Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Ф. П. Доброхотов и др.

Черноморское побережье Кавказа: Справочная книга

(Фрагмент)

АБХАЗИЯ
(Географическо-исторический очерк)


Под именем Абхазии известна страна, лежащая на восточном берегу Черного моря, между 43°20' и 42°20' восточной долготы. На севере она граничит с Черноморской губернией (река Бзыбь), на юге, по реке Ингур, проходит граница ее с Мингрелией. На северо-востоке Главный Кавказский хребет составляет естественную ее границу с Кубанской областью, а на юге и юго-востоке - высокий контрфорс Главного Кавказского хребта, носящий название хребта Дусодисвик, а у туземцев известный под названием Арюмье, отделяет ее от Сванетии. В общем страна имеет протяжение с северо-запада на юго-восток до 180 верст. Устройство поверхности ее в разных местах различное, но вообще можно сказать, что это преимущественно горная страна. Горы Абхазии невысоки; самые высокие из них едва достигают 12,5-13 тысяч футов (Псышь, Капышистра и Харкра); но зато они отличаются необыкновенно трудной доступностью и полным бездорожьем в них. Последнее замечание имеет силу в особенности по отношению к прибрежным известковым горам, состояние дорог на которых превосходит всякое описание.
Абхазские горы пересечены множеством поперечных ущелий, поразительных по своей неприступности и дикости, по которым мчатся бурливые горные реки, берущие свои начала в ледниках Главного Кавказского хребта или в залежах вечного снега, в глубоких ущельях второстепенных кряжей. Наиболее замечательные из этих рек следующие: Бзыбь, Гумиста, Келассура, Кодор, Гализга. Большинство рек все время течет в узких и живописных ущельях; но некоторые из них, как Бзыбь и Кодор, в среднем течении своем протекают по более или менее широким долинам, вполне пригодным для человеческих поселений. В северной части страны от реки Бзыби до Псыртсхи горы отстоят от моря приблизительно верст на 20. Между ними и морским берегом остается более или менее ровное пространство, носящее характер то низменности, то слегка возвышенной равнины, по которой проходят в перпендикулярном направлении к морю волнообразные гряды невысоких холмов, отделяющиеся друг от друга неглубокими долинами речек Аипста, Хипста-Мчишь и др. Эту узкую береговую часть страны можно назвать культурной полосой, потому что только здесь в начале XX века были сосредоточены абхазские поселения. Начиная от Псыртсхи и далее к Сухуму и реке Кодор высокие предгорья подходят почти к самому берегу моря, и культурная полоса вследствие этого чрезвычайно суживается, доходя местами до 3-5 верст.
За рекой Кодор горы опять отступают от морского берега, и культурная полоса снова расширяется, доходя в Абживской части Абхазии верст до 25. Чем дальше мы поднимаемся к югу, тем все далее и далее отступают от морского берега горы. Вместе с тем культурная полоса все более и более расширяется, приобретая характер настоящей низменности, незаметно переходящей за рекой Ингур в широкую Мингрельскую низменность. В Самурзакане (так называется самая южная часть Абхазии) эта низменность местами имеет ширину до 40 и даже более верст.
Охарактеризовав устройство поверхности страны, скажем теперь несколько слов о ее климате и естественных произведениях.
Защищенная от влияния холодных северо-восточных ветров высокой стеной Главного Кавказского хребта, который достигает здесь 9500 футов средней высоты, и открытая в то же время влиянию теплых и влажных юго-западных ветров, дующих с моря, Абхазия наслаждается чрезвычайно мягким и ровным климатом. Снега в стране выпадает очень немного, и то ближе к горам, в частях страны, удаленных от берега моря; морозов ниже 7-8 °С не бывает. Весна начинается здесь в марте, но уже в феврале и даже в январе расцветают розы, фиалки, цикламены, а конец марта и начало апреля представляют здесь настоящий разгар весны: в это время леса бывают давно уже одеты зеленью и всюду цветут благовонные азалии и каприфолиум, красуются пышные рододендроны и под свежим пологом лесов ютятся тысячи ярких орхидей, бурачниковых и мотыльковых растений. Зима начинается здесь только в декабре и по своему характеру мало чем отличается от русской южной осени.
Некоторые местности, как Псыртсха и Сухум, будучи защищены от холодного дыхания снежных высот Главного Кавказского хребта целым рядом второстепенных кряжей, находятся в еще более благоприятных условиях климата, чем остальные части страны: средняя годовая температура доходит здесь до 15 °С, снега почти совсем не выпадает, термометр редко когда опускается ниже 1-2 °С, и здесь, на открытом воздухе, могут зимовать не только вечнозеленые растения средиземноморской флоры, как мирты, олеандры, лавры, апельсины, лимоны, но даже и тропические растения, как пальмы, бананы, камелии и пр. При таком теплом и влажном климате, естественно, сила растительности в Абхазии поразительна.
Роскошные девственные леса, состоящие из смеси лиственных, вечнозеленых и хвойных пород, покрывают всю страну, начиная от берега моря до значительных высот, тысяч до 7 футов над уровнем моря, где они уступают место привольным нагорным пастбищам, покрытым миллионами ярких цветов. Человеку приходится здесь вести упорную борьбу с лесом, которым быстро зарастают все брошенные земли.
Абхазские леса заключают в себе много весьма ценных пород. Не говоря уже о почти неистощимом запасе превосходного строевого леса, состоящего из каштана, бука, клена, липы, пихты и пр., Абхазия изобилует такими драгоценными породами, как негной-дерево, грецкий орех и самшит, или кавказская пальма. Что касается культурных растений, то в стране сеют в большом количестве кукурузу, кавказское пшено, табак и очень редко - пшеницу. Из огородных растений разводят особый сорт вьющихся огурцов, фасоль, арбузы, тыквы и дыни. Фруктовых садов в Абхазии масса. Вся береговая Абхазия представляет собою как бы сплошной сад. То же можно сказать и о Цебельде, и о верхних долинах рек Бзыби и Кодора.
Хурма, инжир и гранатник растут - первые два совершенно - почти в диком виде. Винограда в стране разводят до трех десятков разных сортов. Некоторые из них обладают высокими достоинствами и дают превосходное крепкое вино с сильным букетом, в особенности два белых сорта, известные под местными названиями «амлаху» и «авасырхваш», и два красных сорта - «качича» и «апапныш», из которых получаются белые и красные вина тех же наименований.
Непроходимые дебри абхазских лесов, понятно, изобилуют всякого рода зверьем и дичью. Кроме бездны разного хищного зверя: волков, лисиц, шакалов, выдр, куниц, кабанов, медведей и пр., в лугах водятся во множестве дикие козы, фазаны, горные индейки и местами (в диких и недоступных ущельях реки Бзыби и ее притоков) - олени.
По нагорным пастбищам и по скалам, венчающим горные вершины, бродят целыми стадами серны и туры. Мириады диких пчел гнездятся по лесам и на горах, по скалам Абхазии. Они производят необыкновенно сладкий и ароматный мед, которым Абхазия славилась исстари и который составлял некогда в стране вместе с вином предмет обширного вывоза.
Абхазия в настоящее время (1915 год) в административном отношении образует Сухумский округ, составляющийся из следующих административных участков (прежде отдельных округов): Гудаутского, Гумистинского, Кодорского и Самурзаканского. Гудаутский участок самый северный; он охватывает всю так называемую Бзыбскую Абхазию от Гагр до Нового Афона. Населен он почти исключительно абхазцами, числом до 30 тысяч душ обоего пола (8 тысяч других национальностей: армяне, греки, мингрелы и др.). Административный его центр - местечко Гудауты - расположен на берегу моря. Гумистинский участок составляет центральную часть Абхазии с городом Сухумом. Он простирается от реки Псыртсхи (Н. Афон) до реки Кодор. Абхазского населения в этом участке почти нет (есть всего три маленькие деревни), а заселен он преимущественно выходцами из разных стран, главным образом мингрелами, трапезундскими греками, армянами, немцами, русскими и эстонцами. Население его официально исчисляется в 21 тысячу душ обоего пола. Кодорский участок, иначе Абжуа, тянется от реки Кодор до реки Гализга. Население его чисто абхазское, простирающееся до 20 тысяч душ обоего пола (5 тысяч человек других национальностей: турки, греки, армяне, русские, немцы и др.). Административным центром этого участка служит местечко Очемчиры. Наконец, Самурзаканский участок идет от реки Гализга до реки Ингур, то есть до границ Мингрелии. Это самый большой из всех четырех участков. Население его официально показывается до 38 тысяч человек обоего пола. Населен этот участок самурзаканцами - племенем абхазского происхождения, со значительной примесью мингрельского элемента. Центром его управления служит местечко Окум. Население Абхазии сосредоточивается исключительно в береговой полосе страны, которую мы и называем поэтому культурной полосой. Но прежде, в 60-х годах XIX столетия, поселения существовали всюду в горах. Наиболее значительными были из них поселения псхувцев в долине реки Бзыбь и цебель- динцев и дольцев в долине реки Кодор.
После окончательного покорения Кавказа, около 1864 года, население этих долин все целиком эмигрировало в Турцию, и места их бывших аулов совершенно пустуют (исключая Цебельду которая теперь (1915 год) быстро заселяется разными пришельцами, преимущественно греками и армянами). Коренное население Абхазии, по исследованиям барона Услара, Загурского, Люлье и др., принадлежит к совершенно самостоятельному племени, стоящему особняком среди других племен Кавказа. Это племя грузины издавна называли «абхази», откуда и произошло наше русское название страны, а у черкесов оно слыло под названием «абадза» или «азега», сами себя абхазцы называют «апсуа», а страну свою - «Апсне». Условным откликом их при встрече с другими горцами служит слово «ахчипсе». Абхазцы имеют очень мало общего как в языке, так и в религии со своими бывшими соседями - черноморскими и кубанскими черкесами группы «адыге», то есть с натухайцами, шапсугами, кабардинцами, абадзехами.
По грузинским летописям, абхазы, или абазии Арриана и авзаги Прокопия, становятся известными со времен царя Вахтанга I Гургослана (в конце V столетия). Заметим, что абхазцы известны были нашему летописцу Нестору под названием абезов (обезов) и что народ «абеза» упоминается в числе приходивших в Киев для построения церкви Святой Софии при святом князе Владимире.
Абхазия в продолжение многих веков своего существования подвергалась изменениям в политическом отношении: за 25 лет до P. X., говорят грузинские летописи, земля к западу от реки Егрисси (Ингур), то есть нынешняя Абхазия, принадлежала грекам. Действительно, за семь веков до P. X. милетские выходцы основали колонии на берегах Абхазии и производили торг через Закавказский край с центральной Азией и Индией. Важнейшими колониями были: Питиус (Пицунда) - большой город во времена Страбона, Зуфу - Лыхны, Анакопия - Новый Афон, Диоскуриа, известная при римлянах под названием Себастополиса, - Сухуми, служивший складочным местом всей торговли окрестных жителей, Фазис - при устье Риона, затем Илори, Бедия (Егрисси) и др. Колонии эти были большими городами и управлялись собственными властями, до тех пор пока они не подпали под господство понтийского царя Митридата (за 100 лет до P. X.). После Митридата страны эти подчинились влиянию Рима, и во время Диоклетиана Абхазия была местом для ссылки преступников и гонимых тогда христиан. Во время продолжительных войн византийцев с персидскими царями из династии Сассанидов в Лазике (в бассейне Фазиса, или Риона) Абхазия была на стороне византийцев (Ромсов) и принимала деятельное участие в этой многолетней борьбе. В 545 году персидский царь Хосрой, покорив всю Лазику, подчинил своей власти и Абхазию, но вскоре принужден был удалиться из нее в Лазику, куда отвлекали его новые силы византийцев.
Абхазцы, пользуясь отсутствием персов и римлян, объявили себя независимыми и избрали из своей среды двух царьков, имея в виду утвердить свою самостоятельность. Намерение это встретило противодействие со стороны Византии.
Около 550 года византийцы взяли после кровопролитного приступа крепость Трахею, построенную абхазами для защиты входа в знаменитое Трахейское ущелье, ведущее внутрь Абхазии (с юга, со стороны Лазики), и подчинили ее своей власти. Следствием этого подчинения было: во-первых, распространение в 1-й половине VI века христианства между абхазами и построение первого христианского храма императором Юстинианом в Питиунте (Пицунде) во имя Богоматери в 551 году, храм этот сохранился до нашего времени; и во-вторых, усиление нравственного влияния абхазов на соседние народы, так что, по грузинским источникам, страна эта, в начале VII века получившая от императора Ираклия собственного правителя с титулом «архонт», имевшего местопребывание в Анакопии (Новый Афон), сделалась сильным царством и подчинила себе горные народы и Лазику.
Леон I в 786 году, первый из архонтов Абхазии, объявил себя царем, был родоначальником царей, правивших Абхазией до 985 года по P. X. Удельная система правления, принятая в основание царями грузинскими, имела пагубное влияние и на Абхазию: появилось множество феодальных князьков, враждовавших между собою и ослаблявших тем центральную власть.
Цари абхазские, поддерживаемые греками, старались изгнать арабов из пределов единоверной им Грузии, но встречали неодолимые преграды со стороны артануджских (в Чорохском бассейне) Багратидов, которых поддерживали арабы и которые также имели в виду покорение всей Грузии. Эта борьба продолжалась до 985 года. В этом году абхазский царь Феодосий Слепой, не имея наследников, по старании грузинского куропалата Давида, назначил преемником себе царственного юношу - сына грузинского царя Гургена, нареченного еще в малолетстве грузинским царем под именем Баграта III (980-1014), из династии артануджских Багратидов, на главе которого, по старании родственного ему куропалата Давида, соединились венцы Грузии (Карталинии) и Абхазии с Имеретией. С этого времени судьба Абхазии сливается с судьбой Грузии. Впрочем, Баграт III и его преемники до царя Давида Возобновителя (1089-1130) именовались абхазо-имеретинскими царями в смысле пространственности их то-дашних владений.
Кутаис в Имеретии и Никопсия в Абхазии продолжают быть любимыми местами этих царей из династии Багратидов, ибо тогда Тифлис еще находился во власти эмиров арабских.
Царь Абхазо-Имеретии и Грузии (Карталинии) Давид II Возобновитель, после того как взял у арабов Тифлис, в начале XII века отдал Верхнюю Абхазию до реки Псыртсхи, известную у древних под названием Зихш, в удел потомкам Ширван-шахов, князьям Шервашидзе, после чего город Никопсия сделался крайним пунктом западных владений Грузинского царства, о чем царь Давид Возобновитель сам упоминает в своем духовном завещании.
Князья же Шервашидзе, пользуясь бессилием грузинских царей вследствие нападения Чингисхана, Тамерлана и владетелей из династии «Черного Барана», объявили себя независимыми, сперва в 1239 году, когда Имеретинское царство распалось на несколько княжеств, а потом окончательно в 1462 году. Вероятно, в то же время, то есть в эпоху распада Грузинского царства, владетели Верхней Абхазии присоединили к своим владениям и Нижнюю, собственно так называемую Абхазию, с ее главным городом Никопсией, которая, по свидетельству Константина Багрянородного, простиралась от Никопсии до города Сотирополя (Сухум). С этого времени до предпоследней турецкой войны страна эта управлялась князьями Шервашидзе, считаясь независимым княжеством.
Турки, завоевав Греческую империю, подчинили крымских ханов (1453) и князей Шервашидзе своему влиянию. Для того чтобы держать в повиновении Абхазию, Мингрелию, Имеретию и Гурию, они построили на берегах Черного моря крепости: Сухум-Кале, Редут-Кале, Поти и Анапа и стали распространять магометанскую веру в Абхазии. В 1810 году русские взяли у турок Сухум-Кале, а Сафар-бей, владетельный князь Абхазии из рода Шервашидзе, добровольно принял подданство России и вместе с тем христианскую веру. Сафар-бею дарована Высочайшая грамота, в силу которой князья Шервашидзе признаны наследственными правителями Абхазии и утверждены в подданстве России.
В 1821 году генерал-майор князь Горчаков усмирил мятеж в Абхазии: князь Михаил, преемник Сафар-бея, вступил в управление Абхазией в 1823 году. В 1831 году вышло Высочайшее повеление об учреждении в Абхазии архиерейской кафедры.
Двенадцатого июля 1864 года введено в Абхазии непосредственное управление русских властей.
Девятнадцатого февраля 1871 года последовало освобождение крестьян в Абхазии.

-------------------------------------

(Опубликовано: Черноморское побережье Кавказа: Справочная книга / Сост. Ф. П. Доброхотов и др. Пг.: Изд. М. А. и Б. А. Сувориных, 1916. 530 с.; М.: Традиция, 2009. С. 402-410.)

(Печатается по изданию: Абхазия - Страна души, в 2 т. / Сост. М. и В. Котляровы. Нальчик, 2011, Т. 2, с. 360-364.)

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика