Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Шарах Пачалиа

Об авторе

Пачалиа Шарах Абзагович
(20.V.1914, с. Аацы, Гудаутский участок – XI.2000, г. Сухум)
Нар. арт. СССР (1982), Нар. арт. Абх. и Грузии (1955). Выдающийся абх. акт., реж. и драматург. В 1931 окончил абх. драм. студию под руководством В. Домогарова. Актёр героико-романтического и сатир.-гротескного плана. П. были подвластны все жанры театр. иск-ва: от комедии, высокой трагедии до психол.-филос. драмы. Изумительной красоты его чеканный голос способствовал созданию разнообразных и глубоко проникновенных, разработанных образов. Зрительское восхищение актёр завоевал своей внешней и внутренней красотой. Особо привлекательным он был в образах, созданных в пьесах абх. драматургов, среди к-рых такие роли, как: Гедлач («Киараз» С. Чанба), Киагуа («Инапха Киагуа» М. Кове), Батал («Амхаджир» С. Чанба), Мушаг («Скала героя» Г. Гулиа), Адамыр («Данакай» М. Лакрба), Дзыкур («Потомок Гечей» М. Лакрба), Алиас («Перед восходом солнца» Г. Габуниа), Тариел («Большая земля» К. Агумаа), Даур («Черные гости» Г. Гулиа), Хаджарат Кяхба («Песня о скале» Б. Шинкуба), Дамей («Когда все двери открыты» А. Мукба), Алоу («Алоу сердится» Ш. Чкадуа), Хамырза («Последний из ушедших» Б. Шинкуба), Ленин («Четвертое марта» Ш. Аджинджала) и др. Неподражаемым актёром П. был и в классич. драматургии, создав такие полнокровные образы, как: Осип («Ревизор» Н. Гоголя), Яго («Отелло» У. Шекспира), Эстеван («Овечий источник» Лопе де Вега), Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Вишневский («Доходное место» А. Островского), Незнамов («Без вины виноватые» А. Островского), Язон («Медея» Еврипида), Филипп («Дон Карлос» Ф. Шиллера), Лир («Король Лир» У. Шекспира) и др. На абх. сцене П. оживил образы героев из пьес совр. многонац. драматургии, среди к-рых: Анзор («Анзор» С. Шаншиашвили), Гайдай («Гибель эскадры» А. Корнейчука), Гацы («Жених» М. Шавлохова), Вано («Ханума» А. Цагарели), Чорде («Люди доброй воли» Г. Мдивани), Горошко («Камни в печи» А. Макаёнка), Рыбаков («Кремлёвские куранты» Н. Погодина) и др. Своим талантом П. обогатил абх. сцену этапными по значимости постановками, среди к-рых: «Семья Волковых» А. Давурина, «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «1866 год» Г. Гулиа и Н. Микава, «Потомок Гечей», «Овраг Сабыды» и «Моя лучшая роль» М. Лакрба, «Скала героя» Г. Гулиа, «Жених» М. Шавлохова, «Ханума» А. Цагарели, «Большая земля» К. Агумаа, «За тех, кто в море» Б. Лавренёва и др. П. окончил курсы при Моск. ГИТИСе у проф. и нар. арт. СССР Иосифа Раевского. П. не только выдающийся актёр и реж., но и замечательный драматург. Им написаны такие драм. произв., как: «Бессмертные», «Всесильный Мазлоу», «Погибшее село», «Салуман», «Большая свадьба», «Гунда» и др. Комедия «Гунда» была поставлена на сцене укр. муз. драм. театра г. Ужгорода. П. – орг. абх. театра сатиры и юмора «Чарирама» при Абхазгосфилармонии, а также Театра одного актера (там же), где выступал с моноспектаклями. В его репертуаре – произ. Д. Гулиа, Б. Шинкуба, И. Папаскыр, М. Лакрба, Г. Гулиа, Ш. Чкадуа, А. Аргун, П. Бебиа, Д. Ахуба, Н. Хашиг, А. Возба и др. В разные годы П. был худ. рук. Абхазгосфилармонии, гл. реж. Удмурдского нац. театра (г. Ижевск). П. – дир. Абхаздрамтеатра им С. Чанба (1975–1988). Был создателем и бессменным рук. Ткуарчалского гос. абх. театра комедии. Автор книг: «Моя профессия» и «Путь актёра». Внёс огромный вклад в развитие абх. культуры XX в.
(А. Х. Аргун / Абхазский биографический словарь. 2015.)

Шәарах Ԥачалиа / Шарах Пачалиа

Марица

Шәарах Ԥачалиа / Шарах Пачалиа. Марица (обложка)

Сухум: "Алашара", 1988

41 с. Тираж 500.

Брошюра посвящена жизни и творчеству народной артистки Абхазской АССР и Грузинской ССР Марице Куарчиа-Пачалиа.

На абхазском языке

Скачать брошюру "Марица" в формате PDF (8,73 Мб)

Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика