Глава I. Абхазия и абхазы. Краткий исторический очерк
Абхазы – один из древнейших коренных этносов Кавказа, язык, культура и традиции которого наиболее близки и родственны северокавказским народам: абазинам, адыгейцам, кабардинцам, черкесам, убыхам. В языковом отношении все они составляют абхазо-адыгскую группу северокавказской семьи языков. Абхазы населяют территорию нынешней Республики Абхазия, которая расположена в северо-западной части Закавказья (территория 8,7 тыс. кв. км) на склонах Большого Кавказа и на Колхидской низменности.
Омывается Черным морем. Протяженность побережья Абхазии – более 220 км. Северо-западная граница с Российской Федерацией тянется по реке Псоу, а восточная с Грузией – по реке Ингур. В Абхазии семь административных районов, семь городов (столица Сухум), четыре поселка городского типа.
Абхазия небольшая многонациональная страна (около 300 тыс. жителей). Помимо абхазов в ней проживают армяне, грузины, русские, греки, эстонцы, турки, поляки, евреи, немцы, представители других национальностей. Здесь мирно уживаются люди разных конфессий – православные, католики, мусульмане, протестанты, иудеи.
По переписи 1989 г. численность абхазов в самой Абхазии составляла 93,2 тыс. человек, а всего в Российской Федерации и странах СНГ их более 150 тыс. Многие абхазы живут в Турции и других странах мира, всего – около 600 тыс. человек. Абхазы исповедуют различные верования: традиционную религию (язычество), православное христианство, суннитский ислам.
Первые упоминания об абхазах содержатся в ассирийской надписи ХII в. до н.э. (надпись Тиглатпаласара I) под именем «абешла», в античных греко-римских источниках I-II вв. н.э зафиксированы «апсилы» и «абасги». На их генетическую связь с абхазским народом указывают этнонимы «апсуа» (самоназвание абхазов), «абаза» (самоназвание абазин, родственных абхазам), «обезы» русских и «абхазы» грузинских летописей.
Свою родину абхазы называют «Апсны», т.е. «Страна души».
Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи) культуры на Западном Кавказе в III тысячелетии до н.э., а в начале I тысячелетия до н.э. – колхидско-кобанской металлургической провинции. В VIII-VII вв. до н.э. они освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие яркое отражение и в героическом нартском эпосе абхазов в образе кузнеца Айнара.
В VII-VI вв. до н.э. через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением. Уклад городской жизни (Диоскуриада – современный Сухум; Гюэнос или Гиэнос – совр. Очамчира; Эшерское городище близ Сухума; Питиунт, или Питиус – совр. Пицунда), а вместе с ним и государственность на территорию Абхазии привнесли в первой половине VI в. до н.э. древние греки, связавшие затем местные окрестные общины в единую систему экономических отношений.
В первые века н.э. древнеабхазские племена были объединены в раннеклассовые образования (Абасгия, Апсилия, Санигия), которые являлись органической, хотя и периферийной, частью римско-византийского культурного мира. В прибрежных крепостях Питиунта, Себастополиса и Зиганиса стояли римские когорты, а в Египте находилась «Первая когорта абасгов». В VI-VIII вв. н.э. через Абхазию на Северный Кавказ проходили три ответвления «Великого шелкового пути» – дороги через Абасгию, Апсилию и Мисиминию. Во II-VII вв. н.э. древнеабхазские племена создали самобытную «Цебельдинскую культуру». В местных воинских захоронениях найдены самые ранние на территории бывшего СССР мечи III-IV вв. из дамасской стали.
По церковному преданию, первую христианскую проповедь предки абхазов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В конце III-IV вв. в Питиунте образовалась первая на Кавказе христианская община, которую епископ Стратофил представлял на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 г. Официально местное население приняло христианство в VI в. при императоре Юстиниане Великом. Первым пастырем у абасгов был Евфрат, у апсилов – Константин. В Константинополе была основана специальная школа, где обучались дети абасгов. В древнегрузинском источнике «Мученичество Або Тбилели» (VIII в.) прямо говорится о христолюбивой «стране Абхазия». В этот же период происходит и формирование абхазской феодальной народности.
В течение VIII-X вв. существовало Абхазское царство, первым царем которого был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана и двоюродный брат императора Византии (оба они были внуками хазарского кагана, а их матери – родные сестры). Благодаря этому счастливому обстоятельству, Абхазское царство получило тогда «международное признание». Являясь щитом от арабских нашествий, Абхазия возглавила процесс объединения всего Западного Закавказья. Царство достигло своего расцвета в X веке при царе Георгии II, который активно способствовал христианизации Алании (Осетии). В этот период в местной церковной архитектуре выделяется особая абхазо-аланская школа византийского зодчества.
Династия абхазских царей пресеклась по мужской линии со смертью бездетного Феодосия Слепого, и власть перешла к его племяннику Баграту III (978-1014), который был картвелом (грузином) по отцу, но абхазский престол унаследовал по материнской линии от династии Леонидов (абхазки по имени Гурандухт, сестры Феодосия). Баграт III составил генеалогическое древо абхазских царей, чтобы подчеркнуть свою связь именно с этой династией. С него началось формирование нового государства – «царства абхазов и картвелов», которое еще несколько столетий продолжало называться «Абхазским». В XIII столетии «царство абхазов и картвелов» распалось.
В XIII-XV вв. Абхазия попала в сферу политико-экономического влияния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых факторий. Сан-Себастьян (Сухум) стал важным торговоэкономическим центром региона, в котором проживали люди разных народностей и конфессий. В XVI-XVIII вв. Абхазское княжество находилось под протекторатом султанской Турции. В этот период здесь получает распространение ислам суннитского толка.
С конца XVIII в., при владетеле Келешбее Чачба (Шервашидзе), Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума. В мае 1808 г. Келешбей был убит. Владетелем стал его старший сын Асланбей.
В июле 1810 г. русский военно-морской десант с боем взял СухумКале. Законный владетельный князь Асланбей Чачба вынужден был оставить крепость. Прибрежная часть Абхазии за исключением значительных территорий вольных горских обществ присоединилась к России. На абхазский престол царские власти возвели своего ставленника Сефербея Чачба, который принял крещение и новое имя Георгий. Одной из отличительных черт Абхазского княжества являлось то, что в отличие от Грузии, с вхождением в Россию оно не утеряло полностью своей государственности. С 1810 по 1864 гг., находясь в составе России, княжество сохраняло автономное управление, которое просуществовало дольше других на Кавказе. В 18641917 гг. Абхазия («Сухумский военный отдел», c 1883 г. «Сухумский округ») была подчинена царской администрации на Кавказе.
В XIX столетии Абхазия все еще занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с черкесско-убыхским миром. В Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, не было крепостного права, все категории крестьян являлись собственниками своей земли, а свободные общинники составляли 3/4 населения страны. В систему «горского феодализма» Абхазии крепко вжились элементы родоплеменного строя и языческих верований. Основой основ общественного устройства Абхазии была сельская община, которая объединяла все слои населения – высшие и низшие сословия – и была пропитана молочным родством («аталычество») феодалов с крестьянами. Тем самым смягчались и некоторые сословные противоречия.
В условиях хуторского землевладения пахотные наделы не являлись собственностью всей общины, а находились в посемейной или подворной собственности абхазов. Общими для всех и открытыми для пользования были только пастбища и леса. Хозяйство абхазов носило натуральнопотребительский характер. Они занимались скотоводством, земледелием, виноделием, пчеловодством, обработкой кожи, древесины, гончарным и шорным делом, ткачеством, приготовлением пороха и др. Абхазы традиционно испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их позорными и унизительными для народа-воина.
В результате Кавказской войны и антиколониальных восстаний 1866 и 1877 гг. абхазы пережили этническую катастрофу. Более половины населения вынуждено было покинуть родину и стать беженцами (махаджирами) в Турции. В течение тридцати лет, с 1877 по 1907 гг., абхазы за неоднократные возмущения и бунты считались в царской России «виновным населением». До 1864 г. однородная в этническом отношении страна во второй половине XIX в. подверглась колонизации не только со стороны русских, греческих, армянских, болгарских, немецких, эстонских и других новопоселенцев.
Начиная с 70-80-х гг. XIX в., из прилегающих районов Западной Грузии сюда хлынули представители картвельских народов, в основном мегрелы. Тогда же, в 1877 г. в газете Тифлисский вестник появляется программная статья грузинского общественного деятеля Якоба Гогебашвили. В ней, в частности, говорилось, что «мингрельцы должны явиться первыми заместителями выселившихся абхазцев». В результате стремительных процессов перемещения населения этнодемографическая ситуация в стране резко изменилась. Так, если в 1886 г. абхазы составляли 85,7% населения, то в 1897 г. – лишь 55,3%.
Картвельская колонизация Абхазии оказалась настолько бурной, что насторожила царские власти. Русские интересы в Абхазии напрямую столкнулись с грузинскими. Представители грузинской церкви, интеллигенции, различных политических партий и течений все отчетливее предъявляли свои притязания на Абхазию. В результате политики «разделяй и властвуй» в 1905 г., в период революционных событий в России, грузино-абхазские противоречия до крайности обострились. Абхазы воспринимали все происходящее на их родине как «грузинскую революцию» и выступили на стороне правительства против этих «революционеров». По инициативе председателя правительства России П.А. Столыпина в 1907 г. специальным указом Николая II с абхазов была снята «виновность».
После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8 ноября 1917 г. на съезде в Сухуме был избран парламент – Абхазский Народный Совет, который принял Конституцию и Декларацию абхазского народа. 11 мая 1918 г. на Батумской международной мирной конференции была провозглашена «Горская республика» (Северо-Кавказская республика). Вместе с Дагестаном, Чечней, Осетией, Кабардой в эту федерацию вошла и Абхазия. Тем самым была восстановлена Абхазская государственность, утерянная в июне 1864 г.
Однако в июне 1918 г. в нарушение всех договоренностей войска только что (26 мая 1918 г.) провозглашенной Демократической республики Грузия при прямой военной поддержке императорской Германии оккупировали территорию Абхазии. Правительство Горской республики выразило Германскому правительству и Грузии резкий протест и расценило эти действия как акт агрессии против Абхазии и всего Северо-Кавказского государства. Политика меньшевистского правительства Грузии вызывала крайнее недовольство многонациональной Абхазии, что и облегчило установление здесь советской власти 4 марта 1921 г. Новый режим воспринимался как избавление от репрессий и вооруженного вмешательства Грузинской республики.
Сначала большевики предоставили Абхазии свободу политического выбора, который был реализован провозглашением независимой ССР Абхазии (31 марта 1921 – 17 февраля 1922 г.). Уникальность этой ситуации заключалась в том, что Абхазия около года формально была независима как от советской России, так и от советской Грузии. В декабре 1921 г. лидеры Абхазии под сильным нажимом Сталина и Орджоникидзе вынуждены были заключить с Грузией «особый союзный договор», ратифицированный в феврале 1922 г., который зафиксировал равноправие двух республик. 30 декабря 1922 г. полномочный представитель ССР Абхазии Н. Акиртава подписал Договор об образовании СССР.
С февраля 1922 г. и вплоть до февраля 1931 г. ССР Абхазия называлась «договорной». Первая советская конституция была принята в Абхазии в апреле 1925 г. III Всеабхазским съездом Советов. В феврале 1931 г. под давлением Сталина договорная ССР Абхазия была преобразована в автономную республику (Абхазская АССР) и включена в состав Грузинской ССР. Этот вопрос был решен в Тбилиси на VI Всегрузинском съезде Советов (19 февраля 1931 г.). Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18-26 февраля 1931 г.), выразившему недоверие правительству и советской власти.
После смерти 28 декабря 1936 г. председателя правительства Абхазии Нестора Лакоба, который был отравлен в Тбилиси на обеде в доме Л. Берия, начался самый трагичный период новейшей истории Абхазии. На республику обрушился террор, приведший к полному уничтожению политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленными темпами проводилась политика грузинизации: абхазская письменность была переведена с латинской на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топонимы заменялись грузинскими, обучение в школах стало вестись на грузинском языке, целенаправленно проводилась ассимиляторская переселенческая политика, направленная на деформацию этнодемографической структуры населения. За период 1937-1953 гг. из внутренних районов Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно увеличило их долю в составе населения Абхазии. В завуалированной форме демографическая экспансия грузин продолжалась и в постсталинский период. В результате, если в 1886 г. в Абхазии грузины составляли всего 6% населения, то в 1989 г. их стало уже 45,7%. Массовые митинги и демонстрации с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957, 1964, 1967, 1978 и 1989 гг.
В 1989-1990 гг. парламент Грузии в одностороннем порядке стал принимать решения, которые игнорировали межгосударственный характер отношений Абхазии и Грузии и по существу вели к упразднению абхазской государственности. Тбилиси признал незаконными и недействительными все государственные структуры советского времени с февраля 1921 г. В ответ Верховный Совет Абхазской АССР 25 августа 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете Абхазии.
Придя к власти в результате вооруженного переворота в Тбилиси, военный совет Грузии в феврале 1992 г. принял решение об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 г. и о переходе Республики Грузия к Конституции Демократической Республики Грузия 1921 г., в которой Абхазская АССР как субъект государственно-правовых отношений не значилась. В правовом отношении Грузинская ССР перестала существовать и образовалось новое государство, с которым Абхазская АССР никаких взаимоотношений не имела.
В целях преодоления правовой неурегулированности отношений между республиками 23 июля 1992 г. Верховный Совет Абхазии решил восстановить действие Конституции Абхазии 1925 г., а также принял новые Герб и Флаг Республики Абхазия.
14 августа 1992 г. только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Грузинские войска при поддержке боевой авиации, артиллерии, более ста танков, другой бронетехники вторглись в Абхазию и оккупировали часть ее территории. С первого дня агрессии они расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилиям, сжигали дома и села, чинили расправу не только над абхазским, но и над армянским, русским, греческим, еврейским населением. На оккупированной территории производились этнические чистки. Помимо физического истребления проводилась и политика культурного геноцида. Уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, музеи и библиотеки, громились, грабились и сжигались театры, институты, школы, архивы, университет. Погибли ценнейшие фольклорные записи, лингвистические материалы, исторические документы, редчайшие книги и рукописи. Территория Абхазии была освобождена лишь 30 сентября 1993 г., после более чем 13-месячной оккупации.
Грузино-абхазские переговоры идут с ноября 1993 г. по настоящее время под эгидой ООН, при посредничестве России и при участии ОБСЕ.
Подписан ряд важнейших документов, в частности, «Заявление о мерах по политическому урегулированию от 4 апреля 1994 года». С мая-июня 1994 г., благодаря проводимой под эгидой ООН операции по поддержанию мира (в ней участвуют войска СНГ, в основном России, и военные наблюдатели ООН), прекращен огонь на границе между Абхазией и Грузией. Начался возврат беженцев в пограничный с Грузией Гальский район Абхазии. К настоящему времени практически все довоенное грузинское население вернулось в этот район (всего около 70 тыс. человек). При поддержке России и международных организаций продолжается переговорный процесс.
26 ноября 1994 г. парламент республики принял новую Конституцию суверенного государства. Государственным языком Республики Абхазия признан абхазский, а языком государственных и других учреждений наряду с абхазским является русский. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Абхазия – президентская республика. Первым президентом парламент избрал Владислава Ардзинба.
С декабря 1994 г. по сентябрь 1999 г. Абхазия и ее народ, как ни одна страна в мире, подверглись жесточайшей политической, экономической и информационной блокаде. После разрушительной грузино-абхазской войны (14 августа 1992 г. – 30 сентября 1993 г.) в стране стали возрождаться культура, наука и образование. Год от года повышается производство чая, табака, оживают курорты в Сухуме, Пицунде, Гагре, тысячи отдыхающих вновь стали посещать Новоафонскую пещеру, монастырь, древнюю столицу Абхазии на Анакопийской горе, озеро Рица. Возобновили свою работу Абхазский государственный университет, Абхазский институт гуманитарных исследований, национальные творческие союзы художников, писателей, журналистов, композиторов, архитекторов. Основана Академия наук Абхазии. В новых условиях функционируют телевидение и радио, Абхазское книжное издательство, журналы, газеты, в том числе независимые. Большой популярностью пользуются народные хореографические коллективы, детские музыкальные ансамбли, постановки Абхазского государственного театра, художественные выставки, молодежные фестивали, конкурсы.
В результате проведенного референдума, 12 октября 1999 г. принят Акт о государственной независимости Абхазии.
С осени 1999 г. стала меняться к лучшему в отношении многонациональной Абхазии и политика России. Российское правительство, президент В. Путин установили в отношении непризнанной республики безвизовый режим, проводят политику предоставления российского гражданства и т.д. В то же время Грузия неоднократно нарушала договоренности о прекращении огня и в послевоенное время дважды (в мае 1998 г. и октябре 2001 г.) вторгалась в пределы Абхазии, намереваясь взять реванш за свое поражение в 1993 г., впрочем, безуспешно.
После свержения Э. Шеварднадзе в результате «революции роз» 23 ноября 2003 г. и прихода к власти М. Саакашвили 25 января 2004 г. грузиноабхазские отношения заметно ухудшились и вновь стали непредсказуемыми.
-----------------------
* Предлагаемый краткий исторический очерк «Абхазия и абхазы» написан автором совместно с известным археологом-кавказоведом, доктором исторических наук, профессором Олегом Бгажба.