие и римские письменные источники локализуют абхазские племена на побережье Черного моря. Диссертация В. В. Бжания заинтересовала крупного ученого-востоковеда, директора Эрмитажа, академика Б.Б. Пиотровского, который специально приехал из Ленинграда в Москву, чтобы оппонировать диссертанту.

В 1967 году, после окончания аспирантуры, В.В. Бжания возвращается в родной город, однако ему в течение года не удается устроиться по специальности. В результате он возвращается в Москву, которая становится местом его постоянного проживания в течение следующих 30 лет. Но попасть в Головной академический институт после года отсутствия в то время было не так просто. Только через год он выиграл конкурс и попал в штат Института археологии. Но "пропущенный" год Вадим Викторович не ходил без дела. Он работал сотрудником научно-методического Совета по охране памятников. Это следует особо отметить, так как именно здесь, в головном научно-методическом центре СССР по охране исторического наследия, он освоил теоретические основы и приобрел знания и практический опыт по охране, консервации и реставрации памятников истории и культуры. Эти знания ему пригодились позже на Родине.

В Институте археологии ему была поручена разработка новой темы по неолиту Кавказского Причерноморья. Эпоха неолита - сложнейшая эпоха в развитии человеческого общества. На этот сравнительно короткий (около двух тысяч лет) период легли серьёзные изменения материальной и духовной культуры первобытного человека. Присваивающее хозяйство бродячих охотников перешло к новой форме хозяйства - к земледелию и скотоводству. Эти изменения привели к серьезным социальным сдвигам, первобытные племена становились оседлыми, появился пищевой достаток, обеспечивший резкий рост населения ("демографический взрыв"). Неслучайно ученые называют изменения, произошедшие в человеческом обществе в эпоху неолита, - неолитической революцией. Но все эти характеристики неолита теоретического порядка. Они прослежены не на всей территории проживания первобытных племен. Как на самом деле происходило развитие археологических культур на Кавказе было не совсем понятно вследствие недостаточной изученности проблемы. После многолетнего исследования крупнейшего на Кавказе неолитического поселения, расположенного на западной окраине г. Гудаута, тщательного анализа и обобщения всех источников по памятникам финальной поры каменного века, В.В. Бжания предложил совершенно новую идею объяснения исторических процессов, Протекавших на Кавказе в VI-IV тыс. до н.э.. Он передатировал все кавказские поселения и могильники, считавшиеся неолитическими. По его гипотезе, племена, проживающие на обширном пространстве Северного и Южного Кавказа, миновали неолитическую стадию развития. В конце V - начале IV тыс. до н.э. они под воздействием более развитых переднеазиатских культур освоили новую форму хозяйства, в котором важную роль уже играли металлические изделия. Только в Кавказском Причерноморье в IV-V тыс. до н.э. протекали процессы развития общества, близкие к характерным классическим формам неолита. Многолетнее изучение памятников неолита завершилось большой работой, которую О.В. Бжания опубликовал в фундаментальном многотомном энциклопедическом издании "Археология СССР" отдельным разделом - "Неолит Кавказа".

В.В. Бжания вместе со своими коллегами исследовал памятники на Северном и Южном Кавказе, участвовал в зарубежных экспедициях (Болгария, Турция, Алжир), но самые значительные работы он проводил в Абхазии Здесь под его руководством развернула работы совместная экспедиция Института археологии и Абхазского института гуманитарных исследований, изучившая целый ряд памятников, наиболее значительные из которых: Мачарское, Тамышское и Кистрикское поселения, пещерные стоянки Бзыбского и Кодорского ущелий, могильники в Гагре, Ачандаре, Хабью, Анхуа, дольменные группы в с. Хуап, погребальные курганы в с. Псху древние медные рудники и ацангуары в высокогорном массиве Башкапсара. Материалы этих исследований освещены им в более чем 60-ти работах, использованы в диссертационных темах его коллег и их публикациях.

Особо необходимо отметить исследования древнейших на Кавказе рудников в горном массиве Башкапсара, проводившиеся с использованием авиации. Эти исследования привлекли внимание мировой науки. В 1992 году здесь была организована международная конференция, на которую съехались самые крупные специалисты по истории меднорудного производства.

Созданная В.В. Бжания экспедиция стала своеобразным полигоном - центром полевых археологических исследований, где проходили школу и делали свои первые самостоятельные шаги молодые абхазские историки, теперь ставшие ведущими археологами и историками Абхазии - Д.С. Бжания, Л.М. Когония, М. X. Хварцкия, А.И. Джопуа, Р.М. Барциц, З.Г. Хондзия, Г.И. Вардания. С гордостью называет себя его учеником и автор этих строк. Около 30 лет на археологических раскопках причерноморской экспедиции проходили производственную практику студенты исторического факультета Абхазского государственного университета.

В конце 80-х гг политическая обстановка в Абхазии накалилась. Учащались случаи разрушения памятников древней истории. Они еще более усугубляли политическую обстановку. Сказывалось отсутствие в республике самостоятельной службы по охране исторического наследия. Именно в это время В.В. Бжания после настойчивых приглашений известных абхазских государственный и общественных деятелей - Б.В. Адлейба, Б.В. Шинкуба - возвращается на постоянное место жительства в Абхазию, чтобы организовать республиканский государственный орган по охране историко-культурного наследия. С тех пор В.В. Бжания возглавляет Управление охраны историко-культурного наследия Кабинета Министров Республики Абхазия.

Когда в 1992 году в Абхазии началась война, Бжания В.В. вместе со своими учениками пошел на фронт. Четверо из его коллег и сотрудников героически погибли, защищая свою родину: Мушни Хварцкия - аспирант ленинградского отделения Института археологии, Паша Когония - зам. начальника Управления, аспирант центра археологических исследований, Анатолий Квициния - директор Гагрского музея-заповедника "Абаата", Геннадий Чанба - талантливый организатор Бамборского историко-архитектурного заповедника. Сам В.В. Бжания, вместе с археологами И.И. Цвинария и З.Г. Хондзия, находился в составе горнострелковой роты, командиром которой был Ю.К. Ардзинба. Рота вела охрану горных троп на перевалах Доу, Гудаутском, Ачхоу, Гуаштхуа, Лаштрух, долины Грибзы и Псху, обеспечивая безопасность тыла наших войск, ведущих бои в предгорной зоне Абхазии На заключительном этапе войны горнострелковая рота влилась в общее наступление на г. Сухум. При завершающем штурме столицы Абхазии В.В. Бжания в составе группы старейшин-добровольцев Конфедерации народов Кавказа под руководством начальника штаба 2-й бригады героя войны Ивана Дорофеевича Тарба принимал участие в освобождении города. В эту группу входили также Агрба В.Б., Кортава В.М., Гулиа К.И., Пация А.Х., Когония В.И., Абрандзия Н.Д., Эзухбая Р.А. Подразделение вело охрану коммуникаций, мостов и патрулировало дороги по стратегическим направлениям к г. Сухуму (ИЭПиТ Беслетское шоссе).

Когда бойцы 2-й бригады вошли в Сухум, эта группа по инициативе В.В. Бжания организовала круглосуточную охрану Абхазского государственного музея, чтобы спасти национальные ценности от хаоса и грабежей, царивших в первые послевоенные дни. Тогда же В.В. Бжания и В.И. Когония вытащили из засады бежавшего из пылающего Дома Правительства офицера оккупационных войск и передали его комендантскому патрулю.

Уже через неделю после окончания войны Управление охраны историко-культурного наследия возобновило свою деятельность. Оказалось, что начинать придется с нуля. Все, что сделали сотрудники Управления за три года, было уничтожено, пропали учетная документация и научный архив. Пришлось заново составлять списки объектов историко-культурного наследия, готовить тексты законов и нормативные инструкции, восстанавливать заповедники.

Управление много внимания уделяет поиску новых памятников и полевым археологическим исследованиям Поэтому часто приходится выезжать в горы, пробираться в труднодоступные места. Для этого, кроме всего, требуются физические силы. Надо сказать, что В.В. Бжания не отстает от молодых сотрудников, несмотря на свой солидный возраст он всегда в отличной спортивной форме (не зря является мастером спорта по волейболу).

Совсем недавно Вадим Викторович возглавил группу абхазских ученых, приглашенных в Москву для участия в международном форуме. На этой конференции после обсуждения докладов было оглашено предложение о проведении в 2006 году Международной конференции по археологии Кавказа в Абхазии. Это предложение было поддержано большинством участников.

Хочется сказать и об Алле Ивановне - супруге и верной спутнице жизни Вадима Викторовича, создающей ему семейный уют, взявшей на себя основную долю тяжести в воспитании дочери и сына.

Сегодня Вадим Бжания - старший наставник своих молодых коллег-ученых, с большим энтузиазмом занимается любимым делом - изучением и сохранением памятников истории и культуры Абхазии. Ему 70 лет. Но если иметь в виду возрастной рекорд рода Бжания - знаменитому абхазскому сказителю Ашхангерию Бжания было за 140 лет - то пройдена лишь половина этого пути

(Опубликовано: Эхо Абхазии, №16 от 14 апреля 2004 года.)

(Перепечатывается с сайта: http://www.kolhida.ru.)
_____________________________________


Новая находка раннего палеолита в Абхазии

(В соавт. с Г. А. Амичба)

Как известно, Абхазия относится к числу древнейших очагов цивилизации. Значительная часть кавказских памятников ранней каменной эпохи, т.е. нижнего палеолита, относящихся, в основном, к ашельскому времени (600 – 100 тыс.лет назад), приходится на Абхазию.

Следы обитания древнейших людей ашельского периода, живших в условиях дородовой общины и занимавшихся коллективной охотой, рыболовством и собирательством, обнаружены в ряде мест территории Абхазии, из которых основными являются село Яштуха и долина Восточной Гумисты.

Люди той отдаленной эпохи изготавливали примитивно обработанные каменные и кремневые орудия труда. Именно в ашельскую эпоху появляются такие кремневые рубящие орудия, как чопперы, рубила и др., используя которые человек мог рубить, выкапывать коренья растений и т. д. Универсальное кремневое ручное рубило в то время выполняло, можно сказать, функции современного металлического топора или цалды.

В археологической практике вообще ручные рубила встречаются крайне редко; в Абхазии их найдено всего несколько экземпляров. И вот еще одно ручное рубило, обнаруженное совершенно случайно в 1998 году рядом с Абхазским Государственным университетом. Его нашел Г. А. Амичба в своем огороде, расположенном на возвышенном правом берегу р.Келасур, на площадке т. н. третьей террасы (35 м).

Несомненно то, что келасурское ручное рубило найдено во вторично переотложенном состоянии. Первоначальное место залегания и его геологические условия, связь с древними террасами – их всего четыре – трудно установить, т. к. орудия  той эпохи обычно обнаруживаются в отложениях четвертой террасы.

Келасурское кремневое ручное рубило – очень типичное и превосходное по своей выразительности орудие. Длина его – 16 см, ширина – 9,5 см, толщина – 4,5 см. Оно имеет правильную миндалевидную форму; первично обработано мелкими сколами, покрывающими почти всю его поверхность.

Рабочий или режущий край рубила, имеющий вид прямой линии, образован скалыванием отщепов с обеих сторон. Незначительный участок нижней части оставлен необработанным; сохранившаяся естественная корка образует пятку, служившую для упора ладони.

Рассматриваемый предмет кое-где по краям имеет следы вторичной, более мелкой ретуши.

Рабочий режущий конец рубила довольно узок и заострен. Следует отметить и то, что вся поверхность находки, которая заполирована, покрыта пятиной желто-коричневого цвета от марганцево-железистых стяжений, а грани ее слегка заглажены.

Исходя из аналогов и ряда других обстоятельств, можно препдоложить, что новонайденное ручное рубило было изготовлено и использовано примерно 400 тыс. лет тому назад древнейшим населением территории Абхазии. Вместе с тем, вопрос об окончательном определении возраста келасурского ручного рубила оставляем пока открытым, ибо его уточнение более вероятно при обнаружении палеолитических орудий не в аллювиальных условиях вторичного залегания, а в ненарушенных культурных слоях стоянок первобытных людей.

Литература

1. Анчабадзе З. В. История и культура древней Абхазии. М., 1964.
2. Гумилевский Н. И., Коробков И. Я. Местонахождение памятников каменного века у села Хейвани. Краткие сообщения Института Археологии № 3, 1967.
3. Замятнин С.Н. Палеолит Абхазии. Сухуми, 1937.
4. Замятнин С.Н.  Очерки по палеолиту. М., 1961.
5. Соловьев Л. Н. Первобытное общество на территории Абхазии. Сухуми, 1971.
6. Соловьев Л. Н. Памятники каменного века Абхазии. Тбилиси, 1987.
7. Любин В. П. Ашельская эпоха на Кавказе. Санкт-Петербург, 1998.

(Перепечатывается с сайта: http://www.amichba.de.)
_____________________________________

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика