Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Руслан Гожба

(Источник фото: http://apsnypress.info/.)

Об авторе

Гожба Руслан Хаджаратович
Историк-кавказовед, научный сотрудник АбИГИ им. Д. Гулиа (г. Сухум).

Руслан Гожба

Кавказская война и исход горцев


Прежде чем сказать о Русско-Кавказской войне, мы прежде всего отметим, что судя по ее результатам, на Кавказе, в частности – на Западном Кавказе, свершилось почти полное изгнание коренных народов, которых «ни Чингисхан, ни Тамерлан, ни Солиман Великолепный не могли одолеть», а в Абхазии политика великодержавного шовинизма продолжалась вплоть до окончания антиколониальной войны народа Абхазии с грузинским агрессором, т.е. – 30 сентября 1993 года.

Прежде чем приступить к повествованию о наших соотечественниках, ураганом истории разбросанных по всему свету, приведем один характерный эпизод, произошедший в конце XIX века:


«Известный боевой генерал русской службы Григорий Чачба, истинный абхазец, пользовавшийся огромной популярностью среди горцев Кавказа, сын Али-бея, потомок грозного Келишбея, болел в Тифлисе; в числе приезжавших навестить его, по горскому обычаю, были представители горцев Северного Кавказа.

Генерал, участник покорения многих горских племен, не без ядовитой иронии, спросил по-абхазских одного известного, старого горца Кабарды:
- Ахмат, раньше вы доставляли в Абхазии хороших коней, почему теперь перестали?
Горец ответил:
- Гиргол (Григорий), на хороших конях хорошие люди уехали в Турцию".

В конце XVIII - нач. XIX вв. огромная военная мощь Российской империи устремила свои взоры на Кавказ. Здесь столкнулись тогда интересы самых крупных в то время держав - России, Оттоманской империи, Великобритании, Франции и Ирана. Российская империя в лице новой нарастающей буржуазии и военно-политической элиты стремилась к расширению новых рынков и выхода к Индии и Константинополю. И здесь она впервые, серьезно столкнулась с кавказскими горцами, с которыми, надо отметить, славянские народы до этого, в течении ряда столетий поддерживали экономический и военный союзы, не говоря о связях культурных и династических..
Очень четко отметил в своем докладе "Кавказская война и беженцы" безвременно ушедший, талантливый абхазский писатель Даур Зантариа:

Даур Зантариа
"Мир с тысячелетним вольным укладом, с цивилизацией, которая была и не европейской, и не азиатской в полной мере, где государственные образования, четкие сословные структуры заменялись союзом независимых общин - этот мир столкнулся с совершенно неприемлимой для него силой. В сущности, Кавказская война была уникальной войной запоздалой античности о миром, бравшим первые уроки у Европы.. От Кавказа вдруг стали требовать, чтобы он переориентировался с Востока на Запад, да то как он ни Востоком, ни Западом не был, а был как бы границей двух стихий".

По существу на Кавказе происходила последняя многолетняя жестокая война между рыцарями /от немецкого слова "риттер" - "всадник"/ и буржуа. В этой войне применялись все методы - от подкупа кавказской знати, блокады, политики "разделяй и властвуй", вплоть до полного физического истребления.. Надо отметить, что были в царской России генералы и чиновники, которые предлагали правительству планы экономического и культурного воздействия на горцев. Нo этим планам не суждено было сбыться.

Первый удар на Северном Кавказе был нанесен по кабардинцам и ногайцам.. Екатерина II прислала богатые дары кабардинским князьям Беслану Хамурзину и Атажукину, которых лично принимала у себя во дворце, но на народном собрании, в Кабарде, "посоветовавшись между собою, оба взяли подарки свои и пошли на мост; совсем на середине моста князь Хамурзин обратился к народному собранию", сказав, "чтобы отныне навсегда всякий кабардинец отворачивался, как от греха от подобных подарков и чинов" и с этими словами богатые дары царицы полетели в стремительно несущуюся реку Баксан.. В результате ожесточенных столкновений и поступательного движения царских войск кабардинцев сохранилась в десять раз, в 20-е года XIX века их насчитывалось всего лишь 35 тысяч.. До этого, в конце XVIII в и шейх Мансур объединив многие народы Кавказа сумел в течение ряда лет организовать сопротивление надвигающейся угрозе.

Но уже в 1808 году; а потом к завершению войны - в 1862 г. в Петербурге была создана специальная комиссия по кавказскому вопросу, основными положениями которой были следующие пункты:
1. Полностью очистить Кавказ от оружия и продолжать военные действия до тех пор, пока будет оказываться вооруженное сопротивление.
2. Заставить горцев спуститься с гор на равнину, т. к. в горах они очень искусны в ведении боевых действий.. А живя на равнине, они со временем утратят свои боевые действия.
3. ВЫНУДИТЬ горцев покинуть родные земли и переселиться в Турцию.
4. Колонизировать Кавказ лояльным и благонравным населением, чтобы растворить в нем коренное население.

Генерал Ермолов в самом своем начале управления Кавказом подчеркиквал:
"Горские народы примером независимости своей в самих подданных императорского
величества порождают дух мятежный и любовь к независимости". /Курсив наш. - Р. Г./

Официальный российский историк А.П. Берже охарактеризовал выселение кавказских горцев, как "военную и политическую меру", которая была принята по особому плану, выработанному в 1862 г. в Петербурге, т. н. "Кавказским комитетом по выселению горцев".
"Изгнание черкесов была крайняя, но единственная мера к умиротворению края", - отмечал В. Новицкий. в 1864 г. в Сухуме, наблюдая исход абхазов в Турцию.
После Абхазского восстания 1866 года проектировалось выселение абхазов "в ОДНУ ИЗ отдаленных губерний России". В телеграмме, отправленной из Боржома 24 августа 1866 года великим князем Михаилом в Санкт-Петербург военному министру Милютину Д. А. говорилось:

"С. Петербург. Военному министру.
В наказание за возмущение признал полезным для примера один чайтахский аул до двухсот душ обоего пола выселить немедленно [в] Россию и направить их [в] Астрахань. Прошу исходатайствовать высочайшее утверждение, а также по соглашению с министром внутренних дел Разрешение водворить ссылаемых в одной из отдаленных губерний кроме сибирских.. Туже меру нахожу полезною относительно абхазцев – испрашиваю разрешения выселить если по ходу дел признается нужным до тысячи семейств, отправляя партиями на Ростов".
Михаил.

Нa документе, уже 27 августа 1866 года военный министр Милютин Д. А. отметил:
"Высочайше повелело исполнить".
Впоследствии, в 1867 году, по этому указу, все жители Дала и Цабала и часть населения из Бзыбского, Абхазского и Абжуйского округов, числом уже до четырех тысяч семей были выселены", но не "отдаленные губернии", а в Османскую империю.

Впоследствии, когда начальником Сухумского отдела был назначен генерал В. А. Гейман, бзыбцы представились ему в Сухуме, "с надеждой о благополучном нашем сожитии", он гневно и резко заявил им: "Хотя государь простил вам за преступления ваши ("восстание 1866 г.), но я не прощу».."

Абхазия, как известно, в начале XIX века, благодаря смелой и централизованной политике Келешбея Чачба была совершенно независимым государством и в лице ее государя искала политического союза с Россией, а не полного подчинения. Но в результате заговора со стороны, Турции и Мингрелии Келешбей пал жертвой наемников. Престол наследовал не старший сын Асланбей, а Сафарбей - вот откуда пошли многие беды Абхазии в XIX веке. Как отмечает в своей статье С.М.. Ашхацава, написанной еще в 1912 г., страна делилась в эпоху независимости на 25 округов, а "каждый из округов делился на села и деревни и управлялся княжеской или дворянской фамилией и составлял аристократическую республику. Правители округа являлись блюстителями порядка: следили за сохранением имущественных прав каждого". Далее он подчеркивает, что "в этой аристократической республике был владетельный князь, который являлся военным головой всего края, блюстителем порядка, исполнителем народной воли, принявших силу закона. Он вел сношения с иностранными державами и племенами, заключая условия с ними с согласия других округов и в случае войны созывал милицию ото всех округов и предводительствовал ими.. Кроме того, закон давал ему право вмешиваться во внутренние управления других округов, когда последними сделано упушение закона.. Правители округа также имели право протестовать против поступка владетеля, если он превышал власть, или ослаблял общий надзор, и тем самым отступал от закона".
Абхазы в те времена соседним народам были известны, в основном, под именем "Абаза". Еще А. Ламберти в первой половине XVII века отмечал:
"На север от Мингрелии живут абхазцы /Abbasi. или Abaschi/, которых турки называют Abassa/. Страна их очень красивая и привлекательная; вся она разделена на плодородные возвышенности.. Воздух у них здоров и сух: оттого и народ прекрасной крови, имеет красивые лица и благородное телосложение; они храбры, подвижны и ловки, во всех трудах выносливы и поворотливы.. Молодежь никогда не сидит без дела, а проводит время, то упражняясь в употреблении пики, то для подкрепления сил бросая в воздух тяжелые вещи, то перескакивая через канавы, чтобы, приучиться к ловкости".

Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби - "Геродот Османской истории" в 1641 г. объездивший абхазский берег Черного моря описал "двадцать пять племен народа Абаза, проживавших на побережье моря и в горах".

Известный кавказовед, профессор А.Н. Генко в 20-х гг. XX ст. в своем труде "Абазинский язык" отмечает: "Термин "абаза" или "абадза" очень давнего происхождения /первые его упоминания относятся ко времени, близкому к началу н. э., встречались уже при мерно 1800 лет тому назад/ и имеет собирательное значение: представители черкесских племен так называли все племена абхазские в сямом широком смысле, включая сюда и исчезнувшую ныне на Кавказе народность убыхов/, объединяющиеся общностью языка и культуры и живущие к югу от черкесов /нынешние туапсинский и Сочинский районы, а также Абхазская Республика/."

Абхазы 


Абхазы из ЦабалаАбхазы из Цабала


Воин ШамиляВоин Шамиля

Хаджи-Гуз -1839 годХаджи-Гуз – 1839 год

Аджгирей-ипа Кучук -1825 год Аджгирей-ипа Кучук – 1825 год

Хаджи-БерзекХаджи-Берзек

Но после 1810 г. в Абхазии наступили смутные времена, большая часть народа не признавала власть Сафарбея, принявшего подданство Российской империи и дело дошло до того, что Александр I решил вывести войска из Сухумской крепости, и только угроза со стороны Ермолова уйти в этом случае в отставку, не дала царю пойти на этот шаг. Практически до 30 г., т. е. до начала "Абхазской экспедиции" царскими войсками контролировалась лишь Сухумская крепость, из которой гарнизон не смел выйти, т.к. он постоянно находился на осадном положении.

В это время народ абхазский, был расколот на две части.. Абхазы, проживавшие в горных обществах и сопредельных с ними территориях, не признавали власть правителя страны /ащ иаршьын/; фактически ему подчинялись три округа - Бзыбский, Абхазский /Гумокии/ и Абжуйский; Мурзаканский /Самурзаканский/ был выделен в особое приставство. Вся остальная часть страны, в основном, не подчинялась ни царскому режиму, ни верховному владетелю Абхазии - Ахмутбею Чачба, который, правда в течение десятков лет, довольно умело мог лавировать между российской властью и независимыми абхазскими и убыхекими обществами/. В Абхазии неоднократно происходил ряд восстаний, причиной которого было несоответствие многовекового уклада жизни абхазов с новым режимом, а независимые абхазские общества постоянно выставляли отряды для набегов и ответных, а зачастую и предупреждающих действий на Черноморскую береговую и Кавназскую линии, переходили горы и воевали на стороне горцев в Дагестане и Чечне» В связи с этим ген.м. Лорис-Меликов, командующий царскими войсками в Абхазии, отмечал: «… мы заняли Сухум в 1810 году. С того времени прошло уже полстолетия и надо сказать, что влияние наше в Абхазии нисколько не улучшилось. Даже кажется вернее предположить, что это занятие в настоящее время менее прочно, чем было прежде».
Но после падения Гуниба в 1859 г. все силы мощной империи были брошены против Западного Кавказа. В последние годы войны на Кавказе, после покорения Дагестана и Чечни, Россия продолжала держать огромные силы: пехоты -172 батальона регулярных, 13 батальонов и 7 сотен иррегулярных, 52 полка, 5 эскадронов и 13 сотен иррегулярных, при 242 полевых орудиях.. Годовой расход на содержание этих войск достигал 30 миллионов рублей. Война на Западном Кавказе продолжалась еще пять лет, но итог ее был трагичен и закончился победным парадом царских войск 21 мая 1864 г. в абхазском обществе Ахчыпсы, на нынешней так наз. "Красной, поляне". Как вспоминали шапсугские старики, единственные свидетели прошлого, тогда по реке мзымта в большом числе плыли детские колыбели. Женщины бросали в воду свои драгоценности и присоединялись к братьям и мужьям, чтобы погибнуть за честь Родины…
А ведь в 1863 г., в январе, военный советник при Российском посольстве в Константинополе, полковник Б.А. Франкини в своей обширной аналитической Записке военному министру России Д. А. Милютину очень тонко подмечал:
"Кавказ, как точка опоры азиатской границы, расположенная в том месте, где Азия соединяется с Европой, составляет один из важнейших пунктов, занимаемых Россиею на Земном шаре. Став твердою ногою на Кавказ, Россия господствует над Азиатскою Турциею, над Персиею, над обширным степным пространством, покрытом мелкими татарскими государствами, и которое граничит с английскими и китайскими владениям.. Когда Россия утвердится на Кавказе, для нее нет ничего невозможного в Азии..
Это [Кавказ] будущая житница всех соседних стран, и даже Европы, но главное преимущество Кавказа для России состоит в том,что племена, его населяющие, составляют отличное войско, самое способное к войне во внутренности Азии..
Далее он подчеркивает:
"Известно, сколько жертв стоит необходимость содержать на Кавказе регулярное войско, чего стоит превращение русского мужика в проворного и бодрого кавказского солдата.. Но независимо от преодоления частных условий климата, почвы и местности другое обстоятельство, строго обдуманное, должно неминуемо привести к осуждению мысли о заселении Кавказского края иностранцами.. Русский, славянин разных стран, грек, армянин - все способны по проишествии большего или меньшего времени сделаться на Кавказе хорошими хлебопашцами; но они никогда не приобретут той воинственности, которая с младенчества прививается в нынешнем туземце. Кавказский уроженец ко всему годен, но более всего к войне. Одаренный проницательным умом и редкими физическими качествами, он одинаково способен к земледелию, к торговле, к промышленности, но всему предпочитает оружие. К лишениям, к трудам, к езде, к стрельбе он привык с детства.. Это бесподобный азиатский воин; между тем, как иностранец, переведенный на Кавказ, сделается, может быть, отличным колонистом, но воином никогда не будет… лишиться добровольно услуг кавказских туземцев, выгнать враждебные нам племена в Турцию,- это не что иное как бросить оружие обезоруженному Врагу…"
Затем он предлагает ряд конкретных мер, приводит ряд заключений, на которые правительству необходимо обратить самое пристальное внимание, подчеркивая пагубные причины и последствия войны, выделяя одной из основных причин "нерасположения к нам горцев и отчаянного их сопротивления» - это уничтожение права собственности горцев на их родную землю, а поскольку это право является основанием всякого общества, "отсюда,- пишет Франкини, военный, атташе,- вытекает недоверчивость и ненависть кавказца..., препятствующая успехам нашим и распространению власти нашей на Кавказе".
На что была резолюция военного министра Д.А. Милютина, что выбить горцев со всего Кавказа "это единственное средство навсегда покончить войну на Кавказе".
За два года до первого этапа изгнания, в конце 1862 года приемная английского премьер-министра лорда Пальмерстона "представляла довольно любопытное и оригинальное зрелище. Внимание всех посетителей обращала на себя группа абхазцев - депутатов, одетых в свои национальные костюмы.. Они прибыли в столицу Великобритании с целью просить у английского правительства помощи и материальной поддержки в борьбе с Россией за свою политическую независимость. Возглавлял депутацию польский патриот - полковник Теофил Лапинский, который от ее имени заявил:
"Благородный, лорд!.,,. Перед вами стоит депутация абхазцев; она является представительницей тех самых отчаянных кавказских горцев, которые в настоящую миниту представляют собой единственное племя оказывающее мужественное и упорнее сопротивление России.. Но оно изнемогло под страшной тяжестью борьбы и продержится в таких условиях много-много еще три года, а потом неизбежно пойдет по следам других племен кавказских: или двинется в Турецкую империю, или же навеки покорится Роосии..
Европе необходимо,- воскликнул Лапинский уверенным тоном,- в видах ослабления северного колосса и занятия чем-нибудь его армии на юге, когда с противоположной стороны наносится также серьезный удар, поддержать доблестных абхазцев. Необходимо это сделать, чтобы предупредить их бегство их родного гнезда и тем самым спасти, может быть, всех тамошних горцев. Кому же, как не великой Англии, первой морской державе всего мира, принадлежит в этом случае стратегическая инициатива?"
Лорд Пальмерстон с большим вниманием выслушал горячее слово польского энтузиаста. После некоторого молчания, он отвечая Лапинскому прямо на тираду, в довольно сухом тоне сказал следующее:
"Господин полковник! Вы очень верно смотрите на Кавказ. Действительно там племя за племенем уступало энергичному напору России.. Все наши послы и консулы на востоке доносили мне об этом в течении целых сорока лет... Что за мудрость, если абхазцы делают теперь тоже самое!"
Разочарованная депутация абхазов и убыхов, которую возглавлял Исмаил Баракай-ипа Дзиаш, оставила "негостеприимный Лондон" и отплыла на Родину, не добившись цели.
Этот вопрос был вынесен Дэвидом Урквартом на обсуждение в Парламент Англии и был заблокирован, не хватило всего 16 голосов, что заставило Карла Маркса так прокомментировать это событие:
"Эти 16 голосов не заглушат, однако голоса истории и не заставят смолкнуть кавказских горцев, звон оружия которых доказывает миру, что Кавказ "не принадлежит России, как утверждает граф Носсельроде" и как вторит ему лорд Пальмэрстон".
После окончания русско-Кавказской войны, необходимость в автономном Абхазском княжестве отпала, оно было переименовано в Сухумский военный отдел, а владетель Абхазии был выслан в Воронеж..»
"Рескрипт Александра II,.- отмечает историк М. Н.. Покровский, - учредивший - в 1864 году - особый знак отличия для учавствовавших в кавказской войне, был прав, констатируя окончание " многолетней кровавой борьбы, поднятой для ограждения наших владений, сопредельных с кавказским краем". Он только умалчивал, кто был настоящим владельцем этих мест..."
Итак в 1864 г. окончилась Русско-Кавказская война, в которой с обеих сторон погибло несколько миллионов человек. "Кавказская война, длившаяся 270 лет нанесла России огромный ущерб, как экономически, так и числом погибших солдат и офицеров. От кинжалов кавказских горцев погибло 9 миллионов российских военнослужащих",- пишет турецкий ученый Хазар Хызал. Покорение Восточного, а затем Западного Кавказа, упразднение Абхазского княжества и последующие неоднократные восстания в Абхазии, Чечне, Дагестане и друтих областях Кавказа, введение военно-административного управления, последовавшая затем колонизация Кавказа, необоснованно-репрессивные меры по отношению к кавказским горцам, несоответствие горских адатов и российсих законов вызвали у народов Кавказа массовую эмиграцию, которая, в основном, происходила насильственным путем.
"Величайшая в мире несправедливость, какую только знает история национальных катастроф на обеих полушариях земного шара, постигло абхазскую нацию и с ней черкесский народ. Никакое перо, никакие грамматические степени сравнения недействительны в передаче иасильственных выселений этих племен; картин их величаво-красивой титанической борьбы с северным колоссом, с этим грубо-верным орудием самодержцев и удушения народной воли, его чаяний, его идеалов, его свободы",- писал об этих трагических событиях известный абхазский общественный деятель и ученый Симон Басариа.
Героическим сопротивлением кавказских народов восторгались передовая европейская и российская общественность. На основании отзывов Ф. Достоевского о кавказцах, сидевших с ним в омском остроге, автор биографической повести о нем Л. Гроссман, писал следующее: "Кавказцы омского острога не были уголовными преступниками, грабителями и конокрадами. Это были политические заключенные, отважные патриоты, бесстрашные партизаны, выступавшие в одиночку или легкой кавалькадой против форпостов регулярной и несметной армии. Подвигу горских племен выражали сочувствие в своих стихах величайшие поэты России /"Так ныне безмолвный Кавказ негодует, так чуждые силы его тяготят..."/ - Пушкин и Лермонтов /"Горят аулы, нет у них защиты…. горит черкесской вольности костер!"/. Освободительная война в Чечне, Дагестане, Черкессии, Абхазии порождала энтузиастов и героев".
"Народы Европы учитесь у них черкесов /горцев Кавказа/ - на что способны люди, желающие остаться свободными!" - с восторгом отзывался о сынах Кавказа Карл Маркс.
Как точно подметил Хавжоко Шаукат Муфти, царь "не желая видеть ; свободные народы /кавказских горцев - Р.Г./ и свободные страны со своей империей". Власти боялись, что свободолюбие горцев Кавказа будет служить примером угнетенным народом огромной империи. И действительно, сотни солдат добровольно переходили на сторону горцев, спасаясь от тирании режима и в вольных горах Кавказа они находили приют и убежище.
В этом отношении очень интересно предание о Куджба Капыте:
"Русский офицер с сильным отрядом явился в Кабарду и стал нападать на кабардинцев. Войском своим он занял большую крепость и стал в ней. Его люди и казаки беспрестанно выходили из крепости и нападали на людей, отбивая у них скот, отбивая имущество, сжигая дома.
- Русские пришли и разорили нас, если не будет помощи от вас, абхазов, мы ничего не сможем..РусскийЙ нас полонил,- с этим посланием прислали гонцов в Абхазию кабардинцы.
Собрались абхазы и поручили Кудж Капыте:
- Ты должен пойти на русских..
- Хорошо,- ответил Кудж Капыта поднявшись,- я один пойду или кого-нибудь дадите.
- Ты, конечно, должен взять кого-нибудь с собой.
- Непохожие на мать и носящие мужские брюки – выйти из строя! был дан приказ собравшимся.
-К такому-то сроку будьте готовы,- выступил с речью Капыта. - В такой-то срок я ухожу, а вы все большой и малый, старики и старушки должны собраться здесь. Я скажу вам слово и уйду.
Все собрались В назначенный срок.
- Дай Бог, чтобы весь отряд вернулся без потерь, - сказал Капыта и совершил моление.
Ушел он с людьми в Кабарду. Пришел и видит, там великое горе. А тут снова напали казаки, но Капыта сумел всех мгновенно захватить в плен. Они ведь нападали на кабардинцев. Во время схватки один из казаков на резвом коне стал уходить. Капыта, будучи, пешим, сумел настичь всадника и полонить его.
Капыта с отрядом подошел к крепости, из всех бояниц по ним был открыт ружейный огонь. Но Капыта в ответ не стрелял. Ни одна пуля не попала в него и не зацепила даже одежду. Капыта подошел к крепости и совершил, как тогда перед походом, моление, затем сел у ее стены. Осажденные в крепости не могут выйти из нее. Оказались запертыми в ней, а тех кто осмеливался выйти, разил Капыта. До этого, как мы знаем, часть из них он пленил. В крепости был их командир, офицер. Он передал Капыте: - Если разрешись встретимся.
- Хорошо,- ответил тот.
- Я встречусь с тобой, но мне страшно,- сказал офицер.
- Я мужчина, а не женщина,- ответил Капыта.- Тебе нечего бояться, выходи, не трону тебя. Если я сказал выйди, значит все без обмана. Бели бы я хотел убить тебя, то убрал бы там, в крепости. Это было бы делом одного мгновения.
Крепостные ворота открылись и офицер вышел. Они обнялись с Капытой.
- Большое спасибо,- сказал русский.- Если меня победил такой мужчина, мне не стыдно. Я опасался, что меня может победить человек, ниже меня достоинством.
Они переговорила и договорились обо всем: - Офицер должен уйти со своим отрядом. Он, офицер, уходит, ибо ничего не смог сделать.
- Если можно, верни пленных,- попросил он Капыта.
Тот выпустил казаков и они вернулись к своим. Только один, которого конным пленил пеший Капыта, не согласился уйти, сказав при этом?
- Я был на коне, он был пеший и сумел догнать меня и взять в плен. Я хочу остаться при этом человеке и быть его братом и. еще, что важно, после того что случилось, я не могу смтреть моим друзьям в лицо.
Этот Казак навсегда остался при Капыте.
И впоследствии ушел с абхазами в Турцию",- так рассказывал эту историю 102-летний Куджба Мурат, выходцемм из Ахчыпсы. Об этой кровавой эпохе в памяти народов Кавказа сохранилось немяло песен и героических преданий. Очень характерны строки из абхазской героической песни, сложенной в ту суровую эпоху:

Конь околеет - поле останется.
Человек умрет - слава останется.
Трусость и мужество несовместимы,
Мужчины у кого не сердце женщины
По кровавому пути - но только вперед!

Высадка российского десанта на Абхазский берег. 1840 годВысадка российского десанта на Абхазский берег. 1840 год (картина Айвазовского)

Выселение абхазов - 1867 год.Выселение абхазов – 1867 год.

Когда, в 1877 году, трудном и невероятно тяжелом времени наступил трагический момент в судьбе абхазского народа и оставались считанные дни до вынужденного переселения, абхазы собрались на обширной Лыхненской площади. Отдельно стояли конные, а напротив - пешие воины. Между ними из конца в конец ходил старец, беспрестанно речитативом напевая следующие слова, воодушевляя воинов в эти тяжелые минуты перед расставанием с Родиной:.

"Если ты абхаз должен быть абхазом!
Если ты абхаз, то должен сердцем болеть за Родину!
Сотворивший нас, абхазов - озари наше сердце светом и Надеждой!
Дай нам взаимной радости и веселья!
Наш отцовский двор - Апсны!
Это вскормившая нас материнская колыбель!
Как наши враги смеют посягнуть на нее!
Силой нас разъединяют, но мы едины,
И мы должны добиваться быть неразделимыми.
Создатель сотворивший нас, опредилил нам
Быть вместе и всегда находить друг друга.
Огненной рубашкой будешь одета на мне Апсны!
Я ни слова не скажу, вынесу все.
Пусть твой неугасимый огонь укрепит мою решимость.
Нет, нет! Мои надежны не рухнут
И однажды мы встретимся Апсны!"

Очень четко отметил автор в статье "Кавказский берег Черного моря", опубликованный в "Отечественных записках" за 1878 г.:
"Словом мы обнаружили непредприимчивость и неумение: мы выгнали горцев, уничтожили их культуру и взамен ничего не дали."
Ведь никто не хотел покидать родную Абхазию, святой Кавказ, народ уходил с решимостью вернуться на Родину и освободить ее.

Одной из форм сопротивления царизму было абречество, ибо на карательные экспедиции царских генералов, даже после покорения Кавказа, горцы отвечали стремительными и дерзкими акциями, приводившими в трепет военную администрацию Кавказа. Страстный патриот Кавказа, большой друт Абхазии, чеченец Асланбек Шерипов писал по этому поводу в 1916 году:
"Нo особенную окраску абречество приняло после окончательного утверждения царской власти на Кавказе. Несоответствие русского суда и обычного права горцев, преступная администрация Кавказа и общая политика притеснения заставили многих личностей из чеченцев /и вообще из кавказцев/ становится на нелегальное положение... их продолжали преследовать и для успешной борьбы с вредным элементом ввели систему "круговой поруки". От этого возмутительного акта страдали уже лица имевшие несчастье быть родными или просто односельчанами "преступника".И вот начиналась месть начальству: абреки убивали административных лиц, грабили почту, казначейства и др. правительственные учреждения..» а власть еще пуще налегала на мирное население: штрафы, экзекуции, высылка в Сибирь, виселица и т. д. Власть терроризировала мирное население, абреки терроризовали эту власть. И конечно народ смотрел на абреков как на борцов против притеснений и зверств власти..» Наиболее отважные и удачливые из абреков так поражали психологию чеченцев, что они считали их продолжителями дела Шамиля и его мюридов.
В одно время ходили даже слухи, что Зелимхан объявит себя имамом и изгонит царскую власть. Вот этот характер политического протеста и борьбы с властью придавал абрекам в глазах народа ореол национальных гароев, что в свою очередь отразилось в песнях".
По сей день у абхазов бытуют песни и предания о тех, кто бесстрашно сопротивлялся самодержавной политике царизма - Это Кайтмас-ипа Халыбей, Атрышба Ханаш, Ахьы Шабат Маршан, Чызмаа Едыг, Адагуа-ипа Инадла, Адагуа-ипа Зекериа Уатырба, Калги Ханаш, Аджгирей-ипа Кучук, Мыстаф Чалакуа, Ацачба Хакыбей, Чкуаку Кяща, Джапуа Смайл..»

Александр и Георгий Чачба - 1917 годАлександр и Георгий Чачба - 1917 год.

Это о них с гордостью писал Георгий Чачба в своем "Предсмертном обращении к Абхазскому народу" в 1918 г.
"Братья Абхазцы наши отцы, дяди и братья боролись, страдали и умирали за честь и свободу родины!
Их гордая, свободная душа не могла и не хотела подчиниться угнетательной системе царской власти; не могла допустить попрания их обычаев и традиций, освященных веками, и они с оружием в руках восстали против могущественной тогда России.
Многие из них приняли смерть в этой борьбе за родную Абхазию, тысячи их томились в холодной Сибири, а много десятков тысяч, отчаявшь в неравной борьбе ушли в Турцию, но не склонили перед насильниками свою гордую честную голову".

Чуть позже, через год в газете Кубанского краевого правительства - "Вольная Кубань" была дана аналогичная оценка борьбы горцев за свободу:
"Лучшие страницы военной истории - долголетняя и героическяя борьба горцев Кавказа за свободу и независимость против старой деспотической России едва ли могла быть столь продолжительной и упорной, если бы она не была борьбой за свое физическое существование и против уничтожающего и несущего за собой рабства, ненавистного для свободолюбивых горцев московского царизма"»

Это отмечает и профессор Пузанов в 1941 г,:
"Побежденные в неравной борьбе черкесы, одной из характерных особенностей которых было свободолюбие и неукротимость, в огромном большинстве предпочли выселение на чужбину - жизни под игом "урусов". Совершенно несомненно, что оставшиеся на родине немногочисленные черкесы принадлежали к менее активным, а следовательно - и менее типичным представителям своего племени".

Волны переселения то подымались, то затухали и в общей сложности кавказских горцев /абхазов, адыгов, убыхов, абазин, чеченцев, ингушей, аварцев, лезгин, осетин, карачаевцев, балкарцев, ногайцев/ выселилось по разным данным от 1.800.000 до 3.102.279 чел. Нa восточном /абхазо-убыхо-адыгском/ побережье Черного моря тогда появилась новая поговорка: "Теперь даже женщина может пройти от Сухум-Кале до Анапы не опасаясь встретить хоть одного мужчину". По ту строну хребта, на Северном Кавказе, говорили немного иначе; "Теперь в горах Кубанской области можно встретить медведя, волка, -- но не горца".

Р. Фадеев, один из активных участников покорения Западного Кавказа или как он cам пишет "страшного порлома Западного Кавказа", автор "Писем с Кавказа", в 1-м письме, являясь очевидцем изгнания горцев, пподчеркивает, что "то были похороны исчезавшего народа", в этом же письме он выявляет истинную цель всех завоеваний: "Земля закубанцев нужна была государству, в них самих не было никакой надобности\.

Тот же автор, описывая покорение Западного Кавказа отмечает: "Горцы сопротивлялись чрезвычайно упорно, не только в упорном бою, но еще более энергией массы: они встречали наши удары с каким-то бесчувствием; как отдельный человек в поле не сдавался пред целым войском, но умирал убивая, так и народ, после разорении дотла его деревень, произведенного в десятый раз, цепко держался на прежних местах.. Мы не могли отступать от начатого дела и бросить покорение Кавказа потому только, что горцы не хотели покоряться.
Надобно было истребить горцев наполовину, чтобы заставить другую половину положить оружие" - /курсив наш - Р.Г./.

О последнем акте - изгнании горцев - очень четко подметил писатель В. Е. Немирович-Данченко:
"Война с горцам Кавказа окончилась. Последний акт этой трагической эпопеи доиграли. Занавес был опущен... Настоящая трагедия и началась с этого момента. Русские не могли оставить горцев в их орлиных гнездах... Мы предложили старым и непримиримым врагам или идти в долины, или селиться между русскими, между казаками, между переселенцами, болгарами молдованами, или бросить все, что нельзя унести с собой, и убраться в Турцию. Гордые соколы и коршуны, эти рыцари-хищники наотрез отказались исполнить требование русских. И, как мы были правы со своей стороны, так правы и они.. И в самом деле не идти же орлам в курятник, не сделаться же матерому горному волку домашним животным, смирным и трудолюбивым! Горцы решили умереть защищая, свои вершины.
После всех этих событий на всем Западном Кавказе, по данным известного французского энциклопедиста Элизе Реклю оставалось "на огромном, ныне пустом пространстве, занимавшем 10.000 кв» км насчитывалось всего лишь 15.ООО жителей:. Из их числа 4/5 составляют абхазцы, 600 черкесов, остальные переселенцы различного происхождения".

Зачастую ряд исследователей, одним из факторов исхода горцев ставят ислам, но здесь надо отметить, что религиозный фактор, особенно в Абхазии особой роли не играл.. Для разрешения дел абхазы приглашали мулл из Карачая или Батума.. У абхазов, как отмечает ряд источников повсеместно было изготовление вина, без которого немысыслилось ни одно застолье и зачастую османское правительство безуспешно пыталось обложить страну податью "харадж", которую абхазы и не думали платить. Турецкий историк М.Ф. Кирзиоглу приводит такой, факт: "В средневековье из-за частых морских набегов на Тупцию абхазских корсаров, султан объявил Абхазии блокаду и османская военная флотилия стала крейсировать вдоль восточного побережья Абхазии, где стал ощущаться недостаток изделий из металла, особенно не хватало котлов для пищи. А поскольку в абхазских семьях всегда мирно проживали вместе приверженцы традиционной религии, христианства и ислама,то абхазы нашли выход: поставив в котле перегородку, они одновременно готовили говядину и свинину в одном котле. Сам термин "махаджиртство" носит религиозный характер, а ведь в хадж /добровольное изгнание/ ушло чуть более двух десятков семей абхазов. И правильно эти трагические события надо именовать как исход, изгнание горцев. В связи с этим точно подмечено в сборнике "Земля адыгов", Майкоп, 2004: "Ислам раньше всего и В наибольшей степени получил развитие в Чечне и Дагестане, однако 90 % населения северо-восточного Кавказа остались на исторической родине» Напротив, племена практически незнакомые с исламом (Западный Кавказ), а также христиане подверглись изгнанию на 9/10"».

Евгений Марков по этому поводу писал в 80-х годах XIX века:
«Когда черкесская дележка была закончена, захотелось абхазской » равно в Абхазии - рай земной, растительность чуть-ли не тропическая, плодородие почвы баснословное, вся страна один сплошной сад... Сами абхазцы - отличный народ, даровитый, гонкий, изящный – французы Кавказа…
У абхазцев великолепные сады и плантации на берегу моря.. И их, и сады бросили на произвол судьбы, не оставив на защиту ни одной роты войска.. А когда турки забрали их имущество, жен и дочерей и потребовали, чтобы они встали на их сторону, абхазцев, ненавидящих турок сделали бунтовщиками. Собственной непредусмотрительностью своею, мы убили чудную страну, которая долго теперь не оправится, которую уже ничем не вознаградить. Зато сколько осталось удобных поводов, чтобы отделаться от этого беспокойного племени, как отделались мы уже от многих кавказских племен, чтобы не бросить на растерзание нашей чиновничьей корысти новые десятки тысяч десятин земли …

Офицер Генерального Штаба барон К.Ф. Сталь в середине XIX века отмечал: "Кавказские горцы в физиологическом отношении принадлежат к прекраснейшему из народов белого или так называемого кавказского поколения"»

Известный писатель, автор интереснейшего романа "Прометеево потомство" /Роман из истории последних дней независимости Абхазии/ - Д. Л. Мордовцев, посетивший Западный Кавказ, в том числе и Абхазию после трегедии изгнания, с горечью подчеркивал:
"Прекраснейшая на земле раса вырвана с корнем из своей родной почвы".

Талантливый кабардинский ученый Анзор Кушхабиев отмечает в связи с этой трагедией:
"Уже в июле 1860 года царские власти признали необходимым принять меры по недопущению возвращения северокавказских эмигрантов из Османской империи. В феврале 1861 года вышло "Предписание Главного Управления наместника Кавказа командующему войсками Терской области, в котором отмечалось: если возвращающие на Кавказ принадлежат к покорным горским обществам Кавказа, немедленно ссылать их внутрь России на поселение навсегда.. Если же будут принадлежать к еще непокорным /враждебным/ обществам, то задерживать их для обмена на пленных, находящихся в горах. В случае если обмен не состоялся, высылать в Сибирь на постоянное выселение. Северокавказских эмигрантов, возвращающихся из Османской империи, стали отправлять, в частности, в Оренбургский край с зачислением в государственные крестьяне".

Полностью обезлюдела Малая Абхазия - область между- реками Жуе-дзыхь и Щача-пста, горные и прибрежные абхазские общества: Халцыс, Ахчыпсы, Мдзаа, Арыд, Цандрыпшь, Гечрыпшь, Хамышь, Псху, Баг, Цвжьы, ХЫШХО, Гагра, Гума, Дал, Цабал, Абжакуа, Псырдзха, Дранда» Акапа, Бябышь-ира, Гулрыпшь... насчитывавшие десятки сел; страна убыхов - Туахы; горные Ашхарские общества: Баг, Бракуа, Казылбек, Шагирей, Там, Башылрыпшь, занимавшие верховья Урупа, Лабы /Ярых/, Большого и Малого Зеленчука.. До единого ушла большая этнографическая группа садзов /джигеты /, вот что сообщают о них очевидцы:
"Покончив с черкесами, русское оружие было направлено на два абхазских племени, известных истории героическим отстаиванием своей вольности и способом ведения войны: они считали за позор сражаться в пешем строю и не признавали иного боя, кроме шашечного. Мне рассказывал абхазец, воевавший тогда под русскими знаменами, что садзуа, загнанные в местности Псху и окруженные русскими полками, в отчаяннейших схватках погибают почти все, 9 оставшиеся, дабы не отдаться живыми в руки врагов кончали самоубийством..
Эти два, поголовно исчезнувшие с Кавказа, племени - убыхи и джигеты /асадзкуа/. Часть их была истреблена, оставшаяся часть спустилась в конном строю на берег моря, обернулась последний раз к седым вершинам Абхазских гор, спела "ашьха ашъа" /"песнь гор"/ и села на приготовленные корабли, чтобы отплыть в Турцию".
Нe осталось ни одного Абхазского села между реками Аапста и Кудры, опустело большинство бзыбеких и абжуйских сел, ушли тысячи семей абазин-тапанта... Как было подчеркнуто выше, горные и прибрежные абхазские общества порою насчитывали десятки многолюдных сел».

Известный ученый, академик Н. Я. Марр отмечал, что "Абхазия за время внедрения так называемой европейской культуры обездолена в своей даже центральной этнографической части, так от всего Гумистинского уезда остались одни одичалые дворы с фруктовыми деревьями, ни души абхазской, ни звука абхазского; заселявшие эту центральную полосу Гума или ГУМЫ, абхазское племя, должны были, под варварским колониальным натиском европейцев, выселиться в Турцию, спасая свою крепкосложенную древнекультурную общность, свое человеческое достоинство".

В общей сложности абхазов и абазин, которые известные на Востоке под названием «Абаза» было изгнано с Родины от 400 до 500 тысяч.

С болью читаешь свидетельства очевидцев, побывавших на оставленных изгнанниками местах через несколько лет после всей, этой полной драматизма эпопее:
"Лучшая часть Кодора представляет ущелье, уединенность которого производит сильное впечатление. на нашем пути по роскошным и неровном лугам, образующим широкое основание верхней части долины, нам попадались виды, с которыми не могут быть сравниваемы даже итальянские склоны АлъповЭтот Кавказский Эдем отличался однако и своим плодородием.,. Невольный страх овладевал человеком при виде страны, изобилующей всякими фруктами и совершенно безлюдной...
Трудно представить местность более роскошную и красивую, чем луговые пространства и леса, по которым течет Кодор... Несмотря однако на всю красоту этой прелестной долины, путешественник, проходя по ней, не может не ощущать того чувства грусти и тоски, какое обыкновенно находит отсутствие всяких признаков человеческого пребывания. /см. Грове. Холодный Кавказ". СПб., 1879»/.

Немногим позже, в 1886 г., графиня Уварова, путешествуя по Западному Кавказу и Абхазии неоднократно с горечью отмечала:
"Черкесы, заселявшие этот край, вероятно, с очень древних пор, отнеслись весьма разумно к сельско-хозяйственному богатству края: они не стеснялись и не останавливались перед глубокой обработкой отдельных горных полян и, заселив все горные ущелья, сумели, несмотря на постоянные набеги, жить с достатком, иметь поля и фруктовые сады, водить пчел, рогатый скот и целые табуны лошадей. Достатка этого хватало на лихого скакуна и на богатое вооружение и на изящную одежду.
Теперь все изменилось: край покорен, черкесы выселены и новые поселенцы - малороссы, казаки, греки поля запустили, фруктовые сады уничтожили, а сами, несмотря на благодатный край, ходят такими же нищими, как и на севере...
Немного далее, при повороте мы останавливаемся пред новой, но не менее величественной и привлекательной картиной: теперь пред нами все вершины Джубских гор, с глубокими ущельями, темными закоулками, с множеством остатков черкесских аулов и поселений. Трудно достались эти горы победителям, безотрадное впечатление производят они ныне на путешественника - точно огромный могильник, сохраняет память о прежних днях, до сих пор незаменимых насельниках. То же самое отмечает она и в Абхазии, видя как колонисты нещадно истребляют культурные насаждения, оставленные абхазами, после исхода их на чужбину: "Должно быть не жаль чужого добра, должно быть не хотят жать того, чего не сеяли, собирать то, чем обязаны прежчим насельникам".

В начале 90-х годов XIX века видный ученый-исследователь флоры Абхазии Николай Альбов писал: "Обширные территории, некогда заселенные воинственным народом, всего как 30 лет перешли после ожесточенной войны под Власть России.. Побежденным было предложено одно: или подчиниться и сделаться русскими подданными, или уходить на все четыре стороны. Гордый народ, высоко ценивший свою свободу, предпочел последнее».

Проживавший в А.бхазли в конце XIX- чач XX вв. и оставивший ряд ценных статей о нашем крае, агроном Г. А. Рыбинский в описании своего путешествия по долине р. Кодора отметил следующее:
"Едущий со мной рядом абхазец милиционер запел такую грустную, захватывающую за сердце песню, повторяя часто слово "Лаы", что я невольно его спросил о чем он поет. "Эта песня,- сказал он со слезами на глазах,- была сложена абхазцами, удалившимися я Турцию. 5 тысяч душ Дальского ущелья оплакивали свой родной уголок, каждое деревцо, выращенное ими.
Абхазцы Дальского ущелья - эмигранты - славились в былые времена необычайной воинственностью и грабежами, они были грозой не только для врагов, но и для владетельного князя Абхазии. Это была отчаянная; вольница, их недоступное ущелье было в своем роде Запорожье для Абхазии".

В связи с этим мы хотим привести небольшой отрывок из воспоминаний кадрового, боевого генерала царской армии, генерал-майора, осетина Мусы Кундухова, который несмотря на многолетнюю и безупречную службу в российской армии вынужден был покинуть родной Кавказ и с большой партией чеченцев и осетин переселиться в Турцию:
"Заняв номера в гостинице, я отправился к генерал-губернатору Коцебу, который будучи долго на Кавказе начальником главного штаба, постоянно удостаивал меня своим особым вниманием. Он иногда рассуждая о мерах, принимаемых правительством на Кавказе, высказывал:
"Мы, к стыдзу нашему, не сумеем покорить горцев и водвориться на Кавказе так, как следовало бы для блага его народов и России.
Так же и здесь он мне сказал:
- Что же мы приобрели на Кавказе? Лучшим его племенам мы не сумели внушить к себе доверия и отдаем их туркам. В земле Россия не нуждается. Вот у меня в округе столько пустопорожней земли, что ищем поселенцв и не находим...
На следующий день "на одной из почтовых станций я встретился с абадзехскими переселенцами, не успевшими переселиться в прошлом году. Когда я раздавал мальчикам деньги на орехи, смотритель той станции, по всей вероятности, заметив во мне смущение, подошел ко мне также со слезами и взволнованный чувством негодования сказал:
- Ваше Превосходительство, какое сердце не заплачет, видя эту печальную картину. Ведь надо Бога бояться. Земля их родная, зачем мы их гоним. Бог знает куда? Я их спрашиваю, куда они едут. Говорят, что в Турцию, но что с ними будет там, они сами не знают.
Из сказанного смотрителем я убедился в том, что правительство русское поступает в действиях своих против русской натуры".

Исход горцев Кавказа продолжался и после 1878 г., вплоть до начала XX века. Газета "Терек" за №64 от 1883 г. сообщает:
"Во вторник 24 мая со ст. "Минеральные воды" отправились из ближайших к станции аулов десять кабардинских семейств. Тяжело было смотреть на грустную сцену расставания. Загорелые суровые старики-кабардинцы, не привыкшие при посторонних обнаруживать свои внутренние страдания, плакали как дети, расставаясь с родиною и со своими близкими. Тяжелое, невыносимо мучительное чувство тоски по родине, слезы из глаз людей, привыкших без жалобы, без малейшего изменения в лище переносить самые страшные раны. В последнее время выселение горцев в Турцию снова усилилось. Недавно пятьсот кабардинских семейств просили разрешения выселиться, но им было отказано. Тем не менее и теперь не редкость встретить на станциях нашей железной дороги группы женщин, маленьких детей и мужчин кабардинцев, которые, продавши за бесценок свои сакли и имущество, не имея никакого представления о том, что ждет их впереди, бросают свои поля и горы отправляются в «Стамбул» Из расспросов выясняется, что причины, побуждающие горцев к выселению почти одинаковы для всех местностей, - это или неудачное осуществление поземельного устройства обществ, результатом которого является полнейшая невозможность заниматься скотоводством и земледелием при тех первобытных способах обработки земли и пастьбы скота, которые единственно доступны горскому на селению, или же притеснениями со стороны низших агентов администрации, в большинстве случаев вовсе не знакомых с особенностями быта того населения, с которыми им приходится иметь дело".

Трагедия кавказских горцев в последний годы нашла широкое отражение в творчестве ученых и писателей как на Кавказе, так и среди диаспор». Еще в 20-е годы XX века. профессор Н. Яковлев и академик Н. Я. Марр ставили вопрос о необходимости командирования в Турцию и другие страны ближнего Востока молодых кавказоведов, с целью собирания и издания материялов по данной проблеме. А ведь еще в самом начале XX века, иследователь Кавказа немец Г. Мерцбахер тревожно отмечал, что " В настоящее время мы находим на Кавказе лишь незначительную часть древнейшего абхазского народа».. Большая часть обитаемого здесь некогда оседлого интересного народа»., выселилась в Турцию, главным образом в Малую Азию.

Это массовое выселение прискорбно в том отношении, что сведения о происхождении этого древнего народа, погруженные в глубокую тьму, грозя» полным исчезновением, между тем, как новая история его и знакомство с древнейшими религиозными обрядами, древними названиями родов и местностей в связи с преданиями народа могли служить связью с неизвестным прошлым..

Еще в 1907 году в обращении Абхазского народа к царю, вопрос о возвращении абхазов из Турции на родину ставился одним из первых. В 1920 году в Сухуме был создан "Центральный Комитат по делам абхазцев-махаджиров. Приведем этот интересный документ:

Протокол
общего собрания Абхазской интеллегенции, состоявшегося
12 мая 1920 года в Сухуме.
Собрание имело суждение относительно абхазцез-махаджиров, находящихся в Турции.
Собрание, признавая, что находящиеся в Турции абхазцы были выселены из Абхазии против собственного их желания силой военных обстоятельств во время Русско-Турецкой войны 1877 и 1878 годов и принимая во внимание, что в настоящий момент махаджирцы желают вернуться в Абхазию, и, что возврашение на Родину желательно для всего живущего здесь Абхазского народа, решило выдвинуть махаджирский вопрос на практическое разрешение в духе, желательном для обоих частей Абхазского народа.
В целях освещения, изучения и расширения махаджирского вопроса собрание избрало Комитет, которому уполномачивается вести всю необходимую подготовительную работу для разрешения махаджирского вопроса, сноситься с учреждениями и организациями, делать необходимые командировки, возбуждать ходатайства перед подлежащим Поавительствами и Консульствами для необходимых дипломатических переговоров по поводу махаджиров, делать всякие сборы, принимать пожертвования на предмет расходов по ведению предварительных работ и т. д.

В Комитет единогласно избираются следующие лица:
1. Григорий Матвеевич Зухбай.
2. Вианов Тарасович Анчабадзе.
3. Андрей Максимович Чочуа.
4. Дмитрий Иванович Аланиа.
5. Дмитрий Иосифович Гулиа.
6. Михаил Ивачович Тарнава
Комитет сам избирает свой президиум. Комитет имеет право кооптации.
Председатель Собрания          А. Чочуа
Секретарь             М. Тарнава.

Этот Комитет 20 августа 1920 г. отправил в Константинополь Черкесскому Комитету письмо, где в частности говорилось:

"Пользуясь случаем, через г. Бутба Сухумский Центральный Комитет по делам абхазцев
махаджирцев сообщает Вам следующее:
Как известно Вам, в 1877 и 1878 годах большая часть абхазцев выселилась из Абхазии в Турцию. Это обстоятельство раскололо и лишило его национального, культурного и государственного облика. Находясь на дальнем расстоянии друг от друга и в полном разобщении друг с другом, эти .две части Абхазского народа не имеют ясного предстваления о жизни и чаяниях каждой стороны. Те редкие переезды отдельных лиц-абхазцев из Турции сюда, в большинстве не заинтересованных национально-культурными и политическими вопросами, не давали абсолютно никакого положительного результата в деле сближения и освещения жизни двух частей Абхазского народа. Других сообщений с определенной миссией между этими частями до сих пор не было только в данный момент посетил Абхазию г. Бутба, который и ознакомил нас с жизнью и желаниями, живущих в Турции, абхазцев.
Сухумский Центральной Комитет по делам Абхазцев-махаджирцев со своей стороны приветствует Черкесский Комитет за его идею и стремление поставить обиженных судьбою горцев на путь к национальному возрождению сообщает, что оставшиеся здесь абхазцы ныне благополучно пребывают в Абхазии…
Весь Абхазский народ и его интеллегенция всегда думали и думают о своих братьях, находящихся в Турции. В видах большого и культурного и политического развития Абхазского народа мы всегда желали и желаем, чтобы эти наши братья вернулись на лоно своей родины» Этот вопрос с 1917 года поднимается на всех собраниях, съездах, общин и национальных, а такжв в правительственных кругах, и везде он решается в положительном смысле, но отсутствие определенных данных о желаниях самих эмигрантов- бхазцев, а также быстрая изменчивость условий политической конъюнктуры мешают предпринимать практические шаги. В настоящее время по этому вопросу в Сухуме создан Комитет из абхазцев-интеллегентов, который принимает все меры к выяснению условий благоприятного разрешения махаджирского вопроса.. Для этого Комитет считает необходимым завязать сношения с махаджирцами. Комитет предлагает командировать туда людей.. Комитет хотел бы увидеть также здесь в Абхазии представителей ма хаджирце в, командированных сюда специально для ознакомления с местными условиями и обозрения нашей действительности..
Мы надеемся, что Черкесский Комитет как общий руководящий орган в деле разрешения национального вопроса горцев, брошенных судьбой в объятия Турции, примет под свое покровительство находящихся там абхазцев и совместно с ними разрешит их дальнейшую судьбу".

В заключении мы хотим отметить, что абхазы и черкесы стали попадать в страны Среднего и Ближнего Востока уже в средние века. Это происходило, в основном, на основе этно-политических контактов, а не из-за работорговли, о том что, абхазы и черкесы не продают своих соотечественников подчеркивает ряд источников. Конечно, времена были суровые, зачастую происходили войны и часто наши соотечественники попадали в плен, но что интересно, в те времена, их выкупали, а не покупали их же соотечественники, занимавшие в то время высокие посты в могущественной Оттоманской империи. Так абхаз - великий везирь Турции, выкупил и воспитал, дал образование / они все стяли генералами, дипломатами/ 38-ми мальчикам кавказского происхождения... Но это было в средние века, а во второй половине XIX века начался массовый исход, т. е. изгнание горцев Кавказа со своих исконных земель, который завершился, как мы уже говорили выше, 21 мая 1864 года в центре горного абхазского общества Ахчыпсы. И именно этот день народы Кавказа считают одним из самых трагичных страниц своей истории.

Президент России Б. Ельцин в связи с 140-летием со дня окончания Кавказской войны в 1994 г. отмечал:
"События более чем вековой давности возвращают нас к далеким годамf когда в борьбе за Кавказ столкнулись интересы Российской империи,. Великобпитании. Франнии. Ирана и ТУРЦИИ. Все эти государства несут свою долю ответственности за многострадальную судьбу горцев?

В мире мало найдется народов, когда 80% коренного населения разбросано по всей планете и находится вне родной земли, в данном случае мы имеем в виду абхазов. Из двадцати пяти районов и обществ, после трагедии изгнания, осталось три - Бзыбский и Абжуйский с Семурзаканским, и они также были частично опустошены.

Далее мы сравнительно кратко позволим ознакомить читателя с судьбами наших соотечественников, разбросанных вихрем истории по всему миру и твердо надеемся, что наступит день, когда мы все будем вместе жить у себя на Родине - священной Апсны!

Абхазы - 1867 годАбхазы – 1867 год

Абхазы с Балкан - 1878 годАбхазы с Балкан - 1878 год


(Выражаем благодарность Руслану Гожба и Рисмагу Аджинджал за присланный материал. - Ред. Абхазской интернет-библиотеки.)

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика