Ш. Д. Инал-Ипа
Убыхи
Историко-этнографические очерки
Сухум, 2015
560 с. Тираж 500 экз.
Монография доктора исторических наук, почетного члена Адыгской (Черкесской) Международной Академии Наук, профессора Шалвы Денисовича Инал-Ипа «Убыхи» представляет собой историко-этнографический труд, ставший результатом многолетних исследований. Данная работа затрагивает многие вопросы истории и культуры этого почти растворившегося на чужбине народа, некогда сыгравшего выдающуюся роль в политической истории Северо-Западного Кавказа XIX в. Книга представляет интерес для историков, этнографов и широкого круга читателей.
Монография подготовлена к изданию М. К. Хотелашвили–Инал-Ипа
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КНИГЕ «УБЫХИ»
История книги Шалвы Денисовича Инал-Ипа «Убыхи» оказалась не менее сложной, чем у недавно переизданной книги «Садзы». Работать над темой об убыхах он начал практически раньше, чем над работой о садзах. Еще во второй половине 1950-х гг. он ездил в Шапсугию, где посетил семью потомков убыхов Черен с надеждой, что сможет собрать кое-какие материалы об убыхах (1). В 1965 г. он вновь посетил это семейство и от этого времени сохранились фотографии и письма.
Первые исследовательские материалы об убыхах были представлены им в докладе на Туапсинской краеведческой географической конференции в 1964 г. (2) Под тем же названием, и в том же году, но в значительно дополненном виде доклад был прочитан на конференции в Баку (3). В 1967 г. Ш. Д. Инал-Ипа подготовил и послал в Москву в Институт истории АН СССР статью об этом народе для публикации в предполагавшемся сборнике, посвященном памяти А. В. Фадеева. К сожалению, по неизвестным мне причинам, статья не была опубликована (а, возможно, что и весь сборник), второй же экземпляр рукописи сгорел в АбИЯЛИ во время грузино-абхазской войны 1992–1993 гг.
В 1971 году вышел сборник Ш. Д. под названием «Страницы исторической этнографии абхазов», в который вошла большая статья под названием «Убыхи и их этно-культурные связи с абхазами». Как написал автор в примечании, в эту статью были включены материалы и из упоминавшихся выше доклада и статьи. К этому времени у Ш. Д. окончательно созрела идея написать большое монографическое исследование об убыхах. Эта идея стала постепенно воплощаться в жизнь. С перерывами, но к работе над монографией он возвращался на протяжении многих лет. Работая в архивах и с научной литературой, Ш. Д. собрал довольно обширный и немаловажный материал (4). В начале 1990-х гг. книга «Убыхи. Историко-этнографические очерки» в основном была завершена. Однако, как видно, этому труду с самого начала была уготована непростая судьба.
В тяжелые дни грузино-абхазской войны, когда в соседнем доме из окон квартиры писателя Джумы Ахуба грузинские гвардейцы выбрасывали книги и разлетавшиеся по ветру листы рукописей, Ш.Д., видя такое варварство, решил перенести готовые работы, статьи, часть своего научного архива, важные для него письма и рабочие материалы (5) из дома в кабинет в здании АбИИЯЛИ.
Ш. Д. казалось, что после двух погромов института, варвары более туда не придут. Кроме того, он ожидал прихода гвардейцев и в свой дом. В результате, «спасая» свои материалы он, в результате поджога института гвардейцами, остался без самых важных рукописей. Среди последних погибла очень ценная рукопись большой монографии, посвященной абхазской топонимике Западной Грузии. Другие два ее экземпляра перед войной были переданы для рецензирования известным ученым В. А. Никонову и Ш. В. Дзидзигури, но, как видно, они для нас потеряны. Сгорела также солидная по объему книга с уникальными неизданными материалами абхазского фольклора и
этнографическими параллелями к ним. Погиб и последний вариант «Убыхов». Единственная рукопись, которую я попросила тогда оставить мне дома на три дня для прочтения, была книга «Садзы». Благодаря моей просьбе она сохранилась.
Шалва Денисович тяжело переживал потерю последнего и окончательного варианта книги «Убыхи», также, впрочем, как и других погибших его неопубликованных ценных монографий и статей. Но он не смирился с потерей «Убыхов» и решил попробовать восстановить, насколько это было возможно, погибший текст. В домашнем архиве Ш. Д. частично сохранились первые варианты книги, на основе которых он начал работу по восстановлению своего сгоревшего труда.
Он очень хотел завершить книгу, планировал, насколько было мыслимо, восстановить и частично восполнить утраченные страницы, используя материал из кое-каких сохранившихся черновиков и книг. Все последние месяцы он непрестанно работал над «Убыхами», но, к сожалению, завершить работу не успел.
В последние минуты своей жизни Ш. Д. попросил меня: «Может быть, ты сможешь собрать все оставшиеся дома материалы об убыхах, и хоть как-нибудь их издать».
Спустя год или два после его смерти, желая исполнить просьбу Ш. Д., я с большими сомнениями, неуверенная в своих силах, принялась за работу. Это была первая из его книг, за издание которой я взялась после его ухода из жизни. Мне пришлось тщательно перебрать отложенные им книги, которые он использовал в своей работе над «Убыхами».
Юрий Гудисович Аргун и я постранично пересмотрели подчеркнутые им места в отложенных им книгах и брошюрах.
В последующее время вдвоем с Юрием Гудисовичем мы внимательно прочли отмеченные страницы, записи на полях книг и некоторые собранные в папках материалы. С этого и началась моя работа.
В основу восстанавливаемой книги положены старые сохранившиеся в доме первоначальные варианты, хотя в них некоторых листов недоставало, отсутствовало и то, что он успел сделать в течение последних лет перед войной. Изучая записи Ш. Д., его рукописные наброски, выписки из литературы, постоянно обращаясь к папкам с некоторыми сохранившимися архивными материалами, я, наконец, как смогла, собрала книгу.
Не мне судить, как это получилось. Конечно, понимаю, что в ней будут большие лакуны, особенно в исторической части, а также в разделе о топонимике, так как листов с убыхскими топонимами я так и не нашла. В связи с этим, пришлось ограничиться собранными Ш. Д. топонимическими названиями абхазского языкового корня, которых оказалось удивительно много на территории Убыхии.
Работать над восстановлением данного труда я начала во второй половине 90-х гг. и отчасти продолжила в первые годы XXI века. Книга фактически полностью написана Ш. Д., если не считать вставок из им же собранных материалов, которые я добавляла к рукописному тексту. И вот, наконец, вместо того, чтобы быть изданной в первую очередь, эта книга выходит только сейчас, после монографии «Антропонимия абхазов» и, переиздания книг «Вопросы этнокультурной истории абхазов» и «Садзы». За это время уже опубликованы несколько монографий, посвященных убыхам других авторов (6), в ряду которых книга Ш. Д. выходит теперь шестой.
В этом, конечно, моя вина, поскольку я очень долго не могла организовать ее издание. При всем том, уверена, что основные идеи Ш. Д. нашли отражение в его книге, а там, где мне пришлось самой восстанавливать материал, я указываю об этом в сносках. К сожалению, в книге не удалось избежать разночтений в приводимых антропонимах, этнонимах, топонимах и других названиях, поскольку в авторской рукописи они приведены во множестве вариантов.
Надеюсь, специалистам и широкому кругу читателей будет интересно ознакомиться с этим многострадальным трудом. Им предоставляется возможность оценить достоинства и недостатки «Убыхов» Шалвы Денисовича, учитывая при этом, в каких сложных условиях восстанавливалась эта книга.
При всем вышеизложенном хочется остановиться и сказать несколько слов и о том, что в данной книге нашли отражение расхождения автора данной монографии в вопросе об убыхо-садзских взаимоотношениях с таким выдающимся ученым, каким был Леонид Иванович Лавров, отстаивавший идею не абхазо-садзского, а убыхо-садзского этнического единства.
Здесь придется привести высказывание Ю. М. Ботякова, работавшего при консультативной помощи С. З. Кодзовой и П. И. Погорельского над текстом подготавливавшейся им монографии Л. Т. Лаврова к изданию. Оно было высказано им в его предисловии, в котором он почему-то решил коснуться вопроса расхождений между Л. И. Лавровым и Ш. Д. Инал-Ипа, представляющее для нас чрезвычайный интерес. В виду важности содержащихся в этой цитате оценок ученых, несмотря на большой объем текста, приведу его полностью:
«Не все научные взгляды Л. И. Лаврова, как и любого масштабно мыслящего яркого ученого, в полной мере разделялись в научном сообществе. Но полемизировать с ним было задачей непростой: столь характерная для него широта мысли всегда базировалась на надежном фундаменте скрупулезно проверенного материала. Достаточно вспомнить здесь видного абхазского ученого Ш. Д. Инал-Ипа, который в частности, не принимал утверждения своего оппонента Л. И. Лаврова об убыхо-садзском этническом единстве, отстаивая абхазские корни садзов. Здесь мы можем привести слова самого Шалвы Денисовича, сказанные им по поводу его монографии «Садзы»: «Не бывает исследований, не вызывающих никаких возражений и разногласий.
Но есть вместе с тем объективные критики и рецензенты, которые, надо полагать, скажут свое слово, когда монография увидит свет» (Инал-Ипа Ш.Д., 1995, с. 8)» (7).
Мы же от себя можем добавить, что в этом серьезном споре двух ученых, помимо работы Ш. Д. Инал-Ипа, свое слово сказали сами садзы, их предания, фольклор и, главное, тот факт, что они разговаривают между собой на сохранившемся полноценном диалекте абхазского языка, в котором не просматриваются следы субстратного слоя убыхского. В этом отношении никаких сомнений не оставляют глубокие статьи В. А. Чирикба, не только о садзском, но и выделенном им ахчипсхувском диалекте абхазского языка, опубликованные в приложении к переизданным в 2014 году «Садзам». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что монографии Ш. Д. Инал-Ипа «Садзы» и «Убыхи» вместе со статьями В. А. Чирикба дают однозначный ответ на давний научный спор двух ученых о характере садзско-убыхских и садзско-абхазских этнических взаимоотношений.
Здесь следует сказать о том, что в свое время Ш. Д. Инал-Ипа, подготовив монографию «Садзы» к печати, обратился к В. А. Чирикба, потому что считал необходимым подтверждать свои исследования материалом, собранным среди потомков абхазских махадждиров Турции. Следуя желанию автора, мы и в этот раз предложили В. А. Чирикба приложить к данному изданию свои материалы по убыхам, собранные во время последних экспедиций в Турцию. В. А. Чирикба любезно согласился, за что мы ему бесконечно благодарны.
Примечания
(1) Тогда же он попал на какое-то торжество, где ему подарили «древо жизни», около метра высотой, изготовленное в виде деревца из веток-палочек с густо подвешенными к каждой из них низками с орешками фундука.
(2) Тезисы докладов. — Краснодар. 1967. С. 168–170.
(3) Локализация племени убыхов и его некоторые этнические особенности. // Материалы сессии, посвященной итогам археологических и этнографических исследований 1964 г. в СССР. Тезисы докладов. — Баку. 1965. С. 200, 201.
(4) Интересно отметить, что, работая над своим знаменитым романом «Последний из ушедших», Баграт Васильевич Шинкуба ознакомился с архивными и другими материалами, собранными Ш. Д., некоторые из которых оказались полезны для его эпического повествования о трагической судьбе убыхских махаджиров.
(5) Среди этих материалов были и дневники, которые он вел во время участия в экспедиции Института истории и этнографии АН Гр. ССР 1945 г., работавшей на территории Чечено-Ингушетии, после высылки населения в 1944 г. Записи он вел латинским алфавитом, чтобы никто не смог бы их прочесть. Б. В. Шинкуба, который читал их, очень сетовал об их утрате.
(6) Ворошилов В. И. История убыхов. — Майкоп. 2006. 371 с.; Кумахов М. А. Убыхи.//Адыгская (Черкесская) энциклопедия. — М. 2006. С. 473–531.; Лавров Л.И. Убыхи. Историко-этнографическая монография. — Санкт-Петербург. 2009. 29–228 с.; Хафизова М. Г. Убыхи. Ушедшие во имя свободы. — Нальчик. 2010. 155 с.; Кишмахов М. Х. Проблемы этнической истории и культуры убыхов. — Сухум-Карачаевск. 2012. 825 с.
(7) Ботяков Ю. М. Монография Л. И. Лаврова «Убыхи». К 70-летию создания. // Лавров Л. И. Убыхи. Историко-этнографическая монография. СПб. 2009. С. 25–26.
М. К. Хотелашвили–Инал-Ипа
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ОБ ЭТОЙ КНИГЕ ………………………………………………… 7
- ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………… 14
- ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… 17
- Глава первая. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ (КРАТКИЙ ОЧЕРК) …………40
- Глава вторая. ЯЗЫКОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ УБЫХОВ …… 102
- К изучению убыхского языка ……………………… 102
- Убыхская этнонимия ………………………………147
- Топонимика …………………………………………… 168
- Из убыхской антропонимии ……………………… 180
- Глава третья. ТЕРРИТОРИЯ И ЧИСЛЕННОСТЬ УБЫХОВ ………… 189
- Вопросы территориального распространения убыхов ……………… 189
- Краткие сведения о численности убыхов …… 231
- Глава четвертая. ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ УБЫХОВ ……………… 233
- Об общественном строе …………………………… 233
- О социальной структуре …………………………… 254
- Об одном «межсословном» обычае (аталычество) ………………………263
- Глава пятая. ВОЕННЫЙ БЫТ УБЫХОВ ……………………………… 270
- Военизированный быт убыхов …………………… 270
- Военные действия на суше ………………………… 280
- Борьба на море ………………………………………… 294
- Что такое аррархийская власть? ………………… 309
- Глава шестая. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО БЫТА …317
- Глава седьмая. КОЕ-ЧТО О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ УБЫХОВ………341
- О религии ………………………………………………… 341
- О фольклоре ……………………………………………… 353
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… 368
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ……………………………………… 386
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Письма Ж. Дюмезиля к Ш. Д. Инал-Ипа …… 388
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЧИРИКБА В. А. УБЫХСКИЕ ЭТЮДЫ ……………… 394
- РАССЕЛЕНИЕ УБЫХОВ НА КАВКАЗЕ И В ТУРЦИИ
- Убыхи на Кавказе ………………………………………… 395
- Языковая ситуация в Убыхии и в Турции …………402
- К вопросу об идентичности убыхов …………………405
- Социальная структура традиционного убыхского общества и ее отголоски в современности … 409
- Убыхские села в Турции ………………………………… 411
- СЛОВАРЬ УБЫХСКИХ ФАМИЛИЙ ……………… 447
- АННОТИРОВАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ОБ УБЫХСКОМ ЯЗЫКЕ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ … 489
Скачать книгу "Убыхи" в формате PDF (4,47 Мб)