Об авторе
Кове Муты Османович
(1907-1937)
Актер театра, танцор, хореограф, драматург и режиссер. Вся его жизнь подобна яркой звезде, промелькнувшей и канувшей в вечность. За очень короткий период времени разносторонне одаренный Муты Кове становится прославленным певцом и танцором, драматургом и актером. Всего шесть лет он отдал искусству. Муты был принят в драматическую студию, руководимую режиссером-педагогом В. И. Домогаровым. Одновременно занимался изучением народного песенного искусства. В 1934 г. на Всекавказской олимпиаде в Тбилиси все четыре премии были присуждены абхазскому этнографическому ансамблю песни и танца под руководством Платона Панцулая. Исполнитель огненных абхазских танцев Муты Кове – хореограф и солист получил приглашение участвовать в олимпиаде «Искусство народов мира» в Лондоне. «Вихрем взлетал на сцену, взметнув, как крылья птицы, полы своей черкески и, как натянутая тетива, выпрямлялся на пальцах, замирая на секунду». Им написаны первые пьесы «Кяхба Хаджарат», «Инапха Киагуа», позже музыкальная комедия «Последняя свадьба». В этом же спектакле под руководством Муты Кове выявилось музыкально-пластическое дарование актеров театра и увлечение песенно-хореографическим искусством. Он был первым исполнителем главных ролей в своих произведениях, которые заняли достойное место в истории абхазского театрального искусства. Создал интересные сценические образы: Ляпкин-Тяпкин («Ревизор» Н. В. Гоголя), Командор («Овечий источник» Лопе де Вега), Рылеев («Декабристы» Н. Лернера), Ахма («Анзор» С. Шаниашвили). Продолжил учебу в Театральном институте им. Ш. Руставели в г. Тбилиси, который он не успел закончить. В 1937 г. Муты Кове, будучи студентом института, был арестован работниками НКВД Грузии и пропал без вести. Остались недописанными страницы новых драматических произведений, незавершенным осталось оперное либретто. Он унес в своем сердце и навсегда сохранил мастерство и темперамент абхазского танца – все, чем богато народное искусство его родной Апсны.
(Источник текста и фото: http://www.mkra.org/.)