Об авторе
Хашба Инна (Инесса) Мушниевна
(26.I.1938, г. Сухуми – 15.XII.1967, там же)
Этномузыковед. Окончила с отличием отделение кавк. яз. Тб. ун-та (1960). Работала м. н. с. АбИЯЛИ (1960–1967). Пройдя курс конс. под руководством проф. В. А. Гвахария (1966), Х. защитила дис. на степень канд. ист. наук (1966). Её науч. деятельность продолжалась всего семь лет, но за этот короткий промежуток времени она успела сделать многое. Х. изучила одну из важных проблем ист. и совр. этнографии абх. народа – генезис и развитие его самобытной культуры. Каждый год совершала науч. эксп., собрала уникальный материал. В течение ряда лет принимала участие в междунар. всес., респ. науч. конгрессах, симпозиумах, сессиях, конф., опубликовала ряд интересных работ: «Абхазский народный музыкальный инструмент апхярца», «Редкая этнографическая находка», «Рост музыкальной культуры абхазов за годы Советской власти» и др. В 1967 вышла в свет монография Х. – «Абхазские народные музыкальные инструменты», широко освещающая вопросы генезиса и историю развития древнеабх. муз. инструментария, дающая тщательное описание струнных, духовных и ударных инструментов и наигрышей, а также спектральный анализ звуков и созвучий, извлекаемых на них с иллюстрацией и приложением. Х. показала огромную любовь к родному народу и его иск-ву. Однако она национально не ограничена. С глубоким уважением относилась Х. к иск-ву др. народов. Живо интересуясь вопросами взаимосвязи и взаимовлияния нар. культур, рассматривая их в свете ист. закономерности, Х. обращалась к нац. муз. инструментам черкесов, кабардинцев, карачаевцев, адыгейцев, грузин, осетин и др. народов. «В процессе сравнительного изучения абх. муз. инструментов с подобными же инструментами адыгских племен, – пишет Х., – наблюдается их сходство как внешнее, так и функциональное, подтверждающее генетическое родство этих народов. Такое сходство муз. инструментария абх. и адыг. дает основание полагать, что они или хотя бы их прототипы возникли в очень давнее время, по крайней мере, ещё до дифференциации абх.-адыг. народов. Первоначальное же назначение, к-рое они по сей день пережиточно сохранили в памяти, подтверждает эту мысль». И это следует считать одним из значительных достоинств труда Х. Особо следует отметить разносторонние знания автора в обл. этнографии и род. фольклора. Этому способствовали её содержательные экспедиции, живая связь с замечательными мастерами-исполнителями, личные наблюдения над муз. инструментами, собирание непосредственно от сказителей богатейшего материала, успешно использованного в работе. Монография Х. получила высокую оценку учёных с мировым именем: Верткова К. А. (СССР), Даниелу Алена (Франция), Эмсхаймера Э. (Швеция), Штоккмана Э. (Германия) и др. Нар. поэт Абх. Б. Шинкуба посвятил ей стих «Ақәрахьымӡа».
Соч.: Абхазские народные музыкальные инструменты. Сухуми, 1967 (2-е изд.: Сухуми, 1979); Абхазский народный музыкальный инструмент «апхярца» // Тр. Абх. института языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа АН ГССР. Вып. XXXIII–XXXIV, Сухуми, 1963; Духовые и ударные инструменты абхазов // Алашара, № 4, 1965 (абх. яз.); Рост музыкальной культуры абхазов за годы советской власти // Под знаменем Октября. Сухуми, 1968; Народные инструменты абхазов // Абхазы. М., 2007.
(В. Ш. Авидзба / Абхазский биографический словарь. 2015.)