Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Послесловие

Тяжелейшее положение, в котором оказался абхазский народ в результате колониальной политики царизма, натиска Грузинской демократической республики, а затем и казарменного социализма сталинско-бериевского образца, вынуждали его постоянно бороться за свое существование на этнической карте мира.
Для национального самосознания абхазов наиболее тягостным оказалось попрание суверенных прав Абхазии, ликвидация независимой советской республики и низведение ее статуса в 1931 г. до уровня автономной республики в составе Грузии. В условиях сталинского унитаризма это имело трагические последствия. В течение десятилетий абхазский народ был лишен возможности влиять на политические, экономические, демографические, культурные и другие социальные процессы, протекавшие в Абхазии, что для коренного народа имело по существу этноразрушающий характер.
Эта опасность была осознана народом еще в 1931 г., когда состоялся многодневный общенациональный абхазский сход, выразивший недоверие Советской власти и правительству. В защиту прав народа и абхазской государственности подали свой голос в 1947 г. и видные представители абхазской интеллигенции Г.А.Дзидзария, К.С.Шакрыл, Б.В.Шинкуба, направившие письмо-протест в адрес ЦК ВКП(б). Последующие вехи абхазского национального движения были отмечены массовыми выступлениями 1957, 1965, 1967, 1978, 1989 годов. В истории абхазского народа они остаются важными ступенями национально-политического возрождения. Вместе с тем эти и другие пережитые коренным народом события отражались и на общем психологическом климате всего многонационального населения Абхазии — русских, грузин, греков, украинцев, армян, турок, евреев, крымских татар, эстонцев, немцев, болгар...
Отечественной и мировой общественности мало известно о событиях 1978 года в Абхазии, которые были тесно связаны с принятием брежневской Конституции СССР (7 октября 1977 г.). На ее основе были утверждены и новые конституции союзных (Конституция Грузинской ССР принята 14 апреля 1978 г.) и автономных республик. Однако Конституция Абхазской АССР, вопреки воле абхазского народа, вступила в силу лишь 6 июня 1978 г., т. е. позже всех других конституций в стране, на внеочередной сессии Верховного Совета, которая проходила в здании Абхазского обкома КП Грузии, окруженного войсками.
В ходе обсуждения Конституции Абхазии в республике проходили народные сходы и забастовки в городах Сухуми, Ткварчели, Гагра, в селах Лыхны, Поквеш, Бзыбь. Абхазский народ требовал включить в проект своей Конституции особую статью о праве на свободный выход Абхазской АССР из состава Грузинской ССР.

401

Еще в конце 1977 г. в союзные органы, в частности в ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР, было направлено коллективное письмо 130 представителей интеллигенции и видных общественных деятелей Абхазии, в котором ставился вопрос об осложнении межнациональных отношений в республике и элементах бериевщины в политике ЦК КП Грузии.
ЦК КПСС передал это письмо в ЦК Грузии, а последний направил его в Абхазский обком партии для реагирования. Вопрос обсуждался 18 марта 1978 г. на собрании партийного актива Абхазии, и материалы его были опубликованы в местной периодической печати. На собрании актива коллективное письмо было расценено как «аполитичное, клеветническое», «извращающее как суть, так и смысл курса ЦК Компартии Грузии по отношению к Абхазской АССР, проводимого в последние годы».
ЦК КП Грузии в постановлении от 25 апреля 1978 г. «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры Абхазской АССР, усилению организаторской и идейно-воспитательной работы среди трудящихся автономной республики» осудил действия Абхазского обкома партии и признал, что, действительно, в развитии экономики и культуры Абхазской АССР имели место существенные недостатки и просчеты. «Наслоение от ошибок, допущенных в прошлом по отношению к абхазской нации, — говорилось в постановлении, — крайне недостаточная осведомленность..., а также неурегулированность ряда проблем в настоящее время послужили поводом для составления коллективного письма, отправленного в союзные органы в декабре 1977г....» Далее в постановлении отмечалось, что Абхазским обкомом партии, отдельными областными и республиканскими ведомствами не всегда учитывались местные национальные особенности. В принятом постановлении также говорилось, что из-за бесконтрольности обкома партии и отделов ЦК КП Грузии печать и издательства допускали «серьезные ошибки в публикациях материалов, связанных с историографией и проблемами патриотического и интернационального воспитания».
1 июня 1978 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем развитии экономики и культуры Абхазской АССР». Однако выполнение ряда пунктов, намеченных постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ЦК КП Грузии, затянулось. Об этом много говорилось на пленумах Абхазского обкома партии и в правительстве республики. Не выполнены до сих пор такие важные пункты постановления ЦК КП Грузии и правительства СССР, как строительство нового здания АГУ, Дома телевидения, не завершено строительство объездных дорог в городах Сухуми и Гагра. Так и осталось на бумаге постановление ЦК КП Грузии по восстановлению наименований населенных пунктов Абхазии. В нем подчеркивалось: «Президиуму Верховного Совета Грузинской ССР, Президиуму Вер-

402

ховного Совета Абхазской АССР с широким привлечением соответст вующих научных учреждений и представителей общественности решить все спорные вопросы по топонимике Абхазской АССР».
События, которые имели место в связи с обсуждением Конституции Грузинской ССР и Абхазской АССР, стали предметом обсуждения пленума ЦК КП Грузии (июнь 1978 г.). В принятом постановлении говорилось о необходимости и в дальнейшем «постоянно держать в поле зрения проблемы развития национальных отношений..., не допускать неуважительного отношения к национальному достоинству людей, к национальным особенностям, решительно выступать против проявления национального эгоизма, кичливости и ограниченности».
Основные идеи и программные цели абхазского национального движения выкристаллизовывались постепенно. Первоначально радикальное решение накопившихся проблем виделось в выходе Абхазской автономной республики из состава Грузинской ССР с последующим ее включением в состав Российской Федерации.
Ныне абхазским национальным движением сформулировано требование обретения Абхазией некогда утраченного статуса самостоятельной республики. 18 марта 1989 г. произошло событие, которое уже вошло в анналы абхазской истории. В этот памятный день на исторической поляне Лыхнашта собралось более 30 тыс. человек, которые единогласно заявили о назревшей необходимости пересмотра статуса республики в составе Советской Федерации. Речь шла о восстановлении ССР Абхазии, существовавшей с 1921 по 1931 год. Это был беспрецедентный акт подлинного всенародного волеизъявления, под которым подписались и представители других национальностей, проживающих в Абхазии.

403

Процессы, происходившие в нашей стране, дали новый импульс стремлению абхазов воспользоваться неотъемлемым правом любого народа самому определять свой политический статус. К сожалению, надежды на развернутую партией очередную кампанию, якобы ставившую своей целью разрушение созданной Сталиным административно-командной системы, оказались напрасными. Цепь кровавых событий, вызванных межнациональными противоречиями, совершенно очевидно указала на то, что для действительного отказа от сталинского наследия прежде всего следует пересмотреть основу национально-государственного устройства СССР. Однако руководство страны, исходя из ошибочных политических интересов, пыталось вновь загнать проблему вглубь. Именно поэтому письмо, направленное в 1988 г. представителями абхазской общественности в адрес XIX партконференции, и на этот раз осталось без должного реагирования. Тогда из лиц, направивших письмо на XIX партконференцию, была выделена инициативная группа по созданию организации, способной защитить интересы абхазского народа, отстаивать интересы многонационального населения Абхазии. 13 декабря 1988 г. состоялся I съезд организации, получившей название Народный форум Абхазии «Аидгылара» («Единение»).

Вылившиеся в июле 1989 г. в кровавый конфликт абхазо-грузинские противоречия не носят этнического характера. Они протекают на уровне «идеологической конфронтации» и «политического противоборства». На этот очень важный момент обратили в свое время внимание и известные правозащитники В.Максимов, В.Чалидзе, видные представители творческой интеллигенции России. Одним из первых проблему абхазо-грузинских отношений затронул академик А.Д.Сахаров. Так, в актуальном интервью, опубликованном после столкновения в Абхазии, он впервые ознакомил широкого читателя со своей концепцией национально-государственного переустройства страны на основе подлинного равноправия народов, а не деления их на ранги. «Мы получили в наследство от сталинизма имперскую систему с имперской идеологией, — отмечал в июле 1989 г. Сахаров, — с имперской политикой «разделяй и властвуй». Систему угнетения малых республик и малых национальных образований, входящих в состав союзных республик, которые таким образом сами превращались в империи меньшего масштаба... Я предлагаю конфедерацию. Всем республикам — союзным и автономным, автономным областям, национальным округам надо предоставить равные права с сохранением нынешних территориальных границ. Все они должны получить максимальную степень независимости. А начинать надо, повторяю, с полного демонтажа имперской структуры. Только так можно решить национальную проблему в малых империях, которыми по существу являются союзные республики — например, Грузия, включающая в свой состав Абхазию, Осетию и другие национальные образования».

404

Концепция А.Д.Сахарова легла в основу многих документов Народного форума Абхазии и получила полную поддержку абхазского народа.
О событиях 1989 г. академик А.Д.Сахаров в своих воспоминаниях отмечал: «В первых числах апреля в Тбилиси проходили митинги, поводом для которых послужили требования абхазцев об отделении Абхазии от Грузии... Абхазцы составляют в Абхазии меньшинство — как они утверждают, в значительной мере в результате политики «грузинизации». Абхазцы недовольны существующим положением и выразили свои требования на многотысячном митинге в древнем центре Абхазии Лыхны. Но большинство грузин (мы имеем возможность в этом убедиться) считают недопустимым изменение существующего положения — как по экономическим причинам, так и из-за опасений за судьбу грузинского большинства в Абхазии. Я скорей считаю оправданной позицию абхазцев. Мне кажется, что с особенным вниманием надо относиться к проблемам малых наций, свобода и права больших наций должны осуществляться не в ущерб малым».
Следующий после Лыхненского обращения этап национального движения — принятые 25 августа 1990 г. сессией Верховного Совета Абхазии Декларация «О государственном суверенитете Абхазской ССР» и постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии».
Стремление Абхазии и ее многонационального народа к свободе и независимости встречает противодействие со стороны государственных и многих неофициальных структур Грузии, которые демонстрируют тем самым ограниченность нынешнего этапа национального движения в республике. Провозгласив конечной целью движения достижение Грузией полной свободы и независимости, ее идеологи отказали в этом другим народам.
Вместе с тем в среде грузинских интеллигентов в последнее время стали находить понимание сложные проблемы Абхазии. Об этом свидетельствует, в частности, позиция Председателя Социал-демократической партии Гурама Мучаидзе, открыто высказанная им в прессе. К равноправию Абхазии и Грузии на конфедеративной основе призывают другие видные ученые и общественные деятели Нико Чавчавадзе, Ираклий Шенгелая...
Сегодня в республике активно действует новая политическая сила — блок общественно-политических организаций и движений Абхазии «Союз», в который входят Народный форум Абхазии «Аидгылара», Сухумское общество интернационалистов, Народный союз «Абхазия», Армянское культурно-благотворительное общество «Крунк», Демократическая партия Абхазии, Общество русской культуры «Славянский дом», молодежная организация «Нартаа».
Блок представляет собой объединение, призванное отразить политические устремления всего многонационального населения Абхазии.

405

В сфере политики он выступает за полную реализацию положений Декларации о государственном суверенитете Абхазии. Абхазия должна стать независимой, суверенной республикой, обладать всем объемом конституционных полномочий. Блок выступает за полное равноправие всех этнических общин в политической, экономической, социальной и культурной жизни республики, руководствуется в своей деятельности Декларацией прав человека, полностью поддерживает стремление коренного абхазского народа к национально-государственному самоопределению и готов оказать ему в этом всестороннюю поддержку. Блок «Союз» считает, что в нынешних условиях главной задачей национальной политики является урегулирование грузино-абхазских отношений, которое должно основываться на конструктивном сотрудничестве по созданию новой государственности Абхазской республики.
Сейчас очень многое перекликается с событиями «смутного времени» 1917-1921 гг. Так, происходит стремительная консолидация народов Северного Кавказа и Абхазии. Фундамент этого движения был заложен в Сухуме 25-26 августа 1989 г. (после июльского абхазо-грузинского конфликта) на I съезде горских народов Кавказа, который сформировал Ассамблею горских народов Кавказа (АГНК) по аналогии с Союзом объединенных горцев Кавказа 1917 года.

406

Важным этапом пробуждения явился II съезд АГНК, проходивший 13-14 октября в Нальчике. На нем было заявлено, что наступает период практических задач по осуществлению программы нового государственного устройства Северного Кавказа и Абхазии. Было сказано о единстве горских народов Кавказа, получившем свою реализацию 11 мая 1918 года с провозглашением независимости Северо-Кавказской республики.
После этого съезда произошли большие события. Вслед за развалом СССР, наметился распад Российской Федерации. Гибель больших империй неизбежно ведет к ликвидации и малых, так называемых бывших «союзно-республиканских» империй, которые переживают в настоящее время состояние агонии.
Решительность чеченского народа, провозглашение независимой Чеченской республики и выборы президента в октябре 1991 года подняли на новый уровень движение горцев Кавказа.
На фоне бурных политических процессов в Чечне проходил в столице Абхазии III съезд АГНК (1-2 ноября 1991 года). В нем приняли участие полномочные представители абазинского, абхазского, аварского, адыгейского, ауховско-чеченского, даргинского, кабардинского, лакского, осетинского (Северная и Южная Осетия), черкесского, чеченского, шапсугского народов. На съезде была создана Конфедерация горских народов Кавказа (КГНК), подписан Договор и принята «Декларация о Конфедеративном союзе горских народов Кавказа». Съезд принял решение сформировать Кавказский парламент, Третейский суд, Комитет обороны, Комитет Кавказских Сообществ и другие структуры конфедерации, штаб-квартирой которой был определен город Сухум.
3 ноября 1991 года в древнем селе Лыхны состоялись церемония подписания принятых съездом документов и первое заседание Кавказского парламента.

407

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика