Валерий Бигуаа
Статьи:
Слово о коллеге
Профессионализм плюс сердечное отношение к своим питомцам – это азбука требований, предъявляемых к профессорско-преподавательскому составу Абхазского государственного университета. Необходимость такой постановки вопроса очевидна для всех, кто трудится сегодня в его стенах. Очевидно при этом, что по опыту и уровню научно-педагогической подготовки лекторы отличаются друг от друга. Вне всякого сомнения, одно из почетных мест среди них занимает А. Габелиа – доцент археологии, декан исторического факультета.
Научно-педагогическая деятельность Алика Николаевича началась сразу после окончания института, в 1978 году, когда по рекомендации тогдашнего ректора, профессора З. В. Анчабадзе, в свое время читавшего ему курс лекций по истории Абхазии и Грузии, он стал сотрудником, а затем заведующим лабораторией абхазоведения. Здесь он познакомился с известным абхазским археологом В. Бжаниа. Увидев в лице Габелиа будущего коллегу, Вадим Викторович пригласил его в высокогорное село Псху для участия в очередных археологических раскопках. Работа в полевых условиях, которой руководил опытный археолог, «заворожила» его. За ней последовала и первая его научная публикация – «Археологические открытия», посвященная результатам этих раскопок.
В 1982 – 1985 гг. Алик Габелиа прошел полный курс аспирантуры при Институте археологии Академии наук СССР. Во время учебы в Москве ему посчастливилось слушать лекции Б. Рыбакова, Н. Мерперта, С. Криевского, А. Формозова и других корифеев советской археологии, с которыми затем он постоянно поддерживал тесные деловые контакты. В начале 1986 года под руководством лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента АН СССР Р. Мунчаева молодой археолог защитил кандидатскую диссертацию, в которой было сделано открытие, связанное с характеристикой абхазских памятников Колхидской культуры. На основе раскопанных им самим древнеабхазских памятников этого рода А. Габелиа ввел в научный оборот совершенно новые материалы. Присвоенная ему ВАКом при Совете Министров СССР ученая степень открыла ему дверь кафедры истории родного университета, где его ждали очередные ступени, какие только могут быть у кандидата наук, работающего в вузе: преподаватель, старший преподаватель, доцент.
Работая на кафедре, А. Габелиа всецело погрузился в полевые археологические работы, взяв на себя руководство большим экспедиционным отрядом археологов двух академических учреждений – Абхазского института языка, литературы и истории имени Д.И.Гулиа и Института археологии СССР, работавшем на территории Северо-Западной Абхазии. Одновременно он стал во главе Студенческого общества Абхазского госуниверситета, проявив инициативу в выездных заседаниях археологического кружка. Эта традиция пользуется успехом и в наши дни. По предложению проректора АГУ М. Лабахуа А. Габелиа ряд лет работал заместителем декана историко-юридического факультета. Затем профессора А. Куправа и Г. Амичба предложили ему должность заместителя заведующего кафедрой истории, археологии и этнографии Абхазии, которой в то время они руководили поочередно. И это лишний раз свидетельствовало о трудолюбии, способностях, обязательности и принципиальности ученого и педагога.
В трудные послевоенные годы, когда коллектив университета работал почти на голом энтузиазме, доцент А. Габелиа избирается деканом историко-юридического факультета, и на этом посту он снискал заслуженный авторитет умелого управленца. В этом качестве он пребывает на протяжении последних десяти лет.
Безусловно, учебно-воспитательная работа отнимает у ученого много времени, но, будучи организованным человеком, Алик Николаевич непрерывно занимается и исследовательской деятельностью, постоянно ведет археологические раскопки в различных районах страны, а старую Сухумскую крепость он превратил в настоящий «летний археологический полигон для студентов». И результаты налицо. Из года в год растет число молодых людей, которые приобретают квалификацию археолога. А если говорить о личном вкладе ученого, то перу А. Габелиа принадлежит свыше пятидесяти научных работ, опубликованных в различных сборниках и журналах нашей республики. Это: «Раскопки могильника Цоухуа в Ачандаре», «Земледелие во времена Колхидской культуры», «Раскопки поселения Кистрик», «Из истории бронзовой металлургии и металлообработки в Абхазии», «Древности Бамборской поляны» и др.
Научные труды абхазского археолога успешно издаются и за рубежом – в Москве, Каире, Праге, Тире и Анкаре (Турция) и др. Это – «Исследования экспедиции Абхазского университета», «Новые монеты из Сухумской крепости», «Античное погребение в Гудауте», «Поселение поздне- бронзового века на Бамборской поляне» – в соавторстве с В. Бжаниа, «Краткий очерк этнической истории абхазского народа», «Из истории абхазской государственности» (на арабском и английском языках), «Диоскуриада – древний город Кавказского Причерноморья», «К вопросу об относительной периодизации Колхидской культуры Абхазии и проблема хронологии», «Диоскуриада и Понтийское царство», «Сухум-Кале – перекресток истории» (на английском и русском языках) и т. д. Среди зарубежных изданий А. Габелиа особо выделяется, безусловно, монография «Диоскуриада», вышедшая на английском языке в Салониках (Греция) в 2003 году (в рамках сборника «Греческие колонии»), в которой в полной мере отражена значимость этого города в экономической и культурной жизни абхазов в раннеантичном периоде.
А. Габелиа часто выступает с докладами на международных археологических конгрессах, конференциях и симпозиумах как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.
Доцент А. Габелиа не обделяет вниманием и своими публикациями родной университет. Он является автором в своем роде первого учебного пособия для студентов-историков «Археология Абхазии», вышедшего в Сухуме в 2000 году на абхазском языке.
Где бы и когда бы, на какую бы тему ни выступил или что бы ни напечатал А. Габелиа, главная его научная проблема – археологическое абхазоведение, которому он посвящает всю свою жизнь.
Это, как говорится, одна сторона медали. Другая – порядочность, скромность, предупредительность, отзывчивость и другие благородные качества, которые для Алика Габелиа само собой разумеющиеся. Перед старшим по возрасту он, как это и подобает абхазу, – в высшей степени стеснительный человек. Однако Алик Николаевич становится непримиримым, когда дело касается защиты справедливости, чести и достоинства, но, конечно же, и при этом он не выходит за рамки Апсуара – традиционной культуры абхазов, знатоком и ревностным носителем которой он является. По отношению к своим студентам он поистине старший друг, по-отцовски заботливый наставник. Даже тот, кто знает его со стороны, может охарактеризовать его одной небольшой фразой: «Алик Николаевич в полной мере соответствует званию настоящего человека в самом широком смысле этого понятия».
А. Н. Габелиа исполнилось 60 лет. По возрастной номенклатуре абхазов он всего-навсего на пороге «позиционной зрелости человека» – иуаюра д0агылоуп, но как специалист – один из ведущих археологов Абхазии, активный член профессорско-преподавательского коллектива Абхазского государственного университета. Впереди у него новые свершения в научной и педагогической жизни, свидетелями которых хотели бы быть и мы, его друзья и коллеги.
(Опубликовано: Республика Абхазия, № 88, 2012 г.)
(Перепечатывается с сайта: http://gazeta-ra.info/.)
_____________________________________________
(К 80-летию со дня рождения и 60-летию трудовой деятельности профессора А. Л. Папаскир)
Люди бывают разные. Но по стилю жизни, на мой взгляд, все они укладываются в две диаметрально противоположные категории. Одни встают рано, торопятся к делу, работают быстро, спешно и с чувством усталости ложатся спать рано. Другие встают позже, приступают к делу медленно, не торопясь, работают спокойно, размеренно и с чувством удовлетворения ложатся поздно. По своей природе ко второй категории относится и Алексей Луманович Папаскир, чей восьмидесятилетний юбилей мы отмечаем.
А.Л. Папаскир родился 10 сентября 1931 г. в селе Кутоле Очамчырского района в традиционной абхазской семье, где царила социальная организация, которая определяется главным образом системой «старшинства-младшинства» – аиҳабреиҵыбра. Семья была многодетной – родители за обеденный стол сажали семерых малолеток.
Случилось так, что один за другим умерли отец и мать, оставив нетрудоспособное потомство наедине с самим собой. Самых младших детей, в том числе и Алексея, государство определило в Сухумский детский дом, переведенный затем в Гантиади (Цандрипш). Здесь они учились семь лет, до конца Великой Отечественной войны. Во время войны, как с грустью вспоминает Алексей Луманович, дети испытывали чудовищный голод, и не потому, что не хватало продуктов питания, хотя и этот фактор имел место, а из-за многочисленных прихлебателей в лице воспитателей и педагогов, подавляющее большинство которых представляли элементы, дезертировавшие от армии в Грузии и окопавшиеся в этой «глухомани».
В 1947 году, когда ему было 16 лет, Алексей пошел в седьмой класс вечернего отделения сухумской средней школы № 2, так как не работать ему было нельзя – помощи со стороны не было. Однако завершить учебу здесь ему не пришлось. Беспощадный послевоенный режим, которым в абхазской действительности руководили одни грузины, поставил под сомнение целесообразность продолжения учебы абхазской молодежи в вечерних школах, всех их отправили на работу в Ткварчели (Ткуарчал) для приобретения профессии шахтера. Алексей хорошо освоил эту специальность, но любознательность, тяга к знаниям были в нем сильны, однако для продолжения учебы надо было сперва отслужить, и он с помощью более или менее влиятельных родственников добился призыва в армию раньше срока.
После демобилизации в 1952 г. Алексей незамедлительно отправился на поиски работы, которую можно было бы совмещать с учебой в школе, и здесь ему как абхазу пришлось преодолеть немало препятствий. Наконец, он устроился учеником в фотоателье, позже самостоятельным фотографом проработал порядка десяти лет. За это время без отрыва от работы он окончил школу, получил аттестат зрелости о среднем образовании. Затем, в конце пятидесятых, три года подряд «штурмовал» ВГИК, но ни разу фортуна ему не улыбнулась. Чуть позже она открыла ему двери Сухумского госпединститута, который он окончил, также без отрыва от производства, филологом. Продолжая работать, завершил и курс аспирантуры, в 1974 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 2007-м – и докторскую.
Алексей Луманович – профессор кафедры зарубежной литературы Абхазского государственного университета, где ведет пять учебных дисциплин, в том числе курс лекций «Абхазо-русские литературные и культурные связи», введенный им в учебный план кафедры. А. Папаскир – автор шести книг различного объема и различной проблематики. Его перу принадлежит еще более семидесяти других научных публикаций, помещенных в различных коллективных монографиях, сборниках и журналах. Он выступает с научными докладами и сообщениями на научных форумах, конференциях и сессиях, проводимых в нашей стране и за ее пределами. И, что очень важно, все это продукт его медленного и неутомимого (такова ведь его природа), но упорного (что тоже в его характере) труда.
А. Папаскир – профессиональный филолог, но не в меньшей, если не в большей, мере и историк. Общественность Абхазии знает его именно как историка. Когда грузинские ученые присваивали себе обезов средневековых русских источников, ни один абхазский историк не мог сполна оппонировать им, как это сделал филолог Алексей Папаскир. Он, можно сказать, действовал, как бывалый стрелок, отличающийся превосходной меткостью. За это ему рукоплескали не только мы, его друзья, но и все те, кому не безразлично прошлое абхазского народа. Естественно, поэтому многие годы он был гоним со стороны тбилисских фальсификаторов средневековой истории абхазского народа. Даже в пределах родной страны ему – как «националисту» – тяжело было добиваться публикаций своей научной продукции. Он пережил и такие моменты жизни, когда его статьи вырывались из журналов, готовых к тиражированию или изданных уже, но не успевших попасть на полки книжных магазинов. В связи с этим с помощью ряда его абхазских коллег (О. Дамения, Р. Хонелия и др.) А. Папаскир сумел организовать несколько публичных лекций, в которых с присущей ему железной логикой твердо и принципиально отстаивал свою позицию и тем самым доводил ее до сведения воинствующих оппонентов. А последние, как правило, не ограничивались очередными ответами в устной или письменной форме, а передавали «дело» в высшие партийные органы, т.е. в Абхазский обком партии, где устраивали над лектором настоящее судилище.
Сегодня «Обезы» – монопольное владение А. Папаскир в историческом абхазоведении. Его большая, фундаментальная монография (548 стр.) «Обезы в древнерусской литературе и проблемы истории Абхазии», вышедшая в Сухуме в 2005 году, стала поистине радостным явлением в истории абхазской научной мысли. Давая ей оценку, ныне покойный академик Георгий Шамба сказал: «Трудно встретить сегодня исследование, где в столь одинаковой степени разработаны вопросы истории, археологии, этнологии, фольклористики, ...как в «Обезах...» А. Папаскир... Такой работой может гордиться любой научный форум историко-филологического направления». Действительно, в этой работе автор блестяще опроверг грузинских квазиученых, которые наводнили мировой книжный рынок ложным тезисом, согласно которому этноним «абхазы» и топоним «Абхазия» следует понимать как «грузины» и «Грузия», и следовательно, не абхазы – аборигены Абхазии, а грузины. Это опровергалось и раньше проф. Зурабом Анчабадзе, но без достаточной аргументированности. А Алексей Папаскир в конце данной проблемы поставил жирную точку. Далее А.Папаскир убедительнейшим образом показал, что средневековое Абхазское царство было подлинным абхазским государством, а не грузинским, как это хотели бы видеть тбилисские историки. Более того, после смерти бездетного абхазского царя Феодосия Слепого Абхазское государство не было упразднено, оно продолжало свое существование вплоть до нашествия военных полчищ с востока в середине XIII в., хотя с конца X в. его возглавляли этнические грузины.
Следует при этом отметить, что научный труд А. Папаскир «Обезы...», который без преувеличения можно назвать бесценным вкладом в историческую науку вообще, дался очень нелегко. Он обоснованно и скрупулезно вычленил сведения из «логова» грузинского научного круговорота, куда, мягко говоря, неправедным путем попал материал по абхазо-грузинским отношениям и в одночасье был превращен в «грузино-русские».
Тверд Алексей Луманович и как гражданин. Вне всякого сомнения, он активно выступал и выступает поборником прав родного народа: в известный период национально-освободительной борьбы он был одним из активных участников движения, его фамилия значится в числе ста тридцати подписантов «Абхазского письма», а также «Лыхненского обращения» и других судьбоносных для республики патриотических акций.
Алексей Луманович живет еще и жизнью своей, по современным параметрам, немалочисленной семьи – у него трое детей и три внука.
По понятию абхазов, сегодня проф. Алексей Папаскир вступил в самый почетный период жизни – в возрастную категорию аҭаҳмада. Как раз это тот возраст, когда умудренный жизненным опытом человек называется еще более почетным словом абырг, т.к он как «молельщик» – аныщъаю, как «обладатель долей родовой свечи» – ацәашьхәы зку, является связующим звеном между соплеменниками и верховным божеством – Анцәа.
Так пожелаем же нашему юбиляру Алесею Папаскир занять нишу жреца ученого мира Абхазии, чтобы он долго и долго высоко держал молебную свечу – культ вечного огня, который бы освещал всем нам дорогу, ведущую в храм науки!
(Опубликовано: Республика Абхазия, 05.10.2011.)
(Перепечатывается с сайта: http://gazeta-ra.info/.)
____________________________________________________