Введение
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АБХАЗСКОГО НАРОДА
Территория Абхазии была заселена человеком в глубокой древности, о чем свидетельствуют богатые археологические находки, относящиеся как к каменному веку (палеолиту, мезолиту, неолиту), так и к эпохе интенсивного освоения металлов (меди, бронзы и, наконец, железа). Уже с античного времени древнегреческие, а вслед за ними древнеримские письменные источники сообщают о населяющих Абхазию древнеабхазских племенах — апсилах, абасгах, санигах, мисимианах и др., а также о тех территориях, на которых они обитали: Апсилии (в современной южной Абхазии), Абасгии (центральная и северная Абхазия), Санигии (северо-западная Абхазия до Сочи), Мисиминии (горные области северо-восточной Абхазии). Название племени апсилов сохранилось до настоящего дня в самоназвании абхазского народа — апсуа и в абхазском названии своей страны — Апсны. Название абасги, Абасгия легли в основу названий «абхаз», «Абхазия». Слова эти сохранились также в самоназвании абазин, близкородственного абхазам народа — абаза; этим же именем — абаза — называют абхазов и абазин адыги и турки, обезами именовали абхазов древнерусские источники.
Современные названия «абхаз», «Абхазия» в таком их звучании появляются сравнительно поздно, в средневековье. Впервые они встречаютcя в сообщениях древнегрузинских и древнеармянских, а затем персидских и арабских авторов. Видоизменения древних названий «абасг», «Абасгия» в «абхаз», «Абхазия» произошло, как предполагал еще академик Н.Я. Марр, на западнокартвельской (мегрельской) языковой почве. Названия народа «абасги» и страны «Абасгия» в соответствии с особенностями мегрельской речи были преобразованы в «абхаз», «Абхазия» (подобная перестановка звуков — обычное явление для мегрельского языка). Именно в таком виде указанные термины проникли в грузинский язык, а через него — и в другие языки мира.
Проблема происхождения абхазского народа, его родственных связей с другими народами издавна интересовала ученых. Однако сохранившиеся исторические источники очень немногочисленны и поэтому недостаточны для удовлетворительного решения этой проблемы. Мы можем судить о предках абхазов лишь на основании античных письменных источников, но этого слишком мало для воссоздания древнейшей истории этого народа. И тут на помощь ученым приходит
5
язык, эта своеобразная неписаная летопись, которая хранит многовековую память народа, информацию о хозяйственной деятельности и укладе жизни его далеких предков, о их контактах с другими народами и многое другое. Ученые-языковеды, используя открытые наукой закономерности, научились извлекать и расшифровывать информацию, сокрытую в слове, приходить на ее основе к таким научным выводам, которые способны играть решающую роль в познании древнейших этапов истории народа, его родственных связей с другими народами.
Общепризнанно, что абхазский язык является одним из древнейших языков мира. Вместе с другими близкородственными языками Западного Кавказа — абазинским, адыгейским, кабардинским и убыхским* он составляет абхазо-адыгскую группу языков. Эта группа, в свою очередь, подразделяется на три подгруппы: адыгскую (адыгейский и кабардино-черкесский языки), абхазскую (абхазский и абазинский) и убыхскую (убыхский язык). В глубокой древности эти языки выделились из общего предка — языка-основы (праязыка) точно так же, как из ствола дерева вырастают разные ветви. Убыхский язык в целом занимал срединное, промежуточное положение между адыгской и абхазской ветвями. Схему разделения трех ветвей от единого абхазо-адыгского праязыка можно представить в следующем виде:
Согласно теории, впервые научно обоснованной более полувека назад известным русским языковедом Н.С.Трубецким, абхазо-адыгская группа языков по своему происхождению родственна восточнокав-
---------------------------------
* Убыхи — это народ, с древнейших времен населявший территорию между реками Хоста и Шахе. В 1864 г., по окончании Кавказской войны, убыхи были вынуждены выселиться в Турцию и почти полностью утратили родной язык. — Ред.
6
казским языкам: вайнахским (чеченский, ингушский, бацбийский языки) и многочисленным дагестанским языкам (среди которых аварский, лезгинский; лакский, даргинский, табасаранский и др. — всего около 30 языков). Обе эти группы, как полагал Н.С. Трубецкой, образуют единую, «Северо-Кавказскую» семью языков. Термин этот является в определенной степени условным, так как некоторые из языков этой семьи распространены и в Закавказье (например, абхазский, бацбийский, удинский и др.).
Теория Н.С. Трубецкого получила дальнейшее обоснование в работах ряда советских и зарубежных языковедов.
Иная точка зрения, согласно которой абхазо-адыгские, чечено-ингушские и дагестанские языки родственны картвельским языкам (грузинский, мегрельский, лазский, сванский) и вместе с ними образуют единую, «Иберийско-Кавказскую» семью языков, не получила подтверждения в современной науке.
В настоящее время общее число людей, говорящих в нашей стране на абхазо-адыгских языках, составляет около 709 тысяч человек, на вайнахско-дагестанских языках в СССР говорит около 3 млн. человек. Число же говорящих в нашей стране на языках северокавказской семьи составляет, таким образом, цифру порядка 3 млн. 700 тыс. человек. На северокавказских языках говорят и за рубежом, это в основном представители кавказских народов, предки которых были вынуждены покинуть свою родину в период завоевания Кавказа царизмом. Поселения потомков кавказских махаджиров имеются в таких странах, как Турция, Сирия, Иордания, Палестина, Ирак и т.д. Это, главным образом, адыги (более 500 тыс.), абхазо-абазины (около 250 тыс.), а также чечено-ингуши и дагестанцы (аварцы, лезгины и др.)*. Общая численность людей, говорящих на родственных между собой языках северо-кавказской семьи как в СССР, так и за рубежом составляет ныне более 4 млн. человек.
Таким образом, на Кавказе в настоящее время представлены две коренные, но не родственные между собой семьи языков — северокавказская и картвельская. Помимо языков этих семей, здесь уже с древности распространены также индоевропейские (осетинский, армянский и некоторые другие), а также тюркские (кумыкский, карачаево-балкарский, ногайский, азербайджанский) языки.
Помимо современных северокавказских языков, в отдаленном прошлом существовали и другие члены этой семьи. Так, в последнее время все большее признание получает гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с древним (вымершим) хаттским языком, на котором говорили четыре-пять тысяч лет назад в Малой Азии (территория сов-
-------------------------------------
* Ввиду отсутствия точных данных о численности северокавказцев за рубежом можно полагать, что эта цифра в действительности должна быть выше. — Ред.
7
ременной Турции). Тексты на этом языке, записанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хеттской империи (город Хаттуса), которая находилась вблизи нынешней Анкары. Хатты, носители древней самобытной цивилизации, оказали сильное влияние на цивилизацию хеттов (народа, говорившего на языке индоевропейской семьи), создателей древнего Хеттского государства. Это влияние обнаруживается как в социальной организации хеттского общества, так и в материальной и духовной культуре хеттов. Хатты считаются изобретателями металлургии железа. Как доказывают ученые, хаттское название железа попало во многие языки мира (в конечном счете от него происходит, в частности, и русское слово «железо»).
С другой стороны, нахско-дагестанские языки обнаруживают большую близость к древним (вымершим) языкам хурритов и урартов — народов, населявших пять-три тысячи лет назад территорию Армянского нагорья и сопредельных районов и создавших высокоразвитые Хурритское и Урартское государства.
Из приведенного обзора следует, что область распространения народов, говоривших на языках северокавказской семьи, охватывала в древности не только Кавказ, но и обширные территории Малой Азии и Переднего Востока.
Все современные северокавказские языки, а также, по-видимому, родственные им хаттский и хуррито-урартские языки происходят из единого северокавказского праязыка, от которого берут начало все северокавказские языки. Этот язык существовал в глубокой древности — приблизительно в V тысячелетии до нашей эры, то есть около семи тысяч лет назад. Схема разделения отдельных ветвей северокавказских языков, примерно, следующая:
8
В результате изучения родственных слов северокавказских языков, выражающих те или иные понятия, можно сделать вывод, что народ, говоривший на северокавказском языке, находился на довольно высоком уровне развития. Он занимался земледелием, разводил скот, знакомы ему были и различные ремесла, в частности обработка металлов. Впоследствии в результате обособления различных северокавказских племен происходило разделение диалектов северокавказского праязыка; из этих диалектов сформировались и развились самостоятельные абхазо-адыгский, нахский и дагестанский праязыки. Эти языки, в свою очередь, стали с течением времени разделяться на отдельные наречия и диалекты, потомками которых и являются современные северокавказские языки. Одним из выделившихся языков стал предок современных абхазо-адыгских языков. Какое-то время народ, говоривший на этом языке, жил на определенной территории (на прародине). Затем из этого цельного народа стали отпочковываться различные племена.
Существует несколько гипотез, объясняющих процессы формирования абхазо-адыгских народов. Согласно одной из них, эти народы сформировались примерно в пределах современной территории их обитания. В пользу этого свидетельствует лексика, общая для абхазо-адыгских языков, в которой встречаются понятия, отражающие характерные черты географии Восточного Причерноморья, его флоры и фауны: «море», «берег (с галькой)», «рыба», «гора (лесистая)», «лёд», «снег», «иней», «холод, мороз», «лес (лиственный)», «лес (хвойный)», «пихта, ель», «бук», «дуб», «кизил», «каштан», «волк», «медведь» и т.п. Важным подтверждением этой теории служат также названия местностей и рек Западного Кавказа, которые разъясняются на основе данных абхазо-адыгских языков.
Вместе с тем в народных преданиях о происхождении абхазо-адыгов говорится о более южном их обитании в древности.
С этим согласуются и результаты анализа названий местностей и рек к югу от Кавказа. Так, в области г. Трапезунда (в современной Турции) и далее и северо-запад вдоль побережья Черного моря отмечен целый ряд древних и современных названий, оставленных предками абхазо-адыгов, на что обращали внимание такие известные ученые, как Н.Я. Марр, И.А. Джавахишвили. С.Н. Джанашия, Ш.Д. Инал-ипа, И.М. Дьяконов и др. К числу названий абхазо-адыгского типа на данной территории относятся названия рек, включающие в себя элемент «псы» — «вода, река» (ср. Арипса, Супса, Акампсис/Апсара, Лагумпса), а также названия с элементом «куа» — «овраг», «балка», «речка» и др.
Эти названия рек, а также некоторые другие наименования местностей могут свидетельствовать о том, что предки абхазо-адыгов в глубокой древности обитали не только на территории Западного Кавказа, но и жили значительно южнее тех областей, которые они населяют в настоящее время. Вместе с тем вероятны и передвижения части абхазо-
9
адыгских племен внутри этой обширной территории, что нашло отражение в зтногенетических преданиях этих народов.
Анализ слов, которые являются общими для абхазо-адыгских языков, позволяет вполне уверенно судить об особенностях хозяйственной деятельности далеких предков абхазо-адыгов. Они занимались мореплаванием, выращивали различные фруктовые (яблони, груши, сливы, инжир, орех) и злаки (просо, пшеницу), разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, занимались охотой, рыболовством. Большое развитие получили у них такие ремесла, как прядение, ткачество, обработка металлов (меди, свинца, золота, серебра, железа). У них был богатый языческий культ, почитались, например, такие божества, как бог кузни (абх. Шьашэы, адыг. Тлапшь), грома и молнии (абх. Афы, адыг. Шьы-бла) и т,д. Древние истоки имеет знаменитой эпос о богатырях-нартах, а также предание о прикованном к скале герое-богоборце (абх. Абрскил, адыг. Насрен-Бородатый), которые явно перекликаются с древнегреческим мифом о прикованном к горе Кавказа богоборце Прометее.
Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно утверждать, что абхазский народ является одним из древнейших обитателей Кавказа, членом северокавказской семьи народов, которых объединяет общее происхождение, родство языков, близость традиционной материальной культуры, длительное и разнообразное взаимодействие на общей кавказской родине.
Вместе с тем абхазы, как и любой другой народ, являются продуктом длительного пути самостоятельного исторического развития. Какие же этапы являются важными для процесса этногенеза, то есть происхождения, формирования абхазов? На этот счет существует целым ряд теорий (см. работы Ш.Д. Инал-ипа, З.В. Анчабадзе и др.). Не разбирая ксе из них, остановимся на той, которая лучше всего соответствует научным фактам и пользуется наибольшей поддержкой специалистов.
Так или иначе, большинство исследователей связывает происхождение абхазов с группой древних племен, населявших северные районы Малой Азии — кашков и абешла, язык которых, как полагают ученые, находился в родстве с языком их соседей-хаттов. Ученые сопоставляют название племени кашков (кашха, каска) с тем словом, которым позднее различные народы именовали адыгов — кашаги, касоги, касаги, а племени абешлайцев (абешла) — с названием древнеабхазского племени апсилов, апшилов. В древних (ассирийских) письменных источниках кашки и абешла упоминаются как два разных названия одного и того же племени, однако этот факт может свидетельствовать о том, что кашки (адыги) и абешла (абхазы) в ту далекую эпоху уже являлись отдельными, хотя и близкородственными племенами.
10
Союз кашко-абешлайских племен был довольно грозной силой, причинявшей немало беспокойств соседнему Хеттскому царству, правителям которого приходилось вести упорную борьбу с воинственными горцами вплоть до самого падения Хеттской державы. В верховьях реки Галис (ныне р. Кызыл-Ирмак в Турции) каски основали могучее государство Каску.
Часть исследователей считает, что абхазо-адыги и являются потомками переселившихся на Кавказ из Малой Азии кашко-абешлайских племен. Другие же, по-видимому, справедливо полагают, что областью расселения абхазо-адыгов (к которым принадлежали абешла и кашка) с древнейших времен являлся весь Западный Кавказ и прилегающие районы Малой Азии вдоль Черноморского побережья и в глубь этой территории. Об этом свидетельствуют, помимо прочего, упомянутые выше названия мест и рек абхазо-адыгского происхождения в таких областях, как северное побережье Малой Азии (ср. город и крепость Арипса), древнее название протекающей в Аджарии и Северной Турции реки Чорох-Апсара, имеющие несомненный абхазо-адыгский облик и т.д.
Свидетельством непосредственных связей древнего населения Западного Кавказа с Малой и Передней Азией, с цивилизациями Древнего Востока являются памятники знаменитой Майкопской археологической культуры Северо-Западного Кавказа, относящейся ко второй половине III тыс. до н.э., а также монументальные каменные гробницы-дольмены, наиболее ранние из которых датируются второй половиной III тыс. до н.э.
На связи с древневосточными цивилизациями указывает и найденная близ г. Майкопа так называемая «Майкопская», а также «Сухумская» плитки с нанесенными на них письменными текстами. Знаки этих текстов обнаруживают определенное сходство как с письменами, найденными в г. Библе (XIII в. до н.э.), в Финикии, так и со знаками хеттской иероглифической (рисуночной) письменности (II-I тыс. до н.э.).
Все эти, а также и другие факты красноречиво указывают на большую роль, которую играли в этнокультурной истории древнего населения Западного Кавказа связи с народами и цивилизациями Древнего Востока. Можно полагать, что эти контакты оказали существенное влияние не только на культурно-экономическое развитие древних абхазо-адыгских племен, но и на само формирование их этнического облика.
Как отмечают специалисты-абхазоведы, начиная с дольменной эпохи, на территории Абхазии прослеживается тесная преемственность материальной культуры. Это свидетельствует об этнической связи между создателями разновременных культурных памятников вплоть до эпохи, когда на этой территории античными авторами засвидетельствованы несомненно абхазские племена.
11
Население Абхазии и сопредельных районов во второй половине I тыс. до н.э. было довольно пестрым по племенному составу. Античными авторами здесь упоминаются такие племена, как гениохи, ахейцы, кораксы, саниги, мисимиане и др. По-видимому, все они были близки между собой в языковом и культурном отношении. С течением времени на первый план выходят племена апсилов и абасгов, занимавших соответственно южную и северную часть Абхазии. Эти племена, а также, возможно, и ряд других и являлись основными компонентами в процессе формирования древнеабхазской народности. Создание в начале нашей эры княжеств Апсилии, Абасгии, Мисиминии и Санигии, а впоследствии формирование на их основе (к VIII веку нашей эры) объединенного Абхазского княжества, вскоре преобразованного в могущественное Абхазское царство (VIII-X вв.), ускорили процесс консолидации, сплочения абхазских племен. Результатом такого политического, социального и культурного единения стало формирование примерно к IX веку н.э. абхазской феодальной народности — общего предка как абхазов, так и абазин. Впоследствии, приблизительно в XIII-XIV веках, предки части современных абазин (тапанта), отсоединились от общеабхазского этнокультурного массива и, перевалив за отроги Главного Кавказского хребта, поселились на опустевших после монгольского нашествия долинах Северного Кавказа. Переселение на Северный Кавказ племени ашхарцев, часть которых до сих пор именует себя апсуа, т.е. абхазами, происходило уже гораздо позже — в XVII-XIX веках из горных районов Северо-Западной Абхазии, а также частично из так называемой Малой Абхазии (от р. Бзыбь до р. Хоста). Раннее обособление племени тапанта привело к тому, что между абхазским языком и тапантским диалектом абазинского образовались определенные различия, которые, однако, в целом не мешают взаимопониманию между абхазами и абазинами. Речь же абазин-ашхарцев еще меньше отличается от абхазской, между ними достижимо почти полное языковое понимание. Строго лингвистически и абхазы, и абазины говорят на близких диалектах единого абазино-абхазского языка.
Такова, в общих чертах, картина происхождения и родственных связей абхазского народа.
12