Об авторе
Гунба Михаил Михайлович
(16.VI.1925, с. Ачандара, Гудаутский р-н – 29.I.2014, г. Сухум)
Канд. ист. наук (1964). Окончил ист. ф-т СГПИ (1949–1953), работал инструктором Гудаутского и Новоафонского райкомов партии (1953). Учился в аспирантуре АН Грузии (1956–1959). С 1959 работает м. н. с. АбИЯЛИ, затем с. н. с. (1965–1995). В 1964 защитил канд. дис., с 1995 Г. – вед. науч. сотр. АбИГИ. Основными проблемами науч. деятельности Г. являются позднеантичная и раннеср.-век. история и арх. Абх. и Зап. Груз. Г. руководил археол. эксп. в с. Атара (1974), участвовал в археол. эксп. в с. Цабал (1962), на Сух. крепости (1987–1990; 1997–2001) и др.
Соч.: Западная Грузия и Византия. Сухуми, 1964 (груз. яз.); Атарские гончарные печи. Сухуми, 1985; Абхазия в I тыс. н. э. Сухуми, 1989; Абхазия во II тыс. н. э. Сухум, 1999; Об автохтонности абхазов в Абхазии // Абхазоведение: История. Археология. Этнология. Вып. I. Сухум, 2000.
(Г. К. Шамба / Абхазский биографический словарь. 2015.) |
|
|
|
М. М. Гунба
Об автохтонности абхазов в Абхазии
В последнее время, по указанию правительства Грузии, определенная часть грузинских историков старается "научно" обосновать, что абхазы не есть автохтонное население Абхазии. А те из них, кто допускает, что абхазы с древнейших времен живут в Абхазии, в то же время стараются убедить население Грузии, а так же мировую общественность, что исконная абхазская земля - не абхазская, что древние абхазы это грузины, нынешние - пришельцы. Зададимся вопросом, почему грузинские ученые так настойчиво делят абхазов на древних и нынешних, объявляя первых грузинами? Абхазское племя абазгов в исторических источниках [грузинских - абхаз, а в греко-латинских - абазги] постоянно упоминается со II в. н.э. до XIX в. Причем уже во II в. н.э. у этого племени было царство [13, с. 222]. В настоящее время этноним "абазги" в форме "абазины" сохранился на Северном Кавказе. Эти же источники свидетельствуют о роли абхазов (абазгов) в истории Грузии, создании мощного государства, долгое время носившего название "Абхазское царство". Нынешние грузинские историки, писатели, журналисты, понимая бесспорность факта образования абхазами (абазгами) Абхазского царства [VIII-X вв.] и присоединения к нему Западной Грузии, а также создания общекавказского государства под названием "Абхазское царство" [Х-ХV вв.], решили объявить абхазов раннего и зрелого средневековья грузинами, а нынешних абхазов потомками "пришлых" абхазов. Псевдоисторики также пишут о распространении грузинского языка на территории Абхазии еще с раннего средневековья [15, с. 189], в то время как самые ранние памятники грузинского письма на территории Абхазии наблюдаются только со II половины XI в. н.э. Таким образом они стараются убедить своих читателей в том, что исконная абхазская земля не абхазская. А те из них, кто признает Абхазию родиной абхазов, как уже отмечалось, также "доказы-
80
вают", что она была и остается родиной и грузин. Например, М.Д. Лордкипанидзе в своей монографии "Политическое объединение феодальной Грузии" пишет: "Абхазами заселенная земля - это Грузия" [15, с. 132]. Эта мысль в разных вариантах встречается и в учебниках. Например, в учебнике по истории Грузии для 8/9 классов написано: "В Грузии, кроме грузин, живут русские, армяне, азербайджанцы, осетины, абхазы и представители других народов и народностей" [9, с.З]. Никак не допустимо ставить абхазов в ряд с другими перечисленными народами. У всех других имеется историческая родина за пределами Грузии, у русских - Россия, армян - Армения, азербайджанцев - Азербайджан, осетин - Осетия и т. д. А абхазы живут на своей исконной родине, в Абхазии, которая не являлась и не является Грузией. Кстати, ни один абхазский царь не называл себя грузинским царём. К сожалению, воспитание молодёжи в Грузии происходит на основе этого фальсифицированного исторического материала. И потому всяк, кому не лень, старается доказать, что Абхазия - это Грузия, что в ней (Грузии) с древнейших времен вместе живут абхазы и грузины. В этом направлении дальше всех пошёл академик Н.А. Бердзенишвили со своими противоречивыми высказываниями. Он пишет: "В научно-исторической литературе не изучен и окончательно не решён вопрос происхождения нынешних абхазов" [4, с.278], отрицая их связь с позднеантичными и раннесредневековыми абхазами. Для оправдания своего тезиса, он ссылается на автора XI в. Леонтия Мровели, в одном из преданий которого сказано, что территория от Лихского хребта до реки Кубани принадлежала Эгросу. Затем заявляет, что предание это якобы создано ранее VII-VIII вв., хотя никто не знает о времени его происхождения, кроме того, что оно приписывается автору XI в. Леонтию Мровели. Н.А. Бердзенишвили также заявляет об этническом родстве жителей северо-западного Причерноморья [4, с. 278-279]. Роль абхазов в создании Абхазского царства [присоединение к нему Западной Грузии, а позже и Восточной Грузии] объясняет их грузинским происхождением. Подытоживая свои размышления приходит к выводу, согласно которому "Абхазия культурно-исторически явля-
81
ется органической частью Грузии"... Феодальная Абхазия могла быть только грузинской, абхаз культурно-исторически был "грузин" [4. с.279]. Академик Н.А. Бердзенишвили. обвиняя турок и русских, заявляет "Последствием этих несправедливостей является то, что нам сегодня приходится утверждать грузинское происхождение абхазов" [4, с 280]. Грузинские историки утверждали. что в VIII-Х вв. все племена проживавшие в Грузии, были за ее объединение. Н.А. Бердзенишвили утверждает, что с XIV в. мегрелы, гурийцы, абхазы, сваны и месхи отложились от Грузии и стали врагами ее объединения. К искажению действительности относится утверждение названного историка о том, будто объединение Абхазии и Грузии произошло не путем покорения, а постепенного вхождения абхазов в грузинский культурный мир [4. с.281]. По мнению автора, это бесспорное подтверждение культурного сотрудничества грузин с соседним родственным племенем в течении многих веков: "Культура Абхазии феодальной эпохи - эта та же культура феодальной Грузии [4. с. 287]. Н.А. Бердзенишвили, возглавлявший институт истории, археологии и этнографии им. И.А. Джавахишвили в течение 20 лет, пишет: "Юго-восточная сторона Кодора с начала же феодальных отношений (а по традиции с древнейших времен) входила в Эгриси. Это страна в Абхазию вошла в XVII в.» [4, с 288]. Цель статьи обратить внимание грузин, да и не грузин, на те источники, в которых освещается настоящая история абхазов. Начнем с грузинских. Грузинский историк XI в. Леонтий Мровели в своем сочинении "О царях грузинских и первых отцах и народах" пишет: "А Эгросу отдал земли у морского залива и определил границы: с востока - Малую гору, которая ныне именуется Лихи; с запада - море; с севера - Малая река Хазарии, куда достигает конец Кавказа" [10,с.5]. В данном случае автор источника Западное Закавказье считает грузинской землей исходя из политической ситуации в Грузии во второй половине XI в , однако сам же отрицает это, когда освещает отдельные конкретные события. Так, например, характеризуя положение в Картли во времена первого царя Картли Фарнаваза, Леонтий пишет, что земля "ниже ре-
82 ки Эгриси осталась у греков, поскольку коренные жители тех краев не пожелали отпасть от греков" [10. с.9: 5. с 55]. Далее добавляет: "Вторую сестру выдал за Куджи и отдал ему страну между реками Эгри и Риони, от моря до гор внутри которой находятся Эгриси и Суанети" [10, с. 17]. Как известно, Эгриси и Суанети находятся южнее р. Эгриси, а Абхазия севернее. По сообщению историка, "ниже Эгриси" т.е. район севернее Эгриси, как и прежде, остается в зависимости от Рима. Так что, эта территория не входила в состав Эгриси. При втором царе Картли Саурмаге его владение на западе распространялось до Эгриси и Суанети [11, с.27]. А при 18-м царе Картли Амазаспе Эгриси входит в состав его владений [11, с 27]. Согласно Леонтию Мровели, Абхазия никогда не входила в состав владений картлийских царей. Говоря о владениях картлийского царя Мириана, он отмечает: "И царствовал Мириан там в Картли, Рани, Эрети и Мовакани. Имел и Эгриси до реки Эгри" [11, с.70]. Таким образом река Эгри (Ингури) давно считается политической границей между Грузией и Абхазией. Свидетельства Леонтия Мровели подкреплены другим грузинским историком XI в. Джуаншером, который, освещая поход Вахтанга Горгасала в Абхазию, пишет, что царь греков (византийцев) Леон Великий был занят войной с персами и не мог отправить в Абхазию войска [11 ,с 157]. То есть, когда Эгриси зависела от Картли, Абхазия находилась под влиянием Византии. Джуаншер сообщает, что при нашествии осетин при Вахтанге Горгасале (V в.) некоторые части его государства, в том числе и Эгриси, не подверглись ограблению [11. с.146]. Таким образом, на протяжении II-V вв. Эгриси входила в состав Картлийского царства, вследствие чего она была ограничена в своей внешнеполитической деятельности. Следует отметить, что политические границы Абхазии не всегда соответствовали этническим. Академик С.Н. Джанашиа считал, что этнографические границы абхазов (апсилов) начинались от р. Хоби. Он писал: "Затем начинается страна лазов, которая распространяется приблизительно до района реки Хоби, а затем
83
уже распространялось царство апсилов" [7,с.23]. При этом академик считал, что нужны дополнительные доказательства, каковыми являются позже выявленные археологические материалы из Чхороцку и Цебельды, которые археолог Н.В. Хоштария считает принадлежностью апсилийской культуры [20. с.22]. Она выделяет археологическую культуру, которая отличается от лазской культуры. Род Абшилава и село Леапшиле Хоштария связывает с апсилами. Несмотря на это, политическая граница Картлийского царства проходила по реке Ингури. Необходимо также отметить, что грузинские авторы средних веков, хорошо знавшие Абазгию и Апсилию, не включали эти области в состав Картлийского царства. Наоборот, они неоднократно подчеркивали, что Абазгия и Апсилия были заняты римлянами и не входили в состав владений Картлийского царства. Джуаншер сообщает, что границей Абхазии и Грузии в то время была река Эгри (Ингури) [11, с. 146]. Об этом же говорит его указание о том, что в V в. греки (византийцы), выйдя из Абхазии, покорили страну от реки Эгри до Цихе-Годжи [11, с.146]. Совершенно ясно, что со II по V век вся территория Абхазии была под протекторатом греков (византийцев), от которых абхазы могли ожидать помощи. Этот факт Джуаншер подтверждает дополнительными сведениями, когда он описывает условия мирного договора между Вахтангом Горгасалом и византийским царем, приводя слова последнего: "От реки Эгри до Малой реки Хазарии, есть граница Греции со времен Александра (Македонского?) и когда заберешь жену свою, мою дочь, тогда отдам часть ее" [11,с. 177]. Позже император отдал своей дочери в приданое территорию от реки Эгри до Келасура, а остальную Абхазию оставил себе [11 ,с177]. Как видно из этого источника, до Вахтанга Горгасала территория от реки Эгри до Келасури была составной частью Абхазии. Ее от Абхазии отторг император Византии и передал своей дочери. Заслуживает внимания тот факт, что, когда речь идет о захвате Вахтангом Горгасалом крепостей Абхазии, не упоминается Эгриси. Там сказано: "Захватил (Вахтанг) все крепости Абхазии до Цихе-Годжи" [11, с. 157]. Исследователи
84
высказывают соображение о том, что ослабление Эгриси (Лазики) было связано с усилением Иберии (Картли) во времена Вахтанга Горгасала. Что касается территории между реками Ингури и Келасури, то она оставалась составной частью Абхазии до вторичной женитьбы Вахтанга. Поскольку первая жена Вахтанга скончалась в 482 г., вторичная женитьба и выделение приданого произошли позже. О совместном жительстве абхазов и грузин в источниках не говорится. Грузинские источники отрицают это. О Вахтанге сказано, что он привел своего сына Дачи, которому было пять лет, когда отец сделал его соправителем и оставил ему семеро вельмож, в числе которых были Самнагир, эристав внутренней Эгриси и Суанети [11, с. 185]. А Абхазия опять не упоминается в составе Картлийского царства.
Обратимся к латинским и греческим источникам. Плиний Секунд (I в. н.э.) упоминает племя апсилов и город Диоскурию. Флавий Арриан (II в н.э.) называет уже не просто племена, а политические образования, среди которых названы царства лазов, апсилов, абазгов и санигов [13. с. 222]. У всех были цари, утвержденные римскими императорами. Арриан не подчеркивает преимущество того или иного царства; они все равны. Притом Аррианом упомянутые племена жили не в горах, как это пишут некоторые исследователи, а на побережье. Апсилы, абазги и саниги не были горскими племенами. Об этом говорят анонимы II и V вв. О том, что абхазы жили на побережье, говорит и греческий историк VI в. Прокопий Кесарийский. Он сообщает: "...римское войско пристало берегу между пределами абазгов и апсилиев; высадив войнов на сушу, Иоанн и Улигаг двинулись пешим строем, а моряки на легких судах всем флотом следовали за войском вдоль берега» [18, с.401]. Описание главной крепости абазгов Трахеи также свидетельствует о том, что абазги и апсилы жили у берега моря. В источнике читаем: "За пределами апсилиев, при входе в пределы абазгов есть место следующего рода: высокая гора, начинающаяся от Кавказского хребта и все понижающаяся, заканчиваясь как бы лестницей, тянется вплоть до самого Эвксинского Понта. У подножья
85
этой горы еще в древности абазги выстроили очень сильное укрепление, по величине наиболее значительное. Здесь им всегда удавалось отражать нападение врагов, которые ни в коем случае не могут преодолеть неприступность этого места" [18. с.401]. Какие еще доказательства нужны в пользу прибрежного происхождения абазгов и апсилов?! Абазги с давних времен подчинялись византийцам, о чем недвусмысленно сказано у Прокопия Кесарийского: "Когда они низложили своих царей, как я об этом недавно говорил, - пишет Прокопий, - римские войны, посылаемые императором и уже давно расселившиеся среди них во многих пунктах, сочли возможным присоединить эту страну к владениям Римской империи вместе с тем они ввели у них некоторые порядки" [18, с 400]. Эти же абхазы в VII-VIII вв. создают независимое от Византии царство, о чем придется говорить отдельно. Затем в позднее средневековье они также упоминаются. Нет ни одного сведения об исчезновении абхазов из Абхазии. Единственное, что произошло - это сужение политических границ. Часто правители Мегрелии в союзе с Гурией и Имерети совершали походы в Абхазию с переменным успехом. Один из таких походов, возглавляемый правителем Мегрелии Мамией III Дадиани, совместно с гурийцами и при поддержке имеретинского царя Баграта, был направлен против Джикети (Зихии), чтобы привести ее в покорность. Однако объединенное мегрело-гурийское ополчение потерпело поражение, сам Мамия Дадиани был убит, а Гуриели взят в плен. Анализ источников и научной литературы привел к выводу, что абхазы и грузины политически и культурно- исторически независимые народы Об этом говорит весь археологический материал, начиная с палеолита и кончая поздним средневековьем. Не подлежит сомнению, как мне кажется, и то, что отдельная культура создается не разными народами, а одним определенным народом. А один и тот же народ не может создать несколько культур одновременно. Например, отсутствие дольменов и ацангуар южнее Абхазии, указывает на то, что они созданы одним
86
народом, или близкородственными народами, в данном случае абхазо-адыгами. Бронзовая культура Западного Закавказья сильно отличается от бронзовой культуры Восточного Закавказья [19,17]. В античное время материальная культура Абхазии не только отличается от грузинской, но и гораздо превосходит ее по качеству [3, с. 6]. То же самое наблюдается и в раннем средневековье. Различие сохраняется и в зрелом и позднем средневековье. Так, например поливная (глазурованная) посуда из Абхазии не имеет аналогов в Грузии [16]. Абхазские поливные чашки с высоким кольцеобразным поддоном, сделаны из глины красного обжига. Значительная часть керамики ангобирована. Как правило, поливой покрыта видимая часть посуды. В орнаменте значительное место занимают кольцеобразные углубления. Цвета поливы - зеленый с разными оттенками, коричневый и желтый. С XVII в. Абхазия вновь самостоятельная политическая единица. Путешественники и миссионеры Абхазию не рассматривают как часть общегрузинской политической системы. "Эти абхазы, - пишет антиохийский патриарх Макарий, - составляют в наше время большую нацию и называются абхазами [8]. Авторы XVII в. Шарден, Ламберти, Лукка, Макарий, Цампи, Дон Джузеппе Джудиче и другие ничего не говорят об уходе или исчезновении "старых" абхазов и появлении "новых". Они всегда считались автохтонными. Абхазов автохтонными считали и все средневековые грузинские историки. Об автохтонности абхазов говорит и обряд вторичного захоронения, прослеживаемый на территории Абхазии с эпохи средней бронзы (вторая половина II тысячелетия до н. э. ) и непрерывно фиксируется многими путешественниками до XIX в. Он является устойчивым обычаем абхазов, который отмечается иностранными авторами с античного времени. "Этот обряд является одним из красноречивых свидетельств автохтонности абхазов на занимаемой ими территории", - утверждает З.В. Анчабадзе [1, с. 302]. Об этом обряде И. Лукка (XVII в.) писал: "Покойников кладут в выдолбленные пни деревьев, служащие для них гробом и потом, привязав их к четырем столбам, для предохранения
87
от шакалов, держат их как бы висящими в воздухе [1, с 302]. Ев. Челеби (XVII в.) замечает: "Этот абхазский народ странным образом хоронит беков: тело усопшего кладут в деревянный ящик, который прикрепляется к ветвям высокого дерева; над головой в ящике оставлено отверстие, дабы он мог, как говорят, видеть небо" [1, с.302]. Локализация этого обычая на Кавказском побережье Черного моря в течении двух тысячелетий свидетельствует о том, что он восходит к предкам абхазского народа, проживавшим с конца средней бронзы на этой же территории. В средние века абхазские племена занимали обширную территорию: Туапсинский, Лазаревский и Сочинский районы, а также территорию нынешней Республики Абхазия. В отдаленном прошлом, как полагает А. Генко, абхазско-абазинские наречия составляли единый в языковом отношении коллектив. На языковое единство абазинских диалектов указывает и академик К.В. Ломтатидзе. Она пишет: "тапантский диалект сохранил вместе с другими абхазо-абазинскими диалектами единый грамматический строй и основной словарный фонд. Ашхарский диалект проявляет еще большую близость к южно-абхазским диалектам"[14, с. 339]. Абхазо-адыгские племена с общим языком занимали общую территорию. Л.И. Лавров писал: "Географическая номенклатура Адлерского, Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского края носит абазинские следы, причем при параллельном существовании одинаковых терминов среди северокавказских абазин и в упомянутых районах побережья более древними являются вторые. Данные топонимики, как и исторические предания, подтверждают, что северокавказские абазины некогда жили на черноморском побережье, северо-западнее Абхазии" [12]. Поскольку предки абазин в средние века жили на Черноморском побережье Кавказа, в частности на территории нынешних Сочинского, Лазаревского и Туапсинского районов, то они занимали одну общую территорию с предками современных абхазов. Переселение абазин на Северный Кавказ началось в XII-XIII веках.
88
В рассматриваемый период предки абазин и абхазов составляли одну народность, которая отличалась общностью языка и культуры, а также общностью территории и хозяйственного уклада. Совершенно правильно отмечает Х.С. Бгажба, "что абхазцы и абазины сохранили этнические термины - "апсилы" и "абазги" - издревле до наших дней, и они идентичны их нынешним самоназваниям - апсуа и абаза" [2, с.288). Подытоживая сведения всех источников, приходим к выводу, что до образования Абхазского царства аборигенами Абхазии являлись абхазские племена - апсилы, абазги, саниги, зихи, мисимиане, которые занимали территорию от р. Ингури до р. Кубани. Передвижение народов имело место только с юга на север. На территории нынешней Абхазии в средние века не происходила смена народов. Это подтверждается и археологией. Абхазы времен Вахушти Багратиони (XVIII в.) являются потомками тех абхазов, которые с первых веков нашей эры в латинских и греческих источниках назывались абазгами, а в грузинских, армянских и других - апхазами и создали независимое от Византии мощное Абхазское царство. Что касается заселения Абхазии грузинами, то оно началось с конца XIX в. и, в основном, происходило в XX в., в советское время. Таким образом, к сохранению "целостности" Грузии Абхазия не имеет никакого отношения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии (VI-XVII вв.). - Сухуми, 1959. 2. Бгажба Х.С. Бзыбский диалект абхазского языка. - В кн. Труды АБИЯЛИ, XXVIII, 1957. 3. Бердзенишвили К. Позднеантичная керамика из Цебельды. - В кн.: МАГК, т. 2 -1952. 4. Бердзенишвили Н. А. Вопросы истории Грузии, т. III. - Тбилиси, 1966. 5. Грузинская классическая литература. - Тбилиси, 1987. 6. Гунба М.М. Новые памятники цебельдинской культуры. - Тбилиси, 1978. 7. Джанашиа С.Н. Труды, т. 3. - Тбилиси, 1959.
89
8. Жузе П. Грузия в XVII столетии по изображению патриарха Макария. - Казань, 1905. 9. История Грузии для 8/9 классов - Тбилиси, 1988. 10. Картлис цховреба, под редакцией царицы Анны. - Тбилиси, 1942. 11. Картлис цховреба, т. I. - Тбилиси, 1955 12. Лавров Л.И. Обезы русских летописей. - В кн.: Советская этнография, №4. - М., 1946. 13. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т. II, Латинские писатели в I. - Спб, 1904. 14. Ломтатидзе К. Ашхарский диалект и его место среди других абазино-абхазских диалектов. -Тбилиси, 1954. 15. Лордкипанидзе М.Д. Политическое объединение феодальной Грузии. - Тбилиси 1963. 16. Мицишвили М.Н. Производство поливной керамики в средневековой Тбилиси (IX-XIII вв.). - Тбилиси, 1979. 17. Пицхелаури К.Н. Восточная Грузия в конце бронзового века. - Тбилиси, 1979. 18. Прокопий Кесарийский. Война с готами. - М., 1950. 19. Техов Б.В. Тлийский могильник. -Тбилиси, 1981. 20. Хоштария Н.В. Цихисдзири. - Тбилиси, 1962.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АБИЯЛИ - Абхазский институт языка, литературы и истории. МАГК - Материалы по археологии Грузии и Кавказа.
90
(Опубликовано: АБХАЗОВЕДЕНИЕ. История. Археология. Этнология. Сухум, 2000.)
(OCR - Абхазская интернет-библиотека.) |
|
|
|
|
|