(Источник фото: альманах ЮЖНЫЙ КАВКАЗ, № 2, 2012.)
Об авторе
Джикирба Эля
Музыковед, окончила Тбилисскую консерваторию. Балуется дизайном, собирает современную живопись, в первую очередь - художников Абхазии. Имеет собственный блог. В литературном издании публикуется впервые. С 2001 года живет в Москве. |
|
|
|
Эля Джикирба
Рассказы
СМЕРТЬ МЁРТВОГО
Реплика по поводу дня кончины Брежнева Для меня Брежнев всегда был мертвецом. Живые так не разговаривают. Он механически открывал прикреплённую челюсть, и из неё вылетали склеенные наспех слова–мякиши. В какой-то момент челюсть буксовала, и мертвец, с трудом расшатывая заевшие клёпки, всё-таки выталкивал очередное слово из чёрного зева. Когда он шёл, не сам, конечно, а с помощью ассистентов, чувствовалось, как труден для него каждый шаг. Я росла впечатлительной. Для меня и события попроще имели значение, а тут – живой мертвец! Я как завороженная смотрела на неуклюжую мумию. Застыв в трансе, слушала вылетавшие из неё слова. Мёртвый живой Брежнев. Плоть от плоти порождение безвременья, в качестве пищи впитывающее в своё бесплодное чрево пустые прилавки и рулоны туалетной бумаги. Его подлинная, физическая смерть удивила. Разве мертвые умирают? Помню дикую скуку. Пыль в воздухе от развеянного праха. Трудно дышать. Трудно думать. Нечего говорить. Хочется спать.
ЦИТАТА
Прочла фразу в одном комментарии. «..Она читает книгу, а ты уходишь в другую комнату». Поразила её смысловая глубина. И хотя фраза была произнесена совсем по другому поводу, захотелось расширить её рамки, заглянуть вовнутрь. Получилось размышление. На тему иссушающего дыхания одиночества и живительной силы любви. «Она читает книгу, а ты уходишь в другую комнату». Сколько народу так живёт! Она смотрит на небо, он - на проезжающий мимо автомобиль. Спрашивает её. - Ты видела? Она в ответ. - А ты? И если они находят общий язык – значит, они не просто вместе. Они – единомышленники. Если же нет, то «она читает книгу, а он уходит в другую комнату». А что делать, когда нестыковка становится невыносимой? И слышен треск ломающихся перегородок? И оба всё время вдвоём, но бесконечно далеки друг от друга? Например, она - оазис. Журчит ручей, колышутся на сухом ветру пальмовые листья, поют птицы. А он - высохшее русло. Бегут по нему трещины в разные стороны. Ползают змеи. Трескаются от жажды губы. Можно и наоборот, поменять их местами. Какая, в сущности, разница? Главное не в том, кто из них двоих оазис, главное - чтобы он был. Тогда и высохшее русло рано или поздно оживёт, и уползут в свои норы змеи, и станет влажным облизывающий губы язык. Любовь между двумя – это в первую очередь любовь одного из них. И тогда, даже если «она читает, а он вышел в другую комнату»... Они вместе. Навсегда.
ПАТРАХУЦА
Моё мировоззрение формировалось в среде, представлявшей из себя странную смесь из не подлежащей сомнению любви к коммунизму, его вождю Ульянову-Ленину и великому советскому государству, и ненависти к большевикам, отнявшим у моей семьи всю землю. А ещё к проклятому Ленину и страшным Сталину и Берии, лично убившим моего шикарного деда в 1937-ом году, когда моему будущему папе было семь лет. Любовь к большевикам и Ленину формировалась матерью. Ненависть к ним же – бабкой. Приезжая на всё лето в село, наполненная прекрасными сказаниями о Ленине в шалаше и в Горках и страстным желанием оживить его, если вдруг в руки попадёт волшебная палочка, я с ходу погружалась в жёсткий, непоколебимый в сознании своей правоты мир экспроприации земель, доносов соседей, никогда не проходящей ненависти и мстительного желания свести счёты с давно почившими врагами. Это был мир погибшего в тбилисской тюрьме красивого человека, молча взиравшего на меня с большого, обрамлённого бархатной рамой портрета. Моего деда. Я разрывалась между любовью к ним обоим. К Ленину, такому доброму, любящему всех детей в мире, с морщинками вокруг весёлых глаз. И к нему. Человеку с портрета. Красавцу почти двухметрового роста, щёголю и гедонисту, любителю книг и живописи, знатоку всех трав в регионе, потомственному знахарю. Глядя на его портрет, моя старая бабка всегда повторяла одно и то же: – Днеитаргааит Ленин! Что в переводе с абхазского означало страшное: – Чтобы его вырыли из земли обратно. Пожелание эксгумации было самым мрачным из обильного реестра проклятий бабки, и она щедро пользовалась им в ключевые моменты обсуждения семейных хроник. Ей, моей бабке, было невдомёк, что её мрачное проклятье давно осуществлено, причём - в самом прямом смысле, а несчастный Ленин уже много десятилетий лежит посреди огромного гулкого поля в виде восковой куклы. Когда ей говорили об этом, она не верила. Погружённый в авторитет ритуала разум отказывался принимать уродливую правду. Помню, как впервые услышав от бабки проклятье в адрес любимого вождя, я, маленькая, кричала и плакала. Помню её удивлённый ответный взгляд. Периодически она выводила меня за околицу и показывала на лежащие вокруг возделанные поля. – Смотри. Это всё было нашим. Здесь был сад. Всё отняли большевики. Ленин отнял. Я начинала спорить, доказывая, что Ленин был самым добрым и лучшим и сделал революцию, чтобы мы все жили счастливо. Она усмехалась в ответ. Интересовалась: – И что хорошего я видела от Советской власти? Работа, работа, работа! Всю жизнь! В колхозе как проклятая работала, бесплатно. – Почему бесплатно, бабуля? – Жена врага народа была. Разве это счастье? Я что–то лепетала, оправдываясь. Про будущее. Про всемирную революцию. Про моё счастливое детство. Она скептически усмехалась. А на следующее лето всё начиналось сначала, но с дополнениями, которые уже мог воспринимать мой год от года взрослевший мозг. Меня поимённо знакомили с теми, кто написал донос на деда. С удовлетворением наблюдали за цепочкой несчастий, преследовавших семью главного, уже очень старого к этому времени, зачинщика (в амбаре повесилась жена, через год на этом же самом месте – дочь). Вновь проклинали Ленина, Сталина и Берию. Она ушла из жизни, даже не подозревая о том, что главным доносчиком на её мужа был совсем другой человек. А вскоре пришло время переоценки ценностей. Но рождённые перестройкой перевёртыши не стали для меня неожиданностью, а те потоки информации, которые шокировали людей, оказались естественными и ожидаемыми, и мне, подготовленной её воспитанием, не пришлось трудиться над собой. Кстати, в такой же жгучей смеси непреодолимостей формировалось и моё религиозное мировоззрение. В семье и школе царил атеизм. Бога нет. В церковь ходят старухи и уроды. Ты крещёная, потому что так принято. Это не религия, а обычай. Пасха? Да, на Пасху красят яйца. Пекут куличи. Накрывают стол. Но это просто обычай. Не праздник. Праздник у нас позже, на Первое мая. И тут же, в деревне у бабки – смесь из запретных выражений. Шокирующие странной экзотической красотой ритуалы. Тлеющие угли под празднично накрытым столом. Уважение к святилищам – далёким и неведомым. Удивительные отношения с Богом. Она могла выйти на середину двора в летнюю засуху и выругать его за плохое поведение. Рассказываю ей об Иисусе. – Кто это? - спрашивает она. – Его сын - объясняю я. Недоумённое пожимание плечами в ответ. – Какой сын? Чей сын? Ничего не знаю об этом и не хочу знать. И всегда оно, волшебное с детства, выражение: «Далеко, как Патрахуца». – Бабуля, а где это, Патрахуца? – Далеко. – А где далеко? – Не знаю, где. Очень далеко. Попасть в Патрахуцу было жгучей мечтой. Как в Шамбалу. Но про Шамбалу я уже потом, через много лет, поняла. А вот в Патрахуцу попала вскоре после войны. Долго ехали по разбитым дорогам. Всё время вверх. – Приехали. Ты вроде хотела увидеть. – Что? – Патрахуцу. – Где? – Да вот она, перед тобой. Боже, какое жестокое разочарование! Заурядное абхазское село, буйная непричёсанная зелень, выцветшая кукуруза в огородах. Поднялась на небольшой пригорок. И развернулась передо мной панорама, от которой захватило дух. Слева – снежные шапки гор. Под ними – Бедийский храм. В сизой дымке бесконечной дали – Гал. Мир – как на ладони. Зазвенели колокола, заиграла небесная музыка, и нахлынуло на меня моё детство. С бесконечными жаркими днями и усеянными крупными звездами небесами над головой. Услышала я бабкин голос, зовущий в Патрахуцу. Ответила ей. Я здесь, бабуля. (Опубликовано: альманах ЮЖНЫЙ КАВКАЗ, № 2, 2012. С. 54-68.)
(Материал взят с сайта: http://www.international-alert.org/)
|
|
|
|
|
|