Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Зураб Вианорович Анчабадзе

Об авторе

Анчабадзе (Ачба) Зураб Вианорович
(22.IV.1920, г. Гагра – 14.I.1984, г. Сухуми)
Засл. деятель науки Абх. АССР (1961), историк-кавказовед, д-р ист. наук (1960), проф. (1963), чл.-корр. АН ГССР (1980). А. окончил ист. ф-т СГПИ (1941), аспирантуру при Ин-те истории им. И. А. Джавахишвили (1943), где и работал ряд лет н. с. (1943–1956). А. руководил отделом истории АбИЯЛИ им. Д. И. Гулиа (1956–1958), возглавлял отдел истории горских народов Кавк. в Ин-те истории АН Грузии (1958–1973), находился на должности ректора СГПИ (1974–1978) и АГУ (1979–1984). В 1948 защитил канд. дис. на тему: «Мегрелия и Абхазия в XVII веке», а в 1960 написал докт. дис. по теме «Из истории средневековой Абхазии (этническое развитие абхазов и грузино-абхазские отношения)». Основные направления иссл. деятельности А. охватывают проблемы древней и ср.-век. истории Абх., истории Грузии и горских народов Кавк., этногенеза абх. племён, образования абх. феодальной народности, возникновения и развития раннеср.-век. Абх. княжества и Абх. царства, этнокульт. развития абх. в Средневековье, особенностей социально-эконом. развития об-ва горцев, природы горского феодализма, отношения северокавк. народов с Россией и др. А. избирался деп. ВС СССР и ГССР от Абх. Был награждён орденами и значками: Трудового Красного знамени, «Знак почёта», «Отличник просвещения СССР», дважды награждён Почётной грамотой През. ВС Кабардино-Балкарской АССР (1957, 1968).
Соч.: Из истории средневековой Абхазии (VI–XVII вв.). Сухуми, 1959; История и культура древней Абхазии. М., 1964; Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976; История Абхазии. Учебное пособие. Сухуми, 1986 (соавт.); Очерки истории народов Северного Кавказа, т. 1–2. Тб., 1969, 1978. (соавт. и ред.); Очерки истории горских народов Кавказа, т. 1–2, Тб., 1969, 1978 (груз. яз.); Избранные труды. В двух томах. Т. I. Сухум, 2010; Т. II. Сухум, 2011 (сост. Куправа А. Э.).
Лит.: Куправа А. Э. Зураб Вианорович Анчабадзе. Сухум, 2010.
(Г. А. Амичба / Абхазский биографический словарь. 2015.)

З. В. Анчабадзе

Вопросы истории Абхазии в трудах С. Н. Джанашиа

История Абхазии представляет одну из самых молодых отраслей грузинской историографии. В дореволюционное время по истории этой страны не было написано ни одной сколько-нибудь ценной работы, которая прочно вошла бы в актив науки. Необходимые условия для систематического и действительно научного изучения исторического прошлого абхазского народа создаются только после утверждения Советской власти. Появляется ряд работ, которые посвящены как истории Абхазии в целом, так и отдельным ее проблемам.
Однако с сожалением приходится констатировать, что большинство этих работ испытало на себе сильное влияние буржуазной историографии и содержало немало принципиальных ошибок методологического и фактического характера. Отступление от коренных позиций марксистско-ленинской научной методологии, освещение истории абхазского народа в полном отрыве от исторического прошлого грузинского народа, явно недостаточное овладение фактическим материалом, игнорирование грузинских исторических источников и т. п. - вот к чему сводились важнейшие пороки этих работ, что, разумеется, изрядно снижало их научное значение.
Можно поэтому смело сказать, что первым исследователем, который поставил изучение истории Абхазии на прочную научную почву, был акад. С. Н. Джанашиа, выдающийся советский гражданин и ученый, безвременная кончина которого явилась тяжелой утратой для советской исторической науки.
Следует, прежде всего, подчеркнуть, что методом исследовательской работы покойного академика был подлинно научный метод марксистско-ленинского исторического материализма, с помощью которого он подходил к освещению основных вопросов как истории Грузии и Кавказа вообще, так и истории Абхазии в частности. Кроме того, акад. Джанашиа историю Аб-

205

хазии изучал в тесной связи с историей Грузии, широко привлекая для этой цели ценнейшие грузинские исторические источники.
Определяя основные этапы политического развития Западной Грузии, акад. Джанашиа в своей работе «Происхождение царства Лазики» дает следующую схему этого процесса (1):  «Колхида, мелкие племенные мтаварства (т.е. княжества. - З.А.) переходного периода (здесь, между прочим, имеются также в виду и племенные владения предков современных абхазов - абазгов и апсилов. — З.А.), царство Лазика, «Абхазское царство, Грузинская феодальная монархия, Имеретинское царство и его составные мтаварства (Гурия, Мегрелия, Абхазия и Сванетия) - таковы этапы развития Западной Грузии (до начала XIX в.) с точки зрения чисто политической, — и, следовательно, внешней, - истории» (Разрядка моя. - З.А.). (2).
Ясно, таким образом, что абхазским элементам на отдельных этапах истории Грузии приходилось играть значительную роль.
На протяжении своей, к сожалению, непродолжительной научной деятельности акад. С. Н. Джанашиа не раз обращался к конкретному изучению основных проблем средней истории Абхазии, разрешая их как в специальных монографиях, так и в своих общих трудах по истории Грузии.
Переходя к отдельным работам акад. Джанашиа, в которых освещаются различные вопросы истории Абхазии (3), следует,
________________________


3  Порядок рассмотрения научных работ акад. Джанашиа в настоящей статье дается по принципу хронологической последовательности освещаемых в них фактов.

206

в первую очередь, указать на его статью «О форме абхазского названия верховного божества», опубликованную в 1923 году (1).  Эта статья, представляющая собой первую печатную работу автора, посвящена одному из интереснейших вопросов истории дохристианских верований абхазов - вопросу этимологии абхазского названия главного божества ().
Изучение этого вопроса имеет свою историю. Еще П. Услар отметил, что абхазское название верховного божества имеет форму множественного числа (2).  Ему удалось засвидетельствовать такое выражение: великие боги» (в слове окончание является формантом множ. числа для
предметов так наз. «неразумного класса»). В специальной литературе этот факт отметили также и местные исследователи дореволюционного периода - П. Чарая и Н. Джанашиа (3) (отец покойного академика), которые, кроме того, указали, что термин имеет в корне слово , что по-абхазски означает «мать», а окончание является формантом множ. числа для предметов так наз. «разумного класса». Слово , таким образом, в дословном переводе на русский язык значит «матери»  (4).  Акад. Н.
________________________

В примечании на стр. 69 автор сообщает, что эта работа была прочитана им в виде доклада на публичном заседании Грузинского лингвистического общества 6 мая 1923 г.
2  П. К. Услар. Абхазский язык, 1862 г., стр. 78.
3  П. Чарая. Об отношении абхазского языка к яфетическим, СПБ, 1912 г., стр. 31—33. Н. Джанашиа. Религиозные верования абхазов, журн. „Христианский Восток», т. IV, вып. 1, стр. 74—75.
4  В современном абхазском языке аффикс является безударным; при произношении слова „матери» ударение, следовательно, падает на передний слог: . Но в слове „бог» мы сталкиваемся с исключением из этого правила: здесь ударение принимает последний слог (). Изменение акцентуации обусловилось, видимо, стремлением избежать одинакового звучания различных по значению слов, чтобы выделять в устной речи название верховного божества, хотя вообще, как известно, омография и не чужда абхазскому языку.


207

Я. Марр (1) представлял это слово как название верховного божества в форме plurale tantum (дословно «матери») (2).
Для проверки и уточнения этих наблюдений С. Н. Джанашиа (в то время студент Тбилисского университета) летом 1921 г. собрал в Абхазии новый интересный материал, осветивший данный вопрос еще больше. В сел. Адзюбжа, например, ему удалось зафиксировать слово (той же структуры, что и , которое соответствует русскому «творец» от абхазского «творение», «создание». Причем С. Н. Джанашиа обратил внимание на то обстоятельство, что это слово () никогда не употребляется отдельно, а встречается только в оборотах речи, например: «творцов (или творца) творение». Местоименная частица показывает, что субъект имеет множественное число, и поэтому, например, абхазское выражение переводится так: «Творцы сотворили?». В этой фразе слово прямо представлено как подлежащее во множеств. числе. Лишь впоследствии это слово также превратилось в обычное plurale tantum.

В своей статье автор приводит ряд других аналогичных примеров и заключает: «Та же местоименная частица категорически указывает, что далекие предки говорящего представляли бога как собирателя многих сил» (3).  Подобное название божества свидетельствует, что оно состоит из множества частиц, или долей, из которых каждая управляет отдельным проявлением природы. Бог, в понимании абхазов, един, но бесконечно множественен в долях. Причем, С. Н. Джанашиа
______________________________

1  Н. Я. Марр. Кавказоведение и абхазский язык. Изв. Имп. АН, 1913, стр. 315.
2  Plurale tantum — способ выражения единичного предмета в форме множественного числа (ср. ножницы, брюки и т. п.).



208

подчеркивает, что такое явление было характерно не только для абхазов, но и для грузинских племен, и приводит соответствующие примеры, в частности, выражение, зафиксированное им в одном из сел Горийского района: («тогда разгневалась наша доля бога») (1).
Факт, освещенный в разбираемой статье акад. С. Н. Джанашиа, имеет немалую научную ценность. Он убедительно свидетельствует о политеистическом характере дохристианских верований абхазов и содержит ясное указание на наличие в их среде матриархальных отношений в глубокой древности.
Большое значение для изучения древнейшего периода истории Абхазии имеет статья акад. С. Н. Джанашиа «Черкесский (адыгейский) элемент в топонимике Грузии» (2), изданная в 1940 г. В этой статье акад. Джанашиа опубликовал ценный топонимический материал, проливающий дополнительный свет на происхождение и древнейшую историю родственного абхазам адыгейского народа. Выясняется, что в глубокой древности предки нынешних адыгов проживали на территории современной Западной Грузии, в географической номенклатуре которой они оставили значительный след, сохранившийся и в наше время. В частности, много интересных топонимических фактов акад. С. Н. Джанашиа засвидетельствовал и на территории современной Абхазии.
Прежде всего, он обратил внимание на географические названия, имеющие корень , что по-адыгейски значит «вода». Например: , речка, впадающая в оз. Рица ; впадает в Черное море северо-западнее Гудауты, а к юго-западу от этого города в море впадает p. . В Абхазии имеется также p. , название которой, как полагает акад. Джанашиа, образовалось от , т. е. от того же корня.
_______________________________
1  Там же, стр. 73.


209

Затем акад. Джанашиа отмечает географические названия с основой , что значит по-адыгейски «нос», «конец» - такой формант употреблялся в адыгейском для обозначения устья рек. Этот корень сохранился, по-видимому, в наименовании самой большой реки в Абхазии ; причем, Джанашиа высказывает предположение, что первоначальное название этой реки могло быть (от слова «абаск») и, возможно, вначале так назывался пункт у впадения реки в море, а впоследствии это название распространилось и на всю реку.
Далее: названия с корнем «ущелье», «овраг». Этот корень, по мнению акад. Джанашиа, сохранился в абхазском наименовании гор. Сухуми - , а также в названии села (близ Сухуми).
Все эти факты с бесспорной очевидностью свидетельствуют, что территория нынешней Абхазии (как и значительная часть территории Западной Грузии вообще) была местом, где в древнейшие времена бытовали предки нынешних адыгов, от которых, возможно, в то время еще не отделялись предки современных абхазов.
Ряд важных вопросов древней истории Абхазии акад. С. Н. Джанашиа осветил в своей работе «Происхождение царства Лaзики», опубликованной в 1936 году (1). Как указывает само название, в этой работе рассматривается проблема происхождения Эгрисского, или, как его называли древние греки и римляне, Лазского царства. Этот вопрос имеет чрезвычайно важное значение при изучении генезиса феодальных отношений в Западной Грузии.
Эгриси, или Лазика, представляет собой значительный этап в общем развитии западногрузинской истории. По словам акад. Джанашиа, «Лазика и предшествующие ей племенные образования является тем мостом, через который западногрузинское общество окончательно переходит от древнего мира к фео-
____________________________


210

дальному» (1). В названной работе акад. Джанашиа поставил своей задачей выяснить, когда и в каких конкретно-исторических условиях образовалась эта социально-государственная единица .
Акад. С. Н. Джанашиа, прежде всего, отмечает, что Эгрисское царство представляет собой продукт последующего развития лазского владетельства, которое постепенно сумело покорить сходные с ним мелкие племенные мтаварства , в том числе мтаварства (княжества) абазгов и апсилов - предков нынешних абхазов. Поэтому он анализирует предшествующую историю этих владетельств, опираясь, главным образом, на сообщение Арриана (II в. н. э.). В первую очередь акад. Джанашиа обращает внимание на свидетельство Арриана о том, что правители , лазов, санигов, абазгов и апсилов получают власть не от своего общества, а от римских императоров. Это обстоятельство, по мнению акад. Джанашиа, ясно указывает, что названные правители не могут считаться вождями родоплеменного общества. С другой стороны, их власть должна была опираться на какие-то местные общественные силы, что уже знаменовало наличие определенной социальной дифференциации.
Образование этих мелких княжеств (мтаварств) произошло, по мнению акад. Джанашиа, в результате дальнейшего развития древних скептухий, представлявших собой «племенные организации», на которые было разделено Колхское царство. Причем, последующая децентрализация Колхиды и создание отдельных, независимых друг от друга владетельств явились плодом собственного, внутреннего развития западногрузинского общества, а не результатом римской политики «разделяй и властвуй», как это думали некоторые исследователи. В этом легко убедиться после изучения социально-экономической
____________________________


211

структуры названных владетельств, которая отличалась крайней сложностью. Прежде всего, здесь еще оставались сильные пережитки родового строя; кроме того, определенный вес имели уже элементы первоначального (патриархального) рабства . Наконец, наряду с перечисленными укладами здесь существуют уже зародыши феодальных отношений. Говоря о последних, акад. Джанашиа пишет: «Само собой разумеется, что этот феодальный уклад имел в то время примитивную форму, и до окончательной победы в данной стране ему предстояло еще пройти длинный и сложный путь. Лишь в сравнении с другими элементами феодальный уклад проявляет большие жизненные способности и растет значительно быстрее». Власть князей в эпоху Арриана, по мнению акад. Джанашиа, и возникает на почве раннефеодальной дифференциации. Становление Эгрисского (лазского) царства также происходит в результате роста и усиления этих раннефеодальных отношений. Причем, именно в Лазике феодальный уклад развивается гораздо интенсивнее, чем в других владетельствах, а поэтому она раньше их окрепла социально и политически, сумев впоследствии покорить себе владетельства соседних племен, в том числе абазгов и апсилов.
Далее, путем критического анализа косвенных указаний ряда византийских авторов (Прокопий, Менандр и др.) акад. Джанашиа убедительно устанавливает, что абазги, апсилы, саниги и другие племена подпали в вассальную зависимость от лазов в 80 - 90 годах IV столетия.
Таким образом, в разбираемой работе акад. С. Н. Джанашиа важнейшие вопросы истории Абхазии первых веков нашей эры получили основательное научное освещение.
Немало важных сведений по вопросам древней истории Абхазии можно почерпнуть также в известном труде акад. С. Н. Джанашиа «Грузия на пути ранней феодализации» (1937) (1). Так, например, во II главе названного труда дан блестящий анализ характера политической зависимости Западной Грузии от Рим-
____________________________


212

ской империи. Подчеркивается, что интересы Рима в Закавказье сводились, прежде всего, к стремлению использовать местные народы как вспомогательную воинскую силу, которая должна была осуществлять контроль над торговыми и военными путями, связывающими Закавказье с Северным Кавказом. Среди этих путей важное значение имели также перевальные пути, проходящие по долине р. Кодори (Клухорский, Марухский и др. перевалы). По этим путям римляне переправляли огромные массы рабов, одним из важнейших поставщиков которых был район Северного Кавказа (древняя Сарматия). Разумеется, что рабов вывозили также и из собственно Абхазии.
Акад. С. Н. Джанашиа отмечает далее, что политический режим, установленный римлянами на восточном побережье Черного моря, оказывал немалое влияние на социально-экономическое развитие Западной Грузии. В третьей главе разбираемого труда автор посвящает отдельный параграф развитию феодальных отношений в Западной Грузии и образованию Эгрисского царства. В этой части акад. Джанашиа использовал также и выводы рассмотренной выше работы «Происхождение царства Лазики».
При изучении истории Абхазии древнего периода большое значение имеет книга «Феодальная революция в Грузии» - один из важнейших трудов акад. С. Н. Джанашиа.  В этой книге дан основательный научный анализ социальных и политических событий происшедших в VI веке, который, по словам акад. Джанашиа «был настоящим историческим переворотом с точки зрения развития нашей страны в древнюю эпоху» (2). Это был период окончательной победы феодализма в ведущих районах Грузии.
В этой книге, между прочим, подробно излагается история Лазского царства (Эгриси), в систему которого входила в то время и Абхазия.
____________________________


213

На фоне внутренней жизни Грузии того периода автор детально знакомит с историей «Большой войны» в Лазике между Ираном и Византией (542-562 гг.). Ряд эпизодов этой войны, как известно, имел место и на территории Абхазии.
Положению в Абхазии той эпохи автор уделяет отдельную главу (стр. 62-72). Анализируя сообщения Прокопия Кесарийского об Абхазии VI столетия, акад. Джанашиа приходит к выводу, что среди абазгов в то время имелась «достаточно развитая социальная дифференциация . Цари («басилевсы») принадлежали к сословию рабовладельцев но так как рабовладельческий способ производства в Абазгии был развит слабо, то власть этих князей не могла иметь прочной социальной базы. Против них выступили уже достаточно окрепшие феодальные элементы и, свергнув царей, установили свое политическое господство (1). Не случайно поэтому, что именно в этот период абазги принимали христианство: оно явилось религией молодого и победоносного в то время класса феодалов.
Далее, акад. Джанашиа подробно излагает историю Абхазии в эпоху Юстиниана (527-565 гг.). В частности, рассказывается о самоотверженной борьбе абазгов против византийских захватчиков (Трахейская битва). Здесь же автор выдвинул гипотезу, что местоположением древней Трахеи является район нынешнего города Гагра (2).
Таким образом, как и для всей Грузии, VI столетие для Абхазии является веком окончательной победы феодальных отношений. Причем, этот переворот и здесь носил явно революционный характер.
____________________________


214

Во 2-й половине VII века в большей части Восточной Грузии утвердились арабские завоеватели, которые вслед за тем стремились также укрепиться и в Западной Грузии. В одной из своих работ («Арабы в Грузии») (1) акад. Джанашиа подробно излагает историю первого периода владычества арабов в Грузии и, в частности, специально останавливается на попытках арабов утвердиться в Западной Грузии. Детально рассказывает о нашествии Мервана Глухого в Лазику и Абхазию и в заключение подчеркивает, что Западная Грузия в основном осталась вне политического влияния арабов. Последним, в конечном итоге, не удалось преодолеть сопротивление местного населения. Их нашествия оказались только «отдельными эпизодами в истории Эгриси и Абхазии» (2).
Большое значение в истории не только Абхазии, но и всей Грузии имеет вопрос о времени и условиях возникновения Абхазского царства. Последнему, как известно, суждено было сыграть значительную роль в истории средневековой Грузии. Вопрос сводился к тому, - когда и каким образом бывшее Абхазское эриставство освободилось полностью от византийской зависимости, а владетель Абхазии принял титул «царя абхазов» . Данный вопрос не был до этого предметом специального изучения. От названной проблемы исследователей отпугивала, по-видимому, чрезвычайная скудость источников. Но, несмотря на это, акад. С. Джанашиа приступает к ее научному разрешению, что ему и удалось сделать в работе «О времени и условиях возникновения Абхазского царства», изданной в 1940 году (3).
Еще царевич Вахушти, первый из грузинских историков, считал, что воцарение абхазского эристава Леона произошло в 786 году (4). Но Вахушти, к сожалению, не указал, на чем он основывает эту дату. Акад. М. Броссе, находясь, по-видимому, под
______________________________

2  Там же, стр. 35.
3  См. Известия Института языка, истории и материальной культуры, т. VIII, 1940 г., стр. 137-152.



215

влиянием построения Вахушти в этом вопросе, также считал 786 год датой воцарения Леона. Броссе, кроме того, подкреплял эту дату им же введенной в научный оборот генеалогической таблицей абхазских царей (1). Этот документ Броссе нашел среди материалов по истории Грузии, собранных иерусалимским патриархом Досифеем (XVII век), по сообщению которого данная таблица была извлечена им из составленной царем Багратом III «Истории Абхазии» . Впоследствии Е. Такайшвили (2) обнаружил и опубликовал грузинский подлинник этого весьма ценного документа, который, по определению акад. Джанашиа, представляет собой «нечто вроде исторического меморандума, в котором Баграт III подчеркнул свою связь с абхазской династией и свои наследственные права» (3). На основании хронологических указаний этого источника Такайшвили попытался, путем обратного от Баграта III вычисления, установить годы царствования перечисленных в списке абхазских династов, и для упомянутого Леона получил годы 746 - 791. Эту датировку принял и акад. Джавахишвили (4).
В разбираемой работе акад. Джанашиа критически анализирует соображение Такайшвили, а также других исследователей и, справедливо отвергая их выводы, к определению даты воцарения Леона подходит другими путями.
Прежде всего, акад. Джанашиа анализирует скупые сообщения грузинского анонимного источника , в котором дается краткий рассказ об обстоятельствах воцарения Леона и освобождения его от византийской зависимости. В первую очередь, акад. Джанашиа обращает внимание на сообщение этой летописи о двух важных обстоятельствах, при
_____________________________
1  М. Brosset. Additions et eclarissments a e Hestorie de la Georgie. P. 137— 175.

3  С. Джанашиа. О времени и условиях возникновения Абхазского царства, стр. 139.


216

которых произошло окончательное отпадение Абхазии от Византии и провозглашение Леона «царем абхазов». Обстоятельства эти следующие: I) ослабление Византийской империи и 2) выступление хазар против Византии на стороне Абхазии. Для уяснения этих обстоятельств акад. Джанашиа приступает к детальному изучению истории Византии и Хазарии в течение всего VIII столетия. Выясняется, что взаимоотношения между этими государствами в силу их обоюдной вражды к арабам долгое время были весьма дружественными. В частности, в период царствования византийского императора Константина Копронима (741-745 гг.) Византия была еще весьма могущественна в военном и политическом отношениях и, между прочим, поддерживала тесные связи с хазарами. Это время, справедливо замечает акад. Джанашиа, не могло быть удобным для отпадения от империи абхазского эристава и превращения последнего в независимого царя. Поэтому, заключает он, дату, которая для этого события была предложена Такайшвили и принята другими исследователями, приходится «решительно отбросить» (1). Более благоприятные для этого условия создаются лишь в конце VIII века, когда внутренние смуты и неудачи в борьбе с арабами значительно ослабляют Византийскую империю; особенно благоприятным моментом мог быть период правления жестокой и властолюбивой императрицы Ирины (797 - 802 гг.), когда внутреннее и внешнеполитическое положение Византии ухудшалось в еще большей степени.
«Нужно думать, - говорит акад. Джанашиа, - что именно в это смутное время, и, может быть, после 797 года, в единоличное управление Ирины, и совершил Леон абхазский свой акт» (2). В это же время абхазскому эриставу мог помочь и хазарский хакан, который должен был мстить Ирине, захватившей власть в результате свержения и ослепления своего сына Константина VI, приходившегося хакану близким родственником (не то племянником, не то внуком) (3). Важно отметить, что как
____________________________
1  Там же, 143.
2  Там же, 145-146.
3  Леону абхазскому хазарский хакан приходился дедом по матери.


217

раз в этот период (90-е годы VIII в.) Хазария вела активную борьбу с Византией за господство на Крымском полуострове.
Не ограничиваясь этими данными, акад. Джанашиа привлекает и другие, независимые от рассмотренных выше, источники, которые поддерживают сделанный им вывод. В частности, он приводит интересные сообщения о состоянии Абхазии в начале 80-х годов VIII в. известного грузинского писателя того времени Иоанна Сабанисдзе. «Описание внутреннего состояния Абхазии так и дышит благополучием и рисует силы, накопленные в результате предыдущего развития страны и позволившие абхазскому эриставу в скором времени освободиться от всякой иноземной зависимости» (1). Особо подчеркивает акад. Джанашиа указание Сабанисдзе о политическом состоянии Абхазии. Он отмечает то обстоятельство, что владетеля Абхазии Сабанисдзе называет не эриставом (что соответствует царскому чиновнику - правителю области), а мтаваром. Этим Сабанисдзе намекает на то, что правитель Абхазии пользуется каким-то «суверенитетом»; он, видимо, являлся наследственным династом, хотя еще и не царем. «Таким образом, - заключает акад. Джанашиа, - абхазский владетель уже стоит прочно на пути своего освобождения от какой бы то ни было иностранной зависимости, но конечной цели он еще не достиг» (2).  Далее акад. Джанашиа научно обобщает все сообщения И. Сабанисдзе об Абхазии и на основании их дает всестороннюю характеристику Абхазии того периода.
Рассмотренная выше статья акад. Джанашиа «О времени и условиях возникновения абхазского царства» является одной из важнейших работ по историографии Абхазии.
Свои исследования по вопросам древней истории Абхазии акад. С. Н. Джанашиа систематизировал в очерке «Абхазия с древнейшего времени до X века», написанном им в 1938 году для подготовлявшегося к печати коллективного труда по истории Абхазии (3). В этой работе освещены следующие вопросы:
_________________________
1  Там же, 148.
2  Там же, 149.
3  Отпечатанный на «ремингтоне» оригинал этой работы объемом около 4-х форм хранится в Абхазском институте языка, литературы и истории АН Грузинской ССР.


218

древнейшая история абхазских племен, их роль и значение в системе Колхидского царства, римские интересы в Колхиде и, в частности, в Абхазии, борьба абхазов против Рима, возникновение племенных княжеств на территории древней Колхиды, образование и история царства Лазики - Эгриси, Абхазия в пределах лазского царства, положение в Абхазии в период римско-персидской войны (542 - 562 гг.), возникновение Абхазского царства и его положение в системе феодально-политических образований Грузии, а также ряд других вопросов.
Кроме основных вопросов древней и средневековой истории Абхазии, акад. С. Н. Джанашиа осветил также одну из интереснейших проблем культурной и политической истории Абхазии XIX - XX вв. Мы имеем в виду его обстоятельную монографию о Георгие Шервашидзе (1). В данной работе акад. С. Н. Джанашиа дает культурно-исторический очерк Абхазии и Мегрелии XIX века, а также выясняет роль и место Г. Шервашидзе в культурной жизни Грузии на рубеже XIX-XX веков.
Г. Шервашидзе, как известно, был сыном последнего абхазского владетеля Михаила (Хамуд-бея), и поэтому его биография тесно связана с политической историей Абхазии второй половины прошлого столетия. В силу этого в первой части названной работы акад. Джанашиа на основе документальных архивных материалов излагает историю присоединения Абхазии к России, историю упразднения абхазского владетельства и последующие факты. Здесь, между прочим, изложены социальные и политические причины, вызвавшие большое восстание абхазского крестьянства в 1866 году. Дана также краткая история этого восстания.
Изучение первого периода жизни Г. Шервашидзе крайне затрудняется почти полным отсутствием источников, и поэтому автор был вынужден проделать большую работу, чтобы восполнить этот пробел. Много труда пришлось ему посвятить также
___________________________


219

отысканию разнообразных произведений Г. Шервашидзе в различных периодических органах дореволюционного времени и у частных лиц. Собранный им богатый материал акад. Джанашиа опубликовал в 1946 году.  В это издание вошло несколько десятков стихотворений Г. Шервашидзе (на грузинском и русском языках), незаконченная историческая поэма («Гваданская крепость»), историческая драма («Георгий III») и комедия («Отмирающие картинки»). Все эти произведения, сопровожденные пространными примечаниями, акад. Джанашиа издал совместно с рассматриваемой нами монографией об их авторе.
Акад. С. Н. Джанашиа характеризует Г. Шервашидзе как одного из представителей грузинской культуры конца XIX и начала XX веков. «Георгий Шервашидзе, - пишет он, - всем своим существом был связан с грузинским культурным миром», а, в частности, грузинский язык был для него не только главным орудием культуры, но и предметом особенной любви» (2). Вместе с тем акад. Джанашиа подчеркивает, что эта культурная ориентация отнюдь не означала отрыва от родного очага. «Георгий Шервашидзе, - пишет он, - глубоко любил свою родину (Абхазию) со всей присущей ей спецификой» (3). Последние страницы своего исследования акад. Джанашиа посвящает анализу поэтического творчества Г. Шервашидзе, которому в целом дается положительная оценка. С художественной точки зрения поэзия Г. Шервашидзе также стоит на высоком уровне. По словам акад. Джанашиа, Г. Шервашидзе «внес свою долю в развитие грузинского художественного стиля» (4).
В декабре 1946 г. по инициативе и при личном участии акад. С. Н. Джанашиа наша общественность отметила 100-летие со дня рождения Г. Шервашидзе.
Свой обзор научных исследований акад. С. Н. Джанашиа в области истории Абхазии мы завершим его статьей «Давид
________________________

2  Там же, 18-19.
3  Там же, 21.
4  Там же, 67.


220

Чхотуа и его очерки о поэме Руставели», опубликованной в 1938 г.
Д. 3. Чхотуа (1849 - 1928 гг.) принадлежал к тому же кругу культурных деятелей, что и Георгий Шервашидзе, т. е. к либеральному крылу феодальной интеллигенции. Он, между прочим, был одним из первых абхазов, обучавшихся в университете (в быв. Петербурге).
Д. Чхотуа является автором весьма интересного очерка «Герои поэмы Руставели и их мировоззрение», который был издан акад. Джанашиа с приложением вышеназванной статьи (1). Характеризуя его взгляды на поэму Руставели, акад. Джанашиа пишет: «Взгляды Чхотуа являются отчасти плодом ее нового рассмотрения с точки зрения буржуазной культуры Европы, отчасти же они повторяют унаследованные по традиции, вырабатывавшиеся из поколения в поколение взгляды передовых кругов грузинской феодальной интеллигенции» (2). Поэтому, заключает он, очерки Д. Чхотуа имеют, прежде всего, культурно-историческое значение; многие его соображения мы не можем разделить не только методологически, но и фактически, однако «автором высказываются и такие взгляды, с которыми современная руставелология должна серьезно посчитаться» (3).
В заключение отметим, что в последние месяцы своей жизни (летом 1947 года) акад. С. Н. Джанашиа написал краткий очерк истории Абхазии для 2-го издания Большой Советской Энциклопедии.

*  *  *

Таким образом, из вышеизложенного мы видим, что на протяжении своей сравнительно непродолжительной научной деятельности в области грузиноведения акад. С. Н. Джанашиа неоднократно обращался к изучению ряда важных проблем
_________________________
1  См. Сборник Руставели, к 750-летию „Вепхисткаосани», издательство Грузфилиала Акад. наук СССР, Тбилиси, 1938, стр. 171-203.
2  См. Сборник Руставели, к 750-летию „Вепхисткаосани», издательство Грузфилиала Акад. наук СССР, Тбилиси, 1938, стр. 171-203.
3  Там же, 202.


221

древней и средневековой истории Абхазии. Он добился основательного их разрешения с присущей ему научной добросовестностью и глубиной. Основные выводы его работ по истории Абхазии нашли свое отражение в изданном под его редакцией учебнике по истории Грузии.
__________________________

Труды Абхазского института языка, литературы и истории имени Д.И. Гулиа. XXV. - Сухуми. 1954. С. 347-357.

222

__________________________


(Печатается по изданию: З. В. Анчабадзе. Избранные труды (в двух томах). Том II. - Сухум, 2011. - Стр. 205-222.)

(OCR - Абхазская интернет-библиотека.)

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика