В. Гарцкия
Абрскил (Абхазский Прометей)
В древнейшие времена в Абхазии жила одна прекрасная девица знатного происхождения. С самого детства она дала Богу обет остаться девою на всю жизнь; родители не только не противились ее желанию, а, напротив, помогали ей вести избранный ею образ жизни. Но, по прошествии некоторого времени, эта красавица сделалась беременною. Родители знали невинность своей дочери и потому спокойно ожидали рождения ребенка.
Родился мальчик. Он рос не по дням, а по часам: в десять лет он казался двадцатилетним и скоро сделался прекраснейшим из молодых людей. С самого детства Абрскил, так звали его, отличался храбростью и удальством между своими сверстниками, он не щадил себя в опасностях во время нападения соседних народов на Абхазию, и страшно мстил за оскорбление родины. Бог покровительствовал ему, как защитнику отечества. В короткое время молва о его подвигах разнеслась по всей Абхазии и между соседями абхазцев; соотечественники любили его, враги боялись; каждый из иностранцев желал находиться под его покровительством. Все это внушило Абрскилу такую гордость, что он стал считать себя равным Богу и тем навел на себя гнев Божий.
Абрскил беспощадно истреблял рыжих людей с голубыми глазами, как из пленных, так и из своих соотечественников, ссылаясь на то, что они могут сглазить, как людей, так и животных. Кроме того, истреблял роды Асуба и Кацуба. Он также уничтожал виноградную лозу, перекинутую гирляндою через дорогу, если она мешала верховому ехать на ней, не нагнув голову; когда спрашивали его, почему он так поступает, то он говорил, что, если проедет, не повредив лозу, тогда ему придется наклонять голову вперед, а это похоже на поклонение Богу. Бог потребовал, чтобы Абрскил оставил напрасное истребление людей и полезных растений и совершил сорок поклонов, для искупления своей души от тяжелого наказания. Но герой не повиновался Богу и не сделал ни одного поклона, ссылаясь на то, что все люди воздают честь ему, стало быть он выше смертных и, значит, равен Богу. Долго Бог щадил Абрскила и надеялся на то, что он исправится. Но Абрскил продолжал свое. Разгневанный Бог приказал тогда своим ангелам поймать его, чтобы предать страшному наказанию.
С тех пор, как Бог разгневался на Абрскила, последний выбрал два места, для безопасного пребывания: одно находилось на вершине горы Уарцаху, а другое на необитаемом берегу Черного моря. Бывало, когда ангелы появятся на вершине горы, араш* Абрскила с этого места одним прыжком достигал берега Черного моря: здесь Абрскил отдыхал, до появления ангелов, ел пищу, приготовленную им самим из дичи, араш его пасся на тучной траве и пил морскую воду. Когда араш чувствовал приближение ангелов, то говорил своему хозяину, что необходимо садиться поскорее, после чего одним прыжком достигал вершины горы Уарцаху. Здесь опять араш и его хозяин отдыхали, пока не появятся ангелы.
Долго продолжалось это безуспешное преследование Абрскила** ангелами. Не имея сил поймать врага, ангелы обратились к одной хитрой старухе-волшебнице с просьбою помочь им. Тогда волшебница посоветовала им растянуть бычачью шкуру на вершине Уарцаху и намазать ее скользким веществом. По выполнении этого, ангелы разделились, по совету старухи, на две партии: одна спряталась близ кожи, а другая появилась на берегу моря; тогда араш прыгнул оттуда и наскочил на растянутую кожу; на скользкой коже он не мог удержаться и упал, Абрскил же свалился с него и больно ушибся. Спрятанная партия ангелов явилась тогда и связала героя.
Разнеслась по Абхазии молва о поимке Абрскила. Велика была радость рыжих людей с голубыми глазами, и, наоборот, невозможно описать печаль его друзей! Последние всеми силами старались освободить своего незаменимого предводителя из плена; но им не удавалось это, так как Бог распорядился тотчас же поместить его в такой пещере, где прекратился бы всякий доступ к нему.
Ангелы долго думали и не могли найти такого места; наконец: они вспомнили свою союзницу-волшебницу и явились к ней с просьбою, чтобы она указала им место для узника. Она указала пещеру близ селения Чилоу, у подошвы отрогов Панавского хребта. Пещера эта, по словам волшебницы, служила раньше местом заточения одного богатыря, который томился в ней триста лет и, несмотря на все свои старания, не смог убежать, благодаря бдительности хозяйки этой пещеры, старухи, пока милостивый Бог не простил ему и не позволил выбраться из страшной темницы. В эту-то пещеру ввели ангелы Абрскила с его арашем и поручили владелице ее. Последняя приказала своим слугам заковать его в цепи и стеречь. С этого времени верный араш принялся лизать цепь, чтобы, когда она станет тоньше, можно было порвать ее. Ангелы с радостью донесли Богу, что нашли место для Абрскила. Бог велел сказать старухе, чтобы, ни под каким видом, она не допускала к нему никого и не давала ему пищи, до его полного покаяния.
Долго старуха томила узника без пищи, но потом сжалилась над ним и приказала тайно подносить ему пищу. Об этом донесли Богу, и Он превратил непослушную старуху в щенка. Этот щенок мог раскрывать рот и принимать пищу только тогда, когда араш своим лизанием доводил цепь, в которую был закован его хозяин, до толщины шелковой нити. Но как только, мучимый голодом, раскроет щенок рот и утолит свой голод, цепь принимает свою первоначальную толщину и Абрскил лишается надежды на скорое освобождение.
Долго томился Абрскил в этой пещере, но не забывал своей родины: постоянно мечтал о ней и сильно желал видеть хоть одного из своих соотечественников, который сказал бы ему о состоянии родины, после его разлуки с ней. Таким вестником явился к нему первый его поклонник Джомлат (по другим сказаниям - «Сасруква» Ачба). Он взял несколько ловких проводников и двенадцать ослов, навьюченных восковыми свечами, и вошел внутрь пещеры. В пещере было темно, но когда зажгли свечи, дорога стала видна, и путники могли двигаться вперед. В некоторых местах пещера настоль-ко суживалась, что людям приходилось двигаться на четвереньках; по местам встречались им обширные поля и сада со всевозможными фруктовыми деревьями. Они все двигались дальше и дальше, между тем Абрскила и следа не было. Когда осветительный материал кончался, они начали думать, как им возвратиться. К радости путешественников, вдали от них послышался голос Абрскила и объявил им, что напрасно они стараются увидеть его, так как - чем ближе они подвигаются, тем дальше его уводят от них. Во время беседы Абрскил спросил, живут ли теперь в Абхазии Асуба и Кацуба, и есть ли рыжие люди с голубыми глазами. Джомлат ответил, что Абхазия находится в таком же состоянии, в каком Абрскил оставил ее, и что она горько оплакивает судьбу своего покровителя. Герой произнес горько рыдая:
- «Погибла несчастная Абхазия»!
Путешественники спросили, как им выбраться без свечей; на это Абрскил сказал им:
- «Поверните своих ослов назад и возьмитесь за их хвосты, и ослы выведут вас».
После продолжительного молчания, раздались с обеих сторон прощальные приветствия, и Джомлат со своими спутниками возвратился назад, Абрскил же остался в глубокой скорби, что ему не удалось увидеть своих земляков. Выйдя из пещеры, Джомлат узнал, что находился в ней три дня.
Теперь абхазцы говорят, что Абрскил жив и освободится лишь во время второго пришествия, но араша его считают уже издохшим. Как мой рассказчик, Хумприя Тузба, так и многие старики уверяли меня, что речка, вытекающая из этой пещеры, до прихода в Абхазию войска Омера-паши, выносила навоз араша Абрскила, и до того времени был следовательно жив последний.
------------------------------------------
* Сказочный конь с необыкновенными качествами.
** В сел. Гуп, на берегу речки Аюардзы, показывают следы Абрскила и его apaшa на скале, где они отпечатались, словно на рыхлой земле; отпечаток ступни Абрскила имеет длину; приблизительно, трех четвертей аршина, а глубину - более вершка.
------------------------------------------
Со слов Хумприя Тузба записал в с. Члоу учитель Очемчирского училища В. Гарцкия.
Опубликовано: СМОМПК. Тифлис, 1892, в. XIII, отд. II, с. 34-38.
-------------
(Печатается по изданию: Абхазия и абхазы в российской периодике.../ Сост. Р. Агуажба, Т. Ачугба. Кн. 2. С. 600-603.)