Об авторе

Чарая Петрэ
(1861-1919)
Грузинский педагог и публицист, родом из абхазского с. Гуп. Всю свою жизнь посвятил народному образованию. Собирал, исследовал и издавал материалы и статьи по языку, этнографии и истории Абхазии и абхазского народа. Активно сотрудничал с академиком Н. Я. Марром.
(Источник: Абхазия и абхазы в российской периодике.../ Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2.)





Петрэ Чарая

Статьи:


Верование абхазцев в «Анцва имзз» (в кару Божью)

Между всеми другими суевериями, которых так много в среде абхазцев, без сомнения первое место по своему значению занимают два: 1) верование в «Анцва имзз» и 2) почитание кузницы.
В настоящее время мы намерены поговорить только о первом...
Вот заболел тяжко какой-нибудь член семейства. Состояние больного ни в физическом, ни в нравственно-умственном отношении не представляет для образованного человека ничего особенного, необыкновенного. Но абхазец на некоторые тяжкие болезни смотрит как на явления сверхъестественные, посланные разгневанным богом за его преступные деяния и грехи. Потому он своеобразно рисует болезнь... По мнению абхазца иной больной обнаруживает во время болезни силу, равную силам 5-6 человек, так что такого больного не могут удержать в постели столько же лиц. Больной отличается также особою тяжестию; цвет его лица постоянно меняется. Но что особенно важно, это то, что «больной говорит не от себя, но от бога, это ясно для всякого даже недальновидного лица». Он (больной), по мнению абхазца, иногда с угрозою обращается к кому-нибудь из стоящих пред ним, после чего в доме последнего появляется такой же больной. Иногда больной, не умевший петь до заболевания, вовремя болезни начинает петь, как говорится ангельским голосом. Такие симптомы абхазцы обыкновенно приурочивают к болезням от кары божьей (Анцва имзз); родственники больного, заметив эти признаки в нем, немедленно обращаются к гадалке - старушке. Она, погадав на бобах, смело объявляет, что причина болезни Анцва имзз - кара божья, что больной или больная одержимы самим богом, божественный гнев, за такое-то дело карает человека и будто он, как раздраженный гость, находится в доме провинившегося, требуя удовлетворения. Это антропоморфическое представление о гневе божьем сложилось у абхазцев из следующего обычая. По обычаю абхазцев, займодавец, вовремя не получив удовлетворения от должника, приходит в дом последнего и остается там до тех пор, пока не получит своих денег.
Для удовлетворения разгневанного бога гадательница назначает совершить установленным порядком молитву и жертвоприношение, взяв одного козленка и ягненка (или чаще, когда больной особенно страдает, козла и барана) и, кроме того, обязаться хранить известный день недели свято, т.е. праздновать. Таким образом, посредством гадательницы, окончательно убеждаются родственники больного в том, что причиною болезни служит гнев божий (Анцва имзз). С этого времени дело становится родовым, фамильным: все члены той фамилии, к которой принадлежит больной или больная принимают участие в умилостивительной молитве и жертвоприношении. Ибо, по мнению абхазца, если бог гостит у одного члена фамилии, то он гостит у целой фамилии. Исполнение или неисполнение предложения гадалки в доброй воле каждого члена фамилии, уклониться от этого дела они не могут из опасения, чтобы и с ними не повторилось то же самое. Потому обыкновенно молятся и празднуют в назначенный день все однофамильцы вместе...
С этого времени во всей той фамилии, а в особенности в доме, где лежит больной, всякие признаки печали уничтожаются, ибо, понятно, где Бог, там нужно веселиться, а не печалиться. И в самом деле, со всех соседних дворов собираются юноши, мальчики, вообще лица мужского пола и начинают веселиться: плясать в самом доме, где больной и петь песню, составленную нарочито для этого случая, которую под величайшим страхом остерегаются петь в другое время. Не только в пении, как и в начале было замечено, но и во время пляски принимает участие сам больной...
Между тем идут приготовления, чтобы выполнить все указанное гадательницею. Временем, когда должно совершить молитву и жертвоприношение, назначается непременно воскресенье. Кроме двух чистых животных, из которых одно непременно баран, а другое козел, нужны 2 хлеба с сыром, 2 восковые свечи: 1 хлеб, одна свеча и баран для бога; 1 хлеб, одна свеча и козел для «Микамгариа» Михаил Гавриил. Сверх сего необходимы и несколько чуреков, приготовленных из кукурузной муки и варенных в молоке, известных под именем «ахважва»; один новый маленький чистый котёл и железный крючок(1), на котором вешают его. Жертвенных животных еще не закланными и другие упомянутые вещи отправляют в назначенный воскресный день в какое-нибудь чистое место в лесу. Здесь жертвенные животные закалываются холостым юношею и варятся под открытым небом. Между тем там же втыкают в землю 4 сверху зазубренных шеста и на зубцах перекидывают 4 палки, на которые кладут еще несколько тоненьких палочек, таким образом, получается нечто вроде столика, который покрывают сверху чистым миткалем.... На этот своеобразный стол кладут свечки, хлеба, вареные сердца животных. Там же неподалеку вешают вышеупомянутый котел. Когда таким образом все устроено, приводят больного и становят впереди описанного стола. Необходимо здесь же заметить, что лица женского пода никоим образом не могут являться к этому месту, а также приготовлять что-нибудь относящееся до этого праздника... Если больная женщина, то родственницы и подруги не могут стать возле нее и сопровождать ее... Если же почему-то оказывается необходимым прибытие женщины к этому месту, то она приходит спиною, не показывая лица.
Возле больного становятся в ряд представители от той фамилии, к которой принадлежит больной; между тем заблаговременно приглашенный старик (священник же не призывается, конечно) выступает вперед. В каждом селе есть 2 и более таких стариков, и их то приглашают в подобных случаях, или же роль старика выполняется старшим в фамилии. Этот молящийся старик берет правою рукою свечку, а другою сердце барана и начинает говорить: «Великий Боже, который наверху, молящийся сегодня, согласно указанию гадательницы, принес перед тобою хороших чистых животных, хлеба и т.д. (перечисляет лежащие пред ним продукты), умилостивись над нами, прости, если он чем-либо провинился пред Тобою; прошу с этого дня оставить его, выйти из него и освободить его, подобно узлу развязанному» и т.д. В конце молитвы старик проводит кругообразно свечку над головою больного. Затем зажигает её и приклеивает там и берет вторую свечку и говорит: «Микамгария. Михаил-Гавриил после Бога ты сильнее всего, и ты прости и т.д. - длится в том же порядке.
По окончании молитвенного обряда больной по выражению абхазца, приведенный на носилках, смелыми шагами отправляется домой. Но чаще он, заметим мы от себя, в скором после этого времени, иногда даже там в лесу оканчивает жизнь. Недели за две до написания этих строк в разных частях сел. Ткварчели болели два лица: их болезнь объяснили «Анцва имззом», и над ними было сделано все указанное.
Но оба в тот же день умерли! Наконец все собравшиеся (а их бывает немало, ибо из целого селения собираются лица мужского пола и хозяева принимают их с удовольствием) обедают там же в лесу под открытым небом. После обеда снова начинается веселье: круговое с пляской пение той же самой соответствующей песни. Остатки от стола и шкуры убитых животных оставляются там же в лесу. Всякий прохожий мужчина, видя пищу, может есть ее. Посуду и вещи, какие имели в этот день, моют чисто начисто мужчины, чтобы женская рука не дотронулась до святыни и затем отправляются домой; с этого самого времени день, который обязались хранить (этим днем бывает какой угодно день недели) - празднуют навсегда, хранят свято, как «день Божий». Празднующий в этот день не работает, из дому не выносит и не дает ничего другому, несмотря ни на какие нужды, даже не делает (конечно, вся та фамилия) некоторых обыденных работ: не подметает дома, не точит орудий, не плачет, хотя бы покойник был в доме. Словом, они хранят этот день весьма строго и свято, наподобие еврейской субботы(2).
Недостаточно установленным и указанным гадательницею образом совершить молитву и жертвоприношение только в один первый раз. Но необходимо повторять их ежегодно, ровно по прошествии года, при той же первоначальной обстановке и тем же образом.
Разница иногда бывает та, что некоторые в последнем случае, не закалывая никаких животных, довольствуются одною бескровною жертвою: хлебами, варенными в молоке чуреками (ахважва).

II.

Не одна болезнь служит причиной, по которой абхазец обязывается хранить день и совершать вышеописанные обряды. Второю столь же важною причиною этого является громовой удар. Случится, например, что гром ударит в дом, скот или в дерево, растущее в саду или во дворе абхазца, словом, на какую-нибудь вещь, принадлежащую ему, - абхазец это объясняет непосредственным действием Божества, наказанием, ниспосланным Богом на него за какое-то преступление и считает это явление предостережением от имеющего последовать большого наказания. Следовательно, человек обязан, думает абхазец, очистить себя, чтобы бог не карал его. Потому-то, как только последует удар грома на вещь, принадлежащую абхазцу, он, считая себя преступным перед Богом, немедля обращается к гадательнице и спрашивает: что за причина и как поступить? Гадательница-старушка же решительно говорит, что это по вине Божьей, от гнева Божья, словом, причина явления - «Анцва имзз», и определяет, как он, потерпевший, должен молиться, какой день хранить, причем и повторяется та же описанная история...
Если спросить у абхазца, отчего он не работает в рабочий день, когда христианская вера повелевает работать в 6 дней, а проводит время в праздности, то он ответит вам, что он обязан хранить «день Божий».
- Как? По какому случаю?
Он красноречиво продолжает:
- Была прекрасная майская погода, солнце светило ясно и грело во всей полноте, на небе не было ни одной тучи. Я пахал. Вдруг, как говорится, ни с того ни с сего небо понахмурилось, послышался раскат грома, гром ударил на яблоню, растущую в 10-ти шагах от меня. Сказали, что это от «Анцва имзза», и с тех пор храню день и ежегодно совершаю установленный молитвенный обряд(3).
Когда болезнь появляется вследствие «Анцва имзза», в таком доме, где до тех пор не хранили «Божьего дня», то гадательница указывает, что эта фамилия должна возобновить празднование «дня Божья», когда-то ею хранимого, но впоследствии забытого по каким-то обстоятельствам.
Если в доме, где хранят «день Божий», снова появляются весьма тяжкие больные, то гадательница, ссылаясь на то, что будто святость празднуемого дня чем-то нарушена, или же молитвенные обряды выполнены не прилично, назначает вторичную молитву, а для празднования - новый другой день. Таким образом, многие празднуют 2 дня в неделю.
Второй день для празднования назначается знахаркой и в том случае, когда удар грома последует вторично на вещь, принадлежащую кому-либо, который и до того времени уже праздновал один день для умиротворения гнева Божья.
В прошлом году неподалеку от школы оплакивали покойника. Голоса пла-чущих, рыдающих достигали школы, где я занимался... Пополудни мне послышались звуки особой песни вместо плача. Оказалось, как объяснил заехавший абхазец, что там гром поразил двух волов. Так как в подобных случаях, как и выше показано, печалиться нельзя, то начали петь и при звуке песни подняли и сложили убитых волов на высоком месте, чтобы что-нибудь нечистое не прикоснулось их.
В состав селений школьного района входит одно маленькое сел. Ешкет, в котором всего только около 40 дымов, из которых празднуют как «день Бога» фамилии:
1)    Хурцулаа - 1 день,
2)    Гармелия - 1 день,
3)    Минджия - 1 день,
4)    Когония - 1 день,
5)    Джапария - 1 день,
6)    Пачулия - 1 день,
7)    Тамбей - 1 день,
8)    Гония - 2 дня.
Другими словами, из 40 дымов 36 празднует, свободны только 4?!

---------------------------------
1.  Эти последние две вещи употребляются только в самый день молитвы, и ни в каких других случаях не употребляются, а хранятся чисто; котел называется чистым, божьим...
2.  Родители некоторых учеников вверенной мне школы не высылали в эти их праздничные дни детей в школу, и мне немало труда стоило убедить их, что учение не нарушает святости никакого «Божьего дня».
3.  В прошлом году неподалеку от школы оплакивали покойника. Голоса плачущих, рыдающих достигли школы, где я занимался... Пополудни мне послышались звуки особой песни вместо плача. Оказалось, как объяснил заехавший абхазец, что там гром поразил двух волов. Так как в подобных случаях, как и выше показано, печалиться нельзя, то начали петь и при звуках песни подняли и сложили убитых волов на высоком месте, чтобы что-нибудь нечистое не коснулось их. 

------------------------------

(Опубликовано: Журнал "Пастырь", Тифлис, 1886, № 1, с. 5-7. Подпись: М. Чарая.- Но установлено, что автор - П. Чарая. - Прим. ред.)

 (Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике.../ Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 136-141.)   


Абхазия и абхазы 

(Этнографическое описание)

Мы хотим по возможности описать действительную и истинную жизнь Абхазии; это нелегко. По причине географического положения Абхазии жизнь абхазского племени сегодня не та, какой была десять лет назад. Уже не говоря о том, что во время последней войны часть абхазов вынуждена была переселиться в Турцию, откуда и половина их не вернулась. Некоторые рассеялись по разным сторонам. Поэтому абхазская нация настолько уменьшилась по численности, что сегодня она не составляет и четверти того, что было когда-то. Раз по воле судьбы народ уменьшился, выселился кто куда, рассеялся в разные стороны, то у абхазов свои нравы, привычки, вера и в целом уклад и обычаи изменились и исчезли постепенно.
Если учесть также самоотверженные действия сегодняшних священников, их деятельность по распространению и пропаганде учения Христа среди абхазов, и к этому добавите влияние так называемой цивилизации и просвещения вообще, легко догадаться, что в Абхазии если не сегодня, то завтра многого не увидим из того, что видели когда-то...
Абхаз - среднего роста, худощавый, смуглый, черноволосый, чернобровый, черноглазый, выражение глаз немного дикое и печальное... Природой довольно богато одарен способностью и красотой.
Абхаз - вспыльчивый, быстрый, горячий, горячего нрава, самолюбивый, малейшее, что покажется ему бесчестным, может вызвать гнев его и без того вспыльчивого и горячего духа; он грациозный и проворный как газель... Абхаз ни перед кем не склонил голову и никому не показал спину в древности...
Абхаз до самозабвения любит свою действительно прекрасную страну и, как сказал поэт, готов заявить: «Не поменяю я свою родину на рай чужой страны».
По понятию абхаза, лучше чем Апсны нету страны в мире. «Боже, сохрани Апсны» - постоянно звучит в устах абхаза и в радости и в горе...
Свою родину абхазы называют Апсны. Название состоит, на мой взгляд, из следующих слов: апсуа - «абхаз» и ан - «мать»; апсуа ан - Апсны, мать - родина абхаза. Абхазия...

-------------------------------

(Опубликовано: Газета "Иверия", 1888, № 169 (на груз. яз.))

 (Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике.../ Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 199.)   


Землевладение в Абхазии

Как известно, во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг. - Ред.) Абхазия стала ареной военных действий. Абхазы были вынуждены оставлять свои дома и находить убежища в самых разных местах. Волей или не волей многие ушли в Турцию. Когда они после войны вновь вернулись на свою Родину, им запретили селиться в междуречье Кодора и Аапста в окрестностях Сухума. Такое распоряжение приняло правительство с той целью, чтобы вблиз Сухума заселить более надежных для государства людей... Поэтому в Сухумском округе абхазы не живут компактно: одна часть живет в Кодорском «участке» - между Охуреем и Кодором (абжуйцы), вторая часть (бзыбцы) - в Гудаутской части. Они - абжуйцы и бзыбцы - отделены друг от друга почти на два дня ходьбы. Поэтому общаться друг с другом могут только дворяне и князья. И в той средней лучшей части древней Абхазии, куда заселяться запрещено абхазам и которая сейчас представляет Гумистинский участок, не найдется ни одна «община» абхазов. Здесь имеются только государственные земли и наделы частных владельцев.
На государственных местах живут колониями: русские, немцы, мегрелы, греки, эстонцы и армяне. Среди этих колонистов, если не первое, второе место по количеству все равно занимают мегрелы...
Вторая же часть Гумистинского участка и находящиеся в Цебельде земли принадлежат частным владельцам, «помещикам». В этой части Абхазии земли распределили большей частью тем лицам, которые отличились в военной или гражданской службе и этим заслужили внимание Верховного правительства.
Не так давно Дал был густо заселен абхазами... Страна, с древних времен прославленная мужеством здешних жителей, сегодня так опустошена, что никто там не живет...
Заселению мегрелов в Абхазии способствует и то обстоятельство, что эти, как близкие соседи, по обычаям, по быту очень похожи на абхазов и связь и общение между ними в большей или в меньшей степени всегда существовали...
Раз абхазские дворяне и князья продают свои «наделы», какой грех в том, чтобы эти земли перешли в руки мегрелов и вообще грузин?
Греки, армяне, немцы, эстонцы и другие народы проживают на абхазских землях, и в чем же провинились мегрелы?
Ну что должен сделать мегрел, который задыхается от безземелья, если не приобретет в Абхазии до двух десятин земли...
Мы уверены, что скоро и абхазов ожидает нехватка земли, так как лучшую часть Абхазии заняли колонисты или по замыслу хозяев им должны передать. Но как бы то ни было, мегрелы это бедствие испытывают сегодня.

-----------------------------

(Опубликовано: Журнал "Квали", 1897, №№ 12-14 (на груз. яз.))

 (Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике.../ Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 466.)   


Колонии в Абхазии

«Всея Абхазия» (так называлась при владетеле) находится на восточном берегу Черного моря, начиная от маленькой реки Гагра и до реки Енгур...
Вот эта, во всех отношениях богатая, страна до 1864 года была густо заселена народом, который сам себя именует «Апсуа», а мы, грузины, называем - «абхаз». Апсуа свою страну именуют Апсны, однако с 1864 года Абхазия наполовину была опустошена. Одна часть Абхазии - Гумистинская - была оголена полностью. Так что здесь не встретить ни одного абхаза. Целью же данной статьи является ознакомить читателей с некоторыми данными по этой части (Абхазии). Эта наилучшая часть Абхазии начинается от прекрасной и прозрачной реки Гумисты и простирается до вечно мутной реки Кодор. Ширина этой части (Абхазии) на берегу моря составляет до 30 верст. Кроме вышеперечисленных рек, эту страну орошают Сибаш (по-русски Беслетка, по-абхазски - Басла), которая протекает почти в центре Сухума, вечно сумасшедшая и беспощадная, словно вражеский меч, Келасури, Мачара и правый приток Кодора - Амткел, прославленный драгоценной форелью. У каждой из этих рек дивные, изящные ущелья. Ущелья Кодора и ее притока Амткел, Келасури и Мачара у Кавказского хребта приближаются друг к другу и имеют общее название «Дал» и «Цабал», именуемые русскими Цебельдой.
Эта небольшая часть Абхазии является истинным нерукотворным краем. Всевышний здесь полностью проявил свою творческую мощь. Подошвы гор покрыты дорогими лесами. Чего только не увидит здесь глаз человека: огромные двухсотлетние дубы, сосну, ель, красное дерево, самшит и т.д., и т.п. Все это оставляет неизгладимо прекрасное впечатление увлеченного их обозрением человека. Эти богатые леса полны различными зверями.
На этой земле прекрасно вырастает все. Вино, кто умеет его готовить, получается очень высокого качества. Из культурных растений, что только здесь не произрастает: яблоки, груши, гранаты, персики, различного вида черешня, грецкий орех, айва и другие. На берегу же моря прекрасно растут даже тропические растения. Здешний «абхазский» мед прославлен на Кавказе. В Дале и Цабале имеется очень здоровый климат, на берегу же моря - малярийный.
Вот эта малая часть сравнительно большой Абхазии была очень густо заселена абхазами, которые почти все были магометанами. На почве политики село восстало против села, фамилия против фамилии, племя против племени, князь против князя, в результате чего число жителей сократилось наполовину. Кто уцелел... переселился в Турцию, где большая их часть погибла. Если кто и уцелел от смерти, и те были проданы (женщины и дети).
Таким переселением в шестидесятых годах Дал и Цабал были полностью опустошены. Не ушли только живущие у моря абхазы. И эти последние в 1877-1878 годах часть добровольно, часть насильно были переселены в Турцию, где полностью погибли так же, как и ранее переселившиеся. Если и кто вернулся назад, на свою Родину, то были заселены в частях Кодора и Гудауты.
Таким образом, несколько десятков тысяч абхазов исчезло с лица земли.
Говорят, что и сейчас в Турции имеется два или три абхазских села. Достоверно о них ничего не знаем.
Так или иначе, в течение десяти-пятнадцати лет эта изумительная и густо заселенная часть Абхазии опустела. Страна с прекрасными садами, огородами, виноградниками была разорена, опустошена.
Поредела лоза, великолепные яблони, персики и гранаты забрал лес, сады заросли колючкой, исчезли огороды. Над пацхами абхазов раздается душераздирающий вой шакалов. Теперь их бывшими местами обитания, их землей, обогренной потом и кровью их предков, овладели другие.
После установления мира между Россией и Турцией первой на эту опустевшую землю ступила нога мегрела, который осел там. Вначале местное население встретило их мягко и поселило в нескольких селах на свободные государственные земли. В дальнейшем бедным мегрелам, страдавшим на своей родине от безземелья, запретили селиться на государственных землях. Поэтому безземельный мегрел, беженец из Одиши, был вынужден обращаться к частному землевладельцу и там селиться. Ниже мы постараемся рассказать читателям, как укоренились здесь мегрелы.
Конечно, в то время отсутствовала не только аробная дорога, но даже и тропа. Поэтому мегрелы были вынуждены селиться на побережье. Помимо близости моря, причиной тому послужило и то, что прибрежные земли давали хороший урожай кукурузы. Тогда, в 1880 году, для поселения мегрелов правительство выделило три деревни: Абжаква, примыкающую к Сухуму с востока, Мерхеули и Пшапи. Потом мегрелы купили село «Николаево-Анастасьевское» (по мегр. Наа)80 у русских, поселенных правительством. Однако не могли ужиться и были вынуждены направиться на север. Затем мегрелам с большим трудом удалось закрепиться в Келасури и Акапа...
Первое село - Абжаква. В это село поселились мегрелы в 1880 году... Этому селу отведено 665 десятин земли, третью часть которой все же занимают никем не использованные леса и обрывы. Сюда заселились очень бедные крестьяне из Сенакского уезда, выходцы из горных местностей. Если они что-либо и имели в прежних селах, этого им не хватало даже на расходы дороги. Никакой поддержки, кроме земли, они ни от кого не получали. Этих полураздетых, обнаженных никто не вспомнил. Они поселились на опустошенных, превратившихся в леса и заросли селищах. Правда, до переселения абхазов в Турцию, Абжаква состояла сплошь из садов, огородов и виноградников, но достаточно было всего несколько лет, чтобы здешние места опустошились... Несмотря на препятствующие причины, абжаквовцы все же в течение двух-трех лет здесь закрепились. И земли здесь каждому жителю раздали совсем мало: по пять десятин и для жилья и для пашни. К этому добавьте еще то, что в начале малярия уничтожила новоселов: каждый день хоронили по четыре, пять покойников в селе. Старание, бережливость и энергия мегрела взяли свое. Сейчас войдете в это село и не поверите, что это, превращенное в сад, прекрасное село обустроилось всего за 17 -18 лет. Недалеко от церкви в хорошем помещении имеется одно- классная приходская светская школа... К сожалению, здесь детей не обучают предметам по-грузински. Село несколько раз просило, чтобы дали возможность обучать своих детей и грузинской грамоте, но им категорически отказали: вы, мол, не грузины. Удивительно, Боже милостивый...
В соответствии с ростом села растет и цена на землю. Поэтому село решило выкупить усадьбу князя 3. Еристави, которая находится близ Сухума. Эта усадьба составляет 1200 десятин и лежит у берега моря. В десяти верстах от Сухума. Раньше усадьба была большая, но несколько ее участков проданы по частям. Абжаквовцы за эту усадьбу давали 90 тысяч рублей, которые они должны были заплатить в течение 6 лет по частям. Но, к сожалению, так не вышло. Усадьбу купил какой-то московский богач Смецкой! После этого нам стали непонятны слова князя: «Мы не должны пускать чужие руки в наши усадьбы. Кто к нам придет для покупки, мы должны сказать: «Руки прочь»!.. Здесь же я не могу не отметить, что у князя Еристави и в Гудаутском участке имеется прекрасная усадьба, кажется, до 800 десятин... Желательно, чтобы уважаемый З. Еристави на этой усадьбе поселил наших. Этим он окажет большую услугу нашему народу, который здесь нуждается в большой заботе... В селе Абжаква 100 дворов.
Второе. На государственных наделах расположено село Мерхеул, которое находится в 14 верстах к северо-востоку от города Сухума. Село обосновалось в 1880 году в ущелье реки Мачара, в семи верстах от моря. Мерхеул состоит из 60 дворов. Здесь поселенцы опять же - нищие мегрелы... Многие здешние крестьяне у частных владельцев купили усадьбы и живут сравнительно богато. Через это село проходит шоссейная дорога, которая идет в Цабал. В этом селе имеется много частных дворянских наделов, на которых заселено 60 дворов мегрелов. Из них многие закупили земли в собственность у помещиков.
В Мерхеул оставшиеся несколько семей абхазов прекрасно усвоили мегрельский язык и находятся с мегрелами в хороших взаимоотношениях.
Третье. На государственных наделах заселено также село Пшап; оно расположено к востоку от Сухума на 15 верст. Пшап заселено в 1882 году близ монастыря Дранда (Цкаби). Село Пшап расположено на прекрасном возвышенном холме... И это село ничем не уступает здешним своим сородичам.
Четвертым самым примечательным селом или селами своей историей является Николаевско-Анастасьевское, или Наа. Как мы сказали выше, в это село правительство заселило русских и оказало им как можно больше поддержки: раздало скот, деньги и т.д. Как бы то ни было, более двух-трех лет русские не смогли вынести тяжелый для них здешний климат; если что имели, - распродали и снова вернулись в Россию.
В тот период переселения, в 1882 году, по разрешению правительства, русские продали мегрелам свои права на «землю», а также все имевшиеся у них лачуги и навсегда отдалились от малярии в Абхазии.
Очень тяжело было здесь закрепиться мегрелам... Но энергия и прилежание взяли свое. Мегрелам способствовало и другое обстоятельство, а именно - каждому жителю досталось достаточно земли - по десяти десятин или по 27 кцева пашни и лес...
Пятое и шестое села на государственных землях - Келасури и Акапа. Эти села располагаются в ущелье реки Келасури в 7 верстах от Сухума, заселились в 1882 году. В селе Келасури имеется 15 семей, в Акапа - 60. Оба эти села составляют одно общество... Они устроены очень хорошо, ничем не уступают своим здешним сородичам.
А теперь коротко о тех новоселах - мегрелах, которые поселились на усадьбах частных лиц...
Из этих частных лиц самую большую по размеру и качественную усадьбу имеет князь Георгий Шервашидзе, бывший губернатор Тифлиса. На его усадьбах расположены села Варча и Бабушера, где число жителей превышает 200 дворов. И в этих «надельных» селах живут неплохо, устроились хорошо. Но у них нет ни церкви, ни школы.
И в селе «Багажв-иашта» на усадьбах князя Прокофия Шервашидзе и графини Шервашидзе-Сологуб живут 50 дворов мегрелов. И у «Багажв-иаштинцев» нет ни церкви, ни школы.
В селе «Мачара-Гульрипш» живут 70 семей мегрелов. Многие из них у частных владельцев купили земли, другие живут на землях помещиков. И они лишены школы и церкви.
Близ села Мерхеул, на усадьбах графини Толстой, живут 70 дворов мегрелов. Это село называется «Гурзеул», и здешняя мегрельская община устроилась хорошо. И эти не имеют школу и церковь. И на усадьбах города Сухум живут 50 дворов мегрелов. В долине же Мачары, в селе Багмаран, живут 25 поселенцев-мегрелов. Из этих самая большая часть живет на землях помещиков, остальные - на выкупленных землях.
Мегрелы также арендуют и поместье князя Г. Шервашидзе в селе Гумиста.
Вообще, здешние мегрелы, как бы трудно не было, в какую бы беду ни попали, все же не падают духом, наоборот, прибавляется энергия, дни и ночи проводят в неустанном труде, с глубокой верой в то, что если не сегодня, то завтра преодолеют все беды. Если бы мегрелам правительство дало возможность заселиться здесь на свободных землях или землях частных владельцев, тогда наполовину разоренные земли превратились бы в цветущие края, что имело бы большое значение как для крестьянства, так и для государства. Вот почему мы упомянули частных владельцев: почти все самые хорошие земли в этой части Абхазии находятся в руках частных владельцев, когда-либо служивших в Абхазии. Все, а также князья Шервашидзе, свыше в подарок получили «наделы» в соответствии с рангом и заслугами.
Вот эти частные наделы семь, восемь лет назад продавались десятина за 10-15 рублей. Частные владельцы оказали бы огромную помощь, если бы дали возможность крестьянам купить по более доступным ценам. Кроме мегрелов, как мы знаем, очень нуждаются в землях гурийцы, имеретинцы, рачинцы и сваны, и будет очень хорошо, если наша общественность, всегда равнодушная ко всем общественным делам, хоть сейчас предпримет сколько-нибудь усилий, поможет нашему крестьянству в покупке земли и заселении его в этом крае. Для рачинцев лучше всего будет заселиться в Дале и Цабале, которые по климату во многом схожи с тем же Рача- Лечхумом. Правительство благосклонно отнеслось здесь к грекам, которых заселило в 12 селах. Вообще здешние греки хорошо обустроились. Они больше занимаются выращиванием табака, который дает хороший урожай. Здесь есть еще одно армянское село и несколько арендаторов. И армяне проявляют большое усердие. Я не знаю, в чем причина, но факт, то, что здешние армяне, кроме выращивания табака, больше ничего не умеют делать. Посудите сами, у них нет даже простых огородов.
Между прочим, здесь есть одно село болгаров, два - русских и в нескольких селах живут эсты (эстонцы). Они ничем не проявили себя, хотя им дали много льгот и дают сегодня.
Вот что говорит об этом русском селе «Полтавское» газета «Черноморский вестник» (1897 г., №206): «Село «Полтавское» простирается по равнине, покрытой лесом. Все лачуги скособочились, млад и стар, одеты в лохмотья, по всем женщинам и мужчинам видно, что употребляют водку, у всех - печать болезни. Эти сюда пришли в 1884 году. В первое время больше года им выдавались продукты.
Как только они пришли, администрация раздала рабочий скот каждому жителю, дали также и по одной корове. Кроме того, на территории села оказались самшитовые и дубовые леса. Казалось, что через несколько лет эти люди вздохнут и обогатятся, но ничего подобного - богатство так и не пришло к ним. Государственная еда, дармовой скот, богатый лес, который давал хороший доход, все это сделало их ленивыми... Правительство перестало их кормить, но и это не заставило работать дармоедов...».

-----------------------------

(Опубликовано: Журнал "Моамбе", 1898, № 1, с. 96-110 (на груз. яз.))

(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике.../ Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 482-488.) 

(Сканирование, вычитка - Абхазская интернет-библиотека.)



Некоммерческое распространение материалов приветствуется;
при перепечатке и цитировании текстов
указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика