К. А. Владимиров

Древности Черноморского побережья Кавказа

К. А. Владимиров. Древности Черноморского побережья Кавказа (обложка)

К. А. Владимиров. Древности Черноморского побережья Кавказа (тит. лист)

С.-ПЕТЕРБУРГ
Типография Главного Управления Уделов. Моховая, 40
1900

Скачать книгу "Древности Черноморского побережья Кавказа" в формате PDF (1,73 Mб)

(Материал взят с сайта: http://books.google.com/)


HTML-версия:

Древности Черноморcкого побережья Кавказа

Кавказское побережье Черного моря, начиная с самого отдаленного времени, было местом, где основались колонии и торговые поселения культурных народов древности. Сюда, к берегам Колхиды, стремились полумифические аргонавты за золотым руном; здесь, у лесистых склонов Кавказских гор, спускающихся в море, основались торговые колонии древних греков. На развалинах этих колоний возникали новые поселения византийцев, которые принесли в эту отдаленную от центров цивилизованного миpa страну свет христианского учения. Наконец, в удобных, спокойных бухтах побережья генуэзцы строили свои укрепленные гавани.
Прибрежные холмы и уступы были некогда населены культурными народами, оставившими послe себя следы своего пребывания.
Во многих местах, на пространстве между г. Сочи и Сухумом, в нынешней Абхазии и части Мингрелии, обнаружены многочисленные памятники

4

старины и остатки разрушенных христианских храмов.
Непроходимые леса и кустарники, пopocшиe на некогда оживленных местах, окончательно скрыли от современного миpa забытые развалины покинутых городов и колоний...
По сведениям древних историков, а также современным исследованиям, в описываемом paйоне побережья Черного моря находились колонии милетян Торик и Бата, раскинувшиеся у залива р.  Геленджика, вблизи Сухума; колония Фазис у устья р. Фазиса или Риона, в области древней Колхиды; Диоскуриада или Севастополь (грузинск. Себаст), главнейшая греческая колония на восточном берегу Черного моря. Местоположение этой колонии еще до сих пор возбуждает спор (грузинский источник указывает на нынешний Сухум). Диоскуриада считалась метрополией республики, занимавшей пространство между реками Кодором и Ингуром.
Республика Диоскуриада была на столько могущественна, что (по словам грузинской летописи) отразила нападение царя Фарноза на местность Егури, то есть пространство между реками Фазисом (Рионом) и Кодором, бывшее во владении республики. О самостоятельности этой колонии свидетельствуют найденные монеты с греческими надписями «Колхида» и «Диоскуриада», чеканенные, по-видимому, на месте. Высокое культурное развитие доказывается большим количеством архитектурных памятников, раскинутых по пространству нынешней Абхазии, Мингрелии,

5
 
Гypии и верхней Имеретии. Между памятниками особенно интересна циклопическая стена, начинающаяся близ Сухума, в Келасури, тянущаяся на далекое расстояние и близ Атангело упирающаяся в р. Ингур. Длина ее доходит до 160 верст, и местами она имеет башни. Птолемей (живший во II веке по P. X.) называет ее «крепкой стеной». Диоскуриада имела два торговых тракта, один вверх по р. Кодору к Клухорскому перевалу и далее вниз по реке Теберде и р. Кубани, где и поныне видны многие развалины памятников и христианских храмов; другой — по р. Фазису на Кутаис, Сарапаны (груз. Шарапони) через Сурамский перевал, Мцхет и т. д.
В соседстве с Диоскуриадой находились колонии Гвенос, на р. Меркуле, и Гераклея или Анаклия.

Древние историки

По сведениям древних писателей, пространство береговой полосы от Анапы до Геленджика было заселено Керкетами. Гениохи жили в соседстве с Колхами, жившими у устья Риона. Страбон (66 до Р. Хр. — 24 по P. X.) указывает на племя Зихов (груз. Джиков) и Соанов или Сванов. Зихов он помещает между Гениохами и Ахейцами; а Соанов выше Колхов. Абаски или Абхазцы встречаются первый раз у Appиaнa, жившего во II веке по P. X. В византийской истории Абхазия приобретает известность около 180 года по P. X. По сказаниям Церкви, апостол Андрей первый внес свет хриcтиaнскогo учения в этот край. Его спутник св. Симеон Кананит, замученный местными жителями, предан земле в Анакопии (груз. Никопсии).

6
 
Над прахом его был воздвигнут храм; в этом месте ныне основан Ново-афонский монастырь. Есть предание, что в разрушенном ныне храме на р. Гумисте, в 12 верстах от Сухума, близ селения Гумы, пролежал в течение 33 лет прах сосланного в Пицунду святителя Иоанна Златоуста.
Историк Прокопий (род. 529 г. по P. X.) приписывает обращение Абхазцев в христианство и постройку для них церкви Божьей Матери в Пицунде византийскому императору Юстиниану (527— 566 по P. X.). Тот ли это храм, который существует поныне в Пицунде, или он был перестроен, — достоверно не известно.
Разбросанные по всему краю памятники древности, по-видимому, совершенно забыты, и лишь по временам, случайно, открываются среди непроходимого леса тот или другой древнехристианский храм или мавзолей.

Село Полтавское

В 1886 году в Сухумском округе, близ села Полтавского, лежащего на реке Западной Махарке, в 25 верстах от г. Сухума, в лесной трущобе, случайно была открыта местными жителями совершенно уцелевшая древняя церковь. В ней найдена церковная утварь и принадлежности богослужения в том виде, в каком, быть может, все было покинуто людьми несколько столетий назад. Императорская Археологическая Комиссия немедленно приняла меры для охранения находки, и при непосредственной помощи местных властей удалось собрать почти все находки из храма и получить некоторые сведения о нем.

7

Главноначальствующим на Кавказе был командирован для исследования древнего храма г. Бакрадзе.
В числе находок было несколько серебряных золоченых риз от икон с характерным грузинским орнаментом и с надписями, сделанными церковно-заглавными грузинскими буквами.
Кроме того, найдена медная ажурная полукруглая арка, составленная на заклепках из четырех частей, с девятью резными остриями, направленными вверх, на полукруглой части. Узор арки сквозной и представляет полосу повторяющихся фигур двуглавых орлов и сердцевидного орнамента.
Медный подсвечник для нескольких свечей, стебель которого составлен из медных частей, насаженных на железный прут. Основание подсвечника расширяется и установлено на трех литых грифах. Верхняя часть состоит из ажурного медного круга с двенадцатью розетками с остриями, на которые, по-видимому, насаживались свечи.
Медное кадило или, может быть, висячая лампада, в форме чаши, с тремя цепями из прутьев, замотанных медной проволокой.
Стеклянный чашеобразный предмет с круглой ножкой и обломанной нижней частью, по-видимому светильник или лампада.
В этом же храме, кроме перечисленных предметов, найден медный дискос с звездицею, кресты чрезвычайно оригинальной формы, две медных чаши разных размеров, 4 грифа, поддерживаюших какой-то предмет, два блюда, три ажурных кружка, 

8

36 чашечек с дырочками (вероятно розетки) и железные кресты разной величины.
Развалины древнего храма были найдены на высоком обрыве, в густой чаще векового леса. Размеры храма очень небольшие: 10 аршин длины вместе с папертью. Храм был построен из камня неправильной формы. Вокруг храма находится разрушенная ограда, также возведенная из камня, из щелей которой растут громадные тисовые деревья.
Внутри храма были найдены две квадратные известковые плиты с прекрасными орнаментами и с надписью на одной из них: «Святой Феодор, помилуй Микаеля». Надпись вырезана грузинскими церковно-заглавными буквами и свидетельствует, что храм был посвящен св. Феодору. Кроме плит, здесь были найдены разбитые куски орнаментированных камней и части колонок с резными капителями.
Раскопка, произведенная внутри храма, обнаружила одно погребение; под мусором был найден небольшой продолговатый четырехугольный гроб со стенками, обложенными камнями. В гробу (14 вершков длины и 7 ширины) были найдены кости человека и два лошадиных зуба.
Невдалеке от этого храма, близ имения г. Воронова находятся развалины другого храма подобного же типа. Церковь построена из камня и имеет в длину 13, а в ширину 4 1/2 аршина.
При разрушении развалин окрестными жителями

9

для собственных построек, в храме были найдены две квадратный плиты (1 аршин и 6 вершков в квадрате), покрытые скульптурой. По средине каждой плиты глубокое квадратное углубление в виде ниши и в ней рельефное изображение; по четырем сторонам вокруг ниши широкие поля с барельефными группами разных сюжетов из Евангелия и церковной истории. Фигуры сделаны весьма отчетливо, за исключением человеческих лиц.
На первой плите в нише изображена поясная фигура Божьей Матери с Младенцем; над ней две полукруглые арки с ниспадающими сверху и пристегнутыми в средней части занавесями. Наверху, на полях видны изображения св. Георгия и св. Димитрия верхами; под первым виден попираемый дракон, под вторым  — поверженная мужская фигура. По бокам ниши видны группы: человек в молитвенном положении; лань, кормящая детенышей; две фигуры, держащие в руках модель церкви, и мужчина, опоясанный ремнем, с круглой шапкой на голове; тут же видна голова орла с отломанным корпусом.
На второй плите в нише рельефное изображение Иисуса Христа, распятого на кресте. Спаситель одет в длинную хламиду, в какой Его изображали в ранние эпохи христианства; по сторонам распятия изображены Божья Матерь и Иоанн Богослов, а позади их два разбойника с связанными руками и засученными по колено штанами. Над главою Христа из-под рамени креста видна опу-

10

щенная рука, а сверх рамени — фигура, кажется, Бога Отца. На полях видны группы: апостол Петр, плачущий, стоит прикрыв руками лицо; пред ним на ветвях петух. Тут же Петр, распинаемый головою вниз; два воина привязывают его ноги к кресту.
Под распятием, в нише, видно изображение воскресения Спасителя: направо на гробовом камне сидит Христос с протянутыми вперед руками, пред ним две фигуры с кувшинами в руках, а влево на земле видны три фигуры пораженных  воинов с копьями и круглыми щитами. Из боковых изображений замечательно крещение Спасителя: Христос стоит нагой с длинными волосами, направо от него Иоанн Креститель, положивший правую руку на главу Христа, над ними Святой Дух в виде голубя и два ангела с крыльями. Здесь же фигура человека, ведущего запряженного осла. Вверху фигура Авраама, держащего в руке своего сына для принесения жертвы, влево баран, зацепившийся рогом за куст. Внизу плиты изображен всадник на охоте. Он сидит на оседланной лошади с богатой сбруей, держит в руке натянутый лук, а другой рукой указывает вперед; на левом боку у него меч на перевязи. Пред всадником виден олень, оглядывающийся назад, на которого бросается борзая собака и садится пущенный охотником сокол с путами на ножках. Оленя держит за рога какой-то святой и укоризненно смотрит на всадника. Вправо от всад-

11

ника в лесу видна фигура человека в длинном одеянии с поднятыми вверх руками и крестом над головой, рядом маленькая фигура, также с поднятыми руками, и кружок с пятью цветками, находящийся над кувшином.
Кроме описанных плит найдено много камней с орнаментами, две круглые капители от колонок с затейливой резьбой, с изображением на одной — двух столкнувшихся баранов, а на другой —  дракона с зияющей пастью, проглотившего человека, от которого видны только руки и ноги, и медный крест совершенно такой же формы, какой был найден в церкви близ села Полтавского (с следами припайки). На глубине одного аршина был найден кусок белого воска, продырявленный корнями растений. Надписей нигде не найдено.
Найденные в древнем храме у села Полтавского части серебряных позолоченных риз от древних икон после больших трудов удалось собрать в два оклада к ликам св. Екатерины и Иоанна Крестителя, с несколькими мелкими медальонами вокруг. Ризы сработаны очень мелко и изящно, на них найдены надписи на грузинском языке, написанные буквами церковно-заглавного алфавита. На образе св. Екатерины начертано: «Святая Екатерина, будь покровительницею души Мариамы», а на иконе Иоанна Крестителя: «..... глас, проповедник, знаменующий покаяние великий креститель Христов,

12
 
На небольшом отдельном кусочке начертано: «Св. Георгий Илорский».
Время происхождения как риз, так и орнаментированных камней нигде не указано, но, судя по палеографическому характеру письма на ризах, а также на плитах, они, по мнению г. Бакрадзе, должны быть отнесены к XI веку по P. X. Орнаментированные камни, найденные в храме близ селения Ольгинского, близ церкви у имения Вороновых, и близ Драндского монастыря (см. ниже) относятся к болee ранней эпохе.
Не может быть сомнения, что эти орнаментированные плиты были частями так называемых алтарных преград, из которых впоследствии выработался иконостас греческих церквей. Подобные невысокие алтарные преграды с царскими вратами были характерной особенностью древнехристианских церквей и существуют еще и поныне во многих древних храмах Грузии.
Особенно замечательно то обстоятельство, что даже в очень маленьких древних храмах Цебельды найдены алтарные преграды из каменных плит с барельефами чрезвычайно тонкой работы, представляющие сюжеты из церковной истории, — подобные известной алтарной преграде в старинной церкви Сафернского монастыря в Ахалцихском уезде, от изящества работы которой пришел в восторг известный французский путешественник и исследователь Дюбуа де Монпер (Voyage autour du Caucase).
Найденная в церкви у села Полтавского медная

13

арка, составленная на заклепках из четырех частей, по-видимому, служила аркой над царским входом в алтарь и связывала 2 колонки, стоявшие по бокам входа, остатки которых были найдены в развалинах.
В окрестностях селения Ольгинского также найдены развалины небольшого храма среди густого леса. Вокруг храма расчищена маленькая полянка, так как однажды в год у развалин храма совершается молебен. Стены церкви сохранились только на одну сажень вышиной. Размеры храма очень невелики: длина 13, а ширина 8 аршин.
Стены были облицованы камнем весьма хорошей тески, штукатурка обвалилась. Престол в алтаре сделан из цельной плиты на четырехугольной толстой каменной ножке, примыкающей к стене. Здесь было найдено несколько фигурных плит, между которыми особенно интересны 2 куска: первый с рельефным изображением благословляющего святителя, одетого в греческое облачение с надписью на нем грузинскими церковно-заглавными буквами, которая, однако, не поддается разбору; по сторонам святителя две фигуры, из которых одна представляет диакона в облачении с кадилом в руке, а другая вероятно архангела Гавриила. Второй обломок украшен рельефным изображением всадника. Исполнение этого рельефа особенно чисто и аккуратно. Конь изображен в сбруе с попоною, падающею тремя фестонами, с нагрудником и двумя рядами шейных ремней. Всадник, 

14

которого голова, к сожалению, отломана, представлен в коротком кафтане с поясом из двух рядов блях (в роде поясов, носимых и поныне на Кавказе). На поясе сабельный ремень, но без сабли. Всадник сидит наклонившись вперед. В правой руке он держит древко небольшого знамени с крестом, составленным из пяти кружков, а левой рукой держит повод. Голова лошади одета в богатую украшениями сбрую. Хвост ее заплетен и выпущен косичками.
Кроме обломков плит, здесь был найден медный обломок блюда, напоминающего блюда, найденные в развалинах полтавского храма.

Дранды.

Вблизи монастыря Дранды были также открыты развалины небольшого христианского храма, в котором были найдены два скульптурные каменные обломка и старинная чаша.
На одном из обломков изображена двойная стрельчатая арка на колонке с резной капителью. Спаситель изображен в крестовом сиянии, восседающим на троне; правой рукой Он благословляет по-гречески, а левой держит Евангелие. Пред Ним за колонкою стоит женщина, с молитвенно простертыми к Нему руками. Фигуры на втором обломке не разобраны; чаша также не исследована.

Сухум.

В октябре 1886 года, в 12 верстах от города Сухума, на правом берегу реки Келасури были открыты две небольших разрушенных храма. При раскопке, произведенной полковником Цилоссани, было найдено несколько медных предметов, весьма

15

похожих на находки, сделанные в храме у села Полтавского. В земле под престолом одного из храмов был найден четырехконечный железный крест. Затем было найдено несколько медных розеток с остриями, серебряный золоченый образок, куски окладов с икон с грузинскими буквами церковно-заглавного алфавита и кусочки цветного стекла. Здесь же были найдены три куска медного разбитого колокола, на которых заметна надпись на латинском языке. По форме и по надписи колокол тождествен с одним из нескольких древних колоколов, виденных г. Бакрадзе в Сванетии.
Кроме упомянутых храмов, исследованных в недавнее время, некоторые развалины и пещеры были осмотрены и описаны г. Чернявским и полковником Введенским. Между прочим они упоминают о многих памятниках, еще ныне существующих в девственных лесах Сухумского округа; так, например, известны развалины древнего монастыря в горах, в бассейне реки Бзыби, в 15-ти верстах от Пицундского храма. В этих развалинах, по словам абхазцев, лежат свитки из неизвестного материала. Г. Чернявский предполагает, что это развалины древней библиотеки знаменитого Пицундского пaтpиapxaтa. Развалины известны под названием Хаджалабей и до того заросли растительностью, что даже невозможно получить какое-либо понятие об их наружном виде. Развалины лишь видны с отдаленной возвышенности и своей формой напоминает Пи-

16

цундский храм. На основании преданий можно предположить, что это забытая летняя резиденция абхазского пастыря из Пицунды.
На реке Псырстхе, в 20 верстах от Сухума, находится древне-византийский храм во имя св. Симеона Кананита. В настоящее время храм поддерживается монахами Ново-афонского монастыря.
При ремонтировании и постройке зданий монастыря было найдено несколько чрезвычайно любопытных камней с орнаментами и греческими надписями. На соседних вершинах прибрежных гор находятся развалины громадных стен и нескольких башен; по словам Дюбуа, это остатки древней Трахеи, описанной Прокопием.
По свидетельству полковника Введенского, у моря есть развалины стен, следы которых видны уходящими от берега далеко в море. Он же указывает на древние гробницы в местности Хвап; три гробницы были им лично раскопаны в 1869 году, и в одной найдены глиняная чашка, золотые крючок и петля и железная секира. Вещи эти были переданы в бывший Сухумский музей, впоследствии перевезенный в Кутаис.
Местами в городе Сухуме видны следы древнего города, по всей вероятности Диоскуриады—Севастополя. Здесь, между прочим, близ провиантского магазина известен широкий бугор, у которого заметны развалины массивных стен, продолжающийся в море; также видны башни старинной крепости. Напротив таможни еще поныне видны остатки древ- 

17

них стен, зарытые частью наносным песком, а частью видные в глубине моря; между стенами известен «греческий колодезь», ныне наполненный до верху песком.
Параллельно с прибрежным бульваром заметны следы древней набережной, где, по словам г. Введенского, добывание древних монет и вещей составляете постоянный промысел. После каждого сильного волнения моря, когда оно приводило в движение весь прибрежный песок и щебень и отмывало часть берега, толпы людей бродили по берегу и рылись руками в песке, находя в изобилии ценные предметы; так, в 1868 году двое рабочих нашли золотую корону. Здесь необходимо упомянуть, что полковник Введенский видел ее вскоре после находки и называет ее «золотым круглым обручем, толщиною в гусиное перо, с привесками». По словам корреспондента газеты «Кавказское Обозрение» (от 23-го и 24-го декабря 1886 года и 25-го января 1887 года), в этих же местах найдено в размытых морскими волнами старых фундаментах более ста золотых, серебряных и медных монет с изображениями римских императоров.
Близ упраздненной Сухумской крепости в море видны, на глубине аршина от поверхности, развалины древних каменных стен, с промытыми водой фантастическими зубцами. Посреди крепости существуют остатки развалин «Старый Сухум» (в 7 верстах от города), отличаюииеся замечательной легкостью постройки и расположенные

18
 
на западном, низменном берегу Сухумского мыса.
Овальный курган находится позади города Сухума на склоне горы Самато (быть может, от грузинского слова «сагмто» - священный или «сатемо» - общественный).
На гребне той же горы известна целая сеть древних пещер, искусно высеченных в твердом песчанике. Часть этих пещер открыта г. Чернявским из-под завалившей их осыпи, наполнившей землей большую часть передних комнат, в которых были найдены длинные трубы до 6 вершков в диаметре, двери и окна правильной овальной формы вверху.
В пяти верстах от г. Сухума находятся два древних замка на высокой террасе глубокого ущелья; к развалинам ведет древний мост, построенный из угловатых голышей в виде арки. Один из замков двухэтажный; внутри он разделен на несколько комнат, к нему ведет тропа,  высеченная в скале; у ручья заметны следы пешеходного моста. Здесь же видна очень глубокая, но низкая пещера, разветвляющаяся на двое. У самого русла речки Беслы видны два участка прекрасной дороги, высеченной в известковой скале.
Позади города Сухума, на трех возвышенностях, видны развалины древних построек и фундаментов.
В 35 верстах к Ю.-В. от г. Сухума, на прибрежном бугре сохранились остатки массивного квадратного замка «Сатамашо» (по груз. место уве-

19

селения), с наклоненными стенами, без входного отверстия. Этот замок был многими исследователями ошибочно принят за развалины древней Диоскуриады.
Верстах в 15 от г. Сухума, на водоразделе между реками Келасуром и Беслы, видны следы фундаментов каких-то древних построек, cуxиe, глубокие колодцы и кучи окалины и обожженного шлака. В этих местах, богатых месторождениями серебро-свинцовой руды, могли находиться в древности шахты и заводы для обработки руды.
К Ю.-В. от Сухума, в 25 верстах, находятся также развалины древнего римского города, поименованного на карте Appиaнa.
У поселка Гвалдза, в 18 верстах от г. Сухума, видны древние гробницы. Подобные гробницы также найдены у поселка Гумы, на террасе около горы Ахабиук.
В 8 верстах от устья реки Келасури находятся старинные стены и несколько древних башен. Подобные же башни найдены в 6 верстах в сторону от них. Эти 7 башен запирают ущелье реки Маджары, ведущее в Цебельду.
Остатки древних храмов, замков, гробниц и проч. известны в почти недоступных трущобах гор Абхазии. Между прочим, особенно замечательны, в 50 верстах от г. Сухума (по прямой линии около 20 верст), в урочище Айцера, красивый замок с прилегающим к нему более древним фундаментом византийского храма и с ка-

20

менною гробницею нарта (богатыря) Сосрукво. Далее в горы, до подножия главного хребта, и далее через Клухорский перевал на северный склон гор видны древние башни, замки и жилища горных великанов (по-абхазски Адау), о каждом из которых существует особая легенда, наполненная фантастическими событиями.
Под древним укреплением Гагр известно громадное подземелье и целая сеть коридоров и ходов, по рассказам очевидцев запертых с обоих концов дверями. Существует легенда о зарытых там богатствах.
Близ Гагр известна пещера в отвесной скале, на высоте двух сажен; овальная дверь ее заложена плотно пригнанным камнем, и по-видимому ее никто не осматривал.
В горе Ахабиук, в 8 верстах от г. Сухума, найдена сталактитовая пещера, в которой г. Чернявский рассчитывал найти богатую коллекцию костей вымерших типов млекопитающих и современного им человека. Г. Чернявский нашел две кости человека, из которых одна уже представляла вид окаменелости, вместе с куском известняка. Неподалеку, в обрывах соседней горы, находятся в изобилии окаменелые морские ежи, раковины и проч. На северном склоне этой же горы находится громадная пещера.
Напротив горы Ахабиук, через речку, видны полузасыпанные пещеры в известковых пластах, богатых отпечатками разных видов рыб. Подоб-

21

ные же пещеры встречаются у С.-В. подножия горы Абыдза, в 6 верстах от г. Сухума.
Вокруг г. Сухума, даже в самом городе, у дороги по ущелью р. Маджары, а также в склонах горы Абыдза, у реки Гумисты, известно большое количество чрезвычайно любопытных пещер.
В горных котловинах Джигетии и Абхазии найдены следы озерного пepиoдa построек человека.
Быть может, здесь найдутся следы свайных жилищ человека, какие известны в Закавказье на озерах Гокча и Топаравана.

Пицунда

Близ Пицунды находятся развалины древнего города Питиунта, о котором Страбон говорит, что он имеет в окружности 30 верст. Описание этих развалин есть у Дюбуа.
В 15 верстах от Пицунды, у рукава реки Бзыби (Мычиш) известен пещерный монастырь в отвесной скале, с окнами над входом в пещеру. По словам полковника Введенского, нижний ярус этого монастыря состоит из 22 келий; в одной из них, осмотренных по его указанию в мае 1879 года, найдены «в слое земли серебряная ложка, два глиняных черепка и три металлических небольших прутика». Верхний ярус келий остался не осмотренным.

Гудаут

К северу от поселка Гудаут, над морем находится древний монастырь Солагу, незадолго до путешествия Дюбуа поврежденный землетрясением. Против гудаутского порта известны подводные камни, которые по словам Г. Чернявского, предста-

22

вляют собою затвердевшие глыбы каменной кладки; по всей вероятности они — остатки древних стен береговых сооружений.
На вершине горы Дудриниш (близ г. Сухума) найдено множество стрел и копий, по-видимому принесенных в виде жертвоприношения.
Заметны еще поныне следы древней римской дороги через главный хребет и дорог, проведенных в недоступные в настоящее время трущобы Абхазии, в урочища Айцера, Айквару и другие.

                                                      -------------------

Перечисленные сведения о местонахождении древних памятников собраны из всевозможных источников, начиная от устных рассказов местных жителей, до ценных исследований древних и современных ученых и любителей археологии.
Из сказанного можно заключить, что все Кавказское побережье Черного моря представляет еще доныне богатый край для исследования и ждет опытного археолога, который, путем тщательных исследований, изучит его и в ярких чертах воспроизведет древнюю жизнь и всю роскошь и богатство этого оживленного в древности края.

23

----------------------



Некоммерческое распространение материалов приветствуется;
при перепечатке и цитировании текстов
указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика