Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Александр Гадло

Об авторе

Гадло Александр Вильямович
(1937—2002)
Российский этнограф-кавказовед, профессор, доктор исторических наук. Заведующий кафедрой этнографии и антропологии СПбГУ. Родился в Ленинграде. Закончил кафедру археологии ЛГУ в 1961 (научный руководитель — М. И. Артамонов). Руководил археологическими экспедициями на Нижнем Дону и в Восточном Крыму. C 1965 преподавал на историческом факультете ЛГУ, с 1968 — на кафедре этнографии и антропологии (с 1986 — профессор, с 1990 — заведующий), руководитель Кавказской археолого-этнографической экспедиции ЛГУ. Является автором более 150 научных работ.

Основные труды:
* Этническая история Северного Кавказа IV—X вв. Л., 1979.
* Этнография народов Сибири и Дальнего Востока: Учебное пособие. Л., 1987.
* Этническая история Северного Кавказа X—XIII вв. СПб., 1994.
* Этнография Средней Азии и Закавказья: Традиционная культура: Учебное пособие. СПб., 1998.
* Предыстория Приазовской Руси: Очерки истории русского княжения на Северном Кавказе. СПб., 2004.

(Источник фото и текста: http://www.ru.wikipedia.org.)

А. В. Гадло

Абхазы

(Глава из книги "Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура". - СПб: 1998)

С историей и культурой грузинского народа тесно связана история и культура абхазов, населяющих обращенную к Черному морю южную сторону западной оконечности Большого Кавказского хребта. По языку абхазы близки адыгским народам Северного Кавказа и в глубокой древности составляли с адыгскими племенами единую этно-лингвинистическую общность. Племена - предки абхазов рано стали известны письменным народам Средиземноморья. В VI-V вв. до н.э. на побережье Абхазии возник ряд греческих городов-колоний, сыгравших значительную роль в ускорении социально-экономического развития местных общин. К VIII в. н.э. абхазские племена оказались объединенными в одно раннефеодальное государство (Абхазское царство), которое включало в IX-X вв. в свой состав не только абхазов, но и население Западной Грузии. Вместе с соседними грузинскими землями Абхазия пережила подъем феодальной культуры XI-XII вв. и наступивший вслед за ним период раздробленности. В середине XV в. разделенная на отдельные владения Абхазия утратила свою независимость и до 1810 г., когда вслед за Грузией вошла в состав России, являлась окраинным владением султанской Турции.

-85-

Период турецкого владычества оставил тяжелый след в жизни абхазов: приостановилось развитие производительных сил, угасли торговля и города, общины вернулись к натуральному хозяйству и замкнулись в своих границах, страну сотрясали междоусобицы и истощала поощряемая Турцией работорговля. Стремясь помешать включению Абхазии в систему общероссийской экономики и не допустить установления культурных связей между абхазами и русскими, Турция в течение XIX в. неоднократно инспирировала эмиграцию абхазов, которая приводила к еще большему разорению страны и трагической гибели на чужбине покинувших родину семей и общин.

Предреволюционная Абхазия в начале XX в. не знала развитого промышленного производства. Это была исключительно аграрная страна, население которой занималось земледелием и скотоводством. Основными земледельческими культурами были кукуруза, завезенная в Абхазию в XVIII в., а также просо, пшеница и ячмень. Большое значение придавалось выращиванию винограда и плодовых культур. Выращивали также волокнистые культуры - лен, хлопок, коноплю, которые возделывались исключительно для домашнего потребления. Товарное значение имела только культура табака, производство которого, по мере втягивания страны в общероссийскую экономику, все более возрастало. Господствующей системой земледелия была подсечно-переложная, которая предполагала вырубку и раскорчевку горного леса. Основными земледельческими орудиями были особой формы топор на длинной рукоятке, служивший для расчистки зарослей, легкая деревянная соха с железным лемехом, железные и деревянные (самшитовые) мотыги, которые использовали для прополки, а иногда и для вспашки горных склонов. Основными тягловыми животными служили быки и буйволы. В земледельческом производстве были заняты как мужчины, так и женщины.

Скотоводство имело в основном отгонно-пастбищный характер: в течение всего года скот находился на подножном корму - летом на высокогорных альпийских пастбищах, зимой - в предгорьях и на побережье. У абхазов низменной зоны преобладал крупный рогатый скот, у обитателей горных ущелий - мелкий. Разводили также ослов и мулов, которых использовали для перевозки грузов, лошадей держали только для верховой езды. Основу пищи абхазов составляли продукты, полученные в их хозяйстве: "абыста" - крутая

-86-

каша из проса или кукурузы, "ашвха" - сыр, а также виноградное вино, плоды, овощи и т.д.

Существенное значение в хозяйстве абхазов сохраняла индивидуальная и коллективная охста. Основными объектами охоты были обитатели высокогорий: дикие козы, косули, туры. Охотники были вооружены ружьями, а для передвижения в горах по склонам и снегу имели особые железные подковы и лыжи. Охотились с собаками, широко применяли различного устройства западни и капканы. На мелкого пушного зверя и пернатую дичь охотились с помощью ловчих птиц. Древнейшим видом абхазского хозяйства было пчеловодство. В каждой усадьбе имелась пасека, где стояли ульи-дуплянки (долбленные внутри обрубки стволов). Практиковалось также и бортничество - сбор меда диких пчел.

Ремесла у абхазов не получили такого развития, как у других народов Закавказья. При господстве натурального хозяйства и неразвитости товарно-денежных отношений абхазы не могли выйти из стадии домашних полукустарных промыслов. Ткани для одежды, деревянную и кожаную утварь для хозяйства и даже порох изготавливали в каждой семье. К услугам специалиста обращались только в случае потребности в изделиях из металла. Металлические части сельскохозяйственных орудий, оружие - кинжалы, а иногда и ружья, золотые и серебряные украшения делали потомственные мастера - кузнецы и ювелиры, работавшие, как правило, на заказ и не порывавшие связи с земледелием и скотоводством.

Абхазские селения располагались в глубине страны вдали от морского побережья и напоминали селения грузин Западной Грузии. Они состояли из отдельных семейных усадеб - хуторов, разбросанных на значительном удалении друг от друга. Усадьбы состояли из нескольких несвязанных между собой жилых и хозяйственных построек, обширного двора, огорода, пашни, выгона, пасеки, покоса и т.д. Постройки обычно тяготели к территории двора, где под сенью старых деревьев, оплетенных виноградными лозами, в летний период проходила жизнь семьи, там же справлялись семейные торжества и обряды. Для абхазских селений было характерно преобладание легких построек в виде хижин, сплетенных из прутьев орешника или из камыша, обмазанных перемешанной с соломой глиной. Как правило, постройки имели округлую или овальную (близкую к квадрату или удлиненную) в плане форму. Их венчала конусообразная или

-87-

четырехскатная соломенная или камышовая крыша, которая опиралась на стоявшие снаружи столбы-подпорки. В жилых постройках делалось два входа - один против другого, окон не было. Около одной из стен в земляном полу устраивался открытый очаг, над которым подвешивали сплетенную из прутьев и обмазанную глиной трубу - дымарь. Вдоль стен располагались скамьи или нары. В усадьбе обычно было три жилых постройки: для семьи - "амацурта", для гостей - "асас-ааирта", для новобрачных - "амхара". Дом для гостей считался "большим", его старались лучше украсить. Дом для семьи считался "малым" ("амацурта" - буквально "дом обслуживания", кухня), его предшественницей была архаическая округлая хижина с центральным очагом - "акуацв", которая местами еще в начале XX в. сохранялась как подсобное строение. С 30-х годов XIX в. у абхазов появились также дощатые дома типа западногрузинской "оды" с четырехскатной крышей и галереей. Дома этого типа вначале использовали главным образом для приема гостей.

Одежда абхазов в основных чертах напоминала одежду грузин долинной области и одновременно была близка к одежде народов Северного Кавказа. В мужском комплексе наиболее характерной частью была черкеска (грузинская "чоха"). Она свидетельствовала о социальном положении хозяина. Крестьянская черкеска делалась из грубой домотканины, была короткой, не должна была иметь газырей. Черкеска феодала шилась из добротной ткани, имела удлиненные полы, газыри для нее были обязательны. Кроме черкески абхазы также носили бурки, башлыки, войлочные шапки и папахи.

В женском комплексе преобладали детали, свойственные северокавказскому костюму: длинные распашные платья, кафтаны-бешметы с металлическими застежками на груди, длинные шали. Распространен был головной убор грузинского типа с косынкой - "лечаки".

До 1864 г. верховная власть в Абхазии принадлежала княжескому роду Шервашидзе (Чачба), который возглавлял сословие абхазских феодалов: князей - "атауад" и дворян - "аамста". Основную массу населения составляли свободные крестьяне - "анхаю". Особенностями феодальных, классовых отношений в Абхазии были незавершенность оформления класса феодалов, выделения его из массы общинников и относительная немногочисленность сословия закрепощенных крестьян - "ахоую". Отношения между свободными кресть-

-88-

янами и феодалами, а также между феодалами низших степеней и владельческим родом внешне сохраняли видимость патриархальной связи, при которой слабый, младший член рода имел право на защиту и помощь от старшего и сильного. И в свою очередь, старший мог рассчитывать на материальную поддержку и преданность младшего. Земли и пастбища считались собственностью общин (обществ, селений), а леса рассматривались как собственность всего населения Абхазии. Однако по мере включения Абхазии в систему общероссийских экономических и социальных отношений феодалы все настойчивее стали требовать признания за ними прав на общинную собственность, нередко переходя к прямому захвату земель и пастбищ, увеличивали число повинностей и поборов, что вызывало взрывы антифеодальных крестьянских выступлений.

В течение XIX в. наряду с вызреванием классовых отношений в Абхазии шло формирование сельской соседской общины, которая заменила собой патриархальную, родовую. Вместе с тем традиции патриархального рода (родовая солидарность, признание общности происхождения и культа, обязанность взаимопомощи и кровной мести, экзогамия и др.) стойко сохранялись в быту абхазов. Наиболее ярким проявлением родовых отношений был обычай кровной мести, который, несмотря на практику примирения кровников посредством уплаты роду убитого "цены крови", дожил до 30-х годов XX в. Обычай кровной мести был направлен на защиту личности членов рода и был обращен исключительно против представителей других родов. Преступление, совершенное внутри рода, каралось изгнанием. Право мести принадлежало ближайшим по отцовской линии родственникам убитого, а в случае их отсутствия переходило к другим родичам, в том числе и к представителям женской линии родства. Право мести переходило от отца к сыну и в отношении него не действовал принцип давности. До совершения акта мести кровник исключался из жизни общины и семьи. На женщин кровная месть не распространялась и они не имели права мстить за кровь.

В течение XIX в. у абхазов семья все более утверждалась как основная экономическая и социальная ячейка общества. Одновременно с этим шел процесс распада больших патриархальных семей и замена их группами близкородственных малых семей - патронимиями (фамилиями). Малые семьи сохраняли бытовой уклад больших патриархальных семей с

-89-

характерным подчинением младших старшим и приниженным положением женщин. Вместе с тем в абхазской семье женщина никогда не изолировалась от общества: она не закрывала лица, участвовала в приеме гостей, могла присутствовать на собрании общины.

Для абхазов конца XIX-начала XX вв. были характерны две формы заключения брака: брак по сговору и брак посредством похищения невесты (умыкания - "амцарса"). В обоих случаях род жениха выплачивал роду невесты калым - "ачма", ценность которого зависела от материального положения и сословной принадлежности сторон. Крестьяне обязательно должны были участвовать в уплате ачмы родом своего феодала. Обычно брачные обряды растягивались на очень длительный срок - до полутора-двух лет, и требовали больших расходов. Жизнь молодой семьи начиналась в отдельном доме - амхаре и была сопряжена с выполнением сложного ритуала - "избегания" как старших членов семьи, так и друг друга. Ряд ритуальных запретов женщина как представительница другого рода должна была соблюдать в доме мужа всю жизнь.

Религиозные воззрения абхазов, несмотря на длительное воздействие православия (с VI в.) и усиленное насаждение ислама (в течение XV - XVIII вв.) сохранили относительно стойкую систему языческих представлений о мире, возникших на ранних этапах развития родового строя. Верховным божеством абхазского языческого пантеона был Анцва - творец и покровитель всех явлений природы. Своих особых покровителей имел каждый вид деятельности - охота, скотоводство, земледелие, женские ремесла, кузнечное дело. Им приносили жертвы, обычно связанные с тем видом деятельности, которому они покровительствовали, и совершали обращенные к ним мольбища. Особым почитанием пользовался покровитель кузнечного дела Шашва, причем в каждом роде имелись особые жрецы этого божества, нередко одновременно бывшие и профессиональными кузнецами. У абхазов имелись и развитые демонологические представления: они верили в духов - хозяев земли и воды, в духов - хозяев гор, рощ, деревьев. Существовал у них также культ бога - громовержца Афы. Каждый род и семья имели своих духов - покровителей, с культами которых (культ предков) были связаны сложные запреты, магические обряды. Наряду с христианскими (у южных абхазов) и мусульманскими (у север-

-90-

ных) служителями культа каждый род имел жрецов, руководивших языческими обрядами.

К началу XX в. Абхазия представляла собой одну из наиболее отсталых частей Кавказа.

В 1921 г. было провозглашено образование Абхазской ССР, которая заключила союзный договор об ее объединении на федеративных основах с Грузинской ССР. В 1931 г. Абхазская ССР была преобразована в автономную республику в составе Грузии. В 1990 г. была принята Декларация о восстановлении государственного суверенитета Абхазии.

-91-

-------------------------------------------------------------------------------------

(Печатается по изданию: Гадло А. В. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура. Учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. С. 85-91.)

(Материал взят с сайта: http://www.vpn.int.ru.)

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика