Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Астанда Гицба

Об авторе

Гицба Астанда
Директор модельного агентства Citrus. Мать троих сыновей: старшего зовут Баграт, младших - Арсана и Арсоу (близнецы).

Астанда Гицба

Развитие кинематографа в Абхазии

«Я не хочу систематизировать окружающий мир; то немногое, что я имею сказать - когда мне хочется это сказать - я пытаюсь выразить в своих фильмах, делать которые для меня самое большое развлечение»

Федерико Феллини

    Канны готовились к очередному кинофестивалю… На фасаде гостиницы «Ритц» сверкала разноцветная неоновая надпись "Абхазфильм Презентс". Везде были расклеены киноафиши, с которых на ошеломленных прохожих и везде снующих папарацци смотрели звезды абхазского кино. В летнем воздухе средиземноморья пульсировала атмосфера предстоящей премьеры, одного из величайших киношедевров, снятого доселе не известным абхазским режиссером Магзито. Знаменитые кинокритики недоумевали относительно самого низкого бюджета в истории кинематографа и самых живописных натурных съемок. Ведущие кинокомпании оспаривали право участия в дальнейших проектах «Абхазфильм», которые обещали манящие сверхприбыли…

   Будильник, с точностью немецкого офицера, разбудил меня и оповестил о том, что наступил еще один сумасшедший, но все-таки очень интересный день. Прокручивая в голове эти сладкие остатки сна, меня окончательно разбудила идея: «А почему бы и нет!!!». Кино, помимо того, что оно развлечение, зрелище, промышленный товар, еще и искусство. Кино - это мечта. День обещал быть суперпрекрасным. Абхазия просыпалась. А я задалась идеей: хоть как-то способствовать осуществлению своей мечты… Так случается, когда начинаешь жить по-новому в один миг.

   Привычно включив телевизор и прошмыгнув по всем каналам, по которым шли низкобюджетные, не всегда качественные телесериалы, моя мысль крепла.

   Одной из форм существования государства в современном мире является кинематограф, через который общество воспринимает различные ценности.

   В моей любимой Абхазии происходит засилье российского, американского, бразильского и т.д. кинофастфуда - с ужасом подумала я. Нет, речь не о тех старых, советских, ставших мировой классикой, художественных фильмах, многие из которых снимались, кстати, здесь – но об этом чуть позже. Речь о сериалах, о мыльных операх, наконец, о фильмах, где выходец из Кавказа, пройдя путь от «Отца солдата» до «Брата» - помните, когда в трамвае Данила Багров обозначает выходцев из Кавказа цветовой гаммой (здесь, хочу заметить, что на Западе, заполняя графу «раса» в документах - словом «Кавказец» характеризуется принадлежность к белой расе) перевоплощается из положительного героя в героя отрицательного? Это очень важное обстоятельство. Воздействие низкопробного кино, российского, европейского, американского и т.д. (повторяю речь не о классическом, хорошем кино Висконти, Феллини, Кесьлевского, Михалкова, и. т. д.) сопровождается переносом ценностей культуры западного общества, несвойственной сути кавказского человека. Такое кино отличается от нашей традиции и истоков. Воздействие культа собственности, насилия, секса, вообще стереотипы иной культуры подсознательно приводят к переделу ментальности. Результатом такого агрессивного натиска могут стать непоправимые психологические деформации - упаси Господь - как на уровне отдельной личности, так и на уровне абхазского общества в целом. А такой фактор, родные мои, нельзя недооценивать. Тем более, что кино по-прежнему остается массовым продуктом потребления. Еще Ленин говорил: «важнейшим из искусств является кино». Не учитывать воздействия кино на зрителя, это значит игнорировать реальность и реальные перспективы. Неважно, каким образом фильм доставляется к зрителю, на кинопленке ли, на DVD или с экрана телевизора и т.д. Если в мире существуют любые формы кинопоказа, значит, рынок развивается, кино будет расширяться, и значение его в жизни любого общества будет все более и более повышаться. И развитие абхазского кинематографа также укрепит и создаст имидж гражданина Абхазии, будет способствовать экспорту абхазской культуры в глобальном масштабе. Ведь в рамках внутренних возможностей Абхазии можно снять неповторимое кино, и вопрос не заключается в конкуренции с мировыми киномагнатами, достаточно лишь искреннее желание, немного гениальности, ну и, конечно же, творческий подход. Пример тому проект "ДОГМА", породивший Ларса фон Трира, снятый на любительской видеокамере или же "великий киноганстер" Тарантино, первый опыт которого был реализован на 8мм кинопленке. На фильм, который обошелся Квентину и его друзьям в 2000 дол., впоследствии продюсерами было потрачено полтора МИЛЛИОНА дол., дабы перевести его в голливудский стандарт. Или фильм, привлекший внимание международной аудитории, Роберто Росселлини "Рим - открытый город" (1945г.), который повествовал о жестоких репрессиях нацистов против участников итальянского Сопротивления в 1944 году. Росселлини пришлось снимать прямо на улицах Рима, поскольку павильоны киностудии "Чинечитта" были повреждены в ходе боевых действий. Он также вынужден был пользоваться низкокачественной пленкой, приобретенной у фотографов, которую склеивал в рулоны ввиду нехватки кинопленки. Да все фильмы, так любимые нами, начиная с кино «новой волны» такие, как «Женщина есть женщина», «День за ночь», «Триумф» таких легендарных французских режиссеров, как Трюффо и Годар были сняты практически без бюджета вообще.

   Размышляя обо всем этом, я решила обратиться к истокам кинематографа вообще и в Абхазии в частности. Об интересных фактах, о проблемах, а также перспективах связанных с киноискусством нашей Апсны в разговоре со мной поделились знающие кино по собственному опыту, произведшие на меня огромное впечатление своими знаниями, как мне показалось, всех тонкостей кинематографа, такие люди, как Аблотия Вячеслав Андреевич, Чкадуа Ибрагим Мигонович, Битиев Надир Таймуразович. И хочу вам сказать, что хотя нам далеко до Голливуда, все же своя определенная история в Абхазии имеется. Однако, по порядку.

   Игра света и теней завораживала людей еще в Древней Греции. Примерно в 360 г. до нашей эры философ Платон описывал в своей книге «Республика», как двигаются тени. И вот это-то описание пещеры теней некоторые историки кино считают первым упоминанием о движущихся образах. Дальше были кукольники средневековой Явы, Китая и Индии, которые устраивали представления на основе местных мифов и легенд. Они использовали игру света и теней, и таким образом проецировали выделанные из кожи силуэты кукол на полупрозрачный экран. Такие аттракционы не выходили из моды почти до XIX столетия. И понеслось… Представьте себе зимний субботний вечер 100 лет тому назад… Вы только что заплатили один франк и присоединились к немногочисленной аудитории, которая разместилась в затемненном зале Парижского «Гранкафе». Слышится потрескивание какого-то устройства, перед вами экран, на котором возникает фотографическое изображение тяжелых деревянных ворот. Внезапно эти ворота распахиваются, и на улицу устремляется поток заводских рабочих…

   На дворе 28 декабря 1895г., и вы присутствуете на первом в истории киносеансе. В тот день было продано всего 35 билетов, однако к концу недели вдоль бульвара Капуцинов уже выстраивались огромные очереди жаждущих взглянуть на "Прибытие поезда", демонстрируемые с помощью проекционного аппарата братьев Луи и Огюста Люмьеров, которое они назвали кинематографом. Вскоре это "киночудо" появилось и в Абхазии, где на первых сеансах негодующие зрители в порыве гнева стреляли в полотно экрана, на котором "герой" посмел поднять руку на женщину.

   В 1914г., с началом Первой Мировой Войны, кинопромышленность во многих странах мира пришла в упадок, поскольку многие из тех, кто в ней работал были призваны в армию. Однако Америка вступила в войну лишь в 1917 и Голливуду удалось воспользоваться отсутствием конкуренции для установления своего господства на мировом кинорынке. Голливуд имел много достоинств. Догадываетесь почему? Там было сколько угодно солнца, кругом раскинулись великолепные пейзажи – горы, каньоны, долины, озера, пляжи и леса, где можно было воссоздать практически любую натуру, встречающуюся на планете. Земля там стоила дешево, в окрестностях имелась рабочая сила для строительства и обслуживания киностудий. Неправда ли, похоже на Абхазию?

   До Великой Октябрьской революции на территории Абхазии было отснято немало кинолент. Например, в 1911 г. одной из французских кинофирм в Сухуме снят документальный фильм, посвященный 50-летию проживания эстонских колонистов в Абхазии. В 1912г.- «Гагра - курортное место на Кавказе» (кем?). В 1914г. - «Покорение Кавказа». Также ленты - «Очамчира на Кавказе», «Лагерная жизнь в Сухумском военном округе».

   После революции, в годы «Золотой юности советского кино», уделялось особое внимание киноделу в Абхазии. Представляете, в Гудауте в 1936 году намечали построить киногород наподобие Голливуда. И советский кинорежиссер Александр Довженко считал, что самым подходящим местом на территории СССР для постройки кинофабрики является Гудаутский район. Тогда же в Абхазию приехала большая экспедиция, цель которой состояла в том, дабы изучить и выявить природные возможности для такого строительства. «…При Несторе Лакоба, который, кстати сказать, был большим поклонником искусства кино, была подготовлена специальная бумага для подписания, но почему-то в Тбилиси запретили, а после Лакоба идея исчезла»- рассказывает режиссер Вячеслав Андреевич Аблотия. Город не построили, но в 1927 г. в Москве был составлен договор между председателем Совнаркома ССР Абхазии Нестором Лакоба и председателем Госкинопрома Грузии Георгием Агустановым о регулярных съемках фильмов, посвященных абхазской жизни.

   И вот уже в 1930 г. кинорежиссер Давид Рондели снимает первый немой художественный фильм «Агубзиара», что в переводе с абхазского языка означает «Здоровье». Сюжет был взят из жизни. Вот что мне поведал В. А. Аблотия: «Рондели и его друг отдыхали в Пицунде. Однажды, прогуливаясь по поселку, увидели, что возле какого-то дома собрался народ и о чем-то громко переживают. Они подошли, спросили, что случилось. Им отвечают: «Да здесь у нас больной лежит, его народным средством лечили - не то что вылечили, еще хуже стало». Так возникла идея снять фильм о том, что советская больница лучше, чем народная медицина».

   Вообще, в 20-30-ых годах создано немало фильмов, в основном, правда, документальных. Посвящены они были в той или иной степени Абхазии: «Ткварчели», «Абхазия», «Кровная месть», «Сухумский порт на экранах», «10 дней в горах», «Абхазия на экранах», «Через лесную дорогу», «Весь Кавказ», «Положение женщин в СССР», «Абхазский лес», «Авиаборьба с малярией», «Орденоносная Абхазия» и т.д.

   Ермолай Аджинджал считает, что: «необходимо принять меры по сосредоточению этих фильмов в Абхазии, ибо являются они прекрасными документальными материалами для исследователей истории и культуры Абхазии 10-х, 20-х, 30-х годов и создания из них многосерийного исторического документального фильма».

   В общем, друзья, кинематографисты в Абхазии присутствовали постоянно. Способствовало этому 200 солнечных дней в году. Она была как палочка-выручалочка, для всех у кого по разным причинам «ушла» летняя натура. И потом, может, повторюсь, но все же вся окружающая нас природа - горы, море, озера, скалы - это божественной красоты естественные декорации. Любую съемочную декорацию надо организовать - необходимо соединить транспортными артериями с аэропортом, железнодорожным вокзалом, гостиницей, столовой. У нас все под боком. Абхазию в этом плане, можно смело назвать натурной площадкой советского кино. Но вернемся к снятым здесь фильмам. Было их очень много - все не перечислить.

   Помните фильм "Веселые ребята" 1934г., в жанре музыкальной комедии, Григория Александрова? Озорные, веселые сцены с участием джаз-оркестра под управлением Л.Утесова также были сняты в Абхазии. Этот фильм примечателен тем, что благодаря этой кинокомедии песенное начало стало быстро вытеснять идеологически насыщенную революционную музыку. Сама картина имела значительный успех не только в СССР, но и за рубежом (под названием "Москва смеется"), удостоилась искренних комплиментов Ч.Чаплина, получила Кубок Международного кинофестиваля в Венеции. И еще, тем, что на съемках «Веселых ребят» режиссер Александров и актриса Любовь Орлова познакомились и впоследствии поженились.

    Далее…

   "Бархатный сезон", художественная драма режиссера Владимира Павловича, Мосфильм, 1978г.

   "Завещание профессора Доуэля" 1984г., фантастический фильм Режиссера Леонида Менакера.

   Политический детектив «Тасс уполномочен заявить» по одноименному роману Ю.Семенова. Режиссер - Владимир Фокин. В главных ролях: Вячеслав Тихонов, Юрий Соломин, Вахтанг Кикабидзе.

   Музыкальная лирическая комедия «Зимний вечер в Гаграх», режиссер Карен Шахназаров, снятая в 1985г.

   «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссера Игоря Масленникова. Момент драки Холмса с Морриарти - был снят на Рице.

   Свои законы организации съемок диктует интерьер. Музеи, театры, заводы - вообще все, что студии воспроизвести не под силу, становится съемочной площадкой. Абхазия и в этом плане гениальна. Например, политический детектив "Серые волки", Игоря Гостева, в котором рассказывается о заговоре и смещении Никиты Хрущева с должности генсека ЦК КПСС, снимался на госдаче в Мюссере, где были подлинные интерьеры. Роль Хрущева сыграл Ролан Быков.

   А художественные фильмы для детей? Ну, как не вспомнить «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» режиссера Станислава Говорухина, или тоже Говорухина лента «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». А режисер Борис Дуров снял здесь «Пираты XX века». По мотивам сказки К. И. Чуковского, режиссером Роланом Быковым был снят «Айболит-66». Этот яркий остроумный фильм весело и ненавязчиво рассказывал о добре и зле, о справедливости и настоящей дружбе, рассказывал не только детям, но и взрослым. Сам Быков говорил: «Эта картина — моя большая радость, мое большое счастье. В кино я пришел именно из-за «Айболита». Кинокартина была первой в жанре философской клоунады.

   Если говорить об Абхазской тематике, то также снято немало.

   «Колокол священной кузни», «Повесть об абхазском парне», «Кто оседлал коня». «В Ночь на Новолунье», по мотивам одноименной повести Ш. Аджинджала. В фильме была показана такая характерная для абхазцев деталь – это, когда встречаются два враждующих наездника. Их ненависть друг к другу как бы передавалась и их коням. Эти кони врагов, кусали, вздыбившись, били друг друга копытами, издавая при этом ржание, похожее на стон. Этот момент незабываем. Снятый Юсупом Данияловым и Дмитрием Коржихиным с огромным мастерством, он как бы воспроизводил на экране абхазскую пословицу: душевное волнение всадника больше всех чувствует и понимает его конь.

   По мотивам поэмы Баграта Шинкуба "Песнь о скале", о первом народном герое - Хаджарате Кяхба, Владимиром Савельевым был снят историко-биографический фильм «Белый башлык». Дина Дбар: «В 70-ые годы Нури (Кварчия-от автора) получил письмо от своего друга Гены Тарба, который проходил службу в Германии. В это время в немецких кинотеатрах демонстрировался «Белый башлык» с Томасом Кокоскир в главной роли. Гена сфотографировал одну из киноафиш и прислал Нури».

    «Свидетель», «Война еще идет», «Не стреляй, Мадина» - послевоенные фильмы абхазского режиссера Михаила Мархолия, а также «Воспитатель» и «Колчерукий», по повести Фазиля Искандера, режиссера Вячеслава Аблотия. Вообще, кинорежиссеры любили снимать по великолепным, утонченным рассказам Фазиля Искандера. Начну с детского художественного фильма, который экранизировал режиссер Генрих Гобай в 1969 г. - «Время счастливых находок». Помните, 12-летний Сандрик живет в Сухуме? У него уникальный дар - отыскивать потерянные вещи, который особенно пригодился ему во время каникул, что он проводил в абхазской деревне.

    В 1986 г. выходит на экраны фильм Александра Светлова, «Чегемский детектив».

   Юрий Кара в 1988г. снимает художественный фильм «Воры в законе». Актуальный для конца восьмидесятых остросоциальный боевик о советской коррупции, расцветшей в благоприятных условиях черноморского побережья и паралича власти.

   В 1989 также режиссер Юрий Кара экранизирует новеллу "Сандро из Чегема", назвав фильм «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным». Об одном из ночных кутежей Сталина и его присных, где в качестве солиста абхазского ансамбля выступил Сандро из Чегема. После работы (обычной для артиста) он возвращается домой, и вскоре начинаются репрессии - исчезают артисты, побывавшие на последнем пиру... Время действия - 1935 год.

   В Сухуме Геннадий Хазанов сыграл главную роль в фильме Николая Досталя "Маленький гигант большого секса", по мотивам повести Фазиля Искандера «О, Марат».

   Кстати, съемка в Абхазии всегда была событием. Собирался народ, обсуждал, давал советы. В толпе находилось несколько «режиссеров», готовых прийти на помощь, «актеров», способных сыграть гораздо темпераментнее профессионалов. Возникали комедийные ситуации часто смешнее, чем на экране. Приглашение поучаствовать в съемках воспринималось как развлечение, чтобы увидали в кино друзья и соседи. Но когда надо было несколько раз подряд побегать или стоять на солнцепеке несколько часов, многим надоедало, и они просились уйти.

   Говоря о съемках, надо обязательно вспомнить об абхазских актерах: Азиз Агрба, Шарах Пачалиа, Вячеслав Аблотиа, Нурбей Камкиа, Софья Агумаа, Жора Таркил, Михаил Кове, Виолетта Маан-Куруа, Шалва Гицба , Этери Когониа, Томас Кокоскир, Заур Кове, Инга Гунба, Амиран Таниа, Даур Джениа, Олег Авидзба, Амиран Таниа, Михаил Бадзагуа, Руслан Басария, Олег Лагвилава, Тимур Дзидзигури, Борис Пиастро, Зураб Сангулия, Разымбей Агрба и т.д. Фильмы, снятые в Абхазии с абхазскими актерами показывали и в Китае. «Интересный эпизод произошел с моим супругом в Китае,- рассказывала мне Дина Дбар. - Мир, на самом деле очень тесен. Однажды в своей поездке в Китайскую Народную Республику, остановившись в гостинице, распаковав дорожную сумку, Нури (Кварчия) решил немного передохнуть. Включив телевизор, он пришел в изумление - на экране на китайском языке о чем-то беседовали его друзья-коллеги, актеры абхазского театра, которые еще вчера провожали его в сухумском аэропорту. И вот, надо же было случиться такому совпадению, что по китайскому телевидению показывали один из снятых в Абхазии советских фильмов, продублированный на китайский язык».

   Да, бывают в истории подъемы и спады, за которыми следуют еще более невероятные подъемы. Падать можно только до дна пропасти, а потом уже надо выкарабкиваться. Вот мы упали, больно ударились, теперь надо лезть вверх... Это только первое ощущение - испуг перед трудностями, ответственностью, неохватностью проблем. С чего начинается любое дело? С кадров, дорогие мои. С подбора людей. Хорошо, если будет состоять из преданных, любящих кино людей. Надо просто начать. Надо с твердостью и настойчивостью пробивать замыслы молодой режиссуры. Поощрять в написании сценария. Сценарий должен быть написан так, чтоб вчитываясь в страницы мысленно видеть не только движение сюжета, но и зримо представлять его на экране - кто и что делает, во что одет, какой мир вещей, как это будет сниматься, в какую погоду. Тогда можно воскликнуть: «фильм готов - осталось только снять…». И для того, чтобы абхазский кинематограф начал свое существование или, правильнее сказать, возродился, я считаю, не надо иметь много денег, миллионы сразу вкладывать в декорации, в пленку и так далее. Надо просто расширить свое сознание. Начать самостоятельно. Возьми камеру и пробуй. Есть желание? Порыв сердца? Действуй. Может, в ком-то из нас дремлет абхазский Федерико Феллини? Который, к слову сказать, сделал карьеру, стал человеком искусства, превратившись из графика юмористических рисунков в одного из наиболее известных кинорежиссеров. Исходным материалом для фильма может служить все что угодно. Действительность изменяется на глазах. Ведь создан же телефильм о Фазиле Искандере, снятый молодым и очень талантливым Ибрагимом Чкадуа. Искандер и Абхазия. Абхазия и Искандер. («Абхазия — это и есть Искандер», мы безмерно благодарны Фазилю за то, что мир узнал о нас из его книг.) Он был снят на крайне скудные средства, собран из случайно сохранившихся после погрома студии материалов, он как фильм - пример преодоления. Этот фильм - ключ к пониманию нынешней Абхазии.

   Но без государственной поддержки кинематограф в Абхазии рухнет. Требования к развитию отечественного кинематографа должны быть достаточно высокими, во всяком случае, такую значимость для абхазской культуры нельзя недооценивать. Кино - один из главных идеологических инструментов государства. Идеологический не в извращенном, а в наилучшем понимании этого слова. Самый яркий пример - американцы, которые в свое время это прекрасно поняли, создав благодаря кинематографу идеологию своего образа жизни и своего государства и зарабатывая на этом огромные деньги в мировом прокате. Необходимо четкое понимание людьми, руководящими государством Абхазия, мы ведь считаем себя государством, что кино - вид культуры, объединяющий все пласты общества. Интересы национального кинематографа нужно лоббировать неуклонно. И самое главное - в любом деле нужен лидер. Политика государства должна заключаться в поддержке лидеров, талантливых людей. Вот российское государство, к примеру, на 2003 год выделило кинематографу $6 млрд. Да во многих европейских странах существует давняя практика государственной поддержки кинематографа. Во Франции, например, этим занимается специальная, довольно громоздкая структура – комитет по финансированию кино. Французский кинематограф, давший миру Годара и Трюффо, охотно кормится из рук государства. Правда, во Франции процент от проката любой картины, даже если она снята на частные деньги, идет на развитие национального кинематографа. Получается, что кино с помощью проката через государство само себя поддерживает. Конечно, я понимаю, что сейчас наша страна не может финансировать все. Но ведь мы ежедневно видим, как финансируется совсем не то, что действительно достойно финансирования. Почему бы ни начать с малого? С образования сценаристов, операторов, режиссеров или хотя бы помочь в повышении квалификации тем, которые у нас имеются. «У нас очень талантливая молодежь,- соглашается со мной Надир Битиев,- и если кто-нибудь начнет этим заниматься, то я уверен, что пройдет немного времени, и они научатся на практике всем необходимым навыкам. Многие легендарные режиссеры тоже ничему не учились, они просто были самозабвенно преданы своему делу». Кстати, сам Надир, окончил Оклендский Университет по специальности "Анализ СМИ, Телевидения, Кино". Недавно вернулся из Новой Зеландии. Надоело, говорит, у нас лучше. В Новой Зеландии он работал разное время во многих коротких кинопроектах, но также и в больших, таких как: "Последний Самурай" и "Power Rangers".

   Что касается инвестиций, то, конечно, инвесторов можно привлечь и в Якутию, если нужно. Но, честно говоря, кинокомпаниям не нужно строить здесь постоянную кинобазу - это намного дороже, чем отремонтировать Сухумский аэропорт. Это ведь вкладывание денег. Они с большим успехом строят свои базы в дешевых, но политически и экономически стабильных частях мира. Да и никто не станет вкладывать, пока не увидят, что здесь люди могут работать, хотят работать и для этого имеют свою базу. Вообще я прихожу к мысли, что у нас народ только и надеется, что кто-то придет, за что-то заплатит и решит все проблемы. Мне кажется, такой подход может просто убить саму идею развития кинематографа в Абхазии. Абхазия превратится местом для съемок рекламы пива, минеральной воды и тому подобное. Чтобы такого не произошло, я считаю надо своими силами развивать свой внутренний кинорынок. Мы должны создавать свое кино сами, и тогда, быть может, и не понадобится помощь извне, потому как наша драматургия ничем не уступает, а во многом и превосходит западную. Нужно просто не сдаваться. Хороший фильм – это в первую очередь как хороший проект, если есть предложение от которого трудно отказаться, то даже Спилберг, если захочет, тоже приедет за свой счет. Те же британские продюсеры, собрав деньги у себя на родине, отправляются снимать фильм куда-нибудь в бывшую соцстрану, например в Чехию, где цены не слишком изменились со времен застоя.

    А кинокомпаниям, заинтересованными съемками на территории Абхазии, можно сдавать посредством аренды. И потом, «нам надо выходить на кинофестивали»,-считает Ибрагим. Также считает и Надир: «в Новой Зеландии Питер Джексон, человек снявший "Властелина Колец", начал с того, что, собираясь с друзьями, снимал очень дешевое, практически не имея никакого бюджета, кино. Его первые фильмы ‘Bad Taste’ и ‘Meet the Feebles’ нигде не транслировались, но он послал их на ближайший кинофестиваль, и у Новой Зеландии появился прецедент участия новозеландского кино в мировых кинофестивалях. То есть, новозеландские фильмы стали узнавать в мире. Потом в Новой Зеландии появилась возможность устраивать самим кинофестивали. Это многое дало Новой Зеландии,подняло ее экономику. А ландшафт Новой Зеландии очень сильно уступает абхазскому. У нас природа красивее и все намного дешевле. Но вот это знакомство мира с Новой Зеландией привело к снятию в ней "Властелина Колец", где использовалися труд всех новозеландцев (11 000 человек), и который поднял экономику Новой Зеландии на невиданный доселе уровень - туризм, недвижимость, сфера обслуги, все получило огромный толчок к развитию. Питер Джексон построил студию в Веллингтоне, и теперь в Новой Зеландии снимаются 6 крупнобюджетных, по голливудским меркам, фильмов. Таких как: "King Kong", "River Queen", "Kidnap", "Power Rangers", "Lion witch and a wordrobe" и "Hercullis". Плюс великое множество коротких независимых проектов». В общем, друзья, в Абхазии можно и нужно организовать кинофестивали, тем более сейчас, на этом этапе, его можно организовать в рамках таких лозунгов как: «МИР БЕЗ ВОЙНЫ», «КИНО БЕЗ НАСИЛИЯ». Конечно, рано думать о фешенебельном фестивале. У нас ведь нет инфраструктуры, где можно обеспечить должный сервис, нет подходящего кинотеатра (когда еще восстановят наш шикарный кинотеатр "Апсны"?).

   Заканчивая, хочется еще раз сказать: истоки абхазского кино уходят в прошлое столетие. Обладая столь глубокой историей кинематографа нельзя ею не гордиться, и имея возможность, и учитывая современные проблемы Абхазии, я думаю, что не продолжать эту традицию - просто грех, роскошь, которой у нас нет. И, быть может, в конце концов, в какой-то степени наш кинематограф позволит ускорить процесс признания нашей страны. Произошел грандиозный переворот в социально -политической жизни страны, в сознании людей. Мы стали другими. Страна уже другая.  Она становится такой, какой мы ее делаем. Мы  постепенно начинаем осознавать, что сами отвечаем за то, какая она сейчас и какой она будет. Поэтому  сегодня, на мой взгляд,  уже не  актуально брюзжать. Сегодня необходимо конструктивно смотреть на вещи, в том числе на положение дел в кинематографе. Вопрос может быть поставлен так: "Что я могу сделать для возрождения абхазского национального кинематографа?"
 
(2005 г.)

(Перепечатывается с сайта: http://www.abkhaziya.org.)

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика