Заключение
Абхазский народ прошел весьма сложный путь этнической истории. Несмотря на многовековой военно-политический, социально-экономический, религиозный, этнокультурный натиск со стороны различных держав мира к моменту вхождения Абхазии в состав Российской империи (1810 г.), все население исторической Абхазии сохранило общеабхазскую этнокультурную идентичность. Быт и культура этнографических групп и территориальных общин проживавших на этом пространстве Черноморского побережья Кавказа отличались между собой более или менее заметными локальными этнокультурными особенностями, обусловленными географическими, историческими, социально-экономическими, религиозными, политическими и иными факторами, но не выходили за рамки типологического единства этноса. Самоназвание населения этого региона – апсуа. Отсюда и самоназвание страны их обитания – Апсны. Апсуа объединяли и по сиу пору объединяют единый язык, историческая память об общности происхождения, общеэтнические обычаи, нравы, традиции, общий социально-экономический строй и общественно-семейный быт, общеабхазская топонимия, гидронимия, антропонимия. Созданные на реальной социальной основе, испытанные веками национальные обычаи и традиции стали основой формирования общеабхазского образа жизни – апсуара, ставшего одним из определяющих признаков абхазской этнической идентичности. В целом же стабильное этническое развитие народа обеспечивалось как мононациональностью страны, так и устойчивостью самой природы традиций и той важнейшей ролью, которую выполняла традиционная этнически однородная семья в воспроизводстве этноса, в сохранении этнокультурных традиций и в межпоколенной передаче характерных этно-национальных черт.
В сохранении самобытности абхазского народа, устойчивости этнического самосознания значительную роль играло наличие Абхазской государственности, являвшейся, в свою очередь, следствием высокого этнического самосознания государствообразующего этноса. Благодаря консолидирующей роли Абхазского государства (в той или иной форме), благодаря исторической памяти народа о существовании в прошлом мощного Абхазского феодального государства во главе с царем абхазов – Апсха, абхазскому народу не изменяло абхазское эт-
313
ническое самосознание до упразднения Абхазского княжества (1864 г.). Упразднение же Абхазской государственности и последовавшие за ним массовая депортация абхазов и колонизация Абхазии определили трагическую судьбу абхазского этноса; на различных этапах последующего периода истории абхазы неоднократно оказались перед угрозой полного физического и этнокультурного исчезновения. Так, с окончанием русско-кавказской войны (1817 – 1864 гг.) и с упразднением Абхазской государственности царизм приступил к дальнейшей реализации плана депортации «ненадежного» коренного населения Абхазии. Массовым выселением абхазов за пределы исторической родины его генофонду, языку, традиционной культуре был нанесен невосполнимый урон. Народ переживал гуманитарную катастрофу. В результате опустошения целых регионов Абхазии от коренного населения страна превратилась в объект массовой колонизации. Абхазские земли стали активно заселяться представителями разных народов, проживающих в Российской империи и за ее пределами. Однако планы державной России относительно заселения Абхазии и в целом опустевших земель Кавказа преимущественно русскими как самым надежным в военно-политическом отношении контингентом не увенчались успехом. В силу различных обстоятельств, создавшуюся ситуацию умело использовали жители современной Западной Грузии, которые стали активно переселяться в Абхазию. В процессе освоения опустевших от абхазов и других коренных народов Кавказа земель у грузинской общественности выработалось имперское мышление, которое подвигнуло их на демографическую экспансию Абхазии, ассимиляцию уцелевших от изгнания абхазов и присвоение их родины. Исследование этнических процессов, происходивших в Абхазии во второй половине XIX – нач. XX вв., показали, что намерения российских властей ассимилировать абхазов, как и заселении русскими, опустевших земель последних, претерпели крах – в Абхазии вместо обрусения коренного народа стали прослеживаться процессы их огрузинения. А все потому, что российские власти и после депортации большей части абхазов продолжали политику «освоения Абхазии» через Тифлис с помощью грузинского лобби при наместнике Кавказа. Процессу огрузинения абхазов способствовало и дальнейшее осложнение абхазо-российских отношений в связи с депортацией и необо-
314
снованным обвинением абхазов как «виновного» и к тому же «временного» населения на их же Родине.
Дискриминационная политика царских властей по отношению к абхазам привела к тому, что абхазы стали больше доверяться соседям мегрелам и грузинам, чем русским. Однако на рубеже XIX и ХХ веков с выявлением практических шагов грузин по демографической аннексии опустевших земель Абхазии, по грузинизации абхазов, и в конечном итоге, по разоблачению политических целей духовных отцов грузинского народа по включению Абхазии в пределы будущего грузинского государства, зародили грузино-абхазский этнополитический конфликт, который длится уже более века. С этого периода этническую историю абхазов следует рассматривать исключительно в контексте грузино-абхазского противостояния.
Со снятием с абхазов ярлыка «виновного» населения (1907 г.) с учетом их неучастия в революции 1905 – 1907 гг., царизм дал возможность абхазам самим противостоять этнокультурному натиску со стороны грузин, не скрывавших своих притязаний на Родину абхазов. Если в период депортации абхазы в лице грузин видели сочувствующих и в какой-то степени покровителей, то к началу XX века, конкретные действия по огрузинению абхазов, подорвали доверие абхазов к грузинам. Отныне абхазская общественность, в целях спасения от надвигающейся новой этнической катастрофы – ассимиляции, стала заботиться о массовом распространении абхазской грамоты, о сохранении и развитии абхазской культуры, восстановлении государственности Абхазии. Попытка царизма поддержать национальное возрождение абхазов, прежде всего, была вызвана не заботой сохранения этнической идентичности абхазов, а стремлением создать своеобразный заслон процессу грузинизации коренного населения Абхазии и восстановить доверие между абхазами и российскими властями. Вместе с тем, эти мероприятия носили половинчатый характер и во многих населенных пунктах Абхазии, особенно в Самурзакане, грузинский и мегрельский языки по-прежнему притесняли абхазский язык. Более того, абхазское население этого региона, которое составляло около половину этнических абхазов, оставшихся после депортации на Родине, подверглось интенсивной ассимиляции, которую возглавили грузинская интеллигенция и духовенство, а позже как меньшевистская так и большевистская власти Грузии.
315
Путем исследования удалось установить комплекс причин и условий деэтнизации абхазского населения Юго-Восточной Абхазии:
– упразднение государственности Абхазии (1864 г.);
– массовая депортация абхазов и в этой связи ослабление абхазского этнокультурного пространства на всей территории Абхазии;
– разделение самодержавием абхазов на «виновное» и «невиновное» население;
– отмежевание части самурзаканских абхазов от «виновной» части абхазского населения и признание себя по национальности «самурзаканцами»; – доверие абхазов, проявленное к грузино-мегрелам в постмахаджирский период;
– массовая иммиграция мегрелов и грузин в Самурзакан и в другие регионы Абхазии;
– участившиеся смешанные абхазо-мегрельские браки;
– богослужение в абхазских приходах на грузинском языке;
– преподавание в церковных и светских учебных заведениях на грузинском языке;
– искажение истории Абхазии и абхазского народа;
– внушение абхазам грузино-мегрельскими священнослужителями и преподавателями учебных заведений якобы самурзаканцы и в целом абхазы грузинского происхождения;
– искажение абхазских фамилий на грузино-мегрельский лад, а также замена их грузинскими;
– объявление автокефальной грузинской церковью (в 1917 г.) самурзаканцев грузинами;
– объявление и официальная запись самурзаканцев грузинами в период оккупации Абхазии меньшевистской Грузии;
– открытие в советское время ликбезов, по обучению грузинской грамоты начальных, неполных и полных средних школ;
– принудительная запись самурзаканцев грузинами в документах ЗАГСа, при обмене паспортов и бланках переписи в конце 30-х годов XX в.; – репрессивно-поощрительная политика советской власти в сфере «волеизъявления» национальной принадлежности самурзаканцев и др.
Добившись подавления абхазского национального самосознания у большинства самурзаканцев, в 30-е – 50-е годы XX века власти Советской Грузии, при поддержке Москвы, приступили к осуществле-
316
нию политики огрузинения всего абхазского. В этом направлении ими были проведены следующие мероприятия:
– понижение государственного статуса Абхазии и включение ее на правах автономии в состав ССР Грузия (1931 г.); Абхазская АССР утратила функцию абхазского государственного образования;
– репрессии политического руководства Абхазии, абхазской научной и творческой интеллигенции и замена их грузинскими кадрами; – объявление абхазского языка и культуры родственными грузинскому языку и культуре, а абхазского народа – этнографической группой грузин; намеренное искажение истории абхазского народа;
– перевод абхазского алфавита с латинизированного на грузинскую графику;
– закрытие абхазских школ и переход (1945 – 1953 гг.) на грузинский язык обучения детей;
– переход делопроизводства на грузинский язык;
– свертывание издания периодической печати, книгоиздания и радиовещания на абхазском языке;
– переименование абхазской топонимии и гидронимии на грузинский лад;
– тотальное заселение Абхазии грузинскими переселенцами из разных регионов Грузии; разрушение компактности расселения абхазов и др. Со сменой сталинского режима абхазскому народу удалось избежать полной ассимиляции. Однако и в постсталинский период продолжались как заселение Абхазии грузинами, так и натиск в различных формах на национальную культуру коренного этноса.
В целом, в условиях бывшего Союза сохранению национальной самобытности и абхазского самосознания, помимо смены сталинского режима, разоблачения и осуждения на уровне Союза ССР ассимиляционной политики Грузии против абхазского народа, способствовали следующие факторы: – борьба народа за восстановление государственного суверенитета Абхазии, за сохранение и развитие национальной идентичности абхазов, как проявление высокого национального самосознания, которые выливались в беспрецедентных для советского режима политических акциях: письма-обращения, протесты, многолюдные митинги, сходы в 1931, 1947, 1952, 1957, 1965, 1967, 1977 – 1980, 1989 годах;
– восстановление абхазского алфавита на основе кириллицы;
317
– изменение школьной политики – возрождение абхазских начальных школ, неполных и полных средних абхазо-русских школ и специальных учебных заведений;
– восстановление на абхазском языке периодической печати, радиовещания, книгоиздания, абхазских профессиональных и народных творческих коллективов; – развитие абхазской литературы и профессионального искусства;
– развитие абхазоведческой науки: истории, археологии, этнографии, фольклористики, литературоведения, языкознания и других;
– отток части переселенческого грузинского населения из абхазских сел и восстановление в целом компактности и моноэтничности абхазских поселений в двух регионах Абхазии – Абжуа и Бзыбь; – заключение преимущественно этнически однородных браков; функционирование моноэтнических семей; – живучесть национальных обычаев, традиций и в целом соблюдение норм традиционного образа жизни – апсуара;
– интенсивные контакты между городскими и сельскими жителями коренного народа Абхазии и др. С развалом СССР, грузино-абхазский конфликт принял прозрачный характер, переросший в войну. Война между Грузией и Абхазией (1992 – 1993 гг.), развязанная Правительством Грузии, стала новой стадией гуманитарной катастрофы, как для абхазов, так и в целом для многонационального населения республики. Грузинские военнополитические власти, руководствовавшиеся принципом «Абхазия – без абхазов», проводили целенаправленное истребление абхазского этноса. Политика геноцида и этнической чистки абхазов на территории Абхазии, контролируемой оккупантами, была санкционирована официальными властями Грузии. Грузинские оккупанты проявили вандализм и против абхазской национальной культуре. Чтобы лишить народ исторической памяти, на оккупированной территории Абхазии были целенаправленно уничтожены десятки образовательных, научных и культурных учреждений, в том числе Центральный государственный архив Абхазии и Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д.И. Гулиа. В этой экстремальной ситуации абхазская нация, несмотря на многолетний прессинг со стороны различных сил, оказалась моральнопсихологически и идейно-политически готовой взять на себя историческую ответственность за судьбу Родины, при помощью доброволь-
318
цев из братских республик Северного Кавказа, Юга России, абхазскоадыгской диаспоры, защитить себя и представителей других народов, проживающих в Абхазии, от грядущей катастрофы. Реальная угроза исчезновения абхазского этноса была предотвращена. Деколонизация Абхазии обусловила доведение до логического конца политическое самоопределение абхазской нации.
Победа народа Абхазии в Отечественной войне 1992 – 1993 годов, освобождение страны от колониальной зависимости Грузии, несмотря на поствоенные острые, порой критические, военно-политические, экономические, демографические, морально-психологические, информационные проблемы, создали основу для построения независимого, правового государства. Анализ пройденного пути убеждает, что государственная независимость Абхазии, ее международное признание – единственная гарантия возрождения и процветания абхазской нации и всего многонационального населения Республики Абхазия. Признание Российской Федерацией 26 августа 2008 года государственной независимости Республики Абхазия – первый шаг на этом пути. Началась качественно новая эпоха абхазо-российских отношений.
Сохранение этнической идентичности абхазов, т.е. сохранение индивидами своей принадлежности к абхазскому этносу путем перенесения ими качеств и особенностей своего народа, архиважная функция государства Абхазского. Сохранение же и упрочение государственности Абхазии является важнейшей задачей деятельности абхазского этноса. В нынешней чрезвычайно сложной региональной и геополитической ситуации от сохранения и этнокультурного развития абхазского народа непосредственно зависит как само существование Абхазии, как политической единицы, так и проживание коренного и всего полинационального населения на этой земле. Подтверждением тому характер длительного грузино-абхазского конфликта в целом и недавняя война между Грузией и Абхазией, в частности. Новейшая история четко показала, что неонацистский режим Грузии на практике вновь готов осуществить геноцид абхазского народа и этническую чистку всего без исключения негрузинского населения в целях присвоения Абхазии. Свежейшим подтверждением тому, агрессивная война Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года, направленная на полный геноцид южноосетинского народа. Такая угроза
319
как Дамоклов меч будет висеть над Абхазией и Южной Осетией до признания мировым сообществом их государственной независимости. Как показала история, главной причиной грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов является навязчивое желание Грузии физически уничтожить или этнически растворить абхазов и осетин в составе грузинского этноса и за счет их территории расширить жизненное пространство своего народа.
Несмотря на наличие государственности Абхазии, создавшаяся со второй половины XIX века сложнейшая этнодемографическая ситуация по сегодняшний день провоцирует этнические процессы, в значительной степени корректирует перспективу этнического развития абхазов. В частности, большую тревогу вызывает не только разбросанность абхазского этноса по всему миру, но малочисленность и отсутствие сплошного компактного расселения их во всех регионах самой Абхазии. В нынешней Абхазии сложился весьма негативный социокультурный фон. Активизация урбанизационных процессов вызвала демографическое ослабление абхазского села – хранителя традиционной культуры1. В Республике абхазский язык, признанный конституционно государственным языком, в должной мере не востребован в семье, детском саду, школе, вузе, СМИ, в структурах органов власти. Одной из основных причин функциональной ограниченности родного языка является отсутствие абхазских образовательных учебных учреждений от средней школы до вуза.
В целом, решающую роль в деле сохранения этнической идентичности абхазского народа, в обеспечении единства и дальнейшего развития его, помимо наличия Абхазской государственности, играют компактное проживание этноса и полнокровное функционирование национального языка. Отсутствие же компактности расселения абхазского этноса, и во многом вытекающее из этого кризисное состояние абхазского языка, непосредственно влияют на стабильность других компонентов этноса – на общность традиций, обычаев, национальной культуры в целом. А ослабление и утрата этнической идентичности, в конечном итоге, может привести к утрате абхазского национального самосознания. Но не только этим ограничивается опасность, которая может обрушиться на абхазский народ и его государственность. Не менее опасны
320
последствия дальнейшего заселения Абхазии иностранцами. В данном случае можно выделить несколько потоков возможной иммиграции: возвращение т.н. грузинских беженцев, заселение иностранцев путем приобретения ими жилого фонда и др. видов недвижимости, наводнение республики гастарбайтеррами и т.д. Что касается первого вида опасности, на что настаивает Грузия и международные структуры, у Абхазии есть все основания – правовые, исторические, моральнополитические – отказать им вернуться в Абхазию. Абхазское правительство, чтобы обезопасить государство и народ от новых проблем, обязано не допустить этот процесс. Нет места в Абхазии населению, переселившемуся сюда в свое время в качестве колонизаторов и выполнявшему в течение нескольких десятилетий заказы грузинской малой империи по преднамеренному этнокультурному и физическому уничтожению абхазов, совершившему преступления против мира, военное преступление, преступление против человечности. Возвращение же из Грузии в Абхазию бывших переселенцев с точки зрения международного права не может рассматриваться правомерным действием, поскольку заселение Абхазии враждебно настроенными иностранцами вызовет новую войну, новую этническую катастрофу во всем Кавказском регионе. Что касается вернувшихся людей в Галский район Абхазии, необходимо произвести комплексный переучет всего населения региона на предмет выявления их политической благонадежности и законности возвращения.
Если опасность от возвращения т.н. грузинских беженцев лежит, как говорится, на поверхности и этот процесс, по заказу Тбилиси, молниеносно может взорвать ситуацию в Абхазии, то приобретение иностранцами жилища и др. видов недвижимости, массовое привлечение иностранных гастарбайтеров на работу, в том числе нелегальных мигрантов и их обоснование здесь, приведет к перенаселению страны иностранцами, а это в свою очередь обусловить понижение удельного веса абхазов в общем количестве населения Республики и приведет к реальной угрозе утраты национального самосознания абхазов и размыванию Абхазской государственности.
В деле сохранения этнической идентичности абхазов особо взвешенного научного подхода требует организация курортной индустрии, чтобы малочисленный народ смог бы устоять от мощного языкового и культурного натиска со стороны гостей.
321
Особого внимания требуют процессы приватизации. В условиях современного миропорядка существует реальная угроза того, что при отсутствии бдительности государства и народа, транснациональные компании путем больших финансовых вливаний испробуют осуществить приватизацию и коммерциализацию львиной доли богатства уже признанной страны. Синтез приватизации и коммерциализации – это тот механизм экономической глобализации, который непременно приведет к ослаблению национального государства и к разрушению традиционных и вновь созданных институтов гражданского общества, с вытекающими отсюда пагубными этнокультурными и политическими последствиями2. В условиях сложной внутриабхазской, региональной и международной ситуации, в условиях всемирной глобализации экономики и культуры, перед абхазским народом стоит неотложная задача – создание собственной модели государственного развития. Ибо достояние абхазской культуры, как и Абхазское государство, не могут стать объектом торга, что означало бы отказ от собственного Отечества и этнической идентичности в пользу другой страны, или же некого антинационального, транснационального монстра. Жизнь показала, что в некоторых странах мира в целях этнического самосохранения и развития народа стала возможной адаптация приемлемых элементов западной культуры и экономического развития с особенностями и спецификой страны. Вместе с тем, в создавшейся чрезвычайно сложной миграционной и этнополитической ситуации, надо полагать, что Абхазскому государству необходимо в ранг национальной идеи страны возвести проблему улучшения демографической ситуации и развития абхазского языка. В частности, путем максимального использования политических, правовых, материально-финансовых, моральнонравственных, информационных ресурсов всего государства, необходимо не допустить иммиграционную волну, основательно улучшить демографическую ситуацию в стране путем активизации внутреннего потенциала и репатриации соотечественников, развивать абхазский язык и культуру, в том числе путем создания средних национальных общеобразовательных школ, повышать национальное самосознание государствообразующего этноса Абхазии, поднять ответственность всего многонационального населения страны за будущее Апсны. Правительство независимой Абхазии обязано мыслить и действовать строго в соответствии с национальными интересами. Прогресс страны и народа возможен лишь в условиях, когда политикоэкономическая элита государства становится частью гражданского консенсуса, когда органически связана с духовными ценностями, культурой и традициями нации, производит справедливое распределение ресурсов государства между гражданами страны и тем самым не допускает социально-политической сегрегации общества, обеспечивает установление гражданского мира и согласия.
В многовековой истории абхазского народа последние два столетия являются самыми трагическими. Абхазы – невинная жертва этнополитических и миграционных процессов, спровоцированных другими государствами; 3/4 абхазского населения во второй половине XIX века было депортировано, и только лишь половине абхазского народа, оставшейся после махаджирства на исторической родине, удалось сохранить национальное самосознание.
Признанное суверенное и независимое государство Абхазии, опираясь на национальные интересы страны, опираясь на поддержку дружеской Великой России, призвано гарантировать условия для физического и культурного сохранения, возрождения и процветания абхазского этноса, для максимальной реализации социально-экономического и культурного потенциала представителей всех народов, проживающих в Абхазии.
Примечания
1. Дубова М.А. Демографическая ситуация в современной Абхазии // Абхазы. М.: Наука. 2007. С.478 – 479; Ямсков А.Н. Социальная жизнь современного абхазского села // Абхазы. М.: Наука. 2007. С.493.
2. Ачкасов В.А. Этнополитология: Учебник. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2005. С.233.
322