Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Краткая литературная энциклопедия (обложка)

Об издании

Вопреки своему названию «Краткая литературная энциклопедия» (КЛЭ) — самое полное энциклопедическое издание по художественной литературе народов мира, литературной критике и литературоведению на русском языке. В создании КЛЭ участвовало большинство ведущих исследователей-гуманитариев 1960-х — 1970-х годов. В редакционной коллегии работали А. А. Аникст, В. В. Виноградов, Н. К. Гудзий, А. Ф. Ермаков, В. В. Жданов, Д. С. Лихачев, Ю. Г. Оксман, Л. И. Тимофеев и др. ученые. Авторы материалов по абхазской литературе: Х. Бгажба, Г. Гублиа, Ш. Инал-ипа, К. Ломиа, И. Папаскири, Ш. Салакая и др.
(Источник: http://www.feb-web.ru.)

Краткая литературная энциклопедия

Фрагменты

АБРСКИЛ — абх. героич. эпос о богатыре — богоборце Абрскиле, абх. Прометее. А. — носитель добра и справедливости, борец за счастье народа. По легенде, А. не поклонялся богу, за что тот возненавидел его и приказал ангелам приковать к железному столбу в пещере. Начиная с 70-х гг. 19 в. было записано и опубл. на рус. яз. неск. вариантов из эпоса об Абрскиле. Известны записи А. Иоакимова (1873), И. Лихачева (1887), В. Гарцкия (1892).

Лит.: Бгажба Х. С., Об абхазском героическом эпосе, в сб.: Вопросы изучения эпоса народов СССР, М., 1958.


АБХАЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
. Устное творчество абхазцев, к-рое развивалось на протяжении многих веков, включает эпич. сказания, историко-героич. песни, сказки, легенды, бытовые песни, пословицы, поговорки и т. д. Абх. письм. лит-ра принадлежит к числу молодых литератур СССР. Первый абх. букварь издан в Тбилиси в 1865. В 1892 вышла «Абхазская азбука» К. Мачавариани и Д. Гулиа. Над развитием школьной (учебной) лит-ры много работал нар. учитель и обществ. деятель А. М. Чочуа (р. 1879), составивший букварь (1909) и книги для чтения по родному языку. До революции издавалась и др. учебная лит-ра, а также церк. книги, в т. ч. евангелие — «Четырехглав» (1912). После утверждения Сов. власти в Абхазии происходит бурный рост лит-ры и иск-ва. Творчество основоположника А. л. нар. поэта Абхазии Д. Гулиа (1874—1960) и выдающегося абх. писателя С. Чанба (1886—1937) достигло расцвета в сов. эпоху. Писатели рисовали новую, преображенную жизнь, создали поэтич. образы трудящихся абхазцев, освобожденных от социального и нац. гнета.
В 20 — нач. 30-х гг. ведущей в А. л. является поэзия, представленная такими самобытными поэтами, как Иуа Когониа (1903—28), Леварса Квициниа (1912—41), Киазым Агумаа (1915—50), Отар Демердж-ипа (1910—39), Леонтий Лабахуа (1911—38), Шалва Цвижба и др. Появляются оригинальные поэмы «Навей и Мзауч», «Зосхан Ачба и сыновья Беслана Жана́а» (1924) И. Когониа, «Шаризан», «Даур» Л. Квициниа, «Кинжал» Ш. Цвижба и др. В 30-х гг. начинает формироваться абх. проза. Повесть С. Чанба «Сейдык» (1934), роман И. Папаскири (р. 1902) «Темыр» (1937, в рус. пер. — «К долгой жизни», 1948), повести В. Агрба (1912—37) «Рождение колхоза „Вперед“» (1931), Ш. Цвижба «Битая змея» (1932) и рассказы М. Хашба (р. 1903) явились первыми произв. абх. прозы. По своим идейно-худож. достоинствам повесть С. Чанба «Сейдык» — одно из лучших реалистич. произв. А. л., рассказывающих о первых годах колх. строительства. Той же теме посвящен и реалистич. роман И. Папаскири «Темыр», одно из первых крупных произв. абх. прозы. В книгах С. Чанба и И. Папаскири наметился поворот абх. прозы на путь социалистич. реализма. В романе Д. Гулиа «Камачич» (1940) сказалась тесная связь худож. манеры писателя с фольклором и его поэтикой. Зарождение абх. нац. драматургии связано с именем С. Чанба, к-рый в 20-х и 30-х гг. создал пьесы «Махаджиры», «Апсны-Ханым», «Кераз», «Из прошлых дней». Тогда же с пьесами выступили писатели Д. Дарсалиа («В глухой старине»), В. Агрба («Кровавый путь», 1931) и М. Кове («Инапха Кягуа», 1936, «Кях-Хаджарат», 1933). В абх. драматургии этих лет ведущее место заняла историко-революц. и бытовая тематика. Первой пьесой, рисующей великий перелом в абх. деревне, явилась драма «Победа» (1932) С. Чанба и В. Агрба. В дальнейшем развитии абх. театра большую роль сыграли драматурги М. Лакербай и Ш. Пачалиа. В годы Великой Отечеств. войны на фронте погибли абх. писатели: Л. Квициниа, М. Гочуа, С. Кучбериа. Писатели К. Агумаа, Ч. Джонуа, С. Сангулиа, А. Джонуа, Ш. Сангулиа, М. Лакербай, Т. Гурджуа, Ш. Акусба, Н. Барателиа защищали Родину с оружием в руках. А. л. этого периода проникнута ненавистью к немецко-фашистским захватчикам, уверенностью в победе. Значит. вкладом в прозу послевоен. лет явились романы И. Папаскири «Путь Химура» (1948, в рус. пер. — «Женская честь», кн. 1—2, 1958—59), «У подножия Эрцаху» (1953), новеллы М. Лакербай, повести К. Агумаа, М. Хашба, П. Чкадуа, М. Папаскири, А. Гогуа, а также поэтич. произв. Б. Шинкуба, А. Ласуриа, Ч. Джонуа, А. Джонуа, Ш. Цвижба. Хотя достижения абх. прозы бесспорны, но все же тон в А. л. задает поэзия. Используя богатый опыт многонац. сов. поэзии, в первую очередь русской и грузинской, а также сложившиеся традиции молодой А. л., лучшие поэты Абхазии стремятся широко охватить окружающий мир, вырабатывают свою творческую манеру. В формировании поэтич. стиля определенное место принадлежит Баграту Шинкуба (р. 1917). Его роман в стихах «Мои земляки» (1950), поэма «Песня о скале» привлекают глубиной изображения жизни, народностью. Самобытный характер носит творчество Алексея Ласуриа (1927—59). В развитии совр. А. л. активно участвуют также писатели: Иван Тарба, Георгий Гулиа, Георгий Гублиа, Кумф Ломиа, Нелли Тарба, Шота Чкадуа, Киршал Чачхалиа, Анатолий Аджинджал, Владимир Анкваб, Ясон Чочуа, Алексей Джениа, Константин Аргун и др. В области лит. критики работают Ш. Инал-Ипа, М. Делба, Х. Бгажба. На абх. яз. переведены «Слово о полку Игореве», поэма Руставели «Витязь в тигровой шкуре», произв. А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Т. Г. Шевченко, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Н. В. Гоголя, М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Д. А. Фурманова и др. Произв. абх. писателей в рус. переводах становятся все более известными широкому читателю. На рус. яз. переведены соч. Д. Гулиа, С. Чанба, Б. Шинкуба, И. Папаскири, М. Лакербай, И. Тарба, А. Ласуриа, М. Папаскири, К. Ломиа, А. Гогуа и др.

Лит.: Антология абхазской поэзии, М., 1958; Абхазские рассказы, М., 1950; Гулиа Д., Избранное, М., 1958; Литературная Абхазия. Альманах, в. 1—3, Сухуми, 1956—58; Чанба С., Избранное, Сухуми, 1960; Папаскири И., Темыр, Тб., 1959; Папаскири М. Б., Рассказы, Сухуми, 1959; Бгажба Х., Зелинский К., Дмитрий Гулиа, М., 1956; Дроздов А., Очерки абх. прозы, «Новый мир», 1949, № 4; Лакербай М., Очерки истории абх. театрального искусства, Сухуми, 1957.

Х. С. Бгажба.


АБХАЗСКИЙ ЯЗЫК — один из младописьменных кавк. (иберийско-кавк.) языков, входит в абхазско-адыгскую (или сев.-зап.) их группу. Распространен в основном в Абх. АССР. На А. я. говорят ок. 53 тыс. чел. Распадается на 2 диалекта — абжуйский (к-рый лежит в основе лит. яз.) и бзыбский. Близко родствен А. я. абазинский язык.
Алфавит для А. я. на основе рус. графики составлен в 1862 рус. кавказоведом П. К. Усларом, автором первой грамматики А. я. До революции на А. я. издавалась в основном переводная лит-ра. В 1919 начала издаваться первая газ. «Апсны» («Абхазия»). Алфавит А. я. на основе рус. графики просуществовал до 1926. В 1926—28 был в употреблении т. н. аналитич. алфавит акад. Н. Я. Марра. С 1928 абх. письменность была переведена на лат. графич. основу, в 1938 — на груз., а с 1954 — снова на рус. графику. Как лит. язык А. я. сформировался после Октябрьской революции. На его развитие оказало влияние творчество писателей Д. Гулиа, С. Чанба, И. Когониа, М. Хашба. Словарный состав А. я. обогатился заимствованиями из рус. яз., что способствовало возникновению абх. обществ.-политич., научно-технич. и уч. терминологии.

Лит.: Услар П. К., Этнография Кавказа. Языкознание, т. 1 — Абхазский язык, Тифлис, 1887; Марр Н. Я., Абхазско-русский словарь, Л., 1926.


А́ГРБА, Владимир Васильевич [5(18).VI.1912, сел. Мгудзырхва (ныне — Гудаутский р-н Абх. АССР) — 15.XII.1937] — абх. сов. писатель. Чл. Компартии с 1930. В 1933 окончил Моск. ин-т журналистики. Был секретарем Краснопресненского райкома ВЛКСМ в Москве. В 1934—37 — на руководящей комсомольской и парт. работе в Абх. АССР. В 1928 А. опубл. пьесу «Если посеешь ветер, пожнешь бурю». Наиболее значит. произв. — повесть о коллективизации в Абхазии «Рождение колхоза „Вперед“» (1931). А. написал историч. драму «Кровавый путь» (1931) о борьбе абх. народа против гнета местных феодалов и царских чиновников во 2-й пол. 19 в. Вместе с С. Чанба написал пьесу «Победа» (1932), к-рая не сходит со сцены абх. театра.

Соч.: Иҩымҭақуа, Аҟуа, 1959.


АГУМАА, Киазым Караманович [18.IV(1.V).1915, сел. Гвада (ныне — Очамчирский р-н Абх. АССР), — 10.XII.1950] — абх. сов. писатель. Окончил Калининский пед. ин-т в 1937. Работал в редакции абх. газ. «Апсны капш». В годы Отечеств. войны сражался в партизанском отряде им. В. И. Чапаева в Брянских лесах. Печататься начал в 1934 (стих. «Семья Гыда», «Колхида», «В саду», «Я люблю Квикви»). Осн. произв. А. (лирич. стихи, поэма «Тариел Рашба», баллада «Свирель», рассказы «Непролитые слезы», «Темраз и Цицана», повесть «Узник», пьеса «Большая земля») посвящены гл. обр. военно-патриотич. теме. Перевел на абх. яз. арм. эпос «Давид Сасунский», поэму Т. Г. Шевченко «Сон», стихи груз. поэтов и др. Произв. А. переводились на рус. и груз. языки.

Соч.: Иҩымҭақуа, Аҟуа, 1955; рус. пер. в сб. — Абхазские рассказы, М., 1950; Антология абх. поэзии, М., 1958.


БГА́ЖБА, Хухут Соломонович [р. 15.X.1914, сел. Гупы (ныне — Очамчирский р-н Абх. АССР)] — абх. сов. писатель, критик, языковед. Чл. Коммунистич. партии с 1939. Зам. пред. Верховного Совета Груз. ССР. Род. в крест. семье. Окончил Моск. пед. ин-т им. В. И. Ленина и аспирантуру Ин-та языкознания АН Груз. ССР. Печататься начал в 1932. Б. — автор работ: «Очерки об абх. лит-ре» (1940), «Об абхазской литературе. Критич. очерки» (1960), статей о творчестве Д. Гулиа, С. Чанба, И. Когониа и др. абх. писателей, а также работ, посвященных абх. фольклору. Опубл. на рус. яз. две книги абх. сказок («Сын оленя», 1959; «Абхазские сказки», 1959). Автор учебников и хрестоматий по абх. лит-ре.

Соч.: Дмитрий Гулиа. Критико-биографич. очерк (в соавт. с К. Зелинским), М., 1956; Об абхазском героич. эпосе, в сб.: Вопр. изучения эпоса народов СССР, М., 1958; Вклад поэтов, «Лит. Абхазия», 1957, № 2.

И. Г. Папаскири.


ГО́ГУА, Алексей Ночевич (p. 14.III.1932, с. Гупы Очамчирского р-на Абх. АССР) — абх. сов. писатель. Род. в крест. семье. Окончил Моск. Лит. ин-т им. М. Горького в 1960. Печататься начал в 1948. В 1957 вышел сб. «Река спешит к морю», в 1960 — сб. рассказов «Отчего растет трава», посв. совр. абх. деревне. Повесть «Снег и молния» (1961) рисует борьбу трудящихся за установление Сов. власти в Абхазии.

Соч.: Аси амацәыси, Aҟya, 1963; в рус. пер. — Река спешит к морю, М., 1960; Полнолуние, в сб.: Песнь о Родине, Сухуми, 1961.

Х. С. Бгажба.


ГУ́ЛИА, Георгий Дмитриевич [р. 1(14).III.1913, Сухум] — рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1940. Засл. деятель иск-в Груз. ССР. Сын Д. И.Гулиа. Начал печататься в 1930 (повесть «На скате»). В 1948 Г. опубл. повесть «Весна в Сакене» (Гос. премия СССР, 1949), впоследствии составившую вместе с повестями «Добрый город» (1949) и «Кама» (1951) трилогию «Друзья из Сакена» (1954), рассказывающую о людях совр. Абхазии, об их повседневной жизни и труде. Своеобразная лирич. интонация, «осязаемость» характеров свойственны и рассказам Г., вошедшим в сб-ки «Белая ночь» (1958), «Каштановый дом» (1961). Жизни и труду сов. ученых посвящен роман «Пока вращается Земля...» (1962). Значит. место в творчестве Г. занимают произв., посвященные историч. прошлому абх. народа: «Рассказы у костра» (1937), повесть «Черные гости» (1950), роман «Водоворот» (1959). Выступает с произв. сатирич. жанра (сб. «Вертолет и горный дух», 1959, и др.).

Соч.: Весна в Сакене. Абх. рассказы. [Вступ. ст. Ю. Либединского], М., 1948; Повести и рассказы, М., 1956; Леночка, М., 1956; Друзья из Сакена. [Послесл. В. Фролова], М., 1960; Огненный конь. Сказки-были. [Вступ. ст. А. Кривицкого], М., 1961; Дмитрий Гулиа. Повесть о моем отце, М., 1963; Добрый город, М., 1963; Пока вращается земля..., [Предисл. А. Дымшица], М., 1964.

Лит.: Хмельницкая Т., Поэзия осуществленной мечты. Творчество Г. Гулиа, «Звезда», 1951, № 9; Симонов К., Судьба художника, «Правда», 1963, 4 авг., № 216; Осетров Е., Повесть об отце, «Известия», 1963, 5 сент., № 212; Дроздов А., Тем, кто не ищет легких путей, «Лит. Россия», 1963, 20 сент., № 38; Васильев А., Георгию Гулиа — 50 лет, «Лит. газета», 1963, 14 марта, № 32.

Я. А. Березницкий.


ГУ́ЛИА, Дмитрий Иосифович [9(21).II.1874, сел. Уарча Гумистинского участка, ныне Сухумский р-н Абх. АССР, — 7.IV.1960, село Агудзера, Абхазия] — абх. сов. писатель. Нар. поэт Абхазии (с 1937). Чл. Коммунистич. партии с 1955. Депутат Верховного Совета СССР 4-го и 5-го созывов. Род. в бедной крест. семье. Учился в учительской семинарии в Гори. Был учителем. Преподавал абх. яз. в Тбилисском гос. университете (1924—26). В 1892 вместе с К. Д. Мачавариани составил абх. азбуку. Первый сб. стихов вышел в 1912; поэма «Любовное письмо» изд. в 1913. В дореволюц. стихах Г. выражены ненависть абх. народа к угнетателям («Гуляка», «Милое создание», «Ходжан Большой»), его мечты о счастливом будущем. В 1919—20 Г. был редактором первой абх. газ. «Апсны», вокруг к-рой группировались молодые лит. силы. В 1921 организовал и возглавил первую абх. театр. труппу. Ее репертуар составили короткие пьесы, переведенные Г. с рус. и груз. языков. Необычайно широка была культурно-просветит. деятельность Г. Многообразно и его лит. творчество. Ему принадлежат поэмы и лирич. стихотворения, баллады и басни, роман, рассказы и драма.

Творчество Г., зачинателя абх. лит-ры, достигло расцвета при Сов. власти. Новая колх. жизнь, трудовой героизм, дружба народов, прекрасная природа Абхазии — таковы темы его стихов. В 1934 вышел в свет сб. «Избранные произведения» Г. Вдохновенные строки он посвятил Коммунистич. партии и В. И. Ленину: «Партия», «В мавзолее Ленина», «Думая о Ленине», «Ленин с нами», «О Ленине», «Ленин». В поэме «Осень в деревне» («Ҭагалан ақыҭан»), цикле стихов «Мой город» («Сара сықалақь», 1952), «Весна в Абхазии», в стих. «Рождение горы» (1951), «Песня пастуха» (1949), «Корабль пришел», «Моя страна», «Пламенное слово» отразились темы послевоен. мирного строительства. Лирика Г. проникнута пафосом созидания, мыслью о единстве сов. народов: «Товарищу» (1949), «Новогодняя» (1951), «В кругу друзей», «Памятник Руставели в Сухуме» (1938), «Тарас Шевченко», «Джамбул» и др. Она отличается смелыми поэтич. обобщениями, внутренним изяществом, цельностью («Олень», «Человек в горах», «Муравей», «Горы и море» и др.). Значителен вклад Г. и в развитие абх. прозы. Он написал первую абх. новеллу «Под чужим небом» («Атәым жсеан аҵаҟа», 1919), роман «Камачич» («Камаҷыҷ», 1940), где реалистически изобразил угнетение трудящихся абхазцев при царизме, безрадостную жизнь женщины. В романе живо показаны быт, обычаи и нравы абхазцев до революции. Рассказы Г. отличаются лаконизмом, нар. юмором. В 1946 написал драму «Призраки» («Анаурқуа»), вошедшую в репертуар абх. театра. Г. — автор исследований по вопросам истории, устного нар. творчества, языка и этнографии («История Абхазии», т. 1, 1925; «Божество охоты и охотничий язык у абхазцев», «Культ козла» и др.), автор терминологич. словаря по лит-ре и языковедению, а также учебников и хрестоматий. Переводил на абх. яз. стихи А. С. Пушкина, Т. Шевченко, И. Чавчавадзе, А. Церетели, поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Огромна роль Г. в развитии абх. сов. культуры. Его деятельность получила горячее признание народа. Именем Г. названы: Абхазский институт языка, литературы и истории, улицы, школы, учреждения Абхазии. Могила Г. находится в центре г. Сухуми. На ней возведен монумент работы скульптора Г. Рухадзе.


«Абхазские пословицы, загадки и скороговорки» (Тифлис, 1907).

Соч.: Иҩымҭақуа, ат. 1—4, Аҟуа, 1956—1962; в рус. пер. — Избр. произв., М., 1953; то же, М., 1958; Стихи, М., 1955; Избр. стихи, М., 1954; Стихи, М., 1959; История Абхазии, т. 1, Тифлис, 1925; Сборник абх. пословиц, загадок, скороговорок, омонимов и омографов, нар. примет о погоде, заговоров и наговоров, Сухуми, 1939; Терминология по лит-ре и языковедению, Сухуми, 1930.

Лит.: Бгажба Х., Зелинский К., Дмитрий Гулиа (Критико-биографич. очерк), М., 1956; Гулиа Г. Д., Дмитрий Гулиа. Повесть об отце, М., 1963; Огнев В., Патриарх абх. лит-ры, «Новый мир», 1964, № 5.

Х. Бгажба.


ДАРСА́ЛИА, Владимир (Дзадз) Харитонович [р. 29.VIII.1898, с. Гупы (ныне Очамчирского р-на Абхазии)] — абх. сов. писатель. Автор пьес «Икона и раздумья» («Аныхеи агуҭыхеи», 1926) и «В глухой старине» («Ажәытәра иагаз», пост. 1929), к-рые способствовали развитию абх. нац. театра. В рассказах и повестях («Заложник», «Старая шуба, не зазнавайся!», «Старик с ношей», «Абза́гу», «Из жизни маленького человека» и др.) Д. рисовал тяжелую жизнь дореволюц. абх. крестьян и коренные изменения в их быте и психологии в сов. годы. Д. переводит рус. лит-ру на абх. яз. («Капитанская дочка» А. С. Пушкина и др.). Его труды содействовали становлению совр. абх. лит. языка.

Соч.: Ажәабжьқуеи апиесақуеи, Аҟуа, 1959; Аҧстазара аҟнытә, Аҟуа, 1963; в рус. пер. — Абхазские рассказы. Сб., М., 1962.

Лит.: Инал-Иҧа Ш., Ӡаӡ Дарсалия, в его кн.: Аҧсуа литература аҭоурых аҟнытә, Аҟуа, 1961.

Х. С. Бгажба.


ДЖО́НУА, Алексей Несторович (7.V.1920, с. Члоу Очамчирского р-на Абхазии) — абх. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1947. Род. в крест. семье. С 1956 — редактор лит. журн. «Алашара». Начал печататься в 1937. Опубл. сб. стихов: «Утренняя заря» (1949), «Во имя Родины» (1953), «Присяга» (1956), «Поток» (1958), кн. «Рассказы» (1961), повесть «У партизанского костра». Их гл. темы — трудовые будни сов. людей, подвиги сов. патриотов на фронтах Отечеств. войны, послевоен. преобразования в Абхазии.

Соч.: Арҩаш, Aҟya, 1958; Ажәабжькуа, Aҟya, 1961; в рус. пер. — Антология абх. поэзии, М., 1958.

Х. Бгажба.


ДЖО́НУА, Чичико́ Михайлович [p. 27.IV(10.V).1915, с. Члоу, ныне Очамчирского р-на Абхазии] — абх. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1952. Род. в крест. семье. Работал в редакциях абх. газет и журналов. Печататься начал в 1936. Д. принадлежат сб-ки стихов: «Страна цветов» (1950); «Поэмы» (1956), «Стихи и поэмы» (1957), «Белая скала» (1961), повесть о тружениках колх. села «Гуди́са Шла́рба» (1955). В своих произв. Д. рисует социалистич. преобразования в Абхазии, духовный рост ее людей, их созидат. труд, воспевает дружбу народов. В своих пьесах (преим. одноактных) Д. выступает против носителей пережитков старины.

Соч.: Ашәҭқуа ртәыла, Аҟуа, 1950; Ажәеинраалақуеи апоемақуеи, Aҟya, 1957; Ахра шкуакуа, Aҟya, 1961; в рус. пер. — У подножья горы, М., 1961; Абх. рассказы, М., 1962.

Х. Бгажба.


ИНА́Л-ИПА́, Шалва Денисович [р. 7(20).X.1914, сел. Гупы Очамчирского р-на Абх. АССР] — абх. сов. критик, историк-этнограф. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Печатается с 1938. Осн. лит.-критич. работы: «Некоторые вопросы абх. фольклора и литературы» (1955), «Из истории абх. литературы» («Аҧсуа литература атоурых аҟнытә», 1961). Его исследования по этнографии Абхазии обобщены в кн.: «Абхазы» (1960).

Соч. на рус. яз.: Нартский эпос абхазцев, в сб.: Нартский эпос. Материалы совещания 19—20 окт. 1956, Орджоникидзе, 1957; Заметки об абх. худож. прозе, «Лит. Абхазия», 1956, № 1; Слово о нартах. Вступит. ст. в кн.: Приключения нарта Сасрыквы и его девяносто девяти братьев, М., 1962.

Х. С. Бгажба


ИСКАНДЕ́Р, Фазиль Абдулович (р. 6.III.1929, Сухум) — рус. сов. поэт. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1954). Начал печататься в 1952. Автор стихотв. сб-ков: «Горные тропы» (1957), «Доброта земли (1959), «Зеленый дождь» (1960), «Дети Черноморья» (1961), «Молодость моря» (1964). Поэту свойственны свежесть мировосприятия, сочность письма. В кругу его тем — жизнь природы, обществ. проблематика («Германия 1934 года», «Одинокие люди» и др.). С 1962 И. публикует в «Юности», «Неделе» рассказы, представляющие собой воспоминания, колоритные сатирич. зарисовки с натуры («Должники», «Мой дядя самых честных правил» и др.).

Лит.: Иванова М., Картина и мысль, «Лит. газета», 1957, 20 авг., № 100; Сарнов Б., Полнота жизни, «Новый мир», 1958, № 5; Гулиа Г., Стихи Фазиля Искандера, «Лит. газета», 1959, 19 дек., № 155.

Л. Н. Чертков.


КВИЦИ́НИА, Леварса Бидович (31.XII.1912, сел. Атара, ныне Очамчирского р-на, — 1941) — абх. сов. поэт. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Род. в крест. семье. В 1937 окончил Лит. ин-т им. М. Горького при СП СССР. Был пред. СП Абх. АССР. Погиб ок. Белостока, сражаясь против фашист. захватчиков. Печататься К. начал в 1928. В 1932 вышел сб. «Страна растет», включающий поэмы «Ткварчелстрой», «Ленин», «Миллионы голосов», «Комсомол»; в них он подражал поэтике В. В. Маяковского. В поэмах «Шаризан» (1933), «Даур» (1936) и в др. произв. К. показывает борьбу нового со старым, отживающим. Не упрощая сложности жизненных конфликтов, он добивается убедительности худож. образов. Шаризан, героиня одноим. поэмы, воплощает черты новой абх. женщины, преодолевающей в острой борьбе «извечные законы гор». Лирика К. проникнута любовью к Коммунистич. партии, к сов. народу, к обновленной Абхазии. К. совершенствовал и обогащал ритмику и поэтику абх. стиха. Переводил рус. поэтов.

Соч.: Иҩымҭақуа, Аҟуа, 1955; рус. пер., в кн.: Антология абх. поэзии, М., 1958.

Лит.: Инал-Иҧа Ш., Аҧсуа литература аҭоурых аҟнытә, Аҟуа, 1961.

Х. С. Бгажба.


КОГО́НИА, Иуа Абасович [28.X(10.XI).1903, сел. Кутол Очамчирского р-на, — 15.VI.1928] — абх. сов. поэт. Род. в крест. семье. Начал печататься в 1920. В 1925 опубл. поэмы, получившие широкую популярность. Поэмы «Зосхан Ачба и сыновья Беслана Жанаа», «Навей и Мзауч», «Хмыдж-охотник», «Абатаа Беслан» — лучшие произв. К., отмеченные глубоким знанием жизни. Из нар. эпоса поэт брал не только оптимистич. и героич. мотивы, но также и темы трагич. судеб абх. крестьян до революции. Лирич. стихи К., живописующие природу, воспевающие жизнь Сов. Абхазии, богаты в ритмич. отношении; их характерная образность опирается на фольклорную поэтику.

Соч.: Ажәеинраалақуеи апоемақуеи, Аҟуа, 1955; рус. пер. — в кн.: Антология абх. поэзии, М., 1958.

Х. С. Бгажба.


ЛАБАХУ́А, Леонтий Бахович (1911, с. Ре́ка, ныне Очамчирского района, Абх. АССР, — 1938) — абх. сов. поэт. В 1936 окончил Пед. ин-т в Сухуми. Печататься начал в 1931. В лит-ре работал всего шесть лет. Стихи и поэмы Л. печатались в сб-ках молодых абх. поэтов, в лит. журн. «Апсны Капш». Его стих. («Правда», 1934, «Девушка у станка», 1932, «Вот какие новости в Ре́ка», 1933), поэмы «Голос Ткварчелли» (1934), «Спорная земля» (1933) рисуют становление социалистич. Абхазии, борьбу нового со старым. Сатира Л. направлена против частнособственнич. психологии, пережитков прошлого в сознании людей («Мазлоу», 1932, «Сон Бадры», 1933, «Проказы вина», 1934). Произв. Л. переводились на рус. и груз. языки. Л. стал жертвой необоснованных репрессий. Реабилитирован посмертно.

Соч.: Иҩымҭақуа, Аҟуа, 1958; в рус. пер. — Антология абхазской поэзии, М., 1958.

Лит.: Инал-Иҧа Ш., Аҧсуа литература аҭоурых аҟнытэ, Аҟуа, 1961.

К. Ломиа.


ЛАКЕРБА́Й, Михаил Александрович [6(19).I.1901, с. Мерхеули, ныне Гульрипшского р-на Абх. АССР, — 15.XI.1965] — абх. сов. писатель. Получил высшее юридич. образование в Тбилиси. Печатался с 1919 в абх. газ. «Апсны». Его комедии на совр. темы «Потомок Гечей» (1940), «В овраге Сабыды» (1941) — о новых отношениях к труду и между людьми в социалистич. обществе, историч. драма «Данакай» (1956) — о дружбе народов сыграли положит. роль в развитии абх. театра. Наибольшую популярность принесли Л. книги «Абхазские новеллы» (1957) и «Аламыс» (1961), в к-рых писатель обращается к фольклору, к старинным обычаям, меняющимся под воздействием революц. событий, рисует образы людей из народа, благородные характеры. По либретто Л. написаны муз. комедия «Хаджарати» (1938, музыка В. Куртиди), опера «Мзиа» (1951, музыка А. Баланчивадзе), оперетта «Счастье» (1961, музыка А. Баланчивадзе). Л. принадлежат сценарии фильмов «Цветок солнца» (1934) и «Абхазия — цветущий край» (1959), статьи и исследования по абх. театру и фольклору.

Соч. в рус. пер.: Абхазские новеллы, М., 1957; Аламыс, М., 1961; Абх. новеллы, Сухуми, 1961; Очерки из истории абх. театр. искусства, Сухуми, 1962.

Х. С. Бгажба.


ЛАСУ́РИА, Алексей Едгеевич (15.XI.1927, сел. Квитаули Очамчирского района Абх. АССР, — 30.IV.1959) — абх. сов. писатель. Род. в крест. семье. В 1953 окончил Лит. ин-т им. Горького в Москве. Начал печататься в 1944. Автор сб-ков стихов и поэм: «Голос сердца» (1952), «Песни молодости» (1954), «Незабываемое» («Хашт разкум», 1957), «Мое добро» («Смал», 1957) и рассказов «Киабрхунское утро» («Кьабырхунтәи ашьыжь», 1958). В стихах и поэмах Л. ярко изображены совр. Абхазия, сов. человек, его чувства, думы и чаяния. Писал повести, пьесы, очерки.

Соч.: Иалкаау, Аҟуа, 1960; в рус. пер. — Киабрхунское утро, М., 1954; Дружба сверстников, М., 1955; Любовь на рассвете, М., 1959.

Лит.: Инал-иҧа Ш., Аҧсуа литература аҭоурых аҟнытә, Аҟуа, 1961.

Х. С. Бгажба.


ЛО́МИА, Кумф Ширинович (р. 14.II.1928, сел. Кутол Очамчирского р-на) — абх. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1948 окончил Лит. ин-т им. М. Горького в Москве. С 1957 — секретарь правления СП Абх. АССР. Печататься начал в 1945. Автор книг стихов: «Земные звезды» (1954), «В кругу моих друзей» (1956), «Новая ветвь» (1957), «Любовь и море» (1959), «Стихи и поэмы» (1963), в к-рых Л. выражает мысли и чувства наших современников, выступает против вредных обычаев и предрассудков. В символич. поэме «Дочь солнца» юноша-герой достает кусок солнца и тем спасает родную страну от мертвящего холода. Стихи Л. переводились на рус. и груз. языки.

Соч.: Амахуҭа ҿыц, Аҟуа, 1957; Сҩызцәа рыгуҭаны, Аҟуа, 1956; Абзиабареи амшыни, Аҟуа, 1959; Ажәеинраалақуеи апоемақуеи, Аҟуа, 1963; в рус. пер. — Земные звезды, М., 1958; Лунная тишина. Стихи и поэма, М., 1965.

Х. Бгажба.


НА́РТОВСКИЙ (НА́РТСКИЙ) Э́ПОС — монументальный эпос кавк. народов. Особенно богато представлен у осетин и адыгских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, убыхов. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Отзвуки эпоса находят и у сванов, горных груз. племен, и у даг. народов. Термин «нарт» служит общим наименованием героев эпоса, к-рые образуют своего рода богатырское сообщество. Его душой является мудрая Сата́на (адыг. Сатаней) — уникальный в мировой эпич. лит-ре женский образ большой худож. силы и выразительности. В наиболее архаичных вариантах Сата́на выступает как мать народа, наставница главных героев, мудрая советчица, могущественная чародейка. Образ Сата́ны возник, несомненно, в матриархальном обществе, но он обладал такой жизненностью и покоряющей худож. правдой, что народ пронес его через всю историю до наших дней, воплотив в нем свой идеал женщины. Героями осетин. эпоса являются также Урузмаг, Хамыц, Сослан (Созруко), Батраз, Сырдон, Ацамаз. Родоначальником нартов, по нек-рым вариантам, является Уархаг, отец близнецов Хсара и Хсартага.


«Нартские сказания» (Москва, 1949). Илл. М. Туганова.

В генезисе Н. э. не все еще ясно. При решении этого вопроса необходимо иметь в виду следующее: 1) термин «нарт» заключает осетин. показатель множественности «т» и образован по типу осетин. фамильных имен; 2) нек-рые нартовские сюжеты имеют полную аналогию в быте и обычаях отдаленных предков осетин — скифов (плащ из скальпов, почетная чаша героев и др.); 3) имена Уархаг, Хсар, Хсартаг, Урузмаг, женское имя Ацырухс, название чудесной нартовской чаши Уацамонга — бесспорно иран. происхождения; 4) имя Сата́на неотделимо от имени аланской принцессы Сатеник, мудрость и красоту к-рой, по рассказу Моисея Хоренского (5 в. н. э.), воспевали арм. рапсоды; 5) имя Сослан известно в Осетии с 12 в. (муж груз. царицы Тамары Давид Сослан был осетин. владетелем; форма Сосруко — адыгская); 6) имя Батраз образовано из Батыр-ас и означает асский, т. е. аланский богатырь. Все это не оставляет сомнения, что ядром послужил древний аланский эпич. цикл, восходящий еще к скифской эпохе 7—4 вв. до н. э. Нац. варианты эпопеи все время обогащались и дополнялись за счет местного фольклора.

Возникнув в условиях родового строя с пережитками матриархата, Н. э. за долгую историю своего бытования вбирал в себя элементы последующих обществ. формаций.


«Нартские сказания» (Москва, 1949). Илл. М. Туганова.

В осн. циклах ясно выступают черты воен. демократии с ее культом ратной доблести, жаждой дальних походов и боевых подвигов. В древнейший период содержание Н. э. составляет борьба с великанами (олицетворением слепых сил природы), намного превосходящими нартов физич. силой. В борьбе с ними нарты охотно прибегают к хитрости и колдовским приемам; они добывают огонь у великанов, учат людей начаткам земледелия. На смену этому типу героя приходит герой-воин, наделенный сверхчеловеч. силой. Сказания изображают воен. походы против враждебных «алдаров» (князей); герои защищают страну нартов от захватчиков, участвуют в межродовых распрях. Эпос бытует в двух формах: прозаич. и стихотворной. В последнем случае манера исполнения характерна для осетин. сказителей — распевно-речитативная с муз. сопровождением (двухструнная скрипка или двенадцатиструнная арфа). У адыгов обычно хоровое сопровождение. Эпос сохраняет свою жизненность и обществ. признание по сей день. В Осетии, Кабарде, Адыгее, Абхазии живут десятки сказителей, вдохновенно исполняющих песни о нартах, хотя репертуар их уже не так обширен, как у знаменитых сказителей прошлого.

Нартовские сказания осетин и адыгов стали записываться с сер. 19 в. Пионерами этого дела были в Осетии — В. Цораев, братья Шанаевы, в Кабарде — Шора Ногмов, Кази Атажукин. Другие нац. варианты стали записываться позднее. Абх. нартовские сказания стали известны только в последние десятилетия. В сов. время впервые изданы сводные тексты в оригинале и в рус. пер. Сказания переводились на нем., франц., англ. языки.

Тексты: Осетинские нартские сказания. [Пер. Ю. Либединского], Дзауджикау, 1948; Нарты. Эпос осетин. народа, М., 1957; Нарты. Кабард. эпос. [Пер. В. Звягинцевой, С. Липкина, С. Обрадовича, М. Петровых, В. Потаповой], 2 изд., М., 1957; Приключения Нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев. Абхаз. нар. эпос. [Пер. Г. Гулиа и С. Липкина], М., 1962.

Лит.: Миллер В. Ф., Черты старины в сказаниях и быте осетин, «ЖМНП», 1882, № 7—8; его же, Кавказско-рус. параллели, в его кн.: Экскурсы в область рус. нар. эпоса, М., 1892, Dumézil G., Légendes sur les Nartes, P., 1930, Le livre des Héros. Légendes sur les Nartes. Trad. avec une introduction et des notes par G. Dumézil, P., 1965; Абаев В., Нартовский эпос, «Изв. Сев. Осетин. НИИ», 1945, т. 10, в. 1; Нартский эпос Материалы совещания 19—20 окт. 1956, Орджоникидзе, 1957; Abaev V. I., Le cheval de Troi. Annales (VI-e Section), Paris, novembre — décembre 1963, p. 1041—70.

В. И. Абаев.


ПАПАСКИ́РИ, Иван Георгиевич [р. 12(25).XII.1902, с. Кутол, ныне Очамчирского р-на Абх. АССР] — абх. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1938. В 1928—29 учился в Ленингр. ин-те вост. языков. Сотрудничал в редакции газ. «Апсны Капш» («Красная Абхазия»). В лит-ру вступил в 1932. Первые рассказы П. («Карвальское ружье», «Кунач», «Телушка», «Поминки») воссоздают образы старой жизни. Автор первого абх. социально-бытового романа «Темыр» (1937, в рус. пер. — «К долгой жизни», 1948), повествующего о перестройке абх. деревни, о борьбе с предрассудками и обычаями прошлого. Роману присущи яркая нац. специфика, правдивое изображение человеч. характеров и судеб. В годы войны П. писал рассказы о героизме сов. народа на фронте и в тылу. В послевоен. годы П. опубл. романы «Женская честь» («Аҧҳәыс лыпату», кн. 1—3, 1949, первонач. назв. — «Путь Химур», 1948), «У подножия Эрцаху» (1953), сб. «Рассказы» («Ажәабжьқуа», 1956). Эпопея «Женская честь» — многоплановое произв., рисующее жизненный путь молодой абх. женщины, к-рая сумела выйти победительницей из мн. испытаний. П. — реалист по своему методу, наблюдатель социальной жизни. Его творчество сыграло большую роль в становлении абх. прозы, в создании абх. лит. языка. Произв. П. переведены на рус., польский, груз. и казах. языки.

Соч.: Ҭемыр, Аҟуа, 1937; Аҧҳәыс лыпату, т. 1—2, Аҟуа, 1962; Ажәабжьқуа, Аҟуа, 1956; Иҩымҭақуа реизга, т. 1—3, Аҟуа, 1964—65; в рус. пер. — К долгой жизни, М., 1948; Темыр, Тб., 1959; Женская честь, Сухуми, 1967; Рассказы, в сб.: Абхазские рассказы, М., 1950; Рассказы, М., 1962.

Лит.: Дроздов А., Очерки абх. прозы, «Новый мир», 1949, № 4; Квициния И., Проза Ивана Папаскири, «Лит. Грузия», 1964, № 8; Чацба Л., Духовный рост крестьянства в абх. худож. прозе 30-х годов, «Тр. Абхаз. ин-та языка, лит-ры и истории», 1963, т. 33—34; Инал-Иҧа Ш., Иван Папасқьыр, в его кн.: Аҧсуа литература аҭоурых аҟнытә, Аҟуа, 1961.

Х. С. Бгажба.


ПАЧА́ЛИА, Шарах Абзагович [р. 29.XII.1913(11.I.1914), с. Аацы, ныне Гудаутского р-на Абх. АССР] — абх. сов. драматург. Режиссер и актер Сухумского драматич. театра. Нар. артист Груз. ССР (с 1955). В лит-ру вступил в сер. 40-х гг. Пьесы П. «Большая свадьба» («Ачара ду», 1947), «Отец и сын» («Аби aņeu», 1953), «Гунда» (1956) рисуют образы тружеников колх. села, разоблачают тунеядцев, карьеристов. В пьесах «Салуман» (1950), «Горный соловей» («Ашьха кармацыс», 1964) воссозданы картины прошлого Абхазии, показана тяжелая жизнь трудящихся, их борьба за нац. независимость. Пьесы «Бессмертие» («Псра зқум», 1959), «Колыбель матери» («Ан лгара», 1963) посв. подвигам сов. людей в годы Великой Отечеств. войны.

Соч.: Апиесақуа, Аҟуа, 1956.

Г. Гублиа.


ТА́РБА, Иван Константинович (р. 21.III.1921, с. Беслахуба Очамчирского р-на Абх. АССР) — абх. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1940. Род. в крест. семье. Окончил Сухумский пед. ин-т им. М. Горького (1947). Работал в редакциях обл. газет. Был министром просвещения Абх. АССР (1953—54), секретарем Абх. обкома партии (1954—58). С 1968 — пред. СП Абхазии. Печататься начал в 1937. В стихах и поэмах Т. изображаются коренные изменения в жизни абх. народа, его созидат. труд, дружба сов. народов, их героизм на фронте и в тылу, борьба за мир. Поэмы «На суд товарищей» («Хьзы амҭаʒакуа», 1954), «Десять лет спустя» («Жәашықуса рышьтахь», 1955), «Испытание» («Апышәара», 1956), рассказывающие о любви, дружбе, чувстве долга, свидетельствуют о творч. исканиях поэта. Т. опубл. романы «Известное имя» («Идыру ахьз», 1963; рус. пер. 1964) и «Солнце встает у нас» («Амра ҳараҳҩы игылоит», 1968; рус. пер. 1970), показывающие новые черты и противоречивые явления в жизни совр. абх. деревни, ставящие нравств. проблемы.

Соч.: Ицәажәоит агу, Aҟya, 1954; Абзиаразы еиниаша, Aҟya, 1955; Аҳамҭа, Aҟya, 1964; Ацҳa, Aҟya, 1969; Иалкаау иҩымҭақуа. Ажәеинраалақуеи апоемақуеи, Aҟya, 1971; в рус. пер. — С первых дней, М., 1953; Звезды, М., 1957; Испытание. Стихи и поэмы, М., 1968; Весенний снег, Сухуми, 1970.

Лит.: Инал-Ипа Ш., Заметки о развитии абхазской лит-ры, Сухуми, 1967; Абхазская литература. Краткий очерк, Сухуми, 1968.

Х. С. Бгажба.


ТА́РБА, Нелли Золотинсковна (р. 20.XI.1934, сел. Дурыпши Гудаутского р-на Абх. АССР) — абх. сов. писательница. Род. в крест. семье. Училась в Сухумском пед. ин-те им. М. Горького (не окончила). Печатается с 1952. Автор книг стихов «Люблю путь-дорогу» («Бзиа избоит амҩа», 1955), «Сердце весны» («Ааҧынра агу», 1958, рус. пер. 1961), «Молодость и мечты» («Ақуҧшреи агуҭыхеи», 1964), повести «Бзыбская повесть» («Бзыҧтәи аповест», 1961), пьесы «Песню сложить не легко» («Ашәа аҧҵара мариам», 1968). Стихи Т. отличаются романтич. приподнятостью, проникновенной любовью к Абхазии. Поэма «Шрам» («Ашәахсҭа», 1957) повествует о незаживающих ранах, нанесенных минувшей войной. В повести «Мациса» создан образ абх. женщины, мужественно преодолевающей жизненные невзгоды.

Соч.: Маҵиса. Аҧсымра. Ашәа аҧҵара мариам, Aҟya, 1967; Аҭа, Aҟya, 1969; в рус. пер. — Капля в море, М., 1968; Мациса, «Лит. Грузия», 1966, № 3—4.

Лит.: Инал-Ипа Ш., Заметки о развитии абхазской лит-ры, Сухуми, 1967; Абхазская лит-ра. Краткий очерк, Сухуми, 1968.

Х. С. Бгажба.


ХА́ШБА, Мушни Лаврентьевич (6.V.1903, сел. Поквеш, ныне Очамчирский р-н Абх. АССР) — абх. сов. писатель, журналист и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1928. В 1927 окончил Ин-т журналистики в Москве. В течение мн. лет был редактором газеты и одноим. журнала «Апсны капш» («Красная Абхазия»), альманаха «Созвездие» (1928—31). С 1970—Пред. Верховного Совета Абх. АССР. Лит. деятельность начал в 1919 в газ. «Апсны» («Абхазия»). Автор первой абх. бытовой комедии «Ачапшара» (1924), рассказов «Расскажи-ка, писарь...» (1928), «Алло» (1929), в к-рых созданы сатирич. картины жизни абх. деревни 20-х гг. Черты юмора, а порой и сатиры ощутимы и в рассказах 50-х гг.: «Толченый перец», «Почему я не женился», «Рождение любви» и др. Воспоминания Х. «В дни весенние» (1968) освещают пути развития абх. письменности и периодич. печати в сов. годы. Перевел на абх. яз. ряд произв. К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат», Э. Хемингуэя «Старик и море», роман А. Фадеева «Молодая гвардия».

Соч.: Иалкаақуоу, Аҟуа, 1957; Ааԥынра мшқуа раан, Aҟya, 1969; Соуҟари егьырҭи. Аҟуа, 1971; в рус. пер. — в кн.: Антология абх. поэзии, М., 1958; [Сочинения], в сб.: Абхазские рассказы, М., 1962.

Х. С. Бгажба.


ЦВИ́ЖБА, Шалва Лейварсанович [р. 5(18).XII.1912 с. Тамыш, ныне Очамчирского р-на Абх. АССР] — абх. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1959. Засл. деятель культуры Абх. АССР (1972). Род. в крест. семье. Учился в пед. ин-те в Орджоникидзе (1932—35), Начал печататься в 1930. Опубл. повесть «Битая змея», («А́маҭ зыбҕа́ ҧҵәоу», 1932), сб. лирич. стихов и поэм «Кинжал» («Аҟа́ма», 1934), воссоздающие напряженную атмосферу социалистич. преобразований в абх. деревне. С сер. 30-х гг. Ц. надолго был оторван от лит. работы, вернулся к ней в нач. 50-х гг. Известность получили также его сб. стихов для детей «Маленький хозяин» («А́ҧшәма хуҷы», 1955, рус. пер. «Чудесный сад», 1961) и кн. лирич. восьмистиший «Две ладони» («Маҿа-маҿа». 1966, рус. пер. «Сказочный поезд», 1969) — о жизни и духовном мире нашего современника. В 50—60-е гг. выступает с прозаич. произв.

Соч.: Иалкаау, Аҟуа, 1957; Ажәабжьқуа, Аҟуа, 1964; Амоҭацәа, Аҟуа, 1968; Иалкаау иҩымҭақуа, Аҟуа, 1972; Арашьқуа рдәы, Аҟуа, 1973; в рус. пер. — Долина крылатых коней, М., 1971.

Лит.: Очерки истории абх. лит-ры, Сухуми, 1974.

Х. С. Бгажба.


ЧА́НБА, Самсон Яковлевич (18.VI.1886, сел. Атара, ныне Очамчирского р-на Абх. АССР, — 1937) — абх. сов. писатель и гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1921. Род. в крест. семье. Окончил Хонскую учит. семинарию (1914); работал в сел. школах, в учит. семинарии в Сухуми. Писал на абх. и рус. языках. В 20-х и 30-х гг. — редактор первой абх. сов. газ. «Апсны капш» («Красная Абхазия»), нарком просвещения Абхазии (1921—25, 1930—32), пред. ЦИК Абх. АССР (1925—30), пред. Правления СП Абхазии (1935—37); в 1932—37 работал в Абх. науч.-исслед. ин-те.

Печатался с 1916. В 1919 в газ. «Апсны» («Абхазия») опубл. романтич. поэму «Дева гор» («Ашьха ҭьҧҳа»). Его пьесы на историч. и историко-революц. темы, а также на сюжеты из нар. быта — «Амхаджыр» (1920, пост. 1928), «Апсны Ханым» (1923), «Из прошлых дней» (1929) и др. — заложили основу абх. нац. драматургии. Ч. принадлежит первое значит. произв. абх. прозы — повесть «Сейдык» (1934), о начальном периоде колх. строительства. В повести созданы образы абх. коммунистов, комсомольцев, работников села. Ч. известен и своими новеллами («О, аллах, аллах», 1930; «Камень с очага дедушки», 1935, и др.), к-рые отличаются тонкой психологич. характеристикой персонажей. Творчество Ч. оказало влияние на становление и развитие абх. лит-ры. Был незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно.

Соч.: Иалкаақуоу, Aҟya, 1958; в рус. пер. — Избранное, Сухуми, 1960.

Лит.: Лакоба Н., Самсон Чанба. Жизнь и творчество, Сухуми, 1972.

Х. С. Бгажба.


ЧКА́ДУА, Платон Семенович [р. 7(20).V.1904, с. Бедиа, ныне Очамчирского р-на Абх. АССР] — абх. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1938. Род. в крест. семье. Учился в Сухумском пед. ин-те (1935—1938). Участник Великой Отечеств. войны. Печатается с 1924. В 1932 опубл. сб. рассказов «Новое побеждает» («Аҿыц аиааиуеит») — о социалистич. преобразованиях в Сов. Абхазии, в 1955 — цикл юмористич. рассказов «Сагеса», повествующих о хитроумных проделках острослова и балагура Сагесы; в 1963 — сб. «Две встречи» («Ҩ-еиниарак»), куда вошли рассказы и очерки о суровых годах войны и о послевоен. жизни Абхазии. Автор книги воспоминаний «Следы времени» («Аамҭа ашьҭақуа», 1971). Перевел на абх. яз. произв. К. Лордкипанидзе, Д. Шенгелая, Г. Чиковани и др.

Соч. в рус. пер.: Сагеса, в сб.: Абх. рассказы, М., 1962.

Лит.: Абхазская лит-ра. Краткий очерк, Сухуми, 1968.

Ш. Х. Салакая.


ЧКА́ДУА, Шота Евгеньевич (p. 20.VIII.1932, с. Кутол Очамчирского р-на Абх. АССР) — абх. сов. писатель. Род. в крест. семье. Окончил Сухумский пед. ин-т (1956). Печатается с 1948. Начал со стихов; опубл. книги «Сатирические пьесы» («Асатиратә пиесақуа», 1958), «Пестрота» (1960), «Белое и Черное» («Ашкуакуеи аиқуацәеи», 1961), «Сатира и юмор» («Асатиреи аиумори», 1964), «Пчелка» («Ашьхыц», 1965), «Человек и место» («Ауаҩи аҭыҧи», 1972), в к-рые вошли его пьесы, водевили, повести, рассказы и фельетоны, обличающие вредные пережитки в жизни и сознании людей. Повести «Женщина легкого поведения» (1960), «Ну, что стоит улыбнуться?!» (1961) и др. посв. проблемам семейной жизни, любви. Сатирич. комедия Ч. «Кто из нас глухой?» (рус. пер. 1964), из жизни сел. молодежи, передавалась по центр. телевидению (под назв. «Жуля и Мажуля»). Сатирич. и юмористич. пьесы Ч. ставятся на сцене абх. театра.

Х. С. Бгажба.


ШИ́НКУБА, Баграт Васильевич [p. 29.IV(12.V).1917, с. Члоу, ныне Очамчирского р-на Абх. АССР] — абх. сов. писатель, гос. и обществ. деятель. Нар. поэт Абхазии (1967). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Канд. в чл. ЦК КП Груз. ССР (с 1958). С 1958 — пред. Президиума Верх. Совета Абх. АССР. Род. в крест. семье. Окончил Сухумский пед. ин-т (1939). Был сел. учителем (1941—42), журналистом, науч. сотрудн. Абх. ин-та языка, лит-ры и истории (1945—53). Печатается с 1935. Сб. стихов «Первые песни» («Аҧхьатәи а́шәақуа») вышел в 1938. В поэме «Меч» («Аҳәачаҧа»), балладах и стихах, созданных в годы Великой Отечеств. войны, Ш. писал о подвигах сынов Абхазии, о патриотизме и непобедимости сов. солдата. В лирике Ш. часты мотивы и образы нар. поэзии. Ш. опубл. первые в абх. лит-ре романы в стихах «Мои земляки» («Аҿатә-уаа», 1950) и «Песня о скале» («Ахра ашәа», 1965; рус. пер. 1967). Лирика Ш. обращена к современности, гражданственна, конкретна. Мн. его стихи положены на музыку. С 60-х гг. Ш. работает и в области прозы. Повесть «Чанта приехал» (на рус. яз. 1968) посв. отношению человека к земле, родному очагу, а историч. роман «Последний из ушедших» («Ацынҵәарах», 1974) — судьбе убыхов, выселенных в 60-е гг. 19 в. в султанскую Турцию. Знаток абх. фольклора, Ш. составил сб. «Абхазская народная поэзия» (1959); под его редакцией вышел на абх. яз. сводный текст нар. эпоса «Приключения Нарта Сосрыквы и его девяноста девяти братьев» (1962). Ш. переводит на абх. яз. произв. Ш. Руставели, Н. Бараташвили, А. Церетели, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, М. Горького, А. Мицкевича, Ш. Петёфи, И. В. Гёте, Дж. Г. Байрона и др. Нек-рые произв. Ш. переведены на языки народов СССР и заруб. стран. Пред. правления СП Абх. АССР (1953—58). Гос. пр. Абх. АССР им. Д. И. Гулиа (1968). Деп. Верх. Совета СССР 5-го созыва. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 5—8-го созывов.

Соч.: Иалкаау иҩымҭақуа, т. 1—2, Аҟуа, 1967—68; Ацынҵәарах, Aҟya, 1974; в рус. пер. — Сыновний долг, М., 1962; Где бы я ни был, Тб., 1963; Стихи и баллады, Сухуми, 1971.

Лит.: Цвинариа В. Л., Творчество Б. В. Шинкуба, Тб., 1970.

Ш. Инал-Ипа.


ЭВЛИЯ́ ЧЕЛЕБИ́ (Evliya Çelebi; 25.III.1611, Стамбул, — 1682 или 1683, там же) — тур. путешественник, географ, писатель. Учился в медресе. Знал араб., перс, тур., греч. и др. языки; изучал историю, музыку, каллиграфию, увлекался лит-рой. Ок. 50 лет провел в странствиях (в т. ч. воен. походах) и вел подробные записи увиденного и пережитого. Побывал во мн. странах Азии, Африки и Европы; был на Сев. Кавказе, Украине, в Молдавии и Крыму, плавал по Дону, Волге и Уралу. Путевые заметки и дневники, обработанные в конце жизни, составили известное 10-томное соч. Э. Ч. — «Книгу путешествий» («Seyahatname»; др. назв. «История путешественника» — «Tarih-i seyyah»). Часть этого соч., относящаяся к Стамбулу, впервые издана в 1843. В 1898—1928 вышли 8 томов (араб. алфавит), а последние 2 тома (лат. алфавит) опубл. в 1935—38. «Книга путешествий» Э. Ч. — самое крупное произв. мемуарного жанра в классич. тур. лит-ре, один из важных документов эпохи. Написанная простым и доступным языком, книга содержит большое количество сведений по истории, географии, культуре, включает многочисл. предания и легенды разных стран и народов. Она является ценным иностр. источником и для изучения прошлого народов СССР.

Соч.: Evliya Çelebi Seyahatnamesi, с. 1—5, Ist., 1943—51; Evliya Çelebi Seyahatnamesinden en güzel parçalar, Ist., 1962; Evliya Çelebi’den çocuklara hikâyeler, Ist., 1973; в рус. пер. — Книга путешествия. (Извлечения из сочинения тур. путешественника XVII в.), в. 1 — Земли Молдавии и Украины, М., 1961.

Лит.: Григорьев А. П., Худож. образы и средства «Шахнаме» в «Книге путешествия» Эвлии Челеби, в сб.: Вопросы философии стран Азии и Африки, вып. 2, Л., 1973; Evliya Çelebi. Hyaatı, sanatı, eserleri, Ist., 1954; Eren Meşküre, Evliya Çelebi Seyahatnamesi birinci cildinin kaynaklan üzerinde bir araştırma, Ist., 1960; Necatigil В., Edebiyatımızda isimler sözluğu, 7 bs., Ist., 1972.

Х. А. Чорекчян.


(Опубликовано: Краткая литературная энциклопедия. М., Сов. Энцикл., 1962-1978. Т. 1-9.)

(Перепечатывается с сайта: http://www.feb-web.ru.)

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика