Мери Хашба
Жизнь яркая и красивая
Хашба Инна Мушниевна (1938-1967)
Одной из характерных примет нашего времени становится все возрастающий интерес к фольклору, к музыке народной традиции, стремление не только зафиксировать, но и теоретически осмыслить роль и значение фольклора в культурном развитии народа.
Шедевры музыкального гения народа, создаваемые на протяжении столетий, это такие же памятники мировой культуры, как и выдающиеся образцы зодчества и ваяния, литературного и живописного искусства, как бессмертные творения Микельанжело и Рафаэля, Пушкина, Данте и Шекспира. Они требуют тщательного изучения и бережного отношения с целью сохранения живой связи времен, духовной преемственности поколений.
Примечательно, что свою первую и к великому сожалению последнюю монографию молодой и талантливый музыковед Инна Хашба, чья жизнь неожиданно оборвалась, посвятила исследованию абхазских народных музыкальных инструментов.
На основе выявленного материала в результате многочисленных экспедиций по районам Абхазии Инна Хашба в монографии представила богатую разновидность музыкального инструментария абхазов.
Учитывая происхождение, пути развития и совершенствования, их назначение и связь с жизнью народа Инна Хашба не ограничивается описанием внешнего вида и формы инструмента или обмером отдельных его частей, она дает спектрический анализ извлекаемых на инструменте звуков, воссоздающий их первозданное звучание, что является огромным достижением исследователя.
В исследовании большое место уделено силе эмоционального воздействия музыкального инструмента и его роли в духовной жизни абхазского народа. Благодаря чему становится ясна история каждого из них, сфера их распространения, техника игры, репертуар, характерный для каждого из них, и занимаемое место в музыкальном быту абхазов.
Это особенно относится к первой главе монографии, в которой представлены струнные инструменты, среди них выделяется абхазский народный струнно-смычковый инструмент апхьарца, число разновидностей которого автором выявлено до тридцати.
Тонкие наблюдения и знание этнографического материала помогли Инне Хашба выявить характерные черты инструмента, которому народ предписывал магическую силу, врачевательную функцию, способность вызвать дождь, вылавливать душу утопленника или упавшего со скалы или дерева.
Особый интерес вызывает и показанное в монографии широкое применение апхьарцы в боевом обиходе. Как пишет И. Хашба: "по единогласному утверждению старейших сказителей, апхьарца имела широкое применение в боевом обиходе и это вполне вероятно, т. к. военными инструментами того или иного народа являлись именно те, которые были общеупотребительны в народе". Более того, И. Хашба связывает происхождение апхьарцы с эпохой военной демократии, о чем свидетельствует этимология слова апхьарца, этимологизируемая автором как побуждающая идти вперед.
Огромный интерес представляют и выводы И. Хашба, касающиеся происхождения арфовых на Кавказе. В отличие от утверждений В. Абаева и Б. Калоева о проникновении арфовых на Кавказ из Малой Азии в скифо-сарматскую эпоху, И. Хашба, ссылаясь на фольклорный, археологический и музыковедческий материал, a также на высказывание Плутарха, считает, что кавказские арфы по своему устройству более раннего типа, нежели арфы того народа, которые считают В. Абаев и Б. Калоева были распространителями этих инструментов на Кавказе.
С таким же блеском и знанием предмета написаны и две следующие главы, в первой из которых представлены духовые инструменты - ачарпын, ашьамшьыг и абыкь, а во второй - ударные инструменты - аинькьага и адаул.
Инна Хашба показала огромную любовь к родному народу и его искусству. Однако она национально не ограничена и не придерживается исключительной своей нации. И. Хашба с глубоким уважением относится к искусству других народов. Интересуясь вопросом взаимосвязи и взаимовлияний народных культур, рассматривала их в свете исторической закономерности.
И. Хашба обращается к национальным музыкальным инструментам черкесов, кабардинцев, адыгейцев, карачаевцев, грузин, осетин и других народов.
В процессе сравнительного изучения абхазских народных музыкальных инструментов с подобными же инструментами адыгских племен пишет И. Хашба - наблюдается их сходство как внешнее, так и функциональное, подтверждающее генетическое родство этих народов. Такое сходство музыкального инструментария абхазов и адыгов дает основание полагать, что они или их прототипы возникли в очень давнее время, по крайней мере, еще до дифференциации абхазо-адыгских народов. Первоначальное же назначение, которое они пережиточно сохранили в памяти по сей день подтверждает эту мысль и это следует считать одним из значительных достижений труда Инны Хашба.
Монография представляет огромный научный интерес, о чем свидетельствуют рецензии и высказывания выдающихся музыкантов с мировым именем: А. Даниелу, Э. Эмсхаймера, К. Верткова.
"Прошу принять благодарность за присылку ценной, полной знаний публикации Инны Хашба "Абхазские народные музыкальные инструменты". Как печально, что автор умерла столь молодой. Она работала хорошо и с научной точностью. Что она могла бы еще сделать, если бы ее не постигла преждевременная смерть", - писал директор музыкально-исторического Музея в Стокгольме, профессор Э. Эмсхаймер.
"Дорогая Мери, пишет Заур Haлоев. Скорблю, что такая талантливая и удивительно красивая сестра Ваша так рано умерла. Утрата велика как для Вас, так и для всей Абхазии".
Трогательные строки посвятил Инне Хашба народный поэт Абхазии Баграт Шинкуба:
Угасшая до срока, акварахимдза,
Тобою жизнь могла бы так гордиться!
Но нет тебя. Лишь в книге твоей живо
Все то, во что ты жизнь вложила.
На каменной плите Эвариста Галуа, отдавшего жизнь за Французскую Республику в возрасте 20 лет и в ночь накануне гибели написавшего несколько страниц алгебраических уравнений, сделавших его одним из величайших математиков всех времен, эпитафия: "Каждый человек приходит в этот мир с ниспосланной Всевышним определенной миссией, и когда он выполняет эту миссию, он уходит из жизни".
Грустно, больно и обидно, что так коротка была жизнь Инны Хашба, но жизнь ее была, как и она сама, яркая и красивая!
------------------------------------------
(Опубликовано: "Колокол". – Сухум: 2001. № 4.
(Перепечатывается с сайта: http://dpashka.narod.ru.)