М.А. Исалабдулаев. Мифология народов Кавказа (обложка)

Об авторе

Исалабдулаев Магомед Абдулаевич
Кандидат исторических наук, г. Махачкала.





М. А. Исалабдулаев

Мифология народов Кавказа

Абдал, в мифологии аварцев, даргинцев, цахуров бог охоты, покровитель туров, диких коз, оленей. Согласно поверьям, заботится о диких животных, ограничивает отстрел зверей, жестоко карая охотника, нарушавшего ограничения. По поверьям лакцев, Абдал мешает убить зверя, отклоняя палкой стрелы (или пули) охотника, если перед охотой ему не вознесена молитва. В случае удачи Абдалу приносили в жертву сердце и печень убитого животного, а кости не выбрасывали – по ним Абдал оживлял зверя. Кроме того, Абдал вынимает из утробы женщины еще не родившего ребенка, чтобы сделать его пастухом туров.

Абнауаю («лесной человек»), в абхазской мифологии огромное злое чудовище, отличающееся необычайной физической силой и свирепостью. Тело Абнауаю покрыто длинной шерстью, у него огромные ногти, глаза и нос как у людей. Обитает в дремучих лесах. Встреча с ним опасна, на груди у Абнауаю топорообразный стальной выступ: прижимая к груди жертву, он рассекает ее пополам.

Абд Дзуары, в осетинской мифологии божество, живет на небе, иногда появляется на земле в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями, освещающей путь. От Абд Дзуары зависит урожай хлебных злаков, увеличение поголовья домашнего скота, избавление людей и животных от болезней.

Агач Киши (Агъач киши), в мифологии карачаевцев и азербайджанцев «лесной человек». Представлялся в образе существа обоего пола, имеющий промежуточный облик между человеком и обезьяной. Иногда надевает на себя выброшенную людьми одежду, боится собак.

Агулшап, в абхазском нартском эпосе дракон, завладевший водными источниками и за разрешение пользоваться водой требующий в виде дани красивую девушку. В борьбу с ним вступает герой Сасрыква. Ему удается отсечь голову у чудовища, но на ее месте тотчас же отрастает новая; лишь когда Сасрыква догадывается присыпать это место золой, Агулшап оказывается побежденным.

Агуна, в грузинской мифологии божество-покровитель виноградарства и виноделия. Его молили об урожае и защите виноградников от града.

Агунда, героиня осетинского нартского эпоса, дочь владыки Черной горы Сайнаг- Алдара. Агунда не имеет себе равных по красоте и изяществу. Виднейшие нарты добиваются тщетно ее руки, юный Ацамаз сумел игрой на золотой свирели очаровать Агунду.

Агызмал, в абхазской мифологии оборотень. Существовало поверье, что почти в каждом селе один или двое из его жителей - Агызмал (мужчина или женщина). В облике животного передвигается по ночам, причиняя вред односельчанам, наводя порчу на скот.

Адау, в абхазской мифологии исполин, людоед. Его появление сопровождается ураганом, громом, молнией. Имеет много голов (три, семь, девять, двенадцать). Также Адау – хозяин огня или водного источника из-за которого вступает с ним в борьбу герой и побеждает его благодаря превосходству ума.

Аджныш, в абхазской мифологии дьявол, от которого исходят все людские несчастья. Аджныш, преследуемый богом Афы (отчего происходят гром и молния), прячется от него под деревьями, иногда в жилых и нежилых помещениях. Согласно поверьям, Афы лишь пугает Аджныша, убить его он не может из-за того, что тот – сын его сестры. Преследование Аджныша прекратиться лишь с концом света, когда он окончательно будет побежден.

Аерг, Аирг, в абхазской мифологии божество, защищающее людей от опасностей, подстерегающих их на войне, на охоте, в пути.

Ажвейпш, у абхазов божество охоты, покровитель диких животных. Его обычно представляют глуховатым старцем. Дочери Ажвейпша, стремясь завлечь неженатых молодых охотников, просят отца дать добычу тому, кому он еще не давал, но тугой на ухо Ажвейпш наделяет добычей одних и тех же бывалых, опытных охотников.

Аза, в мифологии ингушей и чеченцев богиня, дочь солнца, покровительница всего живого. В некоторых вариантах Аза - мать солнца.

Айтар, у абхазов божество плодородия, покровитель домашнего скота. К Айтару обращали свои молитвы пастухи, приносили ему в жертву козлов и баранов, клялись его именем.

Аларды, в осетинской мифологии властелин оспы. Живет на небе, откуда спускается по золотой лестнице. Он изображается красным или светлым крылатым чудовищем, наводящим страх на людей. Чтобы умилостивить Аларды, его называли светлым, золотым, приносили ему в жертву белого барашка и просили об избавлении детей от оспы. Албасты, в мифологии кумыков (албаслы, къатын), балкарцев и карачаевцев (алмысты) злой демон, связанный с водной стихией. В кумыкских мифах у Албасты есть муж. Считалось, что Албасты может послать болезнь, ночные кошмары, но в особенности вредит роженицам и новорожденным. У карачаевцев, балкарцев, ногайцев, кумыков считалось, что усмиренная Албасты помогает по дому.

Али, в грузинской мифологии злые духи, вредящие роженицам, новорожденным, одиноким путникам и другим людям. Они могут быть как мужского, так и женского пола. У них устрашающий вид (зубы из меди, волосы запачканы). Живут в лесах, в скалах, иногда заманивают жертву, которой являются в виде близкого родственника, в воду. Али становятся верными слугами человека, который отрежет у них волосы и ногти.

Алмазы, в мифах ингушей и чеченцев злые лесные духи, преимущественно в женском облике; бывают и необычайно красивыми и безобразными, отличаются огромным ростом. Иногда Алмазы вступают в брак с человеком. По поверьями, удача на охоте зависит от благоволения Алмазы.

Ал Паб, в мифологии лезгин, лакцев (алмаз хатун), рутульцев, агульцев (албасти), андийцев (гогочи), злой дух, вредящий роженице и ребенку. Ал Паб имеет облик уродливой женщины с отвислыми грудями, которые она перекидывает за плечи. По лезгинским мифам, они живут по берегам рек, поросших лесом, около родников, у озер. Завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и новорожденного, бросают их в воду- мать и ребенок умирают. По другим поверьям, Ал Паб дает пососать грудь младенцу, и он погибает. По представлениям лакцев, Ал Паб иногда сожительствует с охотниками.

Алпан, в мифологии лезгин, татов (Атошперез) божество огня (у лезгин и ныне существует проклятие: «Да убьет тебя Алпан»).

Аманор и Ванатур, в армянской мифологии божества нового года, связанные с плодородием. Аманор приносит первые плоды нового года (начинавшегося по древнеармянскому календарю в августе), Ванатур дает приют многочисленным участникам новогодних праздников (устраивавшихся в Багаване, близ современного города Диядин, на территории Турции. Амбри, в грузинской мифологии герой, отличающийся громадной силой, ростом и весом. С Амбри связан мотив «погребения заживо: еще живого его везут к месту погребения. В пути его нога, свесившись с повозки, подобно плугу вспахивает землю. Это позволяет предполагать, что образ Амбри возник в среде земледельческого населения. Аминон, в осетинской мифологии страж ворот страны мертвых, существо женского пола. Согласно мифам Аминон по распоряжению властителя страны мертвых Барастыра открывает железные ворота в страну мертвых, куда можно попасть только до заката солнца, после этого ворота закрываются. По другим вариантам, Аминон стоит на дороге в загробный мир около моста и спрашивает людей, что они сделали хорошего и что дурного, затем указывает им путь либо в ад, либо в рай.

Амирани, в грузинской мифологии герой эпоса. Рожден богиней охоты Дали от смертного безымянного охотника. Божественное происхождение Амирани отмечено изображением луны и солнца на его плечах, а некоторые части тела были золотыми. За богоборчество Амирани прикован к скале в пещере Кавказского хребта. Ему постоянно клюет печень орел, а преданная Амирани собака лижет цепь, стараясь истончить ее, но приставленные богами кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера разверзается, и можно увидеть Амирани.

Амыш, Емыш, в адыгской мифологии бог-покровитель овцеводства. Живет на земле среди людей. Гибнет от руки красавицы Ахумиды, которая заперла его в сундуке и умертвила. С культом Амыша у адыгов были связаны обычаи хоронить покойника с овцой и молитвы, обращенные к Амышу об увеличении поголовья овец.

Анана-Гунда, в абхазской мифологии богиня плодородия, охоты и пчеловодства, покровительница деторождения. Местом ее обитания считали скалу Анантвара, около Сухума; скала почиталась священной - на нее запрещено было подниматься.

Анахит, в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви. Ей были посвящены многочисленные храмы (в храме Еризы, современный Эрзинджан в Турции, была воздвигнута статуя Анахите из золота).

Анигал, в осетинской мифологии покровитель пчеловодства. Пчеловоды жертвовали ему долю меда. Анцва, в мифологии абхазов и абазин верховное божество, творец природы и людей, повелитель и вседержатель мироздания. Живет на небе. Когда он спускается с неба, гремит гром, когда поднимается - сверкает молния. В честь Анцвы периодически устраивались моления: в жертву ему приносили животное (обычно корову) и вино.

Апсати, в грузинской мифологии (у сванов) покровитель и пастух диких рогатых животных и птиц.

Апсцваха, у абхазов бог смерти. Считалось, что человек умирал потому, что его хотел забрать Апсцваха.

Арагац, у армян гора, сестра Масис (Арарат). Согласно мифу, любящие друг друга сестры однажды поссорились. Тщетно пыталась их помирить гора Марутасар; разгневанная, она прокляла их обоих- они оказались навсегда разлученными.

Ара Гехецик, в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог. Царица Ассирии Шамирам, желая выйти замуж за Ара Гехецика, отправляет в Армению, где он правил, послов с подарками. Разгневанная отказом, Шамирам идет войной на Армению. В бою погибает Ара Гехецик. Тогда царица приказывает аралезам воскресить его. После того, как аралезы облизали его раны, он ожил. Легенды об оживлении бога связывается с холмом в селе Лезк (близ города Ван).

Аралезы у армян духи, происходившие от собаки. Они спускаются с неба, чтобы зализать раны убитых в сражении и воскресить их.

Арамазд, верховное божество по армянской мифологии, создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов. Главное святилище Арамазда находилось в культовом центре древней Армении в современном Камахе (Турция). Храм был разрушен в конце 3 в. н.э. при распространении христианства.

Араш, в абхазском нартском эпосе крылатый конь. На нем можно передвигаться не только по земле, но и под землей, и в небесах.

Артавыз, в осетинской мифологии злой дух. Согласно мифу, Артавыз был сотворен богом, чтобы принести людям добро, но стал учить их противоположному. Тогда бог велел богу-громовику Уацилле втащить Артавыза к себе. Уацилла навел на него тучу, ударил цепью и поднял наверх. Здесь Артавыз был пригвожден внутрь луны и находился под охраной часовых, чтобы он не вырвался и не сожрал людей. У осетин существует обычай 7 стрелять из винтовок по луне во время лунного затмения, чтобы часовые не заснули и не упустили Артавыза.

Артхурон, у осетин божество, насылающее накожные болезни. Арулап, у абхазов злая старуха- колдунья, хитрая и коварная людоедка. Безобразна, костлява, с дряхлым лицом. С помощью волшебной плети превращает людей и животных в камень.

Арэв, Арэгак, в армянской мифологии персонификация солнца. Его дворец находится на Востоке, на краю света. Перед рассветом ангелы облачают его в огненную одежду. Когда Арэв умывается, горы и равнины покрываются росой. По некоторым мифам его сопровождает огромная птица, ее крылья раскрыты, чтобы от лучей не загорела земля. Арэв мчится по небосводу, сидя на льва. Ему обычно приносили в жертву лошадей. Арэваманук, в армянской мифологии охотник, наказанный солнцем из-за того, что тот попытался убить его. Арэваманук был мертв днем и оживал только ночью. Его мать отправилась к матери солнца с мольбой спасти ее сына, и та разрешила набрать ей воды из водоема, где купалось солнце после своего дневного путешествия, и этой водой обрызгать Арэваманука для его полного оживления.

Асс (Арш), в мифологии лакцев божество грома и молнии. В мифологии цахуров ему соответствует Арш.

Астхик, в армянской мифологии богиня плотской любви и воды, возлюбленная Вахагна. Согласно мифам, Астхик необыкновенная красавица, каждую ночь купалась в Ефрате там, где он течет по узкому каменистому ущелью. Чтобы любоваться обнаженной богиней, юноши зажигали огни на горе Даганац (Таронская гора). Защищая себя от чужих взоров, богиня покрывала туманом всю Таронскую долину. Храмы и места почитания Астхик находились в Аштишате, Артамете на берегу озера Ван. Астхик приносили в дар розу, выпускали голубей, а участники обряда обрызгивали друг друга водой.

Атынаг, в осетинской мифологии божество, покровитель плодородия, посылающий обилие трав и помогающий удачному завершению полевых работ.

Афсати, у осетин владыка благородных диких животных- оленей, туров, коз и других. Изображается глубоким старцем с длиной седой бородой, сидящим на вершине 8 высокой горы, откуда он наблюдает за своими стадами. По обычаю, перед охотой охотники берут с собой три пирога в качестве приношения Афсати, а затем делают в его честь шашлык из мяса убитой дичи и благодарят за охоту. Афсати обладает чутьем, он все видит и слышит. Чтобы скрыть от него свои намерения, охотники говорят на непонятном для Афсати языке. Вероятно, в результате этих поверий у осетин, как и у других кавказских народов, сложился т.н. охотничий язык, состоящий из слов, употребляемых в иносказательной форме.

Афы, у абхазов бог грома и молнии.

Ахумида, у адыгов гордая красавица, дочь нарта Емизага. Согласно мифу, умертвила Амыша, а его мясо выставила на показ для испытания женихов: кто, угадает чье это мясо, за того она выйдет замуж. Нарт Ашамез после неудачи в гневе забыл свирель. Тогда Бляго похитил свирель и Ахумиду. Играя с черного конца свирели, Бляго вызвал засуху на земле. Ашамез вместе с другими нартами убил его и освободил Ахумиду, а вместе с нею вернул и свирель. Ахумида, познав мужество, ум и благородство Ашамеза, вышла за него замуж. Ахын, у адыгов бог – покровитель крупного рогатого скота. Ноги Ахына имеют раздвоенные копыта. Осенью при отправлении культа Ахына ему приносили в жертву корову.

Ацамаз, герой осетинского нартского эпоса, певец и музыкант, обладатель чудесной золотой свирели. Игра Ацамаза очаровывает и пробуждает природу. Соответствует адыгейскому Ашамезу.

Ацаны, у абхазов люди – карлики, первые обитатели Абхазии. Согласно поверьям каменные сооружения четырехугольной или округлой формы в горах Абхазии построены Ацанами.

Ачышашан, у абхазов божество лошадей. По–видимому, женского пола.

Ашацва – Чапацва, у абхазов духи – прорицатели судьбы человека.

Аюстаа, в абхазской мифологии черт; приносит вред людям, животным. По поверьям, если вселяется в человека, тот заболевает.

 

Бакбак-деви, у грузин лесной человек, пожиратель людей, представляется многоголовым существом. Барастыр, у осетин владыка загробного мира. Без его разрешения никто не может попасть в него или выйти оттуда. Он отправляет людей в рай или ад в соответствии с их земными деяниями.

Барг, в мифологии лакцев, аварцев (Бакъ), лезгин (Раг), даргинцев (Берхи), божество, персонификация солнца. Имеет облик прекрасного юноши. Его заглатывает морское чудовище Куртма; спасает и забирает на небо бог Зал.

Барз, в мифологии лакцев, лезгин (Варз), даргинцев (Бадз), аварцев (МоцI) божество, персонификация луны. Имеет образ прекрасной девушки. Распространен сюжет о пятнах на луне: луна и солнце были влюблены друг в друга. Но луна стала хвастаться, что она красивей солнца (Барг). Тогда солнце бросило в луну ком несмываемой грязи, отсюда – пятна. Согласно мифам рутульцев, луна и солнце были братом и сестрой. Брат влюбился в сестру, и она превратилась в солнце, а он – в луну.

Баршамин, у армян божество, выступающее противником богов и героев.

Бляго, у адыгов дракон, олицетворение злых сил природы. В народных поверьях, затмение солнца и луны объясняется проглатыванием их Бляго. Чтобы спугнуть его и освободить светила, стреляют из ружей.

Батонеби, у грузин собирательное название духов, приносящих инфекции. В семье, один из членов которой болеет, готовят для угощения Батонеби сласти, зажигают ореховое дерево, исполняют ритуальную песню – мольбу «Батонебо».

Бахт, в армянской мифологии персонификация судьбы. Он в образе седобородого старца, сидящего на небе или на высокой горе, определяет судьбу каждого человека. В народных поверьях, у кого живет Бахт, тому сопутствует удача, а кого он покидает, того преследует невезение.

Бери-Бера у горцев Восточной Грузии антропоморфное существо, покровительствующее урожаю и способствующее плодовитости животных и росту населения.

Берика, у грузин божество урожая. Чаще всего представлялось в образе козла. Борхаурали, в осетинской мифологии владыка хлебных злаков и урожая.

Босели, у грузин покровитель домашних животных и земледелия.

Бынаты Хицау, в осетинской мифологии покровитель домашнего очага, домовой. Изображается обычно в образе старухи. Ему в определенный день приносили в жертву барана, козу или домашнюю птицу.

Вако-Нана, в нартском эпосе адыгов мудрая, почитаемая нартами провидица.

Вампал, у ингушей и чеченцев огромное чудовище, имеющее несколько голов. Вахагн, в армянской мифологии бог грозы и молнии, рожденный в муках небом и землей. Имел образ юноши с огненными волосами, с пламенной бородой и глазами. В честь Вахагна была построены храмы в Аштишате, Малом Ахбаке (Турция).

Вацилу, в мифологии лакцев священная гора. По поверьям, между двумя примыкающими друг к другу скалами, стоящими на вершине горы, может протиснуться лишь безгрешный человек, а бесплодные женщины родить ребенка.

Вешапи, в грузинской мифологии драконы, требующие за пользование водой с колодцев, озер, рек жертву в виде прекрасных девушек. В армянских мифах они поглощают солнце, отчего происходит затмение.

Воби, у грузин божество грозы и погоды.

Галагон, у осетин владыка ветров, дух плодородия. Ему в жертву приносили красного петуха или барана.

Гамсилг, в мифологии ингушей и чеченцев злой дух в облике молодой женщины или старухи. По мифам, завлекает к себе человека; усыпив его, высасывает у него кровь или пожирает его.

Гишерамайрер, в армянской мифологии злые ведьмы со змеями в руках, преследующие солнце.

Гмерти, в грузинской мифологии верховный бог неба, отец богов, господин вселенной. Представляется с золотыми усами и горящим глазами. Он определяет судьбы людей, дарует урожай, долголетие и плодовитость.

Горнапштикнер, по армянским поверьям духи умерших иноверцев, самоубийц, злодеев. Они имеют зооморфный облик (кошка, собака, волк, медведь). По ночам бродят вокруг домов, а к рассвету возвращаются в свои могилы.

Гудил, в мифологии табасаранцев, татов, рутульцев (Гуды), цахурцев (Годей), лезгин (Пешапай), лакцев (Зювил) божество дождя. Следы культа Гудила сохранились в обрядах вызывания дождя, в которых Гудила изображался мужчиной или юношей, покрытым зелеными ветками.

Гуцар, в мифологии лезгин божество урожая, покровитель земледелия и скотоводства.

Дали, в грузинской мифологии богиня охоты, покровительница диких животных. Избранному Дали охотнику, разделившему с ней любовь, она помогает в охоте до тех пор, пока он хранить тайну их любви. Нарушивший это условие охотник неминуемо гибнет. Сыном Дали и безымянного охотника считается Амирани. (см. Амирани).

Дауаги, в осетинской мифологии духи - покровители людей, зверей, лесов, вод, ветров.

Дедабери, в грузинской мифологии старухи, одни из которых человеколюбивы, доброжелательны и покровительствуют героям, а другие, напротив, враждебны человеческому роду.

Джагупатха, в адыгской мифологии божество очага.

Джаджа, в абхазской мифологии богиня полеводства и огородничества. Имеет образ женщины низкого роста, плотного сложения. По поверьям, если она довольна хозяином поля, то она предрекает ему крупный урожай, если недовольна – то мелкий. Джеры Дзуар, в осетинской мифологии божество, исцелитель душевнобольных.

Дзанат, в осетинской мифологии рай, находится в центре загробного мира и обнесено золотой каменной оградой с золотыми воротами, открываемые Барастыром (см. Барастыр). Дзанат - цветущий сад, в котором хорошо одетые молодые люди со своими женами и детьми сидят за золотыми столами, уставленными различными яствами и напитками, никогда не иссякающими.

Дзуар, в осетинской мифологии божество, дух, святой; имеет облик летающего существа с большими крыльями. Считается, что каждый человек имеет своего Дзуара- хранителя.

Дзызлан, по мифам абхазов молодая женщина с длинными золотистыми волосами, живущая в реках и озерах. По поверьям, вынуждает одиноких путников- мужчин вступить с ней в единоборство. В случае победы Дзызлан мужчина становился на время ее сожителем. Служит тому, кто сумеет вырвать или отрезать пучок ее волос. В старину молодые девушки обращали к ней свои молитвы, совершали в ее честь жертвоприношения.

Донбеттыр, в осетинской мифологии владыка вод и водного царства. Представляется мужчиной с цепью в руках, которой он топит тех, кто купается поздно. Почитается рыбаками.

Дяла, Дэла, в мифах ингушей и чеченцев глава пантеона богов, старший брат бога Селы, отец богини плодородия Тушоли. Создал небо и землю, животных, птиц, людей; из земли сжатой им одной рукой образовалась женщина, сжатой другой - мужчина. Филина, пытавшегося воспрепятствовать соединению мужчины и женщины, Дяла наказал, лишив его способности видеть днем. Имя Дяла удержалось в молениях, клятвах, народных сказаниях.

Елда, Элда, Ешпор, в мифологии ингушей и чеченцев бог, владыка подземного мира – Ела. Сидя на высоком троне из человеческих костей, вершит суд над душами усопших. Елта, в мифологии ингушей бог, выступающий в антропоморфном (седоволосый старик) или зооморфном (белый козел) облике. По поверьям ингушей, имеет низкий рост, сидящий на коне величиной с козленка. Когда он гневается, его рост увеличивается в пятнадцать раз. Предположительно бог ветров.

Ерыш, в мифах абхазов богиня ткацкого дела.

Ешап, в мифах ингушей и чеченцев бесполое существо, охраняющее вход в Ел, не пропуская в него живых и не выпуская мертвых. Имеет девять глаз, девять рук и девять ног и из его пасти торчат клыки.

Жиг-Гуаша, в мифологии адыгов богиня, покровительница деревьев. Снизу она – дерево, верхняя ее часть – прекрасная женщина из золота и серебра.

Жук У Жаманок, в армянской мифологии персонификация времени. Имеет облик седовласого старика, сидящего на высокой горе.

Зал, в мифологии лакцев, цахуров (Гыниш), рутульцев (Ийниш), аварцев (Бечед) Верховный бог.

Зекуатха, в мифологии адыгов бог – покровитель путешественников, всадников.

Земире, в мифологии кумыков божество плодородия. Представлялось в образе женщины.

Зындон, в осетинской мифологии ад. В нем умершие подвергаются различным наказаниям (сдирание кожи с головы, выдергивание ногтей на руках и ногах, ослепление и т.д).

Иныжи, в мифологии адыгов великаны, полулюди - полуживотные с одной или многими головами.

Испы, в эпосе адыгов карликовое племя; обладает громадной физической силой, большим умом, отличались смелостью, мужеством, свободолюбием. Маленькие каменные сооружения, встречающиеся в горах Центрального Кавказа, местные жители именуют домами испы.

 

Каджи, в мифах грузин духи; могут превращать день в ночь, а ночь - в день, вызывать морские бури, топить корабли. Женщины-каджи отличаются красотой, вступают в любовные отношения с людьми.

Каж, в мифологии аварцев добрый дух, охранитель домашнего очага, благополучия семьи; имеет облик белой змеи. Считается, что растение, которого коснулся каж, бурно разрастается. Кини, в мифах лакцев, дидойцев (кине), даргинцев (куне), рутульцев (Тушед рышба) покровитель рода, семейного очага. По поверьям он невидим, является в дом в пятницу. По поверьям лакцев Кини имеет облик кошки, змеи с золотыми рогами; человеку увидевшего его, суждено счастье. По представлению даргинцев, Кини – женщина высокого роста, с большими грудями и длинными красными волосами. Ее уход из дома предвещает беду.

Кодеш, в мифологии причерноморских адыгов божество моря. К нему обращались рыбаки с мольбой о большом улове. Кудиани, в мифах грузин ведьмы. Они уродливы, горбаты, перекидывают груди через плечо. Ездят на кошке, петухе, волке, летают на метле.

Курдалагон, в мифах осетин божество, покровитель кузнецов.

Кушкафтар, в мифологии табасаранцев, лезгин, рутульцев, лакцев (кафтар кари) злой дух. Имеет облик безобразной старухи с острыми клыками. Считалось, что она живет в лесу, похищает детей и пожирает их ночью.

 

Лусин, в мифологии армян персонификация луны.

Лымилах, в абхазской мифологии божество супружеского счастья. К нему обращали тайную мольбу юноши и девушки вечером в день,когда заканчивался цикл весенних обрядов, посвященный Айтару.

Мамбери, в мифологии грузин повелитель волков. Когда Мамбери был доволен людьми, он связывал пасти волкам, в гневе, наоборот, выпускал их на скот.

Мамов, в мифологии лакцев, андийцев, даргинцев-акушинцев (Мому), аварцев- андалальцев (хабучи) духи, ведающие рождением детей. По народным поверьям, Мамов- злобные, опасные духи, насылающие на детей болезни, смерть; имеют облик старух в белых или черных одеждах.

Мардагайл, в мифологии армян человек-оборотень, обычно женщина. Бродит ночью вместе с волками, пожирает трупы, похищает детей и раздирает их. Днем снимает шкуру и принимает женский облик.

Мезгуаше, по мифам адыгов божество, хозяйка плодов и съедобных трав.

Мезиль, у адыгов чудовище с топорообразным выступом на груди. Обитает в лесу, пугает одиноких путников.

Мезитха, в мифах адыгов бог лесов и охоты.

Маремм, в мифах у адыгов богиня земледелия. Имеет на челе луну, а вокруг себя - солнце.

Мериса, в адыгских мифах покровительница пчеловодства. Мзетунахави, в мифологии грузин златовласая красавица. Часто она заколдована и превращена в лань, голубя, змею. После уничтожения злого существа, заколдовавшего ее, она обретает прежний облик.

Мкамгария, в мифологии абхазов божество, покровительствующее скотоводству.

Муста-Гударг, в мифах ингушей божество дождя в облике козла.

Мыкалгабырта, в осетинской мифологии божество, владыка изобилия.

Мычпа, в мифологии сванов божество – покровитель крупного рогатого скота в зимний период.

Нанэ, в мифологии армян богиня, дочь верховного божества Арамазда.

Нарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов. Могучие воины-богатыри.

Нарцвы, в абхазской мифологии потусторонний, загробный мир. Препятствует переходу в Нарцвы враждебная человеку кошка, смазывающая мост маслом; помогает душе человека собака, которая слизывает его языком.

Насрен-Жаче, в эпосе адыгов глава нартов.

Очокочи, в мифологии грузин лесное божество; лишен дара речи, но звуки его голоса наводят на людей панический ужас. У него на груди отросток. Напоминающий заточенный топор, которым он рассекает надвое своих противников. Убитый человеком Очокочи оживает после второго выстрела.

Ошхамахо, в мифологии адыгов гора (Эльбрус), местопребывание богов.

Паскунджи, в мифологии грузин драконообразная птица, отличающаяся силой и прожорливостью. Ее крылья наделены магическими свойствами. Прикосновение пера паскунджи излечивает раны.

Пахапан Хрештак, в армянской мифологии ангел-хранитель. По поверьям, два ангела-хранителя сопровождают человека с момента его рождения: один охраняет душу, другой – тело человека. Сидящий на правом плече, записывает его хорошие поступки, на левом- плохие.

Псатха, в мифах адыгов бог души. Пребывает на небе. Возглавляет устраиваемый ежегодно на Ошхамахо пир богов. Вездесущ, способен воздействовать на природу - усмирять ураганы, бураны, бушующий океан. Ему в жертву приносили белую козу.

Псыхо-Гуаша, в мифологии адыгов хозяйка рек. Имеет облик красивой женщины с длинными волосами. Иногда вступает в интимные отношения с мужчинами.

Пшишан, в мифах адыгов божество- покровитель скотоводства.

Раши, в мифологии грузин быстрые, всемогущие кони героев. Обычно крылаты, огнедышащи. Их молоко имеет целебные свойства.

Реком, в мифах осетин божество плодородия. В его честь в определенный день в году приносили в жертву баранов, быков, варили пиво и устраивали пир, на котором могли присутствовать только мужчины.

Рикирал Дак, в мифологии лакцев и дидойцев (чалхулчи) злой лесной дух антропоморфного облика, из груди которого торчит топор. Ему аналогичен кумыкский кылыч тёщ («саблегрудый») или темир тёш («железногрудый»). Он одноглаз; сожительствует с похищенными им женщинами, от этих связей рождаются одноглазые дети.

Рокапи, в мифологии грузин глава кудиани (см. Кудиани), которые приносят ему людские сердца. Наказанный богом, прикован к железному шесту. Он пытается освободиться, но когда это ему почти удается, на шест садится птичка, и шест снова уходит в землю.

Руимон, в мифологии осетин змеевидное чудовище. Рожден слепым, однако он может стать зрячим и уничтожить людей. Чтобы этого не случилось небесные духи поднимают его цепью на небо и разрубают на куски его тело и раздают их умершим, отчего последние снова молодеют и принимают тот возраст, в котором умерли.

 

Сау Бараджи Дзуар, в мифах осетин ангел, покровитель разбойников, черный всадник. Едет впереди разбойников и воров, идущих на разбой.

Сау Дзуар, в мифах осетин черный ангел, покровитель пшеница черного сорта. Сахлис Ангелози, в мифологии грузин божество, покровитель семьи и супружеских отношений.

Села Сата, в мифологии ингушей дочь бога Селы, рожденная смертной женщиной. По поверьям, Села вскрыл могилу умершей молодой девушки и осквернил труп. После этого у нее родилась дочь. Нарт-орстхойцы назвали ее Села Сата («дочь Селы»).

Созереш, в мифах адыгов божество земледелия.

Сухасулу, луту, в мифах лакцев, аварцев, (кегилу), лезгин (квал), рутульцев (хварц), табасаранцев (хварс), цахуров (курчел) злой дух. Имеет облик старухи. Наваливается на спящего человека и душит его. Служит человеку, которому удалось схватить ее ожерелье.

Тарамы, в мифах ингушей и чеченцев невидимые духи-хранители. Каждый человек, по поверьям, имеет своего тарамы.

Тир, в армянской мифологии бог письменности, наук, искусств, считался также и проводником человеческих душ в подземное царство.

Ткаши-мапа, в мифах грузин лесная царица, владычица диких животных. По поверьям, она златовласая красавица, живущая в лесу. От нее зависит удача охотников. Вступает в тайную любовную связь с охотником; в случае разглашения тайны она насылает на своего избранника гибель.

Тлепш, в мифологии адыгов бог кузнечного ремесла.

Тутыр, в мифологии осетин властелин волков. По поверьям, чтобы наказать людей, насылает на их стада волков. Пастухи приносили ему в жертву козла.

Тушоли, в мифах ингушей и чеченцев богиня плодородия. Тушоли единственное у чеченцев и ингушей божество, имевшее изображение: деревянная или серебряная поясная скульптура женщины со слезой на щеке (по поверьям, слезы Тушоли были вызваны попыткой Ерд ее изнасиловать).

Тха, у адыгов верховное божество, создатель Вселенной.

Тхагаледж, в мифах адыгов бог плодородия и земледелия.

Тхаухуд, в мифах адыгов добрый дух в облике красивой женщины. Бескорыстно помогает героям.

Уаиг, в мифах осетин одноглазый великан. Приносит вред людям.

Уастырджи, в мифах осетин покровитель мужчин, путников и воинов. Изображается на белом коне, в белой бурке. Среди людей он появляется в облике нищего. Женщины боялись произносить имя Уастырджи и говорили о нем иносказательно «лагты дзуар» - «бог мужчин».

Уацилла, в осетинской мифологии бог-громовержец.

Уды, в мифах адыгов ведьмы, оборотни. Имеют облик уродливой старухи.

Умчар, верховный бог у табасаранцев в доисламский период.

Хуцау, в мифах осетин великий, единый бог, небожитель, невидим.

Цовинар, в армянской мифологии дух грозы. Грозная, гневная женщина, во время грозы скачущая на огненном коне в облаках.

Чассажи, в мифах лакцев хозяйка ветров. Покровительствует обездоленным, сиротам, беспощадна к лентяям. Для ее умилостивления вытапливают на огне сало жертвенного барана.

Эбелцан, в мифах табасаранцев богиня плодородия.


Использованная литература

Акаба А.Х. Из мифологии абхазов. Сухуми, 1976. Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX – нач. – XX века. Махачкала, 1990. Далгат Б. Первобытная религия чеченцев. // Терский сборник Кн. II. Владикавказ, 1893. Дирр А.М. Божество охоты и охотничий язык у кавказцев // Сборник материалов для описания местности и племен Кавказа. Тифлис, 1915. Мифы народов мира. В 2-х частях. М., 1988. Религиозные верования народов СССР. Т. 2 М.-Л., 1931. Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев. Махачкала, 2000. Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992 Чурин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала, 1979.

(Опубликовано: Махачкала, Кавказский светский институт, Махачкала, 2006.)

(Материал взят с сайта: http://www.dagksi.narod.ru.)



Некоммерческое распространение материалов приветствуется;
при перепечатке и цитировании текстов
указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика