Наше общее спасение только в мире между людьми и народами.
Владислав Ардзинба
Введение
В эпоху масштабных изменений в политической, социально-экономической и культурной жизни народов и стран мира, происходивших на рубеже двух тысячелетий, в период сближения народов, с одной стороны, и межнациональных конфронтаций, с другой, особую актуальность приобретает исследование этнической истории отдельных народов. На данном этапе новейшей истории, в условиях межнациональной и межгосударственной напряжённости, без объективного и всестороннего исследования этнической истории народов на основе новых знаний в области истории этносов, проблематичными остаются как сохранение и развитие этноса, так и урегулирование этнополитических конфликтов, и установление всеобъемлющего взаимосогласия и мира. С начала XX в. среди политиков и обществоведов господствовало убеждение о том, что под воздействием процессов модернизации, глобализации, демократизации, развития гражданского общества этнический фактор будет терять свое значение и, наконец, может произойти исчезновение самих этносов. События последних нескольких десятилетий показали не только живучесть этносов, но и ведущую их роль в решении многих проблем, стоящих перед странами и человечеством в целом. Более того, события и процессы, происходившие в минувшем столетии привели ученых-обществоведов к убеждению, что любой этнос – явление уникальное, неповторимое, что каждый этнос имеет право на самостоятельную жизнь, на сохранение и развитие своей самобытной культуры, на право быть равным в сообществе народов мира. В этом отношении особый интерес вызывает ситуация, сложившаяся на Кавказе в целом и в частности в Абхазии. Кавказский регион, находясь на стыке цивилизаций Запада и Востока, в эпицентре межрегиональных и глобальных политических событий, постоянно
4
переживает сложнейшие военно-политические, миграционные и этнокультурные процессы, оказывающие существенное влияние на развитие его коренных народов, их дальнейшее сосуществование. Судьбоносные события, происходившие в этом регионе в XIX – XX вв. – русско-кавказская война (1817 – 1864 гг.), массовая депортация коренных этносов, колонизация их стран, перекраивание этнических и политических границ, репрессии против целых народов и т.д., явились детонатором современных военно-политических столкновений, этнодемографических и этнокультурных процессов. В советское время, по идеологическим соображениям, объективное исследование этнической истории народов СССР было затруднено. У некоторых этносов или отсутствовала собственная историография, или же она становилась составной частью истории титульной нации Союзной республики. Политические, социально-экономические, этнокультурные, идеологические и иные процессы, происходящие в современной Абхазии и вокруг неё, перед абхазоведческой наукой и, в частности, исторической, ставят задачу более глубокого и всестороннего изучения истории абхазского этноса, ибо именно этнос является главной движущей силой во всех этих процессах. В настоящее время абхазы решают сложнейшие задачи, связанные со строительством независимого, демократического, правового государства. Изучение и обобщение веками накопленного народом опыта в области государственности, в области сосуществования с другими народами и государствами, в сфере демократии, права, уклада жизни, культуры и т.д. и внедрение его рационального опыта в современную жизнь несомненно даст новый импульс в деле возрождения абхазского народа и его государственности.
Некоторые грузинские историки, выполняя социальный заказ тбилисских властей, в своих многотиражных и разноязычных изданиях отрицают не только наличие у абхазов в историческом прошлом своей государственности, но и сам факт существования абхазского народа как самостоятельного этноса, что, безусловно, повышает степень актуальности разработки данной проблематики.
В монографии на основе полевых этнографических материалов, письменных источников и литературных данных выявлены этнополитические, миграционные и иные факторы, оказавшие судьбоносное
5
влияние на этнокультурное развитие коренного народа Абхазии в рассматриваемый период; на конкретных примерах раскрыта технология искусственной активизации этнических процессов, приведших к ассимиляции одну из этнографических групп абхазов – самурзаканцев; обозначены некоторые пути и формы сохранения этнической идентичности современных абхазов в условиях полинациональной и политически независимой Абхазии.
Теоретической и методологической основой труда являются общепризнанные исторические и этнологические исследования Л.Г. Моргана, Э.Б. Тайлора, М.М. Ковалевского, М.О. Косвена, П.И. Кушнера, С.А. Токарева, М.Г. Левина, Н.Н. Чебоксарова, И.А. Чебоксаровой, Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, Л.И. Лаврова, С.А. Арутюнова, А.И. Першица, Ю.И. Семенова, А.И. Горячевой, К.В. Чистова, М.В. Крюкова, Ш.Д. Инал-ипа, Г.А. Дзидзария, З.В. Анчабадзе, А.И. Робакидзе, Л.Н. Гумилёва, Л.М. Дробижевой, Я.В. Чеснова, В.А. Ачкасова и других1.
Использованная в работе общетеоретическая и специальная литература принадлежит разным школам и направлениям2, ибо лишь при сопоставлении всех точек зрения и подходов можно составить приближенное реальности представление об этносе и многообразии этнических процессов. Этнос явление сложное и многогранное. В науке нет единого мнения по поводу основных его признаков, компонентов, т.е. тех особенностей, по которым члены конкретного сообщества относят себя к данному этносу или же отличают себя от других этносов. В работе в целом этнос рассматривается как исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, которая, в отличие от всех других подобных образований, имеет общий для своих членов язык, культурно-специфический облик, отражающийся в образе жизни, единое самосознание и самоназвание. Вместе с тем, этнос это не есть сумма содержащегося в пределах этнических границ культурного материала. Этнос, прежде всего, определяется всеми теми характеристиками, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосознания3. В конечном итоге, этническое самосознание выступает национальным определителем группы людей, ее членов. Этническое самосознание является непременным условием самостоятельного существования народа, этноса, его неотъемлемым компонентом.
6
Сложность данной проблемы заключается еще и в том, что если этническое самосознание в одном случае является одним из компонентов этноса, в другом – являясь совокупностью всех элементов этнической идентичности, выступает как сила этноса, которая объединяет всех его членов и противопоставляет их в этническом отношении другим этносам4. В частности, этническое самосознание включает в себе совокупность таких чувств, как любовь к родине, национальная гордость, осознание защиты определенных национальных ценностей, а также ряд идеологических моментов, выражающих интересы национального развития5.
Общеизвестно, что людей вне национальности нет. Каждый человек принадлежит к тому или иному этносу. Проблема этнического самосознания не возникает, если личность формируется в соответствии с установками и традициями его окружения, если его родители принадлежат одному и тому же этносу и его жизненный путь проходит в гуще этнической группы своего народа. В иной ситуации формирование национального самосознания личности происходит намного сложнее. Наблюдается это, в частности, при утрате собственного исторического места обитания – выселении народа из исторической родины или при массовом заселении иноэтнического населения среди автохтонов. Коренной этнос в этом случае теряет присущую ему традиционную культуру, т.е. теряет собственное этническое лицо и растворяется в чужом этническом мире. В истории известны факты, когда целые народы, в том числе стоявшие на вершине цивилизации, потеряв свою этническую территорию, стали «пищей» для окружающего этнического мира. В этом отношении со второй половины ХIХ века в весьма критической ситуации находится абхазский этнос.
При подготовке работы были использованы историко-сравнительный метод, методы полевых работ, эмпирических наблюдений и другие.
В данном труде впервые в абхазской историографии представлена проблема этнической истории абхазов в контексте этнополитических и миграционных процессов, происходивших в течение XIX – XX вв. Исследование проблемы в таком ракурсе стало возможным по мере накопления эмпирических материалов в различных областях научного знания, а также по мере научной разработки теории этноса и её системного анализа.
7
При исследовании настоящей проблематики были использованы данные и выводы предшествующих исследователей абхазского этноса. Это работы, как дореволюционных, так и советских и постсоветских авторов. К сожалению, ни одна из разработок не представляет специального исследования этнической истории абхазов, за исключением небольшой по объему работы З.В. Анчабадзе («Очерк этнической истории абхазского народа». Сухуми, 1976), в которой проблемы этнической истории абхазов освещаются в виде очерка с древнейших времен до нач. 70-х годов XX в. Все это значительно усложняет системное изучение абхазского этноса, а в определенной степени и его прогнозирование, поскольку выявление проблемных ситуаций должно начинаться с анализа этнически сравнительно стабильного состояния этноса. Но именно этнически сравнительно стабильное состояние абхазского народа (в качестве такового мы считаем первую половину XIX в. – временное пространство непрерывного и компактного проживания абхазского этноса на всей территории исторической Абхазии) изучено наименее слабо. К тому же в отдельных исследованиях оно получило неоднозначное толкование. Это, в первую очередь, касается вопросов, связанных с четким определением и характеристикой этнографических групп и территориальных общин абхазов до их массовой депортации во второй половине XIX в. Этим обстоятельством была вызвана необходимость расширения круга источников по избранной тематике и проведения сравнительного анализа за счет материалов, добытых среди абхазской диаспоры.
Монография опирается на различные источники, среди которых особое место занимает полевой этнографический материал, собранный автором с 70-х годов минувшего века в районах Абхазии, среди этнической группы абхазов Аджарии, а также абхазской диаспоры Турции и абхазских репатриантов, вернувшихся из разных стран мира на историческую Родину. Проблема изучалась комплексно, во взаимосвязи с вопросами истории, быта и культуры народа и во взаимосвязи с представителями других народов.
В процессе полевых работ было опрошено более 300 информаторов. Записи производились как по заранее составленной программе, так и путем индивидуальной и коллективной беседы. Достоверность записей проверялась путем сравнения этнографических, архивных и литературных данных.
8
Архивные материалы охватывают XIX–XX века. Они в основном выявлены в Центральном государственном архиве Абхазии до уничтожения его фондов в годы грузино-абхазской войны (1992 – 1993 гг.), в архиве ЗАГСа Министерства юстиции РА, в Архиве СГБ РА, в районных архивах РА. Кроме того, в работе использованы материалы, выявленные в Центральном государственном историческом архиве Грузии (Тбилиси), Центральном государственном архиве Аджарии (Батуми). Часть выявленных материалов автором (совместно с Б.Е. Сагария и В.М. Пачулия) включена в книгу «Абхазия: документы свидетельствуют. 1937–1953 гг. Сборник материалов»6 и в его двухтомник «Отечественная война Абхазии и «грузинские беженцы»7. Серьезным подспорьем для исследования темы послужили сборники архивных материалов: «Н.А. Лакоба. Статьи и речи»8, «Абхазия: хроника необъявленной войны»9, «Белая книга Абхазии»10, «Абхазские письма (1947 – 1989 гг.)»11; «Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 – начало 1992 гг.). Очерки. Документы»12; «Абхазский архив. XX век»13; «Те суровые дни. Хроника Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 гг. в документах»14; «Абхазский Народный Совет»15 и др. Широко были использованы письменные источники и литературные данные XIX в. Необходимо заметить, что в годы автономного функционирования Абхазии в составе Российской империи (1810 – 1864 гг.) добывать сведения об абхазах и Абхазии, особенно об её внутренних регионах, было весьма проблематично, поскольку в период русско-кавказской войны Абхазия, этническая граница которой простиралась от реки Ингур до реки Хоста, фактически была зоной военных действий. Именно этим объясняется скудность отдельных сообщений того периода об абхазах и их стране. При этом, некоторые источники содержат уникальную информацию о судьбе отдельных абхазских этнографических групп и территориальных общин, депортированных по окончании русско-кавказской войны. Среди авторов того периода особо следует выделить Жана Франсуа Гамба, С.М. Броневского, Ф. Дюбуа де Монперэ, Л.А. Люлье, Ф.Ф. Торнау, Ф. Боденштедта, С.Т. Званба, О. Спенсера, М.А. Селезнева, А.П. Берже, Е. Ковалевского, П.К. Услара16.
После покорения Кавказа и упразднения Абхазского княжества (1864 г.), материалы об Абхазии и абхазах стали появляться чаще. В частности, ценные сведения с точки зрения историко-этнологической науки представлены в трудах С. Духовского, Р.А. Фадеева, Г.И. Фи
9
липсона, А.В. Верещагина, В.И. Немировича-Данченко, Н.М. Альбова и др17.
Весьма богатые материалы о событиях в Абхазии и положении абхазского этноса в XIX – нач. XX вв. выявлены в различных научнопознавательных сборниках: АКАК, ЗКОИРГО, СМОМПК, ССКГ. В них представлены интересные сведения о политической ситуации в Абхазии и вокруг неё, о социальном положении, быте и культуре коренного народа, изменении этнической структуры страны, этнических процессах и т.п. В работе использованы итоги переписей населения Российской империи и Союза ССР в 1886 (посемейная), 1897, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг., сборники «Народное хозяйство Абхазской АССР» и др. издания статистического характера; а также материалы, выявленные в российской периодической печати. Авторы этих публикаций в большинстве своем являлись непосредственными наблюдателями быта и культуры народа Абхазии, свидетелями и участниками происходивших тогда исторических событий, чем и повышается степень их достоверности. Среди множества авторов того периода, обильностью материалов и компетентностью рассматриваемых в публикациях фактов и явлений, выделяются И. Аверкиев, Ф.А. Завадский, А.Н. Введенский, Л. Иоакимов, Я. Пасхалов, И.И. Пантюхов, Д.З. Бакрадзе, Д.А. Мачавариани, К.Д. Мачавариани, Г.А. Рыбинский, А. Нисченков, В.А. Потто, Г.Е. Церетели, С.С. Месхи, Я.С. Гогебашвили, Н.С. Джанашия, П.Г. Чарая, А.М. Эмухвари (Эмхаа), Д.И. Гулиа, А.М. Чочуа, С.П. Басария, С.Я. Чанба, Д.Т. Маргания (Маан), Л. Журда, Т.Т. Сахокия, И.Г. Гомартели, С.С. Эсадзе. Автором данного труда совместно с историком Р.Х. Агуажба изданы две книги серии «Абхазия и абхазы в российской периодике (XIX – нач. XX вв.)»18. В первую книгу вошли материалы, опубликованные в более чем двух десятках названий периодической печати Российской империи со времен вхождения Абхазии в состав Российской империи (1810 г.) до окончания русско-турецкой войны (1877 – 1878 гг.). В ней в рамках обозначенного периода четко прослеживаются историко-политические, миграционные, этнокультурные и иные процессы, происходившие в Абхазии, в том числе такие судьбоносные для коренного народа, как упразднение государственности Абхазии, депортация, колонизация, а также материалы о традиционной культуре и быте абхазов. Вторая книга охватывает период последних
10
двух десятилетий XIX в. В частности, в неё включены публикации из таких известных периодических изданий того периода, как «Кавказ», «Голос», «Московские ведомости», «Новое обозрение», «Тифлисский вестник», «Тифлисский листок», «Кутаисские губернские ведомости», «Черноморский вестник». В материалах прессы освещаются этническая ситуация, сложившаяся в данном регионе Кавказа после последнего этапа депортации абхазов в Османскую империю; социально-экономическое положение местного и пришлого населения, состояние школьного образования. В сборнике представлена весьма познавательная информация о традиционной культуре абхазов: обычаях, обрядах, этикете; о топонимии, антропонимии.
При разработке отдельных вопросов темы широко были использованы также материалы из грузинской прессы. Особый интерес по этнической истории абхазов представляют материалы из грузинской периодики конца XIX столетия – «Дроеба», «Иверия», «Цнобис пурцели», «Шрома», «Квали», «Моамбе». Часть этих материалов вошли в сборник «Этническая «революция» в Абхазии (по следам грузинской периодики II пол. XIX в.)»19.
Материалы периодической печати были использованы и при исследовании различных событий и процессов, происходивших в сфере этнической истории абхазского народа XX в. В частности, интересующая нас информация была выявлена в газетах и журналах, выходивших на разных языках и в разное время минувшего столетия: «Сухумский вестник», «Алиони», «Социал-федералисти», «Апсны», «Апсны капш», «Алашара», «Советская Абхазия», «Абхазия», «Республика Абхазия», «Сабчота Абхазети», «Апхазетис хма» и др. изданиях. Весьма ценную информацию об этнических процессах конца XIX и нач. XX вв. содержит книга анонимного автора «Абхазия – не Грузия», изданная в Москве в 1907 г. Отдельные вопросы истории Абхазии с древнейших времен до нач. XX в., а также миграционные и этнокультурные процессы широко и при этом объективно рассмотрены в книге К.Д. Мачавариани «Описательный путеводитель по городу Сухум и Сухумскому округу» (Сухум, 1913). Проблемы, связанные с нахождением Абхазии в составе меньшевистской Грузии, историко-политические, миграционные, этнокультурные процессы того периода рассмотрены в содержательных трудах Н. Воробьева «О несостоятельности притязания Грузии на Сухумский округ (Абхазию)» (Ростове-на-Дону, 1919) и Н. Мещеря-
11
кова – «В меньшевистском раю. Из впечатлений поездки в Грузию» (Москва, 1921).
В 1923 году была издана по сути энциклопедического характера книга об абхазах и Абхазии С.П. Басария «Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношении». В ней особый интерес представляют материалы, касающиеся характеристики абхазов – их обычаев, традиций, а также депортации народа, колонизации страны и формирования полинациональной структуры Абхазии. Большую ценность в этой работе представляют данные об этностатистике, языковых и этнических процессах среди абхазов.
Заслуживает внимания и труд К.Д. Кудрявцева «Сборник материалов по истории Абхазии»20, где сосредоточены весьма содержательные фактологические материалы о событиях и процессах, происходивших с древнейших времен до конца 70-х годов XIX в.
Ценные материалы и научные наблюдения об этногенезе и средневековой этнической истории абхазов представлены Д.И. Гулиа в книге «История Абхазии». Часть I (Тифлис, 1925).
В изучении политической, социальной и этнической истории Абхазии особое место занимают труды С.М. Ашхацава, А.В. Фадеева и А.А. Олонецкого21. Несмотря на то, что этим авторам в большей степени приходилось работать в условиях мощного идеологического давления сталинского безвременья, их научное наследие отличается высокой компетентностью, объективностью и смелостью.
Во второй половине XX столетия в изучении этнической истории абхазского народа значительные шаги были сделаны абхазскими учеными Г.А. Дзидзария, Ш.Д. Инал-ипа и З.В. Анчабадзе. Фундаментальные труды Г.А. Дзидзария посвящены таким ключевым для абхазского народа проблемам, как вхождение Абхазии в состав Российской империи, упразднение Абхазского княжества, массовая депортация абхазов, колонизация страны, формирование дореволюционной абхазской интеллигенции, борьба абхазского народа за возрождение государственности.22. В трудах Ш.Д. Инал-ипа рассмотрены как проблемы этногенеза абхазов, так и сложнейшие периоды этнической истории абхазского народа, в том числе XIX и нач. XX вв. Особо ценными являются его научные изыскания и доводы относительно изменения этнической ситуации в Абхазии, условий и причин этнических процессов в Абхазии в целом и ассимиляционных в Самурзаканском регионе, в частности.
12
Значителен вклад Ш.Д. Инал-ипа в исследование одного из компонентов абхазского этноса – апсуара и его роли в сохранении этнической идентичности абхазов23. Капитальные исследования по этногенезу и этнической истории абхазов с древнейших времен до 70-х годов XX в. созданы З.В. Анчабадзе. Ученый выявил роль динамики этнической структуры Абхазии на изменение национального самосознания абхазов; на основании конкретных фактологических данных разоблачил сталинско-бериевский план целенаправленной грузинизации всего абхазского населения24. Научная деятельность абхазоведов – Г.А. Дзидзария, Ш.Д. Иналипа, З.В. Анчабадзе совпала с труднейшей эпохой в истории родного народа – эпохой этнокультурного и физического выживания. Чудом уцелевший от сталинского тоталитарного режима абхазский этнос нуждался в глубоко обоснованных, всесторонне выверенных научных доводах по этногенезу и этнической истории, ибо окончательно сформированная в середине XX столетия в недрах академических учреждений Грузии лженаучная теория об общности истории и культуры абхазов и грузин создавала благодатный идеологический фон для оправдания нахождения Абхазии на правах автономии в составе Грузии и активизации ассимиляционных процессов, направленных по этническому поглощению абхазского народа. Именно в этот критический период их фундаментальные труды стали непреодолимой преградой на пути этноцида и геноцида абхазской нации. Их научное наследие продолжает играть неоценимую роль в жесточайшей информационной и идеологической войне, которая реакционными силами Грузии ведется против Абхазии с конца 80-х годов прошлого столетия.
Проблемы этногенеза, этнической и политической истории абхазов широко освещаются в научных трудах, многочисленных докладах, выступлениях, интервью первого Президента Республики Абхазия, академика В.Г. Ардзинба. Его научные взгляды в области политического развития Абхазии, этнокультурного возрождения абхазского народа стали теоретической основой и практическим подспорьем строительства современного независимого Абхазского государства25.
Различные вопросы этнической истории, быта и культуры абхазов рассмотрены в трудах этнологов Г.Ф. Чурсина, И.А. Аджинджал, Л.Х. Акаба, Ц.Н. Бжания, Я.С. Смирновой, Ю.Г. Аргун, Е.М. Малия,
13
Р.К. Чанба, Г.В. Смыр, И.М. Хашба, М.М. Хашба, Г.Г. Тарджман-ипа (Копешавидзе), Ю.Д. Анчабадзе, М.С. Тхайцухов, В.Л. Бигуаа, С.А. Дбар, Л.Т. Соловьевой, М.М. Барциц, О.В. Маан и др.26, историков Б.Е. Сагария, А.Э. Куправа, М.М. Трапш, В.П. Пачулия, Г.К. Шамба, М.М. Гунба, Ю.Н. Воронова, О.Х. Бгажба, Г.А. Амичба, А.Л. Папаскир, С.З. Лакоба, С.М. Шамба, Е.К. Аджинджал, В.М. Пачулия, Р.Х. Гуажба, Г.Д. Гумба, И.Ш. Цушба, Л.И. Цвиджба, А.Б. Крылова и др.27; филологов К.С. Шакрыл, Х.С. Бгажба, Ш.К. Арстаа, Т. П. Шакрыл, Л.П. Чкадуа, Ш.Х. Салакая, С.Л. Зухба, В.Е. Кварчия, В.М. Бганба, Э.К. Килба, О.П. Дзидзария, В.А. Чирикба, Л.Р. Хагба, В.Ш. Авидзба, З.Д. Джапуа и др.28 Проблемы этнической истории абхазов, особенно в контексте грузино-абхазского конфликта, рассматривались грузинскими авторами: И.А. Джавахишвили, С.Н. Джанашия, Н.А. Бердзенишвили, П.В. Гугушвили, В.Ш. Джаошвили, М.Д. Лордкипанидзе, Н.Ю. Ломоури, Г.П. Лежава, Г. Жоржолиани, Л.М. Тоидзе, Д.Л. Мусхелишвили, О.Г. Чургулия, Э. Хоштария-Броссе, А.М. Ментешашвили, Г.А. Гасвиани, Д.О. Гамахария и др.29
Примечания
1. Морган Л.Г. Древнее общество. – М. 1936; Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М. 1989; Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М.1939; Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. – М. 1957; Его же. Этнография и история Кавказа. – М. 1961; Его же. Семейная община и патронимия. – М. 1963; Кушнер (Книшев) П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткое сообщение Института этнографии АН СССР. – М. 1949, VIII. С. 3 – 9; Его же. Этнические территории и этнические границы // Труды Института этнографии. 1951. Т. 15. – М. 1951; Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза // СЭ. 1949, №3; Его же. Проблемы типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопрсы философии. 1964, №11; Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области. (К постановке вопроса) // СЭ. 1965, №4; Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // СЭ. 1967, №4; Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. – М. 1971; Козлов В.И. О типологии этнической общности // СЭ. 1967, №2; Его же. Этническое самосознание и его место в
14
теории этноса // СЭ. 1974, №2; Его же. Этнос. Нация. Национализм. – М. 1999; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М. 1973; Его же. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). – М. 1981; Его же. Очерки теории этноса. – М. 1983; Арутюнов С.А. Билингвизм и бикультуризм // СЭ. 1978, №2; Его же. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М. 1989; Горячева А.И. Является ли психический склад признаком нации? // ВИ.1967, №8; Чистов К.В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры // СЭ. 1972, №3; Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблемы этногенеза // РИ. 1976, №6; Семенов Ю.И. О племени, народности, наций // СЭ, 1986, №3; Его же. Как возникло человечество. – М. 2002; Инал-ипа Ш.Д. Абхазы. Историкоэтнографические очерки. – Сухуми. 1965; Его же. Вопросы этно-культурной истории абхазов. – Сухуми. 1976; Его же. Очерки этикета абхазов. – Сухуми. 1984; Анчабадзе З.В. История и культура Древней Абхазии. – М. 1964; Его же. Очерк этнической истории абхазов. – Сухуми. 1976; Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // СЭ. 1985, №5; Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М. 1998; Ачкасов В.А. Этнополитология. Учебник. – СПб. 2005; Садохин А.П. Этнология. Учебник. – М. 2006 и другие.
2. Об основных этнологических школах и направлениях, теориях этноса и методологических подходах см.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. – М. 1978; Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). – М. 1981; Его же. Очерки теории этноса. – М. 1983; Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. – М.1985; Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. – М. 1988; Итс Р.Ф. Введение в этнографию. – Л. 1991; Лурье С.В. Историческая этнология. – М. 1997; Русский этнос и русская школа в XX веке. – М. 1998; Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М. 1998; Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. – М. 1999; Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризиса // ЭО. 1992, №6; Его же. Этнология и политика. М. 2001; Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. – М. 2003; Кузнецов А.М. Теория этноса С.М. Широкогорова // ЭО. 2006. №3. С. 57 – 71; Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М. «Ди-Дик». 1994; Коренияко В.А. К критике концепции Л.Н. Гумилёва // ЭО. 2006, №3. С. 22 – 35; Ларюэль М. Теория этноса Льва Гумилёва и доктрины западных «новых правых» // ЭО. 2006, №3. С.36 – 43; Шнирельман В.А. Лев Гумилёв: от «пассионарного напряжения» до «несовместимости культур» // ЭО. 2006, №3. С. 8 – 21.
3. Садохин А.П. Этнология. Учебник. – М. 2006. С. 88 – 89.
4. Козлов В.И. Этническое самосознание и его место в теории этноса // СЭ.1974, №2. С.87.
15
5. Горячева А.И. Является ли психический склад признаком нации? // ВИ.1967, №8. С. 98.
6. Абхазия: документы свидетельствуют. 1937 – 1953. Сборник документов. // Составители: Сагария Б.Е. (редактор), Ачугба Т.А., Пачулия В.М. – Сухум. «Алашара». 1992.
7. Отечественная война Абхазии и «грузинские беженцы». Документы и материалы. Т. I, II. Составитель, автор предисловия Т.А.Ачугба. – Сухум. 2003, 2004.
8. Лакоба Н.А. Статьи и речи. – Сухуми. 1987.
9. Абхазия: хроника необъявленной войны. Ч. I, II. Составители: Амкуаб Г.А., Илларионова Т.А. – М. 1992, 1993.
10. Белая книга Абхазии 1992 – 1993 гг. Документы, материалы, свидетельства. Составители: Воронов Ю.Н., Флоренский П.В., Шутова Т.А. – М. 1993.
11. Абхазские письма (1947 – 1989). Сборник документов. Т.I. Составитель, автор предисловия Марыхуба И.Р. – Акуа (Сухум). 1994.
12. Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 – начало 1992 гг.). Очерки. Документы. Автор-составитель Лежава Г.П. – М.: ЦИМО.1998.
13. Абхазский архив. XX век. Вып. I. Сост.: Лакоба С.З., Анчабадзе Ю.Д. – М. 2002.
14. Те суровые дни. Хроника Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 гг. в документах. Составители: Э.О. Авидзба, М.Ш. Пилия, автор предисловия А.Г. Тания. Ответственный редактор В.Г. Ардзинба. – Сухум. 2004.
15. Абхазский Народный Совет в 1917 – 1920 гг. Документы и материалы. Составитель, автор предисловия Ходжаа Р.В. Ответственный редактор Ачугба Т.А. – Сухум. 2007.
16. Жан Франсуа Гамба. Путешествие в Закавказье. Ч.I. Перевод с французского на груз. язык Л.Г. Мгалоблишвили. – Тбилиси. 1987; Броневский С.М. Новейшие географические и исторические изыскания о Кавказе. Ч. I. – М. 1823; Дзидзария Г.А. Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы. – М. 1976; Ф. Дюбуа де Монперэ. Путешествие вокруг Кавказа. Т.I. Перевод с французского Н.А. Данкевич-Пучиной. – Сухум. 1937; Боденштедт Ф. По Малой и Большой Абхазии. О Черкесии. Проект. Предисловие, комментарии, послесловие Д.К. Чачхалиа. – М. 2002; Званба С.Т. Этнографические этюды. – Сухуми. 1955; Воспоминания Коха К. и Спенсера О. О Грузии и Кавказе. Перевод с немецкого на груз. язык Л.Г. Мгалоблишвили. – Тбилиси. 1981; Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. Кн. II. – СПб. 1847; Берже А. Краткий обзор горских народов Кавказа. Абхазское племя (азега) // Кавказский календарь за 1858 г. – Тифлис. 1857; Ковалевский Е. Очерки эт-
16
нографии Кавказа // «Вестник Европы». 1867. Т.III; Услар П.К. Этнография Кавказа. Абхазский язык. – Тифлис. 1887 и др.
17. Духовский С. Материалы для описания войны на Западном Кавказе // Даховский отряд на Южном склоне гор в 1864 году. – СПб. 1864; Фадеев Р.А. Кавказская война. – М. 2005; Филипсон Г.И. Воспоминания. – М. 1885; Альбов А.Н. Этнографические наблюдения в Абхазии // «Живая старина». Вып. III. 1893; Введенский А.Н. Численность населения Самурзаканского участка //ИКОИРГО. VII. – Тифлис. 1882 – 1883 гг. Верещагин А.В. Колонизация Черноморского побережья Кавказа. – СПб. 1878; НемировичДанченко В.И. Соколиные гнёзда. – М. 1897.
18. Абхазия и абхазы в российской периодике (XIX – нач. XX вв.). Составители: Агуажба Р.Х., Ачугба Т.А. Т. I, II. – Сухум. 2005, 2008.
19. Этническая «революция» в Абхазии (по следам грузинской периодики II пол. XIX в.). Составитель и ответственный редактор Ачугба Т.А. – Сухум. 1995.
20. Кудрявцев К.Д. Сборник материалов по истории Абхазии. – Сухум. Типография ВСНХ Абхазии им. Ленина. 1922.
21. Ашхацава С.М. Пути развития абхазской истории. – Сухум. 1925; Фадеев А.В. К вопросу о феодализме в Абхазии. – Сухум. 1931; Его же. Русский царизм и крестьянская реформа в Абхазии. – Сухум. 1932; Его же. Хозяйство и двор абхазского помещика накануне реформы 1870 года // Материалы по истории Абхазии. – Сухуми. 1938; Его же. Кавказ в системе международных отношений 20 – 50 гг. XIX в. – Сухуми. 1956; Олонецкий А.А. Очерки по развитию капиталистических отношений в Абхазии. – Сухум. 1934; Его же. Православная церковь как орудие колониальной политики царизма в Абхазии // Сб.: Материалы по истории Абхазии. – Сухуми. 1939; Его же. Крестьянское движение в Абхазии в 1905 – 1907 гг. // Сб.: Из истории революционных событий в Абхазии в 1905 – 1907 гг. – Сухуми. 1955.
22. Дзидзария Г.А. Восстание 1866 года в Абхазии. – Сухуми. 1955; Его же. Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в XIX в. – Сухуми. 1958; Его же. Присоединение Абхазии к России и его историческое значение. – Сухуми. 1960; Его же. Очерки истории Абхазии. 1910 – 1921. – Тбилиси. 1963; Его же. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. – Сухум. 1975, 1982 (второе издание); Его же. Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции. – Сухуми. 1979.
23. Инал-ипа Ш.Д. Очерки из истории брака и семьи у абхазов. – Сухуми. 1954; Его же. Абхазы. – Сухуми. 1965; Его же. Страницы исторической этнографии абхазов (Материалы и исследования). – Сухуми. 1971; Его же. Вопросы этно-культурной истории абхазов. – Сухуми. 1976; Его же. Традиции и современность (По материалам этнографии абхазов). – Сухуми. 1978; Его же. Очерки об абхазском этикете. – Сухуми. 1984; Его же. Зарубежные
17
абхазы. – Сухум. 1991; Его же. Садзы. Историко-этнографические очерки. – М. 1995; Его же. Антропонимия абхазов. – Майкоп. 2002. |
24. Анчабадзе З.В. История и культура Древней Абхазии. – М. 1964; Его же. Из истории средневековой истории Абхазии (VI – XVII вв.). – Сухуми. 1959; Его же. Очерк этнической истории абхазов. – Сухуми. 1976.
25. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы Древней Анатолии. – М. 1982; Его же. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов // Древний Восток: этнокультурные связи. – М. 1988. С. 263 – 306; Ардзинба В.Г., Чирикба В.А. Происхождение абхазского народа // История Абхазии. Учебное пособие. – Сухум. 1991. С. 5 – 12; Ардзинба В.Г. Наш опыт сосуществования с Грузией крайне негативный // Журн. «Российская Федерация сегодня». – М. 2001. №23; Те суровые дни. Хроника Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 гг. в документах. Составители: Авидзба Э.О., Пилия М.Ш. Автор предисловия Тания А.Г. Ответственный редактор Ардзинба В.Г. – Сухум. 2004.
26. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. – Сухуми. 1956; Аджинджал И.А. Жилища абхазов. – Сухуми. 1957; Его же. Из этнографии Абхазии. – Сухуми. 1969; Акаба Л.Х. Брак и свадебные обряды у абхазов // Труды АбНИИ, XXVI. – Сухуми. 1955; Её же. Исторические корни архаических ритуалов абхазов. – Сухуми. 1984; Её же. У истоков религии абхазов. – Сухуми. 1987; Смирнова Я.С. Аталычество и усыновление у абхазов в XIX – XX вв. // СЭ.1951, №2; Её же. Семейный быт и общественное положение абхазской женщины // КЭС. Т.I. – М. 1955; Бжания Ц.Н. Из истории хозяйства абхазов. Этнографические очерки. – Сухуми. 1962; Его же. Из истории хозяйства и культуры абхазов. – Сухуми. 1973; Хашба И.М. Абхазские народные музыкальные инструменты. – Сухуми. 1967; Хашба М.М. Трудовые и обрядовые песни абхазов. – Сухуми. 1977; Её же. Народная музыка абхазов: жанры, стилистика, кросс-культурные параллели. – Сухум. 2007; Малия Е.М. Народное изобразительное искусство абхазов (ткани и вышивка). – Тбилиси. 1970; Её же. Некоторые традиционные элементы в современном костюме абхазов // Известия АбИЯЛИ, VI. 1977; Аргун Ю.Г. Быт и культура современных абхазов. Этнографические очерки. – Сухуми. 1976. На абх. яз.; Его же. Абхазские этнографические этюды. – Сухуми. 1980. На абх. яз.; Его же. Геноцид абхазов. – Сухум. 1998; Его же. Этнология абхазов. Учебник. – Сухум. 2003. На абх. яз.; Чанба Р.К. Земледелие и земельные отношения в дореволюционной Абхазии. – Тбилиси. 1977; Его же. Абхазо-адыгские этнографические параллели. – Сухуми. 1980; Копешавидзе Г.Г. Хозяйственнобытовой уклад абхазов, проживающих в Аджарии. Её же. Быт и культура абхазов, проживающих в Аджарии. – Тбилиси. 1985; Её же. Абхазская кухня. – Сухуми. 1989; Смыр Г.В. Ислам в Абхазии и пути преодоления его пережитков в современных условиях. – Тбилиси. 1972; Его же. Религиозные ве-
18
рования абхазов (историческая эволюция и особенности). – Гагра. 1994; Бигуаа В.Л. Современная сельская семья у абхазов. – Тбилиси. 1983; Его же. Образ жизни абхазских долгожителей. – Тбилиси. 1988; Его же. Структура и внутренняя организация семьи // Абхазы. – М. «Наука». 2007. С. 272 – 281; Анчабадзе Ю.Д. «Остракизм» на Кавказе // СЭ. 1979. №5; Его же. Абаза: этнокультурной истории народов Северо-Западного Кавказа // КЭС. 1984. Вып. VII; Его же. Грузия – Абхазия: трудный путь к согласию // Грузины и абхазы. Путь к примирению. – М. «Весь мир». 1998; Тхайцухов М.С. Очерки истории абазин конца XVIII – XIX вв. (Этнокультурные связи с народами Северо-Западного Кавказа). – Сухум. 1992; Его же. 2000 лет на исторической родине. – Ставрополь. 2000; Дбар С.А. Традиционные родильные обычаи и обряды абхазов и их трансформация в советские годы // СЭ. 1985, №1; Её же. Обычаи и обряды детского цикла у абхазов. – Сухум. 2000; Соловьева Л.Т. Роль миграционных процессов в этническом развитии Самурзакано // Межэтнические контакты и развитие национальных культур. – М. 1985; Её же. Языковые процессы в этноконтактной зоне (по материалам Юго-Восточной Абхазии // Проблемы изучения традиционной культуры народов мира. – М. 1990; Маан О.В. Социализация личности в традиционной бытовой культуре абхазов (вторая половина XIX – начало XX вв.). – Сухум. 2003; Его же. Абжуа. Историко-этнологические очерки. – Сухум. 2006; Барциц М.М. Выход из конфликта в традиционном правосознании абхазов // Роль не официальной дипломатии в миротворческом процессе. – Ирвейн. 1999.
27. Сагария Б.Е. Образование и укрепление советской национальной государственности в Абхазии. – Сухуми. 1981; Его же. О «белых» и «черных» пятнах в истории Абхазии. – Гагра. 1993; Важная веха в истории Абхазии. Сборник документов и материалов. Составитель и автор предисловия академик Сагария Б. Е. – Сухум. 2002; Куправа А.Э. Из истории культурного строительства в советской Абхазии. – Сухуми. 1961; Его же. Апсуара – традиционная культура абхазов. – Краснодар. 2002; Его же. Из истории абхазской антропонимии. К вопросу преобразований фамильных имён. – Сочи. 2003; Амичба Г.А. Абхазия и абхазы грузинских повествовательных источников. – Тбилиси. 1988; Трапш М.М. Труды. I – IV. – Сухум. 1969, 1970, 1971, 1975; Гунба М.М. Абхазия в I тысячелетии н.э.: социально-экономические и политические отношения. – Сухуми. 1989; Шамба Г.К. Абхазия в I тысячелетии до нашей эры. Сухум. 2000; Пачулия В.П. В краю золотого руна. – М. 1968; Его же. По древней и вечно молодой Абхазии. – Сухуми. 1969; Воронов Ю.Н. Абхазы – кто они? – Сухум. 1992; Его же. Боль мая – Абхазия. – Гагра. 1993; Бгажба О.Х., Лакоба С.З. История Абхазии. Учебник. – Сухум. 2003. Лакоба С.З. Очерки политической истории Абхазии. – Сухуми. 1990; Его же. Столетняя война Грузии против Абхазии. – Гагра. 1993; Его же. Асланбей. К вопросу о политическом противоборстве в Абхазии в первой трети
19
XIX столетия. – Сухум. 1999; Его же. Абхазия – де-факто или Грузия деюре?: О политике России в Абхазии в постсоветский период, 1991 – 2000 гг. – Саппоро. 2001; Его же. Ответ историкам из Тбилиси (документы и факты). – Сухум. 2001; Шамба С.М. К вопросу о правовом, историческом и моральном обосновании права Абхазии на независимость // Журн. «Национальные интересы». – М. 2001 г. №1. С. 19 – 27; Аджинджал Е.К. Из истории абхазской государственности. – Сухум. 1996; Его же. Абхазская реконкиста и международное право. – Сухум. 2002; Цвижба Л.И. Этно-демографические процессы в Абхазии в XIX веке. – Сухум. 2001; Папскир А.Л. Обезы в древнерусской литературе и проблемы истории Абхазии. – Сухум. 2005; Агуажба Р.Х. Из истории диаспоры: убыхы и абхазы – традиция и культура. Историколитературное эссе // Журн. «Абаза». 2008, №1 (10). С. 17 – 36; Шамба Т.М., Непрошин А.Ю. Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета. – М. 2003; Гумба Г.Д. Форма и сущность национального движения абхазского народа в ХХ веке (к постановке проблемы). – Сухум. 2003; Пачулия В.М. Книга вечной памяти. – Сухум. 1997; Крылов А.Б. Религия и традиции абхазов. – М. 2001; Цушба И.Ш. О праве нации на самоопределение и проблема независимости Абхазии. – Сухум. 2003 и другие.
28. Марр Н.Я. О языке и истории абхазов. – М.-Л. 1938; Шакрыл К.С. Труды. Статьи и очерки по вопросам абхазского языка и фольклора. – Сухуми. 1985; Бгажба Х.С. Бзыбский диалект абхазского языка (исследование и тексты). – Тбилиси. 1964; Его же. Из истории письменности в Абхазии. – Тбилиси. 1967; Его же. Этюды и исследования. – Сухуми. 1987; Его же. Исследования и очерки. – Сухуми. 1988; Чкадуа Л.П. О некоторых особенностях этикета абхазов // Национально-культурная специфика речевого общения. – М. 1982. С. 56 – 63; Её же. Некоторые вопросы истории Абхазии в контексте лингвистических данных // Актуальные вопросы абхазо-адыгской филологии. – Карачаевск. 1997. С. 3 – 19; Салакая Ш.Х. Абхазский народный героический эпос. – Тбилиси. «Мецниереба». 1966; Его же. Абхазский нартский эпос. – Тбилиси. «Мецниереба». 1976; Зухба С.Л. Из современного быта аджарских абхазов // Современное абхазское село. – Тбилиси. 1967. Его же. Абхазская народная сказка. – Тбилиси. 1970; Его же. Типология абхазской не сказочной прозы. – Майкоп. 1995; Бигуаа В.А. В конце столетия. (История Абхазии. Национальная литература и культура. Судьба Апсуара. Христианство, ислам и язычество). – М.: ООО «Агент». 1996; Авидзба В.Ш. Апсуара и современность // Журн. «Аказара». – Сухум. 1996, №1. На абх. яз.; Газета «Апсны» (1919 – 1921 гг.). Составление, предисловие и примечания В.Ш. Авидзба. – Сухум. 2006. На абх. яз.; Джапуа З.Д. Абхазские архаические сказания о Сасрыкуа и Абрыскиле. – Сухум. 2003; Бганба В.М. К вопросу о происхождении имен «Апсны» и «апсуа» // Журн. «Алашара». 1990, №7. С.111 – 123. На абх. яз.; Его же. По поводу одной фальсификационной
20
публикации // Журн. «Алашара». 1991, №9. С.179 – 188; Кварчия В.Е. Ойконимы Абхазии в письменных источниках. – Сухуми. 1985; Его же. Историческая и современная топонимия Абхазии (Историко-этимологическое исследование). – Сухум. 2006; Килба Э.К. Особенности речи батумских абхазов. – Тбилиси. 1983; Хагба Л.Р. Фрагменты концептосферы абхазского и абазинского языков. – Карачаевск. 2006; Дзидзария (Дзари) О.П. Море и абхазы. Историко-лингвистический очерк. – Сухум. 2002 и другие.
29. Джавахишвили И.А. История грузинского народа. Т. II. – Тбилиси. 1965. На груз. яз.; Джанашия С.Н. Георгий Шервашидзе. Культурноисторический очерк // Труды. Т. VI. – Тбилиси. «Мецниереба». 1988. С. 5 – 72. На груз. яз.; Бердзенишвили Н.А. Эгриси, Абхазия // Вопросы истории Грузии. «Мецниереба». 1990. С. 538 – 621. На груз. яз.; Джаошвили В.М. Население Грузии в XVIII – XX столетиях. – Тбилиси. 1984. На груз. яз.; Бахия С.И. Абхазская «абипара» – патронимия. – Тбилиси. 1986. На груз. яз.; Ломоури Н.Ю. Как должны понимать этноним «абхаз» // Газ. «Литературули Сакартвело». 7 апреля 1989. На груз. яз.; Чантурия Т. Абхазия – истинаная, Абхазия – мнимая // Газ. «Литературули Сакартвело». 5 мая 1989 г. На груз. яз.; Мамиствалашвили Е. Открытое письмо народному депутату Андрею Сахарову // Газ. «Тбилиси». 28 августа 1989 г. На груз. яз.; Лордкипанидзе М. Абхазия и абхазы. – Тбилиси. 1990. На груз., русск. и англ. яз.; Её же. Разве не знают?! // Газ. «Литературули Сакартвело». 16 февраля 1990 г. На груз. яз.; Мусхелишвили Д. Грузия – «малая империя?!» // Сб. Библиотека Обшества Ш. Руставели» №1. – Тбилиси. 1990. На груз. яз.; Лежава Г.П. Изменение классово-национальной структуры населения Абхазии (конец XIX – 70-ые г. XX в.). – Сухуми. 1989; Его же. Этнополитическая ситуация в Грузии и абхазский вопрос (1987 – начало 1992 гг.). Очерки. Документы. М.: ЦИМО. 1998; Его же. Абхазия: анатомия межнациональной напряженности. М.: ЦИМО. 1999; Ментешашвили А. Из истории взаимоотношений грузинского, абхазского и осетинского народов (1918 – 1921). – Тбилиси. 1990; Антелава И.П. К некоторым вопросам абхазской проблемы // Сб. Библиотека Общества Ш. Руставели. Грузия – «Малая империя?! – Тбилиси. 1990; Гамахария Д.О. Из истории грузино-абхазских отношений. – Тбилиси. 1991; Гамахария Д., Гогия Б. Абхазия – историческая область Грузии (историография, документы, материалы, комментарии). С древнейших времен до 30-х годов XX века. – Тбилиси. «Агдгома». 1997; Тоидзе Л.И. Интервенция, и оккупация, и насильственная советизация, и фактическая аннексия. – Тбилиси. 1991; Его же. К вопрсу о политическом статусе Абхазии. Страницы истории. 1921 – 1931 гг. – Тбилиси. 1996; Жоржолиани Г., Лекишвили С., Тоидзе Л., Хоштария-Броссе Э. Исторические и политико-правовые аспекты конфликта в Абхазии. – Тбилиси. «Мецниереба». 1994; Хоштария-Броссе Э. Об этнической консолидации абхазов // Разыскания по истории Абхазии/ Грузия. – Тбилиси. 1999. С. 239 – 258; Пайчадзе Г. Абхазское княжество в составе Российской империи. 1810 – 1864 гг. // Разыскания по истории Абхазии//
21
Грузия. – Тбилиси. 1999. С. 214 – 238; Чургулия О. Махаджирство и грузинская интеллигенция (вторая половина XIX века) // Разыскания по истории Абхазии/ Грузия. – Тбилиси. 1999. С. 391 – 408; Гасвиани Г.А. Абхазия. Древние и новые абхазы. – Тбилиси. 2000; Апакидзе А., Джапаридзе О., Закарая П., Лордкипанидзе М., Тевзадзе Г., Жордания О., ХоштарияБроссе Э. Открытое письмо Государтсвенной Думе Российской Федерации // Газ. «Свободная Грузия». 14 июня 2001.