Абхазская интернет-библиотека Apsnyteka

Алексей Джения

Об авторе

Джениа Алексей Камугович
(21.II.1930, с. Ачандара, Гудаутский р-н – 7.V.1998, пос. Тасракуа, Гудаутский р-н)
Абх. писатель, прозаик, публицист. Писал на абх. яз., окончил Ачандарскую СШ (1949), филол. ф-т ТГУ (1965). В 1973–1974 учился на Высших лит. курсах при Лит. ин-те им. А. М. Горького в М. Работал корр., затем зав. отделом культуры и быта ред. газ. «Аԥсны ҟаԥшь», зав. лит. отделом Абх. гос. театра им. С. Я. Чанба, ответственным секр., гл. ред. ж. «Алашара» (1977–1978), гл. ред. изд-ва «Алашара» (с 1978), рук. об-ва книголюбов Абх. Принимал активное участие в абх. нац. движении. За участие, в 1977–1978, в борьбе против ассимиляторской, националистической политики груз. властей в Абх. (был в числе 130 пред. абх. интеллигенции, подписавших «Абхазское письмо» в адрес ген. секр. ЦК КПСС Л. И. Брежнева и др.) был смещён с должности гл. ред. ж. «Алашара». Первые рассказы опубликовал в газ. «Аԥсны ҟаԥшь» в 1949; на стр. этой же газ. печатал ст., посв. жизни и тв-ву абх., русских, западноевропейских и др. писателей. Первая его книга «Моё горное село» вышла в 1960. Д. был постоянным автором ж. «Алашара», где впервые увидели свет большинство его худ. произв. и многие очерки. Автор рассказов: «Большая гостиная», «За тебя, кузнец Гыд!», «В доме нужна хозяйка» (сказка), «Месть», «Тёмная ночь», «Спасение», «Никого не любил и вряд ли полюблю!», «Горит дубовая роща», «Пчела», «В тишине спали дети», «Один день больше, чем жизнь», «Счастлив тот, у которого нет боли»; повестей: «Красивая принадлежит всем», «Смерть воды», «Мужская песня», «Не бери на себя греха, брат»; романов: «Тайна леса», «Восьмой цвет радуги», «Анмирах – божество двоих»; очерков: «Они вернулись на Родину», «Горы проснулись», «Голос весны», «Маленькая босоногая девчонка», «Сила земли», «Измена» и др. Перевёл на абх. яз. рассказы и повести А. Моравиа, П. Т. Мисакова, А. Шогенцукова, О. Ш. Иоселиани, В. Гаглоева (Гаглойты), К. Паустовского и др. Внёс значительный вклад в развитие психол. рассказа, повести и романа в абх. лит-ре. В ранних произв. (сб. «Моё горное село», «Синий город», 1964) ещё не удавалось показать сложный внутренний мир героев. Вместе с тем, они свидетельствовали, что в лит-ре появился новый писатель, хорошо владеющий нар. яз. и оригинальным стилем, к-рый пытается раскрыть психологию персонажей. Впоследствии психологизм стал неотъемлемой чертой поэтики его произв. Прогресс в тв-ве Д. наметился уже в третьей книге – «Не топчите цветы» (1967). Из опубл. в сб. произв. выделяется рассказ «Горит дубовая роща». В нём противопоставлены культура и бескультурье, нравственность и безнравственность. ВОВ 1941–1945 посвящен первый роман Д. – «Тайна леса», в к-ром авторский вымысел сочетается с реальными событиями. Гл. сюжет произв. построен на основе реальных событий, подтверждённых документально. Действия происходят в белорусских лесах; партиз. отряд, ведший героич. борьбу против фашистов, возглавляет абхаз Датикуа Зухба, впоследствии ставший нач. разведки партиз. соединения. Писатель не изменил настоящие имена некоторых др. персонажей (ген. Чернышёва, его зам. Армянинова, Казимира – брата Ф. Э. Дзержинского и др.). Тема войны звучит и в др. романе – «Восьмой цвет радуги», однако здесь писатель сосредоточил внимание на раскрытии характеров героев не на фр., а в тылу: показывет этические сдвиги, к-рые происходили здесь. В воен. условиях раскрылись негативные черты человека, глубоко скрытые в его подсознании в мирное время. Значительным произв. писателя является роман «Анмирах» – божество двоих». В нём художественно осмысленны события 30-х годов XX в. Автор показывает, что суть человека неоднозначна, в каждом индивидуме присутствуют природное (инстинкты) и этическое начала, добро и зло. Особое внимание обращено на подсознательные факторы существования человека. Экзистенциональный взгляд писателя очевиден. Вместе с тем, автор разоблачает негативные явления в общ. жизни и в психологии людей. При этом герои четко не делятся на положительных и отрицательных, защитников и противников новой жизни, автор отказался от героизации и идеализации персонажей; он художественно исследовал (порою с точки зрения психоанализа) мотивы, природные и духовные основы поведения личности. Сложное и трагическое ист. время коллективизации с. х-ва и репрессий выступает лишь фоном, в рамках к-рого раскрываются судьбы людей. Повествовательная структура произв. сложна и многослойна. Сюжет в романе не развивается последовательно: он часто прерывается монологами, снами, диалогами персонажей, автором-повествователем, к-рый появляясь на том или ином уровне повествования, пытается обобщить смысл эпизодов. Роман «Анмирах – божество двоих» и ряд др. психол. рассказов и повестей Д. свидетельствует о том, что законы природы вечны; природное в человеке даёт о себе знать в различных ситуациях. Человечество развивается тысячелетиями; менялись общ.-полит. формации, диктатуры, но неизменными оставались рождение и смерть, любовь и ненависть. В последнем сб. док. повестей и рассказов «Герои времени» (1999) писатель раскрывает образы защитников Родины, героев Отечественной войны народа Абх. 1992–1993. В ст. и очерках о войне он показывает истинное лицо груз. завоевателей.
(В. Ш. Авидзба, В. А. Бигуаа / Абхазский биографический словарь. 2015.)

Алықьса Џьениа / Алексей Джениа

Иҩымҭақәа реизга / Собрание сочинений

5-томкны / В 5 томах

1-тәи атом / Том первый

Ажәабжьқәеи аповестқәеи / Повести и рассказы

Алықьса Џьениа. Иҩымҭақәа реизга. 5-томкны. 1-тәи атом / Алексей Джениа. Собрание сочинений. В 5 томах. Том первый (обложка)

Аҧҳәынҭшәҟәҭыжьырҭа
Аҟәа 2010
424 д. Атирж 300.

Иналукааша аԥсуа шәҟәыҩҩы Алықьса Џьениа (1930–1998) иҩымҭақәа реизга 1-тәи атом ианылеит иажәабжьқәеи иповестқәеи.   
           
АХҚӘА

  • Ҳаамҭазтәи апроза азҟаза иаша. Ш.Салаҟаиа.............................7
  • Ажәабжьқәа
    • Аиҩызара амч.......................................................................................11
    • «Асасааирҭа ду».................................................................................14
    • Аҽыҵга......................................................................................................19
    • «Ацәеи аԥхыӡи»...................................................................................27
    • Алаҳәара..................................................................................................30
    • Агагақәа...................................................................................................32
    • «Шәыскьымсын, сыԥжәоит»........................................................35
    • «Ажәхьа иаԥсоу акәтажә»............................................................40
    • Асакаса......................................................................................................51
    • Абаҩдан....................................................................................................60
    • Аешьа ихымҭа.....................................................................................62
    • «Ахы увызгауа ашәҟәы»..................................................................65
    • Агәырӷьаҿҳәаша.................................................................................69
    • Ақәыџьма аԥсы зхоу..........................................................................74
    • Дхынҳәит...............................................................................................79
    • Ақалақь иаҵәа.......................................................................................82
    • Ақәра рырҭеит...................................................................................86
    • Акыкахш зыбжьоу...............................................................................92
    • Аҳәаҩ.........................................................................................................95
    • Амаланыҟәа............................................................................................99
    • «Абылра иацәшәаны аӡыршы иҭаԥалаз»......................... 102
    • Афицар Игнат................................................................................... 106
    • Иухьзеи, нан, Грышьа?................................................................... 109
    • Раԥхьаӡа аӡсашьа сзырҵаз......................................................... 115
    • Аиаҭым икәакәар мцада иӡуеит........................................... 119
    • Аџьра амца ацроуп......................................................................... 125
    • Алмас...................................................................................................... 150
    • Аӡӷаб иахьылҳәаз дцоит............................................................ 171
    • Ацәажәабжь........................................................................................ 176
    • Аеҵәа Ҟаԥшьы................................................................................... 178
    • Аԥшыхәҩ............................................................................................... 179
    • Аҟарул..................................................................................................... 181
    • Амч........................................................................................................... 183
    • Амшә аҳамҭа..................................................................................... 185
    • Саб иԥсаныс!....................................................................................... 186
    • Кәанача ицгәы................................................................................... 186
    • Агәыхь.................................................................................................... 186
  • Асатиратә жәабжьқәа
    • Шьмаҭ................................................................................................... 187
    • Ацҳа ақәсра иацәаашьаз – даҵнагеит............................... 192
    • Ахԥатәи аетаж............................................................................... 194
    • Алым, аҽада ахы зхагылоу......................................................... 201
    • Петре ибзыцәашьа Мосе............................................................ 205
    • «Аҩсҭаа иԥсшьарҭа»................................................................... 207
    • Дшьацәхныслеит, аха.................................................................. 214
    • Ажьи Гыд, уныҳәазааит!.............................................................. 228
    • Аанда ахьылаҟәу ауп ауаҩы дахьхыҵуа............................. 233
  • Аповестқәа
    • Аԥҳәыс лгәы........................................................................................ 239
    • Ашәҭқәа кәаҳатәым.................................................................... 269
    • Ахацәа рашәа..................................................................................... 373

На абхазском языке   
   
Скачать книгу "Иҩымҭақәа реизга. 1-тәи атом" в формате PDF (2,32 Мб)


Аҩбатәи атом /  Том второй

Ароман. Аповест / Роман. Повесть

Алықьса Џьениа. Иҩымҭақәа реизга. 5-томкны. Аҩбатәи атом / Алексей Джениа. Собрание сочинений. В 5 томах. Том втоорой (обложка)

Аԥҳәынҭшәҟәҭыжьырҭа
Аҟәа 2012
500 д. Атираж 300.

Иналукааша  аԥсуа  шәҟәыҩҩы  Алықьса  Џьениа  (1930–1998) иҩымҭақәа реизга 2-тәи атом ианылеит ароман «Абна амаӡа», аповест «Аӡы аԥсра».

На абхазском языке

Скачать книгу "Иҩымҭақәа реизга. Аҩбатәи атом" в формате PDF (2,63 Мб)


Некоммерческое распространение материалов приветствуется; при перепечатке и цитировании текстов указывайте, пожалуйста, источник:
Абхазская интернет-библиотека, с гиперссылкой.

© Дизайн и оформление сайта – Алексей&Галина (Apsnyteka)

Яндекс.Метрика