Ян Чеснов

Об авторе

Чеснов Ян Вениаминович
(род. 16 октября 1937, Грозный)
Российский этнограф, кандидат исторических наук (1998).
Окончил исторический факультет Московского университета (1961), ученик Б. А. Рыбакова, А. В. Арциховского, Н. Н. Чебоксарова, С. А. Токарева, Л. В. Черепнина. Кандидатская диссертация (1965; тема "Мон-кхмерские народы Восточного Индокитая") и последующие исследования были посвящены народам Индокитая, их итогом стала монография «Историческая этнография стран Индокитая» (М.: Главная редакция восточной литературы, 1976. — 300 с; расширенное немецкое издание — нем. Historische Ethnographie der Lander Indochinas, Берлин, 1985). С 1965 г. научный сотрудник Института этнологии и антропологии АН СССР. В 1999—2001 профессор Университета Российской Академии образования. С 2001 г. ведущий научный сотрудник Института человека РАН, вошедшего в 2005 г. в состав Института философии РАН. В 1998 г. опубликовал учебное пособие «Лекции по исторической этнологии».
В 2007 г. вышла монография «Телесность человека: философско-антропологическое понимание» (М.: Институт философии РАН. — 213 с.).

Труды:

  • Чеснов Я.В. Историческая этнография стран Индокитая. М., 1976. (немецкий перевод 1985).
  • Чеснов Я.В. Концепция этнической общности в работах Э. Лича // Этнологические исследования за рубежом. М., 1973.
  • Чеснов Я.В. Теория "культурных областей" в американской этнографии // Концепции зарубежной этнологии. М., 1978.
  • Чеснов Я.В. О принципах типологии традиционно-бытовой культуры // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979.
  • Чеснов Я.В. Об этнической специфике хозяйственно-культурных типов // Этнос в доклассовом и раннекласовом обществе. М., 1983.
  • Чеснов Я.В. Шаг Майтрейи: некоторые вопросы изучения кинесики // Этнографическое изучение языка культуры. Л., 1989.
  • Чеснов Я.В. Герменевтический подход и происхождение смеха // Этнологическое обозрение. 1996. № 1.
  • Чеснов Я.В. Чеченская цивилизация // Антропология и археология Евразии (на англ. яз.) Зима 1995-1996. Т. 34. № 3 (Ислам - версия христианства?).

(Источник: http://ru.wikipedia.org.)





Я. В. Чеснов

Философская антропология народной культуры

Я.В. Чеснов. Философская антропология народной культуры (обложка)

Москва: Канон + РООИ «Реабилитация», 2014

496 с. Тираж 1000.

В народной культуре целостная личность себя не афиширует, а прячется под ролевыми масками. Эта культура перформативна. Она противится исследовательскому взгляду, укрывая свое ядро в далеком прошлом, в традиции. Поэтому предметное отношение к народной культуре потребовало развития корректирующей методологии и герменевтики скрытых (устных) текстов. Обнаружены изначальные истоки городской ментальности и аристократизма. Показано, как ограничивающие рамки природы и культуры преодолеваются через состояния свободы: в творчестве и в чувстве Родины. Помимо литературных данных, автор использует свой полевой антропологический материал.
Книга обосновывает необходимость преподавания родиноведения (в школе, на телевидении). Она рассчитана на думающую массовую аудиторию.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  • ВВЕДЕНИЕ. Герменевтика скрытых текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
  • РАЗДЕЛ 1. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА С ФИЛОСОФСКОЙ ДИСТАНЦИИ...... 25
    • ГЛАВА 1. О концепте народной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
    • ГЛАВА 2. Природа – топоментальное поле культурогенеза . . . . . 43
    • ГЛАВА 3. Средства описания: мыслеобразы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
    • ГЛАВА 4. Средства описания: тематизмы и художественное мышление . . . . . . . . 84
    • ГЛАВА 5. Эстетические онтологии народной жизни . . . . . . . . . . . 104
    • ГЛАВА 6. От описания культур к пониманию людей (в связи с работами Клиффорда Гирца) . . . . 122
    • ГЛАВА 7. Коммуникации и культура. Э. Лич о понимании другого человека . . . 156
  • РАЗДЕЛ 2. ГОРОД И СЕЛО: ПРИНУЖДЕНИЕ ПРОСТРАНСТВОМ...................... 173
    • ГЛАВА 1. Обнинск ищет свое место . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
    • ГЛАВА 2. Наследие Боровска и визуальный ландшафт . . . . . . . . 200
    • ГЛАВА 3. Покровитель и пространственные символы Москвы 217
    • ГЛАВА 4. Культуроценоз северного района (на примере Парфеньевского района Костромской области) .. . . . . . 244
    • ГЛАВА 5. Антропоценоз в сельской местности . . . . . . . . . . . . . . . . 278
  • РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ: ПРИНУЖДЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ.......................... 311
    • ГЛАВА 1. Тайны деторождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
    • ГЛАВА 2. Мыслеобраз ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
    • ГЛАВА 3. Возрастная девиантность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
    • ГЛАВА 4. Концепт человека (компетентность и традиция) . . . . . 378
    • ГЛАВА 5. Происхождение аристократизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
  • РАЗДЕЛ 4. ВОЗВРАЩЕНИЕ СВОБОДЫ.................................... 411
    • ГЛАВА 1. Памятник Пушкину и ландшафт России . . . . . . . . . . . . 412
    • ГЛАВА 2. Мыслеобразы Родины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
  • Приложение. НАЙКАНЧИНА А.П. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия . . . . . . . . . . . 488
  • ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 491

Скачать книгу "Философская антропология народной культуры" в формате PDF (4,19 Мб)


(Благодарим Я. В. Чеснова за предоставленный материал.)



Некоммерческое распространение материалов приветствуется;
при перепечатке и цитировании текстов
указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика