Шалва Денисович Инал-ипа

Библиографический указатель

Шалва Денисович Инал-ипа. Библиографический указатель (обложка)

Сухум - 2007

56 с.

Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа АН Абхазии

Составитель М. К. Хотелашвили (Инал-ипа)

Подготовка текста: С. З. Тарба, В. В. Авидзба
Предисловие Ю. Д. Анчабадзе

Издание подготовлено к печати при финансовой поддержке ЗАО "Аквафон-GSM"

Набор  Ц. Цкуа, Л. Чамагуа
Верстка  ООО "diGraphic"

Скачать книгу "Шалва Денисович Инал-ипа. Библиографический указатель" в формате PDF (5,86 Мб)


HTML-версия:

ШАЛВА ДЕНИСОВИЧ ИНАЛ-ИПА

Шалва Денисович Инал-ипа - один из виднейших деятелей абхазской науки, видный представитель творческой и интеллектуальной элиты Абхазии XX столетия. Своё главное жизненное предназначение Ш.Д. Инал-ипа всегда видел на стезе служения научному знанию, которому он был беспредельно предан на всем протяжении своего профессионального творческого пути. От начала до конца этот путь был пройден им удивительно цельно и гармонично, несмотря на многие противоречивые обстоятельства, которые его сопровождали.

Огромное количество печатных трудов - от первых публикаций 1940-х гг. до посмертных монографий - свидетельствуют о более чем полувековом интенсивном научном творчестве, не прекращавшемся даже в тяжелейшие дни отчаяния и горя. Как всякий истинный ученый, Ш.Д. Инал-ипа сполна испытал подённую тяжесть ежедневного исследовательского труда, но минуты, проведённые в поисках и сомнениях, в экспедиции или за письменным столом, воспринимались счастливейшим даром самим же избранной судьбы. Ш.Д. Инал-ипа никогда не искал «сенсационных» тем для своих изысканий, подчиняя собственные научные интересы лишь логике естественного расширения исследовательского поля. Однако его работы неоднократно становились объектом всеобщего интереса, их выход в свет зачастую порождал общественные волнения, а сам автор поневоле оказывался в центре событий, последствия которых выходили далеко за рамки научного дискурса.

Основные направления исследовательских работ Ш.Д. Инал-ипа были связаны с этнографическим изучением абхазской культуры. В то же время его научные интересы были столь многообразны, что однозначно определить их дисциплинарную специализацию практически невозможно. Так, наряду с этнографией, сферами приложения творческих сил ученого в равной степени стали история и фольклористика. Значительную долю его научного наследия составляют работы в области литературоведения, истории литературы, литературной критики. Большое внимание Ш.Д. Инал-ипа уделял популяризации науки, просветительским публикациям, написанию и составлению учебных и учебно-методических пособий, хрестоматий. Он много работал в области перевода. Весьма значительно и ценно публицистическое наследие учёного.

Ш.Д. Инал-ипа родился по новому стилю 20 октября 1916 г. (по официальным документам - в 1914 г.) в с. Гуп Кодорского уезда Абхазии. Его жизненный путь не был легким. Все исторические потрясения, на которые был столь щедр ушедший век - революции, репрессии, войны, непосредственно, зачастую самым трагическим образом сказались на жизни и судьбе Ш.Д. Инал-ипа и его близких. Будучи ребёнком, он вряд ли в тот период осознавал, что накатившая в 1917 г. революционная смута резко изменила социальный статус его семьи, однако позднее, особенно в годы общенародной борьбы с классовыми врагами, ему, «без вины виноватому», приходилось то скрывать своё княжеское происхождение, то подвергаться унизительным проработкам на комсомольских и партийных собраниях.

Семья рано осиротела - в 1922 г. умирает отец. Трое детей остаются на попечение матери, которая изо всех сил старается дать сыновьям достойное образование. В 1936 г. Шалва с отличием заканчивает Сухумскую образцовую школу им. Н. Лакоба. Однако за год до этого в семью приходит беда - в 1935 г. органы НКВД арестовывают старшего брата Ипполита (1). Сердце матери не выдерживает. В дни, когда Шалва сдает последние выпускные экзамены в школе, ему сообщают
о её смерти.

Летом 1936 г. Ш.Д. Инал-ипа едет в Москву и поступает на философский факультет знаменитого МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского). Своими знаниями он обратил на себя внимание ректора института А.С. Карповой, которая позднее сыграла значительную роль в его судьбе.
Однако учиться в МИФЛИ Ш.Д. Инал-ипа не пришлось: в институте стало известно, что он является младшим братом «врага народа». В спецотделе было сказано, что таким, как он, не место в этом учебном заведении. 28 сентября 1936 г. приказом по институту студент Инал-ипа был отчислен с характерной мотивировкой: «как не явившийся к началу занятий» (2).

Вернувшись в Абхазию, Ш.Д. Инал-ипа стал учительствовать в селах, но его ожидал новый удар - арестовывают и среднею брата, который вскоре был расстрелян. Он остался совсем один, даже родительский дом был без его ведома продан. Единственная цель, остававшаяся в жизни, была учёба. В 1938 г. он вновь едет в столицу и поступает на исторический факультет Московского государственного педагогического института им. К. Либкнехта. В этом тайную помощь ему оказала ректор МИФЛИ А.С. Карпова.

Потекли радостные и счастливые студенческие будни. Однако завершить учёбу в МГПИ также не довелось. Началась Великая Отечес-твенная война. Летом 1941 г. вместе с другими студентами Ш.Д. Инал-ипа участвовал в сооружении оборонительной полосы противотанковых заграждений на р. Десне. Тяжёлый, изнурительный труд, плохие бытовые условия подорвали силы и без того ослабленного организма. Тяжело заболев, Ш.Д. Инал-ипа был вынужден вернуться в Абхазию. Но здесь он продолжил учёбу. Сдав экстерном ряд предметов по программе, он в том же 1941 г. закончил курс исторического факультета Сухумского педагогического института, с красным дипломом.

Трудовую деятельность Ш.Д. Инал-ипа начал как журналист, работая заведующим сельскохозяйственным отделом областной газеты «Апсны капшь». Но молодого человека влекла иная профессиональная стезя. В 1943 г. Ш.Д. Инал-ипа стал аспирантом Института истории АН Грузинской ССР. Начинающий исследователь начал специализироваться по этнографии, избрав темой диссертационной работы «Брачно-правовые нормы абхазов». Его научным руководителем был акад. Г.С. Читая; значительную роль в профессиональном становлении учёного сыграл другой видный представитель грузинской исторической школы акад С.Н. Джанашиа.

Еще одна знаменательная встреча, которая во многом сформировала круг исследовательских интересов Ш.Д. Инал-ипа, также произошла в годы аспирантской учебы. В сентябре 1945 г. в Абхазию прибыли сотрудники Института языка и мышления АН СССР (3) Н.Ф. Яковлев и В.И. Абаев. Вместе с последним Ш.Д. Инал-ипа совершил фольклорно-этнографическую экспедицию по районам Абхазии, собирая лексический материал, тексты нартского эпоса и других памятников устного народного творчества абхазов.

В 1946 г. Ш.Д. Инал-ипа был зачислен научным сотрудником в отдел истории Абхазского научно-исследовательского института им. акад. Н.Я. Марра. проработав в этом институте (впоследствии Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д.И. Гулиа; ныне - Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа) до конца своих дней. Начав работу рядовым научным сотрудником, в 1958 г. он был назначен заведующим отделом истории, археологии и этнографии, а с 1962 г. - после структурной реорганизации института - заведующим отделом этнографии. В 1968-1988 гг. Ш.Д. Инал-ипа заместитель директора института по научной работе. С 1988 г. - главный научный сотрудник. В 1940-х гг. Ш.Д. Инал-ипа работал также в Абхазском государственном музее. У Ш.Д. Инал-ипа был большой опыт преподавательской работы: с 1961 г. он читал курс общей этнографии для студентов Сухумского педагогического института.

Научные заслуги Ш.Д. Инал-ипа были отмечены званиями «Заслуженный деятель науки Абхазской АССР» ( 1962 г.) и «Заслуженный деятель науки Грузинской ССР» (1982 г.). В 1986 г. ему была присуждена Государственная премия Абхазии им. Д.И. Гулиа. Признанием вклада Ш.Д.Инал-ипа в изучение истории и этнографии абхазо-адыгских народов стало избрание абхазского учёного почётным членом Международной Адыгской Академии наук (1993 г.).

Научная работа Ш.Д. Инал-ипа началась ещё в аспирантские годы. Выезжая в полевые экспедиции в сёла и районы Абхазии, он тщательно фиксирует материал по двум темам: по совету С.Н. Джанашиа собирает абхазские нартские сказания, кроме того, по его же пожеланию исследует и классифицирует топонимику Абхазии; работая же над диссертацией, непосредственное внимание уделяет сбору сведений по обычаям и традициям абхазов в сфере семейного и общественного быта. Эти два направления научного поиска и в дальнейшем оставались в центре внимания Ш.Д. Инал-ипа, несмотря на то, что исследователь постоянно расширял и углублял тематику, хронологический и кросс-культурный диапазон своих изысканий.

В эти же ранние годы проявилась важная черта исследовательского метода Ш.Д. Инал-ипа, которая отличает большую часть его трудов. Это комплексное использование источниковой информации, аналитическое синтезирование данных смежных наук, междисциплинарный подход к изучению историко-этнографических проблем.

Начав изучение соционормативной культуры абхазов с института брака и семьи, Ш.Д. Инал-ипа дал полновесную и всестороннюю характеристику этого нормативного комплекса в его хронологической эволюции от традиционных форм, восходящих ещё к рубежу XVIII—XIX вв., до более поздних их модификаций, бытовавших в начале, в середине и во второй половине XX столетия. Исследуя смежные сферы общественного быта, Ш.Д. Инал-ипа проанализировал специфику социальных отношений, сложившихся в абхазском социуме, описал характерные черты сельскообщинной организации, исследовал причины сохранности трансформированных форм патриархальных общественных институтов, генезис которых автор возводил к ранним этапам социальной истории человечества.

Проблемы, которые неизменно интересовали Ш.Д. Инал-ипа, были связаны с этнопсихологическими аспектами массового сознания. Особенно ярко и глубоко это проявилось в его работах, связанных с изучением этикетно-поведенческих норм абхазов. Детально описав многообразие поведенческих стереотипов, анализируя их функциональную роль и идеологическую нагрузку, Ш.Д. Инал-ипа рассматривал этикетно-поведенческий комплекс в качестве одной из важнейших, своего рода “каркасных” основ народного быта и этнической культуры абхазов.

Ш.Д. Инал-ипа внёс выдающийся вклад в изучение этногенеза и этнической истории абхазского народа. Впервые он коснулся этой тематики в докладе о мореходстве абхазов, доложенном на научной сессии в Сухуми (1957 г.), а затем, в марте 1958 г., в Москве. В дальнейшем Ш.Д. Инал-ипа обращается к этой проблеме на всем протяжении своей творческой жизни. Этническое бытие абхазского народа он рассматривал в рамках обеих точек хронологического континуума от начальных этапов формирования протоабхазской этнической общности (в ее автохтонности Ш.Д. Инал-ипа был глубоко убеждён) до процессов (этнокультурных, этнодемографических, этносоциальных и др.) самого последнего времени, которые активно и самым непосредственным образом влияли на параметры абхазского социума ХIХ-ХХ вв.

Этногенетическое и этнополитическое развитие абхазов Ш.Д. Инал-ипа рассматривал на фоне широкого ареального историко-географического и этнокультурного пространства, в котором протекали интенсивные контакты и взаимодействия абхазов со своими близкими и дальними соседями. Особенно пристальное внимание Ш.Д. Инал-ипа уделял изучению конкретных форм и результатов исторических контактов абхазов с родственным северокавказским миром - абазинами, адыгами и с особо его интересовавшими убыхами (Ш.Д. Инал-ипа посвятил им специальную монографию, которая в ближайшее время увидит свет), а также с ближайшими соседями - мегрелами, сванами, грузинами, осетинами.

Другое направление исследовательской работы Ш.Д. Инал-ипа было связано с изучением духовной культуры абхазов. Собственно этнографические аспекты были проанализированы им в серии работ, посвященных традиционным религиозным верованиям, различным аспектам народного сознания, в исследовательских материалах по народному и прикладному искусству и др. Характерно, что, целенаправленно собирая и работая с языковыми данными - топонимической, антропонимической, этнонимической номенклатурой, или же иной терминологической лексикой, Ш.Д. Инал-ипа рассматривал эти материалы в первую очередь как яркое проявление духовной сущности этноса, отразившим в своём именном и лексико-терминологическом фонде глубокие, ментальные основания национального бытия.

Лексикографические штудии стали основанием для активного участия в весьма важных и ответственных сферах деятельности, которым Ш.Д. Инал-ипа уделял большое внимание. Так, совместно с М.Л. Хашба он принимал участие в составлении и редактировании абхазского терминологического словаря (1960), был председателем комиссии, изучавшей состояние преподавания и изучения абхазского языка в учебных заведениях республики и выработавшей рекомендации по их улучшению (1980 г.). Ш.Д. Инал-ипа был членом государственной комиссии по унификации норм абхазского языка (1980-е гг.), участвовал в работе но подготовке предложений по упорядочению топонимики и восстановлению исконных названий населённых мест и географических пунктов на территории Абхазии.

Среди важнейших направлениий исследования духовной культуры абхазов было изучение богатейшего фольклорного наследия. Деятельность Ш.Д. Инал-ипа как фольклориста широко известна. Она выразилась в интенсивном собирании и публикации фольклорных текстов, в исследовании важнейших памятников устного народного творчества - нартского эпоса (эти работы получили высокую оценку со стороны таких выдающихся ученых, внесших огромный вклад в изучение нартского эпоса, как Жорж Дюмезиль и Василий Иванович Абаев), мифа о карликах-ацанах, преданий об апсха - царе абхазов и др. Верный своему исследовательскому методу Ш.Д. Инал-ипа анализирует материал в широком историческом контексте, в объёмном сравнительном поле, в котором данные фольклора сопоставляются с археологическими, историческими, этнографическими, нарративными свидетельствами, и все они, находя своеобразное преломление в фольклорной памяти народа, помогают воссоздать более чёткую и панорамную ретроспективу исторического бытия абхазского социума.

Сказанным исследовательская работа Ш.Д. Инал-ипа в области историко-этнографического изучения абхазов отнюдь не исчерпывается. В его многочисленных публикациях затрагиваются самые разные аспекты изучения бытовой культуры, охваченной в её основных структурных компонентах. В этом отношении этапным является фундаментальный труд Ш.Д. Инал-ипа «Абхазы», представляющий по существу энциклопедический свод сведений по этногенезу и этнической истории, материальной и духовной сферах абхазской культуры. И хотя после выхода в свет обоих изданий монографии (1960, 1965 гг.) автор ещё три десятилетия активно занимался исследовательской работой, углубив и уточнив многие из высказанных положений, эта монография тем не менее продолжает оставаться самым представительным и авторитетным компендиумом по проблемам этнографического абхазоведения.

Этнографическую деятельность Ш.Д. Инал-ипа невозможно представить без его участия в научных конференциях, симпозиумах, встречах, на которых дискутировались актуальные проблемы дисциплинарного знания. В 1948 г. он впервые выступил в Москве на первой этнографической сессии, посвященной проблемам кавказоведения. В дальнейшем Ш.Д. Инал-ипа был непременным участником всех крупных научных встреч членов этнографического сообщества страны, прежде всего Всесоюзных сессий по итогам этнографических и археологических исследований, а после разделения этого форума Всесоюзных сессий по итогам этнографических и антропологических исследований. Предпоследняя итоговая сессия советского периода состоялась в 1988 г. в Сухуми; инициаторами её проведения в столице Абхазии были Ю.В. Бромлей и Ш.Д. Инал-ипа.

Ш.Д. Инал-ипа был участником ряда Международных конгрессов антропологических и этнографических наук, в частности VII (Москва, 1964 г.) и IX (Чикаго, 1973 г.). Работая в исследовательской группе совместного советско-американского проекта по изучению абхазского долгожительства, неоднократно выступал на симпозиумах, поочерёдно проводившихся в СССР и США.

Нельзя не упомянуть еще один важный штрих научной биографии Ш.Д. Инал-ипа: он был одним из главных организаторов Всесоюзной научной конференции по проблемам нартского эпоса (Сухуми, 1963 г.). Активно участвуя в работе конференции, он подготовил два, по существу программных доклада, в которых были определены узловые аспекты нартоведческих исследований.

Вообще Ш.Д. Инал-ипа придавал большое значение личным встречам ученых, во время которых открывалась возможность свободного изложения точек зрения, взаимозаинтерссованного обмена мнениями, открытых дискуссий и т.д. Ш.Д. Инал-ипа считал это важным механизмом развития научного знания, активизации исследовательской мысли, распространения и восприятия новых идей, воззрений и концепций. Именно с таких позиций он оценивал известные Боржомские встречи учёных Абхазии и Грузии, в которых он неизменно принимал участие.

Большой объём в научном наследии Ш.Д. Инал-ипа занимают работы по истории абхазской литературы. Эта сфера духовной культуры этноса зародилась в условиях Абхазии относительно поздно и именно XX в. стал периодом её подлинного становления, развития и расцвета. Ш.Д. Инал-ипа внёс весомый вклад в историческое осмысление этого процесса. В своих статьях, очерках, эссе он исследовал социо-культурные, идеологические и духовные условия и факторы,
способствовавшие формирования и развитию абхазской литературы, изучал процесс её жанровой дифференциации, особенности хронологических этапов развития. Естественно, особое внимание он уделял личностям, творцам абхазской словесности. В своих статьях, часто небольших по объёму, но представляющих прекрасные образцы исследовательской биографистики, сквозь призму рассказа о жизненном пути и созданных произведениях, умело показывал роль и значение автора в истории абхазской литературы и - шире - в духовном развитии абхазского народа. Таковы его работы о Дмитрии Гулиа, Иуа Когониа, Баграте Шинкуба, Леуарсе Квициниа, Михаиле Лакербай, Иване Тарба, Алексее Джонуа и др. Эти работы Ш.Д. Инал-ипа и, прежде всего, фундаментальные монографии «А?суа фольклори алитературеи рзы з?аара??ак» / «Некоторые вопросы абхазской литературы и фольклора», а также «Заметки о развитии абхазской литературы» до сих пор служат учебными пособием для учащихся школ и студентов.

Одновременно Ш.Д. Инал-ипа выступал как весьма тонкий и вдумчивый литературный критик, став вместе с Х.С. Бгажба основоположником этого направления в абхазской гуманитаристике. Анализируя художественное произведение, Ш.Д. Инал-ипа никогда не становился на формальные позиции литературоведческой критики, бесстрастно фиксирующей лишь художественно-стилистические удачи или просчеты. Это не значит, что Ш.Д. Инал-ипа не предъявлял высокие требования к мастерству писателя; но для него не менее важен был общекулыурный контекст, в который он помещал анализируемое произведение, что давало возможность более глубоких и адекватных суждений о реальном месте и роли данного произведения и его автора в литературном процессе.

В кратком очерке мы остановились лишь на основных направлениях многогранной творческой деятельности Ш.Д. Инал-ипа и попытались дать лишь самые общие, предварительные суждения о главных этапах его творческой, профессиональной судьбы. К сожалению, её нельзя изобразить единственно в виде восходящей прямой и описать только в радужных красках: в жизни Ш.Д. Инал-ипа было слишком много потерь и разочарований, тяжелой горечи и незаслуженных обид, грубых попыток силой и нажимом сковать мысль и перо, а также «остановить», «не допустить», «запретить» и т.п.

Одно из самых тяжких переживаний - компания по поношению и изничтожению его книги «Вопросы этно-культурной истории абхазов». Вышедшая в 1976 г., монография подводила важный итог давним исследованиям учёным этногенеза и этнической истории абхазов, изучению проблем политической и культурной истории в эпоху феодализма. Между тем, углубляться в этногенез и этническую историю часто бывало весьма небезопасным занятием. Вопросы происхождения народов, соотношения этнических территорий, аборигенности или пришлости местного населения и другие подобные, отстоящие от сегодняшнего дня на века, а то и тысячелетия, проблемы, всегда имели политически заострённый характер, а потому находились под неусыпным надзором идеологических и надзирающих инстанций.

По команде из ЦК КП Грузии началась массированная травля учёного, которого, помимо прочего, обвинили в «националистических настроениях», в попытках «поссорить грузинский и абхазский народы», в «забвении принципов пролетарского интернационализма» и т.д. Трудно сказать, чем по задуманному сценарию должна была завершиться эта компания (обвинения против Ш.Д. Инал-ипа даже для застойных времён звучали достаточно серьёзно), но два обстоятельства неожиданно спутали карты заказчиков.

С одной стороны, возникшая ситуация резко повысила градус политической напряжённости в Абхазии, где на защиту учёного поднялись многие представители национальной интеллигенции и широкой общественности; с другой, - отправленная на рецензирование в ведущие академические центры страны книга Ш.Д. Инал-ипа получила достаточно благожелательные и поддерживающие отзывы многих видных специалистов-историков, этнографов, кавказоведов. Этого никто не ожидал, поэтому растерянными дирижёрами проработочная компания в тот период была спущена на тормозах. Однако враждебное и подозрительное отношение к Ш.Д. Инал-ипа и в дальнейшем оставалось манифестным знаменем для определённых кругов в Тбилиси, а также, можно предположить, основанием для соответствующих оперативных разработок, осуществлявшихся в недрах ГБ.

Ш.Д. Инал-ипа понимал всю несправедливость и ущербность выдвинутых против него обвинений, поэтому случившееся его не остановило - проблемы этногенеза и этнической истории все последующие годы не переставали быть предметом его исследовательских и публикаторских интересов. Однако перед другими страшными и фатальными обстоятельствами жизни и судьбы учёный был бессилен...

Сокровенная мечта всякого пишущего человека - увидеть свои работы напечатанными, выпустить их в свет, отдать на суд читателя, отзыв которого - либо высокая оценка, либо объективная критика и обоснованная контраргументация - для автора одинаково важны и ожидаемы. Но как пережить невозможность «дать жизнь» своему детищу? Как примириться с безвозвратной гибелью своих трудов? Как забыть о сотнях исписанных страниц, в одночасье превращённых в пепел? Это катастрофа для учёного - Ш.Д. Инал-ипа было суждено её пережить.

В пламени двух пожаров, в разные годы охвативших здание Абхазского института языка, литературы и истории, погибла огромная часть его научного архива, в том числе рукописи многих практически готовых к публикации трудов. В пожаре, вспыхнувшем в октябре 1980 г., был уничтожен большой кропотливый труд «Микротопонимика Гальского района» с приложением множества карт. Ш.Д. Инал-ипа не смирился с потерей. Он продолжил работу по изучению топонимической номенклатуры Абхазии, подготовив сводки по другим историческим районам республики. Но и этот труд ждала аналогичная судьба.

22 октября 1992 г., в разгар грузино-абхазской войны, в подконтрольном грузинской админисграции Сухуме было совершено очередное преступление - подожжено и уничтожено здание Абхазского института. Этот второй поджёг нанес самый тяжелый и уже никогда невосполнимый урон. Ш.Д. Инал-ипа лишился практически всех своих трудов, в которых воплотилась его исследовательская деятельность предшествующего десятилетия. Помимо материалов по топонимике Абхазии, в огне погибла серия рукописей, посвящённых этнокультурным общностям раннесредневековой Абхазии («Гениохи», «Мисимиане», «Абазги», «Апсилы»), а также «Убыхи», погибла фундаментальная рукопись по абхазскому фольклору, включавшая многие неопубликованные варианты нартского эпоса, мифологических циклов об ацанах, сказаний об апсха с приложением этнографических параллелей и примечаний; погибла и другая рукопись, посвящённая абхазо-адыгской топонимике Западной Грузии; Ш.Д. Инал-ипа лишился также своей картотеки с многолетними полевыми записями и др. Трудно оценить ущерб, нанесённый абхазской науке в целом.

С этой бередящей раной Ш.Д. Инал-ипа суждено было прожить последнюю, самую грустную пору своей жизни, в которой была и ещё одна ежечасная, чудовищная и невыносимая боль тяжелой личной утраты (4).

Как всегда, спасала работа. «Садзы», которые должны были разделить участь остальных сгоревших материалов, по счастливой случайности в тот трагический день оказались вне стен уничтоженного института. Получив предложение издать рукопись в Москве, Ш.Д. Инал-ипа с энтузиазмом подготовил монографию к печати. Следующим этапом стала работа по восстановлению текстов погибших «Убыхов» и «Адыхейского князя Инала и Абхазии». Работа давала силы, она вселяла надежду... Однако отпущенное время подошло к концу. 22 сентября 1995 г. Ш.Д. Инал-ипа скончался.

* * *

Служа науке, Ш.Д. Инал-ипа оставил потомкам бесценное творческое наследие, которое навсегда останется прочным фундаментом историко-этнографического абхазоведения. Разнообразное по тематико-дисциплинарным направлениям, многообразное по жанровой специфики оно аккумулировано в множестве печатных работ, свод которых представлен в настоящем библиографическом указателе. Этот указатель станет важным подспорьем для всех, кто в той или иной мере соприкоснётся с абхазоведческими проблемами.

В то же время научное наследие Ш.Д. Инал-ипа само нуждается в последовательном изучении и осмыслении. Чем дальше отстоит время, тем очевиднее масштаб личности учёного, его вклад в развитие нашего гуманитарного знания, роль в общественно-культурной жизни Абхазии второй половины XX - начала XXI вв. Несомненно, что жизнь и творчество Ш.Д. Инал-ипа неоднократно привлекут в будущем внимание специалистов и станут предметом специального изучения. Между тем, для выполнения этой задачи также необходима соответствующая источниковая база. Её библиографическая составляющая представлена в настоящем указателе.


1. Инал-ипа Ипполит Денисович (1905-1991) - после окончания сельскохозяйственного техникума в Абхазии (1930 г.) продолжил учёбу в Ленинграде; был аспирантом Н.И. Вавилова, под руководством которого специализировался в области субтропическою производства. В 1935 г. был репрессирован, срок отбывал в одном из сибирских лагерей ГУЛАГа. Вернувшись на родину, работал организатором сельскохозяйственного производства в районах и коллективных хозяйствах Абхазии. Награждён званием «Заслуженный агроном Абхазской АССР».
2. Центральный архив литературы и искусства г. Москвы. Ф. 2378 (МИФЛИ). Оп.2. Д.53. Л.23.
3. С 1950 г. - Институт языкознания АН СССР; ныне - Институт языкознания РАН.
4. Сын Инал-ипа Адгур Шалвович (1952-1993) - физик, проработавший ряд лет в Московском институте космических исследований, защитивший там кандидатскую диссертацию, погиб в боях при освобождении Сухума в последние дни грузино-абхазской войны.

Ю. Д. Анчабадзе

_____________________________



МОНОГРАФИИ. СБОРНИКИ


1. Очерки по истории брака и семьи у абхазов. - Сухуми, 1954. - 204 с.
2. Аԥсуа фольклори алитературеи рзы зҵаарақәак. Аочеркқәа. - Аҟәа, 1955. - 412 д. /
Некоторые вопросы абхазской литературы и фольклора (на абх. яз.).
3. Сухуми. Краткий историко-краеведческий очерк (Совместно с Г. А. Дзидзария, А. А. Олонецким, И. Г. Антелава, М. М. Трапш). - Сухуми, 1955. - 207 с.
4. Абхазы. Историко-этнографические очерки. - Сухуми, 1960. - 448 с.
5. Аԥсуа литература аҭоурых аҟынтә. - Аҟәа, 1961. - 425 д. / Из истории абхазской литературы (на абх. яз.).
6. Нарҭ Сасрыҟәеи ԥшьынҩажәи зежәҩык иара иашьцәеи: Аԥсуа жәлар репос (Еиқәдыршәеит К. С. Шьаҟрыли, Б. У. Шьынқәбеи иареи еилахәны). - Аҟәа, 1962. - 366 д. / Нарт Сасрыква и его девяносто девять братьев (на абх. яз.).
7. Приключения Нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев: Абхазский народный эпос (Составлено совместно с К.С. Шакрыл и Б. В. Шинкуба). - М., 1962. - 288 с.
8. Абхазы. Историко-этнографические очерки. - 2-ое переработанное, дополненное издание. - Сухуми, 1965. - 694 с.
9. Шьоҭа Русҭавели (диижьҭеи 800-шықәсхыҵра иазкны). - Аҟәа, 1966. - 93 д. / Шота Руставели (на абх. яз.).
10. Заметки о развитии абхазской литературы. - Сухуми, 1967. - 195 с.
11. Аԥсуа жәаԥҟақәа (Еиқәдыршәеит С. Адлеибеи иареи еилахәны). - Аҟәа, 1967. - 118 д. / Абхазские пословицы (на абх. яз.).
12. Страницы исторической этнографии абхазов (Материалы и исследования). - Сухуми, 1971. - 312 с.
13. Традиции и современность (По материалам этнографии абхазов). - Сухуми, 1973. - 96 с.
14. Абхазская литература вчера и сегодня. - Тбилиси, 1973. - 126 с. (на груз. яз.).
15. Прыжок благородного оленя (К 100-летию со дня рождения народного поэта Абхазии Д. И. Гулиа). - Сухуми, 1974. - 92 с.
16. Мҩахәасҭала ахрақәа рахь (Акритикатә статиақәеи аматериалқәеи реизга). - Аҟәа, 1975. - 285 д. / Тропами к вершинам (Сборник критических статей и материалов) (на абх. яз.).
17. Абхазская литература. Краткие очерки (Совместно с X. С. Бгажба, С. Л. Зухба, III. X. Салакая и др.). - Тбилиси, 1975. - 120 с. (на груз. яз.).
18. Вопросы этнокультурной истории абхазов. - Сухуми, 1976. - 463 с.
19. Памятники абхазского фольклора: Нарты. Ацаны (Сборник статей и материалов). - Сухуми, 1977. - 199 с.
20. Традиции и современность (По материалам этнографии абхазов). - 2-ое переработанное, дополненное издание. - Сухуми, 1978. - 111 с.
21. Страницы абхазской литературы (Статьи, очерки и выступления). - Сухуми, 1980. - 250 с.
22. Дурипш (Историко-этнографический очерк). - Сухуми, 1981. - 129 с.
23. Очерки об абхазском этикете. - Сухуми, 1984. - 190 с.
24. Аусумҭақәа. Актәи ашәҟәы. - Аҟәа, 1987. - 391 д. / Труды. Книга первая (на абх. яз.).
25. Труды (Материалы и исследования по вопросам исторической этнографии абхазского народа). - Сухуми, 1988. - 338 с.
26. Зарубежные абхазы (Историко-этнографические этюды). Сухуми, 1990. - 136 с.
27. Ступени к исторической действительности (Об этнической ситуации в Абхазии XV - нач. XX вв.). - Сухуми, 1992. - 148 с.
28. Садзы (Историко-этнографические очерки). - М., 1995. - 286 с.
29. Антропонимия абхазов. - Майкоп, 2002. - 351 с.
30. Убыхи. Историко-этнографические очерки (в печати).
31. «Адыхейский» князь Инал и Абхазия. (К адыго-абхазским политическим и этнокультурным отношениям) (в печати).


СТАТЬИ И ТЕЗИСЫ

ЭТНОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ

32. Брачно-правовые нормы абхазов: Тезисы к диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Тбилиси, 1948. - 8 с.
33. Отражение в абхазской религии и мифологии роли женщины в общественной жизни // Сообщения АН ГССР. - Т. X. - Тбилиси, 1949. - №3. - С. 179-185.
34. То же // «Моамбе». - Т. X. - 1949. - №3. - С. 181-188.(на груз. яз.).
35. О новом быте в абхазской деревне (по материалам Дурнпшского колхоза) // Труды АбИЯЛИ. - Т. XXIV. - Сухуми, 1951. - С. 173-222.
36. О структуре рода в Абхазии // Тезисы докладов V научной сессии АбИЯЛИ (23 декабря 1950). - Сухуми, 1951. - С. 9-11.
37. Новый быт в колхозе Дурипш Гудаутского района // Вопросы этнографии Кавказа. - Тбилиси, 1952. - С. 53-98.
38. Аталычество у абхазов // Тезисы докладов научной сессии АбИЯЛИ (20-21 января). - Сухуми, 1953. - С. 20-21.
39. Об ошибках академика Н. Я. Марра в области этнографии Абхазии // Тезисы докладов научной сессии АбИЯЛИ. - Сухуми, 1953. - С. 23-24.
40. Уничтожение противоположности между городом и деревней в СССР и проблема ликвидации существующего различия между ними // Газета «Советская Абхазия». - 1953. - 29 мая.
41. К вопросу о матриархально-родовом строе в Абхазии (по пережиточным этнографическим данным // Труды АбИЯЛИ. - Т. XXV. - Сухуми, 1954. - С. 213-270.
42. Воспитание ребенка по обычаю аталычества у абхазов // Труды АбИЯЛИ. Т. XXVI. - Сухуми, 1955. - С. 155-204.
43. Социальная сущность аталычества в Абхазии в XIX веке // Труды АбИЯЛИ. - Т. XXVII. - Сухуми, 1956. - С. 71-125.
44. Аԥсуа қыҭа ажәытә псҭазаашьеи, аҿатә бзазареи // «Алашара». - 1956. - №1. - Ад. 81-91.   
45. Старое и новое абхазской деревни (на абх. яз.).   
46. Дурипш (опыт историко-этнографического изучения колхозного быта абхазской деревни) // Труды АбИЯЛИ. - Т. XXIX. - Сухуми, 1958. - С. 77-108.
47. Некоторые черты абхазского патриархального общества // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. - Т. XXXII. 1959. - С. 56-60.
48. О мореплавании в Абхазии в античный период и феодальную эпоху // Труды АбИЯЛИ. - Т. XXX. - Сухуми, 1959. - С. 73-90.
49. Культура (Совместно с М. М. Трапш) // Очерки истории Абхазской АССР. - Часть I. - Сухуми, 1960. - С. 38-47.
50. Абазины // Очерки истории Абхазской АССР. - Часть I. - Сухуми, 1960. - С. 97-99.
51. Культура и просвещение в XIX - начале XX вв. (Совместно с Г. А. Дзидзария) // Очерки истории Абхазской АССР. - Часть I. - Сухуми, 1960. - С. 271-293.
52. Абхазы // Народы Кавказа. Серия «Народы мира» (Этнографические очерки). - Т. II. - М., 1962. - С. 371-420.
53. Абхазы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Сухуми, 1962. - 48 с.
54. О содержании термина «Аԥсҳа» - царь Абхазии» // Труды АбИЯЛИ. - Т. XXXIII-XXXIV. - Сухуми, 1963. - С. 168-178.
55. Аԥсуа хьыӡқәа // «Алашара». - 1963. - №5. - Ад. 69-90. Абхазские имена (на абх. яз.).
56. Новые данные по истории мореходства в Абхазии // Тезисы докладов научной сессии АбИЯЛИ (30-31 января 1964). - Сухуми, 1964. - С. 8-9.   
57. Литература и печать. Искусство // Очерки истории Абхазркой АССР. - Часть II. - Сухуми, 1964. - С. 144 -158, 246-264.
58. Оn thе Еthnogenesis of the Ancient Abkhaz Tribes. - М., 1964. - 14 р. / Об этногенезе древнеабхазских племен (на англ. яз.).
То же // [Доклады VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук (Москва, 1964)]. - М., 1964. - 10 с.
59. [Выступление по докладу В. К. Гарданова об обычном праве адыгов на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук] // Труды МКАЭН. - Т. VII. - М., 1964. - С. 409.
60. Об абхазо-адыгских этнографических параллелях // Ученые записки Адыгейского НИИЯЛИ. Серия истории и этнографии. - Т. IV. - Краснодар, 1965. - С. 222-246.
61. Локализация племени убыхов и некоторые его этнические особенности // Тезисы докладов XVI научной сессии АбИЯЛИ, посвященной итогам научно-исследовательских работ 1964 г. - Сухуми, 1965. - С. 10-11.
То же // Материалы сессии, посвященной итогам археологических и этнографических исследований 1964 г. в СССР. - Баку, 1965. - С. 200-201.
То же // Тезисы докладов Туапсинской краеведческой географической конференции (4 октября 1964 г.). Туапсе и Туапсинский район. - Краснодар, 1967. - С. 168-170.
62. К абхазо-осетинским этнокультурным связям // Происхождение осетинского народа. - Орджоникидзе, 1967. - С. 215-225.
63. Некоторые вопросы кавказоведения в трудах П. К. Услара // Ученые записки Адыгейского НИИЯЛИ. Серия этнографии. - Т. VIII. - Майкоп, 1968. - С. 25-38.
64. Опыт этнической характеристики дольменной культуры Абхазии // Тезисы докладов XVII научной сессии АбИЯЛB. - Сухуми, 1969. - С. 25-26.
65. Энтузиаст этнографического изучения Абхазии // Аджинджал И. А. Из этнографии Абхазии (Материалы и исследования). - Сухуми, 1969. - С. 5 -11.
66. Территория, природные богатства, население // Абхазская АССР. К 50-летию Советской Абхазии. - Сухуми, 1971. - С. 3-7.
67. О генезисе образа верховного бога абхазов (к этнической консолидации абхазских племен) // Тезисы докладов XIX научной сессии АбИЯЛИ. - Сухуми, 1971. - С. 29-30. То же // Тезисы докладов Всесоюзной научной сессии, посвященной итогам археологических и этнографических исследований 1970 г. - Тбилиси, 1971. - С. 131-132.
68. К вопросу о древних этнокультурных связях Западного Кавказа и Малой Азии // IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук (Чикаго, 1973). Доклады советской делегации. - М., 1973. - С. 1-18. То же // Тезисы докладов. - Ташкент, 1973. - С. 89-91.
69. Ц. Н. Бжания // Бжания Ц. И. Из истории хозяйства и культуры абхазов (Исследования и материалы). - Сухуми, 1973. - С. 3-7.
70. О генезисе образа «Анцва» - верховного бога абхазов // Известия АбИЯЛИ. - Т. III. - Тбилиси, 1974. - С. 159-171.
71. Б. А. Калоев. «Материальная культура и прикладное искусство осетин». - М., 1973 [рецензия] (Совместно с Е. М. Малиа) // «Советская этнография». - 1975. №3. - С. 175-177.
72. Поиски истоков абхазской мифологии [о монографии Л. X. Акаба «Из мифологии абхазов»] // Газета «Советская Абхазия».- 1976. - 16 сентября.
73. К абхазо-кабардинским этнографическим параллелям // Национальная культура общения (Материалы конференции). - М., 1977. - С. 94-96.
74. Звуки оборвавшейся струны // Хашба И. М. Абхазские народные музыкальные инструменты. - Сухуми, 1979. - С. 3-6.
75. К вопросу о балкано-кавказских исторических связях // Известия АбИЯЛИ. - Т. X. - Тбилиси, 1981. - С. 93-105.
76. Абхазо-кабардинские этнографические параллели // Вопросы кавказской филологии и истории. - Нальчик, 1982. - С. 68-84.
77. Мотивы долгожительства в абхазском фольклоре // Феномен долгожительства. - М., 1982. - С. 41-46.
78. Из скотоводческого культа абхазов (Алышкинтр) // Известия АбИЯЛИ. - Т. XII. - Тбилиси, 1983. - С. 45-63.
79. О скотоводстве у абхазов // Земледелие и скотоводство у абхазов (Материалы к историко-этнографическому атласу Грузии). - Тбилиси, 1986. - С. 106-197.
80. Предисловие // Гарб П. Долгожители. - М., 1986. - С. 5-11.
81. Комментарий к одному документальному термину // Известия АбИЯЛИ. - Т. XIV. - Тбилиси, 1986.
82. Исторический очерк (При участии А. А. Воронова) // Абхазское долгожительство. - М., 1987. - С. 18-26.
83. Введение (Из истории изучения долгожительства в Абхазии) // Среди долгожителей Абхазии. - Тбилиси, 1987. - С. 3-11.
84. Соломон Званба и некоторые проблемы истории брака и семьи у абхазов // Этнографические параллели (Материалы VII Республиканской сессии этнографов Грузии). - Тбилиси, 1987. - С. 38-47.
85. Азеижәтәи ашәышықәсазы Аԥсны аетникатә ҭагылазаашьа аиҭакра иазкны // «Алашара», 1988. - №2. - Ад. 111-121. / Об изменени и этнической ситуации в Абхазии в ХIХ веке (на абх.яз.). То же // Тезисы докладов Всесоюзной научной сессии по итогам этнографических и антропологических исследований 1986-1987 гг. Сухуми, 1988. - С. 67-68.
86. Северо-западные пределы распространения абхазов в первой половине XIX века // Известия АбИЯЛИ. - Т. XV. - Тбилиси, 1989. - С. 80-90.
87. О М. М. Трапше [Вступительное слово на юбилейной научной сессии, посвященной 70-летию со дня рождения первого абхазского археолога М. М. Трапш] // Вопросы археологии Абхазии: Материалы юбилейной научной сессии АбИЯЛИ им. Д. И. Гулиа, посвященной 70-летию М. М. Трапш. - Сухуми, 1989. - С. 3-6.
88. Об изменении этнической ситуации в Абхазии в XIX - начале XX веков // «Советская этнография». - М., 1990. - №1. - С. 38-49.
89. Об абхазо-адыгской общности // Культура и быт адыгов. - Майкоп, 1991. - С. 6-28.
90. Предисловие // Бгажноков Б. X. Черкесское игрище. - Нальчик, 1991.-С. 5-7.
91. Предисловие // Шкрябай В. И. Видимые и невидимые нити долгожительства Ласико Курашвили. - Сухуми, 1991. - С. 3.
92. К изучению абхазского народного кодекса «Апсуара» // «Абаза». - 1997. - №2. - С. 19-22.
То же // Газета «Культура и жизнь». - 1997. - №3(13).
93. О взаимоотношении города и деревни в Абхазии в XIX и XX вв. // Абхазоведение: История. Археология. Этнология. Вып. IV. - Сухум, 2007. - С. 228-272.


ФОЛЬКЛОР

94. Абхазский миф о карликах // Тезисы докладов Всесоюзной научной сессии, посвященной итогам археологических и этнографических исследований. - Львов, 1970.
95. Аҵан [Аҭҵаамҭеи анҵамҭақәеи] // «Алашара». - 1971. - №6. - Ад. 77- 90. // Ацан (на абх. яз.).
96. О принципах составления сводного текста абхазского нартского эпоса // Известия АбИЯЛИ. - Т. I. - Тбилиси, 1972. - С. 43-57.
97. Кавказский миф о карликах // Тезисы докладов VIII Всесоюзной конференции по Древнему Востоку, посвященной памяти академика В. В. Струве. - М., 1979. - С. 46-47.
98. Об абхазских нартских сказаниях // Труды АбНИИ им. Н. Я. Марра. - Т. XXIII. - Сухуми, 1949. - С. 81-120.
99. Нартский эпос абхазцев // Тезисы докладов на совещании, посвященном нартскому эпосу народов Кавказа. - Орджоникидзе, 1956. - С. 20-23.
100. Нартский эпос абхазцев // Нартский эпос: Материалы совещания 19-20 октября 1956 г. - Орджоникидзе, 1957. - С. 91-109.
101. Героический эпос абхазского народа // «Литературная Абхазия».
- 1958. - №3 (8). - С. 260-278.
102. Мард-иԥа Мардасоу (Алако) [Ианиҵеит, акьыԥхь иазирхиеит III. Д. Инал-иԥа] // Агазеҭ «Аԥсны ҟаԥшь». - 1962. - ииуль 22. // Мард-ипа Мардасоу (Сказка) (на абх. яз.).
103. Ажәа нарҭаа рзы // Нарт Сасрыҟәеи ԥшььнҩажәи зежәҩык иара иашьцәеи: Аԥсуа жәлар репос. - Аҟәа, 1962. - Ад. 5-16. Слово о нартах (на абх. яз.).
104. Слово о нартах // Приключения Нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев: Абхазский народный эпос. - М., 1962. - С. 5-12.
105. Аԥхьажәа // Аԥсуа жәаԥҟақәа. - Аҟәа, 1967. - Ад. 3-10. Предисловие // Абхазские пословицы (на абх. яз.).
106. Исторические корни древней культурной общности кавказских народов (Опыт сравнительного изучения нартского эпоса) // Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. - М., 1969. - С. 30-68.
107. Исследование о героическом эпосе [о монографии Ш. X. Салакая «Абхазский нартский эпос», выдвинутой на соискание премии им. Д. И. Гулиа] // Газета«Советская Абхазия». - 1980.- 27 февраля.
108. Амҳаџьырра иазку жәлар рҳәамҭақәа рҟынтә [Анҵамҭақәа аԥхьажәа рыцҵаны] // «Алашара». - 1985. - №1. - Ад. 97-109. // Народные сказания о махаджирстве (на абх. яз.).
109. Нарҭаа ражәабжьқәа [Анҵамҭақәа] // «Алашара». - 1986. - №7. - Ад. 85-98. //
Нартские сказания (на абх. яз.).
110. Сто детей одной матери (по материалам абхазского нартского эпоса) // Нартский эпос и кавказское языкознание: Материалы VI Международного коллоквиума Европейского общества кавказоведов (23—25.VI. 1992). - Майкоп, 1994. - С. 48-56. Выступления в прениях VI Международного майкопского коллоквиума Европейского общества кавказоведов] // Нартский эпос и кавказское языкознание: Материалы VI Международного коллоквиума Европейского общества кавказоведов (23 -25.VI.1992). - Майкоп, 1994. - С. 225, 379.
111. Что рассказывают абхазы о древнейшем населении Абхазии и своем происхождении (материалы с комментариями) // Абхазоведение: Язык. Фольклор. Литература. Вып. II. - Сухум,2006. - С. 193-255.





(OCR - Абхазская интернет-библиотека.)




Некоммерческое распространение материалов приветствуется;
при перепечатке и цитировании текстов
указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика