Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Расы и народы. Иллюстрированная энциклопедия (обложка)

Расы и народы. Иллюстрированная энциклопедия

Москва, 2007

Фрагменты

АБАЗИНЫ (самоназв. — абаза) — этнос в РФ. Численность — ок. 33 тыс. чел. Проживают в Карачаево-Черкесской Республике — 27,5 тыс. чел., остальные — в Республике Адыгея; незначительная часть — в др. республиках Северного Кавказа и странах СНГ.
Примерно 10 тыс. чел. — потомки абазинских махаджиров (переселенцев после присоединения Кавказа к России) живут в Сирии, Турции, Иордании, Ливане, Египте, Болгарии и др. Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы.
Абазинский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе языков; имеет два диалекта — тапантский и ашхарский. Абазинский язык очень сложен и чрезвычайно богат фонетически: алфавит (на основе кириллицы) насчитывает 73 буквы.
Абазины исповедуют ислам суннитского толка.
Предки абазинов были соседями абхазов, в 14-16 вв. абазины стали переселяться с Черноморского побережья на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. В разные исторические периоды абазины испытывали на себе ассимиляционное влияние со стороны соседних народов, особенно адыгских племен и карачаевцев. В 19 - нач. 20 вв. абазины вели комплексное хозяйство, в котором сочетались отгонное животноводство и земледелие. Последнее долго носило подсобный характер и только после переселения абазин на равнину стало у них ведущей отраслью хозяйства.
В настоящее время абазинский язык преподается в нескольких национальных школах, педучилище и университете. Выходит газета и один раз в полугодие — журнал для детей.
Л. М. М. (Минц Л. М.)


АБХАЗЫ (самоназв. — апсуа) — народ, основное население Республики Абхазия. Общая численность — 105 тыс. чел.; из них в Абхазии проживает 60 тыс., живут также в РФ (7 тыс.), Грузии, Турции, Сирии, Египте; немногочисленные общины в странах Западной Европы, в США.
Абхазский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе кавказской языковой семьи. Письменность на кириллице. В алфавите 45 знаков, в т. ч. для специфических звуков абхазской речи, отличающейся обилием гортанных и шипящих. Среди абхазов широко распространен русский язык.
Абхазы — древнейшее население на своей территории. Археологические памятники 4-3 тыс. до н. э. свидетельствуют о развитии у древнеабхазских племен земледелия, скотоводства, ремесел, строительной техники, высокий уровень которой позволял возводить мегалитические сооружения — дольмены. Во 2-й пол. I тыс. до н. э. Черноморское побережье Кавказа оказалось в зоне Великой Греческой колонизации: в местный быт проникли элементы эллинской культуры. К нач. н. э. возникли раннегосударственные образования Абазгия (Зап. Абхазия) и Апсилия (Вост. Абхазия), находившиеся в политической и культурной зависимости от Византии, которая способствовала распространению в регионе христианства. Абазгия отложилась от Византии в 7 в.
В 10-15 вв. Абхазия входила в состав Грузинского царства, после распада которого вновь стала независимой в своих исторических пределах. По просьбе абхазского княжича с 17 февраля 1810 г. Абхазия объявлялась находящейся «под Верховным покровительством, державою и защитою Российской империи». В 1864 г. владетельская власть в Абхазии была упразднена. Произвол царских чиновников неоднократно вызывал народные восстания, а также массовый исход абхазов в Турцию, который в 1870-х гг. принял формы насильственной депортации. В то же время для кон. 19 — нач. 20 вв. характерна социально-культурная модернизация, активное приобщение Абхазии к русско-европейской цивилизационной системе. 4 марта 1921 г. в Абхазии победила советская власть, а 31 марта была провозглашена ССР Абхазия. В декабре 1921 г. союзный договор объединил ССР Абхазию и ССР Грузию, которые в декабре 1922 г. вошли в состав СССР. С 1931 г. Абхазия в статусе автономной республики была введена в состав Грузии.
Советский период характеризовался значительными успехами в экономическом, социальном и культурном развитии абхазского народа, в то же время многие его выдающиеся представители были уничтожены в ходе политических репрессий, большой урон в этот период был нанесен грубой политикой грузинизации.
В 1960-х гг. стало формироваться национальное движение, ставившее своей целью выход Абхазии из состава Грузии. Абхазо-грузинская война 1992-1993 гг. завершилась вытеснением грузинских войск и провозглашением независимой Республики Абхазия, не признанной мировым сообществом.
Основная отрасль хозяйства абхазов — земледелие, а главная земледельческая культура — кукуруза, древнейшая культура — виноград. Большое развитие получило садоводство, цитрусоводство, чаеводство, табаководство. Абхазы издавна занимались скотоводством, ныне в их хозяйствах преобладает мелкий рогатый скот. На горных пасеках поручают мед.
Пища абхазов отличается разнообразием. Основное место в ней зажимает блюдо из кукурузной (раньше из просяной) муки — мамалыга (абыста). Широко потребляются вареная фасоль, молочные (кислое молоко, сыр) и мясные (козлятина, баранина, птица) продукты. Широко распространено копчение. Характерной особенностью абхазской кухни является наличие острых подлив и соусов, аджики — приправы из толченых перца, чеснока и трав, а также орехов (грецких, фундука), зелени и фруктов. Из напитков наиболее популярным является виноградное вино, из сластей — мед.
Поселения абхазов, расположенные в основном в предгорной зоне, крайне разбросаны. Дома, окруженные усадебными землями, находятся на значительном расстоянии друг от друга. Села редко имеют правильную регулярную планировку. Современные жилища, обычно двухэтажные, возведены в основном в 1960-1970-х гг. Жилое пространство делится на две зоны — бытовую (для повседневной жизни семьи) и парадную — часто это второй этаж. Популярным стало устройство на территории усадьбы подсобных кухонных помещений, которые возводятся традиционным способом плетения из орешника и имитируют старинный тип абхазского жилища («пацха»).
Традиционная одежда в основных чертах варьировала наряд кавказских горцев, но в качестве повседневного костюма не сохранилась. Этническая специфика прослеживается лишь в цветовой гамме сдержанных темных тонов и неприятии открытых деталей туалета. Традиция предписывает долгое ношение траура — поэтому абхазские женщины годами появляются на людях в черных платьях и черных платках.
В социальной жизни абхазов важную роль играют родственные связи, которые понимаются широко. Ближайший родственный коллектив сплочен тесным общением и взаимопомощью. Примечательной чертой быта является высокое социальное положение лиц старших возрастных групп. Этнопсихологические черты абхазов во многом сформировались под влиянием традиционного нормативного комплекса апсуара (букв. абхазство) — передававшегося в устной традиции свода морально-этических норм и установок, который жестко регламентировал отношения индивида к обществу и природе. Очень ярко абхазский этикет проявляется в застолье, сложные правила которого варьируются в зависимости от повода трапезы, возрастного и социального статуса ее участников и др.
Одним из наиболее ранних памятников устного народного творчества является героический нартский эпос. Выделяются также сюжеты о герое-богоборце Абрскиле, карликах-ацанах и др. Разнообразны жанры музыкального фольклора: героические, трудовые, охотничьи, обрядовые песни. Народная хореография представлена групповыми и сольными танцами с уникальной пальцевой техникой для мужских партий. Народное искусство воплотило богатые традиции ткачества, вышивки, плетения, деревообработки.
Традиционные верования включали разветвленный пантеон языческих богов, почитание священных деревьев, гор, мест фамильно-родовых молений. Влияние традиционных верований сохраняется и поныне, во многом формируя культовое сознание абхазов. В то же время подавляющая часть абхазов считается приверженцами православного христианства; в среде абхазов есть также последователи мусульманства.
Ю.Д.А. (Анчабадзе Ю. Д.)


АДЫГЕЙЦЫ — народ, проживающий в Республике Адыгея, а также в Краснодарском крае РФ. Численность в РФ — 129 тыс. чел. Адыгейский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе кавказской языковой семьи. Выделяются четыре диалекта — абадзехский, бжедугский, шапсугский и темиргойский; последний положен в основу литературного языка. В средневековый период адыгейцы делились на многочисленные территориальные группы — натухайцы, шапсуги, абадзехи, бжедуги, жанейцы, темиргойцы и др. Они обладали своей территорией, локальным самосознанием, особенностями говоров и бытовой культуры. К нач. 20 в. эта этническая структура перестала иметь какое-либо значение, но сохранилась в памяти адыгейцев.
Адыгейцы входят в этническую общность адыги и являются потомками автохтонного населения Северо-Западного Кавказа, обитавшего в бассейне р. Кубани и в Причерноморье. В 14 в. часть адыгов переселилась за Кубань, положив начало формированию кабардинцев. Этнические процессы среди оставшегося адыгского населения причерноморского региона привели впоследствии к формированию современных адыгейцев.
Внутренне развитие причерноморских адыгов в 15-18 вв. было сложным и противоречивым. Взаимоотношения между отдельными этническими группами не всегда были мирными. Междоусобицы, ожесточенные частым соперничеством князей и старшин, порой приводили к конфликтам и даже вооруженным столкновениям, наносившим урон хозяйству и социально-политическому развитию края. Впрочем, перед лицом внешних сил адыгейцы всегда проявляли единство и сплоченность.
В 13-15 вв. значительное политическое, торговое и культурное влияние имели генуэзцы, основавшие на адыгейском побережье многочисленные торговые фактории. С 16 в. усиливается влияние Крымского ханства. С кон. 18 в. Кавказ стал прочно входить в сферу геополитических интересов России, а с 1820-х гг. началось планомерное завоевание адыгейцев. Поражение в войне (1864) обернулось для адыгейцев страшной катастрофой. Поставленные царской администрацией перед выбором — либо поголовное выселение из горных аулов на равнинные земли, либо изгнание в Турцию, — многие предпочли второе. Оставшиеся переселились на равнину. В советский период Адыгея имела статус автономной области. С 31 марта 1992 г. Адыгея — республика в составе РФ.
Основу традиционного хозяйства адыгейцев составляли земледелие и скотоводство. Зерновые представлены посевами проса и ячменя, но с 19 в. началось стремительное распространение кукурузы, которая вместе с пшеницей стала основной возделываемой культурой. Давним хозяйственным занятием было также садоводство, в т. ч. горное. Адыгейцы разводили как крупный, так и мелкий рогатый скот; особое значение имело коневодство. Подсобными хозяйственными занятиями были также охота, пчеловодство, кустарные промыслы.
В пище используют зерновые, мясные и молочные продукты. Раньше из пшена, а теперь из кукурузной муки варят густую пастэ, которая подается ко многим блюдам. Пшеничная мука идет на выпечку хлеба, а также разного рода пирожков, печений, лакомств. Мясо — баранина, курятина, индюшатина — употребляется в жареном и вареном виде и подается с различными соусами и приправами. Известны способы заготовления мяса впрок путем сушения, вяления, копчения. Молоко употребляется чаще в кислом виде; его используют также для приготовления сыров. Широко используются овощи, особенно лук, чеснок, перец.
Традиционные адыгейские поселения не имели четкой планировки. Отдельные хутора-усадьбы граничили друг с другом в свободном, произвольном сочетании, образуя протяженные поселения. Их остатки в горах кое-где сохранились до сих пор, и адыгейцы помнят, где располагались их родовые гнезда. Поселения, образовавшиеся на равнине, имели уже совершенно др. вид. Они планировались по улично-квартальному типу, сохраненному в адыгейских поселениях по сей день.
Старое жилище адыгейцев было турлучным. По периметру возводимого строения вбивали колья, между которыми протягивались и закреплялись переплетенные прутья; затем плетень тщательно обмазывали смесью глины и мелко рубленной соломы. Характерной особенностью адыгейской усадьбы было специальное строение хачешь, которое предназначалось исключительно для приема гостей. Своеобразием традиционного интерьера являлась низкая деревянная мебель — столики, скамьи, лежанки, сундуки и др. Одежда адыгейцев варьировала общий северо- кавказский костюм. У мужчин типичными деталями его были узкий приталенный бешмет, украшенная газырями и подпоясанная поясом с серебряным набором черкеска, бурка. Головными уборами были папаха и башлык. Женщины носили облегчающий кафтанчик, который украшался длинными серебряными застежкам, обычно чернеными и богато инкрустированными, видневшимися в вырезе длинного, закрывавшего щиколотки распашного платья с серебряным поясом, также богато украшавшимся. Характерной деталью костюма женщин высших сословий были широкие, длинные, низко свисавшие с рук нарукавные лопасти-подвески. Другой характерной деталью были высокие шапочки, обшитые серебряным или золотым галуном.   
На люди адыгейка выходила, покрывшись платком. Процессы европеизации, начавшиеся в начале прошлого столетия, уже к 1830-м гг. привели к исчезновению из повседневного употребления традиционного костюма.
Нормативная культура во многом формировалась неписаным сводом правил поведения адыгэ хабзе. Современные адыгейцы сохраняют многие из традиционных норм, особенно такие, как уважение к старшим, почтительное отношение к женщине, гостеприимство и т. д. Семья остается одной из важнейших жизненных ценностей; разводы в адыгейской среде крайне редки, внутрисемейные отношения отличаются взаимной почтительностью, родители пользуются почти культовым почитанием. Обряды семейного цикла (свадьба, похороны, детская обрядность и др.) сохраняют много традиционных черт, хотя и подверглись сильной исламизации.
Укоренение ислама среди адыгейцев относится к 16 в. и связано с активизацией политических и культурных контактов с Крымским ханством и Османской Турцией. Важным стимулирующим фактором стала Кавказская война, в ходе которой ислам стал идеологической основой сопротивления российскому завоеванию.
Наследием духовной культуры адыгейцев является их богатейший фольклор. Его выдающийся памятник — нартский эпос, состоящий из многочисленных песен, сказаний и легенд, объединенных общими персонажами. Устное народное творчество знало большое жанровое разнообразие песен — героические, лирические, бытовые и др. Отрасли народных ремесел представлены резьбой по камню и дереву, обработкой кожи, плетением из особой болотной травы — куги. Самыми распространенными изделиями были коврики «арджены» и «намазлыки»; последние использовались при совершении мусульманской молитвы — намаза. Искусство плетения до сих пор живо среди адыгейцев, а «арджены» остались заметным элементом внутреннего интерьера дома. Славились адыгейки вышивками золотыми и серебряными нитями.
Народная музыка адыгейцев очень выразительна, не в последнюю очередь благодаря народным инструментам: смычковым — щичепшину и камылю, треотке «пхачич» и ударным. Однако самым любимым музыкальным инструментом явля¬ется гармоника, на которой играют исключительно женщины. Существует много разновидностей танцев, но своеобразным символом хореографического искусства адыгейцев является плавный лирический парный танец «исламей». Так называется и выдающийся хореографический коллектив — Государственный ансамбль народного танца Адыгеи.
Основы современной духовной культуры адыгейцев во многом были заложены на рубеже 19-20 вв., когда началось широкое просветительское движение, которое возглавляли выдающиеся деятели национальной культуры — С. Сиюхов, И. Цей, Д. Ашхамаф, Ш. Кубов. На рубеже 19-20 вв. был создан алфавит на основе арабской графики, затем письменность была переведена на латиницу, с 1938 г. она функционирует на кириллице.
Ю. Д. А. (Анчабадзе Ю. Д.)


АДЫГИ — этническая общность, в которую входят близкородственные адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Происхождение адыгов связано с древнейшим населением Закубанья и причерноморских районов Северо-Западного Кавказа. Уже в 3 тыс. до н. э. местные жители занимались земледелием и скотоводством, имели хорошие навыки гончарства, ткачества, были знакомы с начатками металлургии. Сохранившиеся до наших дней многочисленные дольмены свидетельствуют не только о высоком уровне камнеобработки и строительной техники, но и о широких историко-культурных связях региона со средиземноморско-малоазийским миром, где на рубеже 3-2 тыс. до н. э. также развивались традиции мегалитического зодчества.
Многосторонние культурныне и межцивилизационные контакты были характерны для древнего населения Северо-Западного Кавказа и в дальнейшем. В 1 тыс. до н. э. наиболее значительное воздействие на местное население оказали киммерийцы, скифы и особенно греки, основавшие на черноморском побережье многочисленные колонии (Пантикапей, Горгиппия, Гермонасса и др.), которые активно вовлекали древнеадыгское население в сферу своего политического и культурного влияния. К этому времени адыги делились на ряд территориальных общностей: меоты, зихи, синды, ахеи, керкеты и др., социально-экономическое развитие которых достигло предгосударственной и раннегосударственной (синды) стадии. Разорительное гуннское нашествие (3 в.) изменило социально-политическую и этническую ситуацию в регионе. Новый этап его истории связан с возвышением зихов, сумевших политически консолидировать остальные адыгские группы, которые в 5-12 вв. выступают сплоченным союзом во взаимоотношениях с аланами, кипчаками, Византией, Киевской Русью, Тьмутараканским княжеством. В русских летописях адыги известны под этнонимом «касоги». Княжеским дружинам неоднократно доводилось мериться силами с касожским воинством; перед одним из сражений в 1022 г. произошел легендарный поединок Мстислава и Редеди, воспетый в русском и адыгском фольклоре. Под этнонимом «черкесы» (по предположению, от древнего «керкет») адыги уже в раннем средневековье были известны народам Южного Кавказа, тюркам, иранцам, арабам.
В 13—14 вв. часть адыгов переселилась в предгорные районы Центрального Предкавказья, положив начало кабардинской части адыгской общности. Этнокультурные процессы среди западной части адыгов, продолжавших жить в причерноморских районах, привели впоследствии к формированию современных адыгейцев. В 19 в. в бассейне pp. Большой и Малый Зеленчуки начала формироваться третья территориальная группа адыгов; ее этническую основу составили мигрировавшие сюда кабардинцы и выходцы из западно-адыгской (адыгейской) группы бесленей. В советский период эта часть адыгов получила официальное наименование черкесы.
Генетическая близость адыгейцев, кабардинцев и черкесов проявляется в самых разных сферах этнической культуры. Адыгские языки составляют отдельную подгруппу абхазо-адыгской группы кавказской языковой семьи и при некоторой обособленности адыгейского в целом взаимопонимаемы. Черты общности ярко проявляются в материальной культуре, особенно в традиционной одежде, пище, хозяйственных занятиях. К общеадыгским пластам относится религиозная мифология и разветвленный пантеон богов: верховный бог — Тха, божества лесов Мезитха, молнии — Щибле, скотоводства — Амыш и Ахын, ремесла — Тлепш и др. Христианство, распространившееся с 6—7 вв. усилиями византийских миссионеров, завоевало довольно сильные позиции (Зихская епархия была одной из крупных на Северном Кавказе), но полностью вытеснить политеистические верования христианству не удалось, а затем и само оно пало, не выдержав натиска ислама, ставшего с 16 в. доминирующей религиозной идеологией в регионе. К общеадыгскому периоду относится зарождение основных видов народного искусства — золотого шитья, плетения, дерево- и металлообработки, характерных черт жанрового и стилистического разнообразия музыкального, песенного и танцевального фольклора. Общим фольклорным достоянием адыгов является также нартский эпос. Его многочисленные персонажи — Сосруко, Сатана, Ашамаз, Адиюх и др. по сей день остаются в адыгской ментальности олицетворением героизма, самоотверженности и благородства. Среди адыгов сохраняются и некоторые элементы традиционной соционормативной культуры, в рамках которой социальный и личностный статус индивида во многом зависел от соответствия народным представлениям об адыгъагэ (адыгство), воплотившем референтные черты «идеального» человека; составной частью адыгъагэ был нормативный комплекс адыгэ хабзэ (адыгский закон), определявший этикетно-поведенческие аспекты взаимоотношений в обществе и семье, достигший предельной разработанности и детализированности у кабардинцев.
В процессе исторического развития образовалась значительная адыгская диаспора. Ее истоки восходят к процветавшей в средние века работорговле, поставлявшей адыгских пленников на невольничьи рынки Малой Азии и Ближнего Востока. Впрочем, многим адыгам удавалось выбиться в социальные верхи, особенно на поприще военной карьеры. Во многих странах адыги становились военачальниками, государственными деятелями, образовали в Египте правящую военно-служивую прослойку (мамлюки). Нынешняя адыгская диаспора в основном более позднего происхождения. Поражение в Кавказской войне, жестокое колониальное правление царской администрации, разрушение традиционного быта вынудило многих адыгов покинуть родину. Царское правительство не препятствовало, а во многих случаях подталкивало адыгскую эмиграцию. По экспертным оценкам численность адыгов за рубежом, где их продолжают именовать «черкесы», составляет в Турции (2800 тыс.), Сирии (120 тыс.), Иордании (80 тыс.) Положение адыгской диаспоры двойственно. В социальном и имущественном отношении ее представители относятся к средним и высшим слоям соответствующих стран (характерно, что личную гвардию королей Иордании составляют этнические адыги), однако на этнокультурную жизнь диаспоры наложен ряд запретов и ограничений; сильны ассимиляционные процессы. В 20 в. группы адыгской диаспоры образовались в Западной Европе и в США.
В настоящее время в адыгской среде сильны интеграционные идеи близости всех территориальных групп этнической общности. Предпринимаются попытки унификации алфавитов, интенсифицировались разнообразные контакты с диаспорой, проводится работа по репатриации соотечественников на историческую родину; функционируют общественные организации общеадыгского характера (Международная Адыгская академия наук и др.).
Ю. Д. А. (Анчабадзе Ю. Д.)


КАБАРДИНЦЫ — народ, вместе с близкородственными черкесами и адыгейцами входит в этническую общность адыги. Проживают в Кабардино-Балкарской республике РФ. Численность — 520 тыс. чел. Кабардинский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе кавказской языковой семьи.
Древняя история кабардинцев связана с ранними этапами исторического развития адыгов. В 13-14 вв. часть северо-восточных адыгов переселилась в Центральное Предкавказье, положив начало кабардинскому этносу. В скором времени Кабарда превратилась в доминирующую политическую и военную силу в регионе, вследствие чего социально-культурные процессы, протекавшие в кабардинском обществе, оказывали значительное влияние на соседние народы. Общественное устройство Кабарды отличалось жесткой социально-классовой стратификацией. Господствующее положение в иерархии занимали родовитые и могущественные князья — пши; за ними шло многостепенное дворянство, верхушка которого — тлекотлеши — могли посоперничать в силе и богатстве с пши; а замыкавшие прослойку незнатные пшикеу были лишь челядью при своем сюзерене. Столь же многостепенной была социальная структура крестьянства, включавшая как свободных хлебопашцев, так и разные категории крепостных вплоть до рабов, жизнью и судьбой которых полновластно распоряжался владетель-феодал.
Важнейшие вопросы народной жизни кабардинцы решали на сословно-представительном собрании — хаса. Из среды пши избирался верховный правитель страны — уалий, однако развивавшиеся тенденции государственной централизации не были реализованы. Пши дорожили своими суверенными правами и не очень охотно подчинялись уалию. Под общие знамена, помимо хасы, они со своими дружинами съезжались лишь во время военных походов. К 15-16 вв. кабардинским князьям удалось подчинить своему влиянию многие соседние земли и народы. В сложных взаимоотношениях с Крымским ханством они придерживались внешней лояльности, но решительно сопротивлялись военному нажиму: кабардинские ополчения неоднократно принуждали ханские полки оставить поле сражения. С Россией первоначально складывались вполне мирные отношения, скрепленные династическим браком. В 1561 г. дочь уалия Темрюка Идарова — красавица Гуашэнэй — стала женой Ивана Грозного и взошла на русский трон под именем Марии Темрюковны. Последующие столетия характеризовались усилением российского присутствия на Северном Кавказе, которое с возведением в кон. 18 в. цепи укреплений на Кавказской военной линии приняло характер планомерного военного наступления. К 1820-м гг. с независимостью Кабарды было покончено.
Внедрение российского административного управления сопровождалось болезненной ломкой традиционного уклада жизни, в то же время проведение земельной, крестьянской, судебной и др. реформ способствовало модернизационным процессам, зарождению новых форм экономического и социокультурного быта, просветительской идеологии в среде национальной интеллигенции. Годы революций и Гражданской войны превратили Кабарду в арену столкновений противоборствующих сил. С победой советской власти Кабарда была включена с состав Горской АССР; в 1921 г. стала автономной областью, с 1922 г. — Кабардино-Балкарской АО, с 1936 г. — Кабардино-Балкарской АССР; в январе 1991 г. обрела статус ССР, с 1992 г. приняла свое нынешнее наименование — Кабардино-Балкарская Республика.
Кабардинцы издавна занимались земледелием. Пшеница, ячмень, кукуруза и сегодня являются основными зерновыми культурами. Хорошо развиты овощеводство и плодоводство. Высевается много кормовых культур, используемых для нужд др. исконного занятия — скотоводства. В видовом составе стад преобладают овцы и козы, но немало и крупного рогатого скота. В прошлом значительного развития достигло коневодство. Славившиеся своим экстерьером и выносливостью лошади кабардинской породы поставлялись в царскую кавалерию, на торги и аукционы. Хорошо известно местное пчеловодство.
Общеадыгские предпочтения в пище проявляются в ее составе. Значителен мясной компонент (баранина, говядина), разнообразны молочные продукты (в частности, сыры), обязательный элемент — особенно праздничного стола — пшенная или кукурузная каша (пастэ). В застольном этикете продолжают действовать традиционные нормы, которые непосвященному могут показаться крайне сложными и церемониальными. Остальные сферы материальной культуры уже давно подверглись модернизации.
Старое жилище имело обмазанные глиной плетневые стены, скатную камышовую или соломенную крышу, однако уже к сер. 20 в. кирпич и камень стали основным строительным материалом в кабардинском домостроении. Тогда же окончательно трансформировалась одежда, которая приняла европейские формы; традиционный костюм остался только у участников фольклорных ансамблей. Между тем кабардинская одежда, особенно лиц высших сословий, была очень живописной. Считалось, что с особенной статью общекавказскую черкеску носили именно кабардинцы, являвшиеся законодателями «горской моды». Женская одежда тоже варьировала общекавказские черты, но специфичность ей придавали довольно яркая расцветка (оттенки вишневого, зеленого и др.), виртуозные узоры золотого шитья, покрывавшие рукава и подол, высокие шапочки, украшенные серебряным и золотым галуном и высокая деревянная обувь-ходули.
В традиционном быту большую роль играли гостеприимство, куначество, кровная месть. Кабардинцы и сегодня очень гостеприимны. Прием дорогого и почетного гостя превращается в настоящее торжество, в котором задействована не только семья хозяина, но и его близкие и дальние родственники. Родственная взаимопомощь и поддержка — черта всего кабардинского быта, в тяжелую минуту человек всегда может рассчитывать на материальную и моральную помощь своих сородичей. Эти нормы некогда составляли часть всеобъемлющего, детально разработанного этикетно-поведенческого комплекса, действовавшего в традиционном обществе. Его основные конструктивные принципы — уважение к старшим, гендерное позиционирование, нормы социального взаимодействия индивидов и др. — и сегодня во многом определяют поведенческие стереотипы кабардинцев.
В общественном самосознании и личной самоидентификации значительная роль принадлежит исламу, нормы которого укоренились прежде всего в семейно-бытовой сфере. Богат мир духовной культуры. В живом бытовании находится наследие устного поэтического творчества — нартовские сказания, легенды, сказки, предания. Музыкальные вкусы разнообразны, особенно у молодежи, но знание старинных народных песен отмечается во всех возрастных когортах, равно как и старинных танцев (удж, кафа и др.). В их хореографическом рисунке своеобразно преломляются реалии старого кабардинского быта — традиции наездничества (мужские героические танцы), этикетно-рыцарского отношения к женщине (парные лирические), общинных праздников (массовые пляски). Богатство народной хореографии ныне представлено в репертуаре всемирно известного ансамбля танца «Кабардинка». Большие успехи достигнуты в развитии профессиональных форм кабардинского искусства и литературы, науки, образования.

Ю. Д. А. (Анчабадзе Ю. Д.)

___________________________________________________

(Печатается по изданию: "Расы и народы. Иллюстрированная энциклопедия". Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 7-10, 21-26, 213-215.)

(OСR - Абхазская интернет-библиотека.)

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика