Об авторе
Джанашия Николай Семенович (Николоз Симонович)
(1872-1918)
Краевед, историк, просветитель, публицист (печатался в основном на грузинском языке) и общественный благотворитель. Родился в селении Адзюбжа Кодорского участка. В 1891 году окончил Горийскую учительскую семинарию. Преподавал грузинский язык в Абхазии, работал преподавателем Сухумской горской школы (1891-1894), заведующим Гудаутской министерской школой (1894-1899). Автор известных статей "Религиозные верования абхазцев"(1915), "Абхазский культ и быт"(1916). В 1960 году в Сухуме был издан сборник Н. С. Джанашия "Статьи по этнографии Абхазии".
(Источник: Абхазия - Страна души. Сост. М. и В. Котляровы. В 2 т. Том 2. С. 76.) |
|
|
|
Николай Джанашия
Статьи:
АБХАЗЫ
(Этнографические заметки)
Дыдрыпш
Кому приходилось жить в Абхазии и так или иначе наблюдать за жизнью абхазов, несомненно, слышал о том, что у абхазов в селе Ачандара (Гудаутский уезд) имеется одно святое место, Дыдрыпш. Что такое Дыдрыпш, или как почитает его абхаз? В жизни абхаза (особенно в западной Абхазии) Дыдрыпш занимает почетное и особое место, как святое место, где, по мнению абхаза, «обитает святейшая и всемогущая икона». Мое любопытство все больше усиливалось и удваивалось по мере того, как ежеминутно чего только я не слышал от абхазов о силе и всемогуществе Дыдрыпша, являющийся плодом праздной фантазии абхаза, вызванный потребностью верования! Чтобы хорошо разобраться, что такое Дыдрыпш, символом (знаком) чего он является, или как народ поклоняется ему, весной этого года, я, вместе с двумя путниками, отправился к Дыдрыпшу, Но, к моему сожалению, мы не нашли проводника, и наше желание осталось не выполненным. Все, к кому обращались, отказались наотрез показать дорогу: мол, Дыдрыпш разгневается на нас! С той же мыслью 17 октября я опять двинулся в путь в Ачандару, вместе е двумя спутниками. В первом часу мы вышли из Гудауты. Кокетливый страж прекрасной ночи - полная луна - уже ласкала горы Кавказа, когда мы въехали в село Ачандара. Прекрасное село Ачандара представляло собой величественную картину, когда полная луна щедро озаряла окрестности своими лучами. На второй день, в девять часов утра мы подошли к подъему на Дыдрыпш. Наш проводник, молодой абхазский дворянин, заранее предупредил нас: «Я самолично не смогу проводить вас до святилища, так как я там никогда не был и боюсь святилища, но я вам найду проводника». Что нам оставалось делать, подчинились судьбе. Близ святилища («акурта») один абхаз построил на красивом холме «абака», ладную и красивую. Как известно читателю, «абака» здесь строят в память о своем покойнике и называют именем последнего. Здесь же около «абака» лежал громадный котел, как нам сказали, признанный ачандарцами святым предметом. Этот котел используется ачандарцами раз в год, когда справляют «ацуныщъа» и собирается вся общественность. Дальше этого абака имеется место моления, которое называется Дыдрыпш-ныха: мышление, фантазия абхаза наделила «Аныпсныха Дыдрыпш» (в прямом переводе Аныпсныха - икона души матери, должно быть, это было местом усыпальницы) такой святостью в тоже время и такой грозной силой, что, по мнению самого благородного, даже с целью поклонения, он не посмеет подойти близко [к Дыдрыпш] и поэтому для поклонения и моления выбрал места внизу под горой, точнее говоря, там, где, по его мнению, он поместил святые предметы. И вот здесь, под этим грабом, невинный абхаз исполняет долг Дыдрыпш - жертвует животное, здесь же абхазы принимают клятву во имя Дыдрыпша и т.д. Святыми предметами считаются: 1) старинный древний топор-секира с железной ручкой с арабской надписью; 2) древнейший шлем, равномерно раздавленный; 3) ствол ружья; 4) один маленький медный котел с жестяной крышкой; 5) жестяной сосуд; 6) головка костыля - заостренное железо, для восхождения на гору и около двух веревок. Вот это и есть святилище, ничего кроме этого не представляет святилище Дыдрыпш, где тысячи абхазов принимают клятву! Я ниже объясню, что означают эти веревки, и ствол ружья. Теперь продолжим нашу дорогу! До этого святилища мы кое-как довели и нашего дворянина. В этом нам помог наш путеводитель, которого нашел в пути сам дворянин. Подняться наверх, на святую гору, или как абхазы называют «выбранная гора для обитания святого», наотрез отказались оба наши путника: мол, икона разгневается на нас, и нам запретили подниматься. В этом смысле чего только не рассказали о могуществе Дыдрыпш. Мы все равно не собирались отказаться от восхождения. Как только они убедились в том, что мы не боимся Дыдрыпш и идем на него посмотреть, они тотчас указали на путеводителя абхаза, по имени Муса Джиниа, который заранее предупредил, что до самого обиталища (букв. «Место сидения») иконы довести не сможет, он сможет только подвести близко и указать дорогу. Абхазы все равно настаивали на своем и умоляли не ходите, мол, не губите себя. Как только они узнали, что и я являюсь абхазом, наш путник начал меня просить - хоть ты не ходи мол. На тебя, как на абхаза, больше, мол, разгневается святилище. Между прочим, он сказал мне для назидания, что это святилище убило одного русского, по специальности землемера, и его сопровождавших. В назидание всем, мол, разорвало голову. «Только, - добавил Муса, - два года тому назад из Турции пришел великий мулла, как бы то ни было, взошел на Дыдрыпш и там весь день, без еды и воды, читал Коран». Этот мулла, оказывается, подтвердил уверенность абхазов в том, что вдоль горы Дыдрыпш похоронен святой «амаалыкь» (ангел), мусульманин. Его могилу много искали, но не нашли». Гора Дыдрыпш, вернее горка, покрыта лесом из прекрасного бука и граба. Дорога все выше и выше поднимается и покрыта вся скользкими камнями. Нам, как городским жителям и не привыкшим к таким дорогам, было трудно подниматься. Лично мне Муса облегчал путь тем, что рассказывал о Дыдрыпше. Наконец, в половине первого мы взобрались на вершину горки, откуда как на ладони перед взором открывается в виде великолепной, чарующей природой картины, вся западная Абхазия. Здесь, у самого «места сидения» иконы, чуть ниже - на каменной ограде разложены несколько осколков колокола и трехножная подставка. Здесь же молодой граб опоясан простым кожаным поясом, чуть ниже которого вбита железная головка костыля. Как видно, эти предметы спустили сверху и разложили здесь. Сама ограда сделана в виде дамбы. Это «асапараа» (дамба) сказал Муса, как я узнал раньше, этой дорогой проходили черкесы и разоряли абхазские села. Как только мы прошли чуть дальше, наш путеводитель сказал, что дальше не сможет пойти, мол, икона на него обидится. Если вы все равно идете, вот, мол, дорога. И мы одни, не зная дороги, двинулись выше. Наконец, достигли «места сидения иконы». Это, по мнению абхаза, святое место, ничего особенного почти не представляет». Наверху на верхушке горы имеется красивое ровное место, равное десятине (900 кв. м.), на окраине которого к северу где-то виднеются развалины очень маленькой церкви. Как видно, строение было каменное. Оно имеет ширину 3-4 метра, длину до 5-6. Сейчас здесь ничего не видно кроме основания этой церкви, только можно заметить, что у восточной стены должна быть пристроена каменная трапеза. К сожалению, мы с собой не взяли никаких орудий для того, чтобы найти что-либо в развалинах. Это сделано было с той целью, чтобы абхазы не обиделись и не оскорбились за наши действия: в таком случае, нас бы не подпустили к Дыдрыпшу. Покопавшись палками, нашли только несколько кусков земли. Здесь же находится несколько елей. В окрестности основания церкви и сегодня видны каменные фундаменты нескольких строений. Здесь же видать находилось несколько больших кувшинов для воды, но сегодня их невозможно увидеть; все покрыто лесом, вот и все, больше ничего; как видно, здесь на вершине этой горы, была маленькая церковь, усыпальница во имя божества, что и видно из названия святилища: Аныпсныха (икона души матери). Эта «икона души матери» должна быть усыпальницей богоматери. Саму усыпальницу богоматери абхаз называет «аныщъа» («для матери)*. В этой церкви должны были быть и несколько монахов, так как для прихода это место было далеко: путь в 6-7 часов. И вот в этой маленькой церкви икона усыпальницы богоматери завоевала имя величественной и чудодейственной иконы и такое имя, что и после двухсот-трехсот лет как абхазы омусульманились, в народе осталось ее почитание. Если бы развалинами величественных церквей не была бы покрыта Абхазия сегодня, на наш взгляд, только этой Дыдрыпш достаточно для понимания того, как глубоко засели в душе и сердце абхаза корни христианства. Вот эту местность абхазская фантазия превратила в какое-то опасное, неприступное и в то же время свято место. Религиозная потребность ума абхаза обоготворяла Дыдрыпш: Дыдрыпш, по мнению всех абхазов, является обиталищем всесильного и в то же время грозного святилища. Первоначально чем заслужила эта маленькая церковь или ее икона такое имя? Это для нас покрыто историческим мраком. Мы можем отметить тот факт, что абхазы сегодня ему бережно поклоняются. По мнению абхаза, к Дыдрыпшу, к месту святой иконы, не могут приблизиться не только человек, но и животное, и даже стихия, например, огонь. Когда вокруг горит лес (что происходит часто), говорят, что горит до границ Дыдрыпша и потом, когда приближается огонь к святому месту, то огонь исчезает сам по себе, боится, мол, иконы. Когда домашние или дикие животные пасутся и приближаются к границам Дыдрыпша, сами по себе возвращаются обратно из-за страха или уважения к иконе. По мнению абхазов, страх и почитание или уважение к этой иконе имеют не только дети Адама, но и стихия и животные. Здесь же отметим, что по верованию абхазов, сильное святилище Дыдрыпш часто подобно пламени сверкающего огня ходит в Турцию, в город Трапизонд, где также она имеет свое обиталище. Мы, мол, сколько раз видели, как со стороны Трапизонда с моря величественно «вышла» икона и «воссела» на вершину Дыдрыпша. Здесь я должен сообщить, что сегодня христиане-абхазы утверждают, что в Дыдрыпше христианское святилище. Магометане-абхазы же утверждают, что Дыдрыпш - мусульманское святилище. Несмотря на это, обе стороны одинаково поклоняются этой иконе. Насколько сильна среди абхазов уверенность в неприступности Дыдрыпша свидетельствует то, что три-четыре года тому назад один археолог во время пребывания в селе Ачандара пожелал подняться на Дыдрыпш, но общественность не позволила: «мол, ты наш почетный гость и мы ни допустим того, чтобы святилище тебе повредило», и рассказали о могуществе Дыдрыпш. Во время независимости Абхазии, если гонимый врагом абхаз успевал скрыться у Дыдрыпша, жертва врага, поднявшийся туда, «спускался», мол, так как гость Дыдрыпша неприкасаем. В Ачандара мне рассказали, что когда владетель Абхазии Хамутбей (Михаил Чачба) гневался на кого-нибудь и намеревался его разгромить, - последний мог избавиться от гнева владетеля только с помощью Дыдрыпш; если он успевал взойти на Дыдрыпш и произнести «я являюсь гостем Дыдрыпша», он после этого был в безопасности. И сам владетель очень уважал жрецов Чичба. И сегодня, как известно читателю, когда в Абхазии так распространено воровство никакого вреда не испытывают жрецы Чичба и живущие близ Дыдрыпша жители: вор из-за страха Дыдрыпша их не трогает. Во время трапезы, при оплакивании или на свадьбе, когда ачандарец поднимает, ачандарским вином украшенный, он в первую очередь пьет за «Аныпсныха» и просит его, чтобы защитником его был «Аныпсныха», подобно грузинскому «святейшему»; разница только в том, что за «святейшего» здесь пьют в начале, а в восточной Грузии в конце застолья. Каждый коренной житель села Ачандара имеет в своем винном погребе зарытый кувшин разного размера во имя всесильного «Аныпсныха» Дыдрыпш. Если повредится кувшин (оторвется горлышко или что еще), тотчас же должны его вырыть и заменить другим, большим, чем поврежденный, на две черпалки. Таким образом, потихоньку растет кувшин ачандарца. Во время разливки вина (букв, во время мачарства) эти кувшины заполняют лучшим вином, помажут и закрывают. Какая бы беда не настигла абхаза, он никогда не откроет этот кувшин до назначенного срока. Как только наступает утро пасхи, каждый ачандарец со своей семьей идет в кузницу для моления. Приносят в жертву козленка, делают лепешки (акуакуар) и у кувшина все молятся. Молятся все, кто может. Благословляет старший в семье. Каждый коренной житель Ачандара во имя Дыдрыпш отпускает одну жертвенную корову адзатв (жертвенное животное), у адзатв отрезано ухо в знак того, что она пожертвована для святилища. Если адзатв отелился телкой, последнюю отпускают в стадо для размножения; будет бычок, тогда его приносят в жертву Дыдрыпш. Как только подрастет бычок, его режут, приглашают соседей, делают один большой пирог с сыром, молятся и веселятся. Мясо жертвенного животного не хранится. И для телушки «жертвенной коровы» - адзатв нужно моление, точнее, вместо нее должны пожертвовать козленка на имя Дыдрыпш. Абхазы это называют ахныхуара («ахныщъара») - моление над чем-нибудь, приносимым в жертву. Кроме ачандарцев и в других селах имеются кувшины во имя Дыдрыпш, но не часто, изредка. А так в могущество Дыдрыпща все верят в Абхазии. Во время независимости Абхазии, да и сейчас, когда разбирался и разбирается какой-либо спор по адатам, обычаям - единственным разбирателем правого-неправого в Западной Абхазии был Дыдрыпш, или же в более мелких делах «ажьира» - кузня. В Западной Грузии и Самурзакани - «Илор» (икона святого Георгия в Илоре). Здесь же отметим, что «Илор» также боится исповедующий ислам абхаз, как и христианин и часто исповедуются в «Илоре» и нехристиане. После такого разбирательства ответчику дается право доказать свою невиновность в данном деле клятвой в присутствии нескольких сопровождающих. Число последних зависит от самого дела. Если дело тяжелое, дают много сопроводителей, если же нет - одного-двух людей. Сами клятву дают следующим образом: верующий в Дыдрыпш абхаз со страхом и почитанием становится перед иконой. В двух пальцах держит маленькую палочку и клянется, что он невиновен в этом деле, в этом деле у него нет вины, после чего он выбрасывает свою палочку. И его свидетель клянется, что в этом деле нет вины этого ответчика. Закончилась клятва и ответчик оправдался. Но итогом становится то, что жалобщик и ответчик навсегда прощаются (отдаляются друг от друга) друг с другом: мол, между нами - икона. Что такое огонь, но даже огня они не передадут друг другу - икона разгневается, мол. Вообще, абхаз, где бы он не поклялся у Дыдрыпша или в Илоре, или в «ажьира», отдаляется от того лица и его семьи, кто заставил клясться: мол, икона находится между нами аныха щабжьоуп. Из-за пустяка абхаз не будет давать клятву в Дыдрыпше. Но бывает и так, что из-за страха стыда или страха наказания абхаз дает ложную клятву в этой святейшей из святынь бзыбцев (Западная Абхазия называется Бзып), из-за чего последняя наказывает виновного. Дающий ложную клятву всегда боится Дыдрыпша, и как только у него кто-то заболеет, тотчас же, сорвав с себя шапку, бежит к гадальщику для выяснения причины болезни. И гадальщик, разумеется, тут же указывает на Дыдрыпш и советует срочно себя спасти и откупиться жертвенным животным. Как только родственник больного узнавал, что причиной болезни является Дыдрыпш, он бежит к жрецу последнего, который заставляет положить «абуршатьы» или ахнырщътъы - залог в память выполнения обета и просить, как посланника Дадрыпш о том, чтобы икона простила больному вину, для чего обещает пожертвовать для него соответствующее приношение. Для дачи такого обета, для обведения вокруг головы жрец берет 6 рублей. Судьба улыбнулась больному, и он спасся, он тотчас бежит к представителям иконы и приносит жертву, при этом обязательно, чтобы виновный возместил ущерб тому, перед кем провинился и из-за чего дал ложную клятву. Этот последний жалобщик, если не будет согласен с виновным и не объявит перед Дыдрыпшем свое согласие, так как жертвоприношением спасти себя невозможно: икона не прощает жертву! Для своего спасения, выполнения «ахнырщътъы» повинный абхаз ведет огромного кастрированного козла, приносит вино, большой ачашв и все это приносит в жертву в лесу близ святилища. Жрец молится и приблизительно говорит следующее: «Величественный Аныпс Дыдрыпш! Данное лицо не сможет избежать твоей силы и приносит тебе по силе возможности жертву, на коленях просит тебя простить ему вину» и т.д. При этом жрец напоминает, что противоположная сторона удовлетворена. Все присутствующие веселятся, за свое посредничество жрец опять берет 6 рублей и шкуру жертвенного животного. После этого жертвоприношения залог освобождается. Пока залог не освобожден, он хранится где-то в лесу. Бывает и так, что после смерти больного, то ли из-за бедности, то ли по другой причине, залог остается неосвобожденным. Вот такими неосвобожденными залогами забиты несколько грабов около святилища: здесь оставлены медные кувшины и другие предметы. Этих залогов из-за страха перед Дыдрыпш никто не трогает. На мой взгляд, и стволы оружия, которые остались около святилища, должны быть неосвобожденные (неспасенные) залоги. А так, кто имеет возможность, никогда не посмеет оставить свой залог иконе: мол, больного взял в жертву, за ним и нас возьмет, если жертвенными животными и молением не задобрим и не выкупим его внимание и прощение. Выше я упоминал, что у святилища висит несколько веревок. Вот какое значение они имеют: у одного абхаза украли быков, там у них остались веревки и хозяин бычков принес улику этих воров и оставил мол, владельца этих веревок накажи всенародно за совершенный разбой. Хозяин быков и сегодня убеждая, что воров накажет Дыдрыпш. Здесь же приведем и следующий случай, который покажет читателю, насколько сильны и сегодня среди абхазов страх, преклонение перед Дыдрыпш. В Западной Абхазии у одного известного уважаемого лица случилась ссора с одним юношей, и он поколотил последнего. Для абхаза же побои означают пожизненную смерть, если он не отомстит, и не возьмет кровь. Побитый юноша не имел возможности отомстить, и вот к какому средству прибегла его мать: у виновного каким-то образом украла костыль и передала Дыдрыпш, хозяина его всенародно накажи, мол. И знайте, читатель, как дорого обошелся этот костыль хозяину? Сколько ему пришлось ходить и просить? 12 рублей в подарок жрецу, жертвенный бык, вино, водку и мамалыгу и страшнее всего примирение с врагом, унижение! Вот как дорого ему обошлась простая палка из-за страха перед Дыдрыпш! Жрецами Дыдрыпш является фамилия Чичба. От этой иконы у них имеется хороший доход. Доход они делят поровну среди своих членов. Жрецом, благословителем они выбирают старшего среди фамильного рода. Члены этой семьи частью являются христианами, частью - мусульманами. Слово «Дыдрыпш», на мой взгляд, так должно переводиться: «Громом благословенный». Адыдра - есть гром, апща, ипщоу - благословенный.
(Опубликовано: Журнал "Моамбе", 1898, № 9. Перевод Н. В. Аршба.)
(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике.../ Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 505-512.) ___________________________________
АБРСКИЛ
(Абхазское предание)
В старое время жила в Абхазии прекрасная дева, дочь прославленной и богатой семьи, с детства давшая обет Богу, что останется чистою. Родственники очень обрадовались, что девушка посвятила себя Богу (богослужению и молитвам). Через несколько лет девица понесла. Родителей это обстоятельство не огорчило, ибо они были убеждены, что это произошло с помощью божественной силы. Родился мальчик. Он рос так быстро, что к десяти годам стал настоящим мужчиной, как обликом, силой, так храбростью и мужеством. Назвали его Абрскилом. Он быстро завоевал по всей Абхазии славу, бесстрашно защищая вдов, сирот и униженных. Молва о нем облетела весь мир. Ни один враг Абхазии, страшась Абрскила не осмеливался переходить горы Абхазии. Во времена Абрскила враги Абхазии не осмеливались вытаскивать мечи из ножен, в которых они ржавели. Поэтому каждый абхаз: и стар и млад, бедняк и богач, женщина или мужчина, князь, дворянин или крестьянин искали близости или родства с Абрскилом, чтобы жить в мире под грозной славой его имени. Благодаря могуществу Абрскила в его времена прекрасная Абхазия была защищена от вражеских нашествий и грабежей, расцветала и росла вширь и в даль. Была она защищена и от внутренних врагов и растений-сорняков. Где бы не встречал герой рыжих и голубоглазых людей, он не оставлял их в живых, потому что своим тяжелым взглядом они могли сглазить народ. Людям из рода Ашвба или Кацвба он не давал места на земле, так как эти фамилии были окружены волшебством. И не оставлял ни одного растения, приносившего человеку вред. Так, он уничтожил папоротник. В то благословенное время корова и буйвол доились в день три раза, а коза - четыре-пять раз. Ибо все поля были покрыты прекрасной цветущей травой, а не папоротником и другими бесплодными для скота травами. Его имя прославилось во всей вселенной, и могучие враги желали к нему приблизиться и держать с ним союз. Все почитали его. И герой Абрскил стал считать себя равным Богу, считая его товарищем, но не старшим. Вот судите сами - если под перекинувшейся между двумя деревьями виноградной лозой невозможно было пройти, не склонив голову, он рассекал лозу, где бы не увидел ее. - Если я склоню голову, - говорил Абрскил, - Бог подумает, что я преклонюсь перед ним! Бог попытался образумить Абрскила, но почитания с его стороны, увы, не добился. Тогда разгневанный Творец приказал ангелам поймать Абрскила, связать и бросить в подземелье и страшно пытать до тех пор, пока он не образумится и не начнет почитать Бога. И ангелы приступили к исполнению приказа Бога. Узнав об этом, Абрскил сразу подобрал два безопасных пристанища: одно на вершине горы Ерцаху и второе на берегу Черного моря. В одном из этих мест герой со своим аращем отдыхал пока преследующие его ангелы не приблизятся. Тогда он вскакивал на своего верного араща, который одним прыжком достигал второго безопасного места. И здесь он отдыхал до появления ангелов. Когда они начинали приближаться к нему, он опять уходил на прежнее место(1). Опечаленные ангелы, не сумевшие выполнить божьего приказа, обратились за помощью к старухе волшебнице. По ее совету они покрыли место, где укрывался герой, смазанными жиром бычьими шкурами. А сами разделились на две группы - одна группа укрылась в лесу, недалеко от бычьих шкур, а вторая группа помчалась к Абрскилу. Абрскил вскочил на араща, взмыл и приземлился прямо на смазанную жиром бычью шкуру - ноги коня соскользнули, он упал и сбросил всадника. Тут же подбежали ангелы и связали Абрскила, связали героя, подобного которому не было под небом. Огромная скорбь охватила всю Абхазию, был схвачен верный защитник ее благополучия. Опечалилась Абхазия, но что можно было сделать, лишь в горячих слезах изливала она свою печаль и горе. Плакали все, раздирая себе лицо и причитая: «Кто сможет стать Абрскилом для несчастной Абхазии и защитить ее от озверевшего врага». Что только не предпринимали, чтобы выручить Абрскила, но все было тщетно. Кто мог противиться Богу! Опечалены были все, кроме Ашвба и Кацвба и рыжеволосых и голубоглазых людей, вся природа оплакивала пленение героя, кроме папоротников и вредных сорняков. Ангелы, по совету той же старухи, заточили араща в глубокую пещеру, а в пищу ему Бог определил расплавленную сталь. Вонзив в пол пещеры громадный железный кол, к нему приковали огромными цепями героя Абрскила. Здесь же, рядом с ним, оставили большой молот. Сторожем к Абрскилу Бог приставил маленькую птичку - «адырганцыхуа»(2). Наказанный герой расшатывает кол, вот уже осталось совсем немного - потянуть один раз и кол будет вырван из земли. И вдруг прилетает птичка и садится на вершину кола. Усталый и разгневанный герой изо всей силы ударяет молотом по птичке, чтобы убить ее. Она мгновенно ускользает, а молот ударив по колу, вбивает его глубоко в землю. Так и сегодня мучается Абрскил в этой пещере(3). Сегодня Абрскила не так тревожит его личное несчастье, как тяжелое положение Абхазии. Однажды почитатели Абрскила, нагружав двенадцать ослов свечами, чтобы освещать себе путь в пещере, пошли туда для его вызволения и спасения. Готовые ради него пожертвовать своими жизнями, они сумели приблизиться к Абрскилу настолько, что уже услышали его голос. В это время у них закончились свечи. Они пожаловались Абрскилу, что не могут добраться до него. Он объяснил им, что, по воле Бога, как только они приближаются к нему, он опять отдаляется от них на прежнее расстояние. И посоветовал им вернуться домой. - У нас кончились свечи, как мы можем возвратиться, мы не сможем возвратиться домой - пожаловались они. Абрскил посоветовал пустить впереди себя ослов и последовать за ними. Сердце героя не выдержало и он спросил у них о том, каково положение Абхазии. - Опять размножились Ашвба и Кацвба, русые голубоглазые люди? Опять размножились папоротник, вредные и бесполезные травы не дают расти полезным растениям? Опять беспокоит Абхазию внешний враг, как беспокоил до моего рождения? Опять три раза в день доятся корова и буйволица, а коза доятся четыре-пять раз? - спросил он. Абхазы рассказали о беспомощном положении сегодняшней Абхазии. - Не говорите мне больше о моей любимой Абхазии! Не могу больше слушать и выдерживать такое, - горько произнес он. Герой склонил голову и навеки отдался скорби из-за того, что не мог помочь Абхазии. А ослы вывели путников на белый свет. _______________________________________ 1 Второй вариант: Абрскил имел посох (алабаща), который переносил его одним прыжком с вершины горы к берегу Черного моря и опять обратно, на вершину горы. Старуха-волшебница дала ангелам червя, который прогрыз посох (алабащу). Абрскил не зная об этом, оперся на алабащу, желая совершить прыжок, она переломилась - Абрскил упал и был пойман. 2 Адырганцыхуа - маленькая серая птичка. При ходьбе по земле подергивает вверх-вниз своим хвостиком. 3 Второй вариант: Присматривать за Абрскилом в пещере Бог повелевал той же старухе. Наказал ей не давать герою пищу, пока он не признает свою вину и не попросит прощения у Бога. Старуха пожалела Абрскила и накормила его. Господь Бог превратил ее за это в собачку. Когда кол, к которому привязан Абрскил, становится тонким как нить, и уже можно переломить его, собачка начинает есть (ей запрещено есть до этого момента) и как только она насытится, кол опять обретает прежнюю толщину; и герой теряет надежду на освобождение.
(Опубликовано: Журнал "Акакис кребули", 1898, № 5. Перевод с груз. яз. Б. а. Гургулиа.)
(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике.../ Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 502-505.) _______________________________________
|
|
|
|
|
|