Беслан Лакоба
Открытое письмо писателю Джуме Ахуба*
Уважаемый Джума Ахуба! Прочел Вашу статью «Интеллигенция — разум и аламыс народа» в № 45 за этот год «Эхо Абхазии». Абсолютно не согласен с отдельными положениями Вашей статьи, в частности с оценкой Нестора Лакоба. Создается такое впечатление, что Вы — все понимающий и все объясняющий человек. Вы кто? Историк? Политолог? Социолог? История — это Вам не проходной двор. Оттого, что в историю в последнее время стало соваться много некомпетентных людей (да и не только в последнее время), произошло столько бедствий на Земле. Умоляю Вас, предоставьте историю историкам. Они без Вас разберутся.
В своей статье Вы пишете о «негативном отношении Нестора Лакоба к интеллигенции». Смею утверждать, что руководство Абхазии того времени во главе с Нестором Лакоба сохранило интеллигенцию. Да, были, к сожалению, и «потери» — в то время, как во многих республиках СССР интеллигенция была фактически полностью уничтожена. Смею также Вам напомнить, что именно Нестор Аполлонович с риском для собственной жизни сохранил почти всех князей в Абхазии. (Не потому ли в Москве в то время Абхазию именовали не иначе, как «буржуйская республика»?) Достаточно перечислить княжеские фамилии Инал-ипа, Маршания, Ачба, Шервашидзе и т. д. И благодаря этому сейчас в Абхазии князей скорее всего столько же, сколько во всех бывших республиках бывшего Советского Союза. В те мрачные времена даже крестьянин, имевший корову, считался «кулаком» и подвергался уничтожению, а многие абхазские крестьяне в то же время имели по нескольку голов скота и до 30, а то и 50 соток земли, и гонению не подвергались. В этом заслуга также Нестора Лакоба. Нестор в свое время открыто выступал против колхозов, и как «вводилось коллективное хозяйство» в Абхазии факт известный. Вы также пишете, что Нестор Лакоба негативно относился к деятелям абхазской литературы. Спорный вопрос. В этом можно сегодня обвинить весь народ Абхазии, так как, к примеру, Вы являетесь известным абхазским писателем, а так ли уж много людей в Абхазии читали Ваши произведения? Вы пишете о пренебрежительном отношении лидера к абхазскому языку. Возмущен такой клеветой. Назовите мне хотя бы одного человека, выходца из села Лыхны, который относился бы негативно к абхазскому языку!
Дальше — больше. Вы обвиняете Нестора Лакоба в том, что он занял «прогрузинскую позицию и с его согласия Абхазия была включена в состав Грузии на правах сперва «договорной», а затем и автономной республики». Это очень серьезное обвинение; и тут пора ставить точки над i. Очень интересно было бы узнать от Вас, как бы Вы поступили на месте Нестора в то время. Разве Сталин и Берия кого-то спрашивали, «чего они хотят или не хотят»? Вы что, в них демократов увидели? Без спроса они присоединили к Советскому Союзу Эстонию, Латвию и Литву. Выселяли и вырезали целые народы. Чеченцев переселили в Казахстан, те даже «рыпнуться» не смогли. Пойдите сейчас чеченцев переселите... Да и разве одни чеченцы тогда пострадали?
В свое время я был в Латвии, Эстонии и Литве. Довелось мне пообщаться, как принято сейчас говорить, с представителями разных слоев общества. Во всех беседах мы, как правило, обсуждали вопрос пребывания этих республик в составе Советского Союза и то как они «вошли» в Союз. И Вы знаете, никто не осуждал руководство своих республик того времени. Все прекрасно знали, что было за время и с кем имели дело. Вы же, ссылаясь на газету «Голос трудовой Абхазии», цитируете одну из публикаций: «...Если наши вожди идут против нас, мы можем и заменить вождей... Если нужно, свободу Абхазии отстоим кинжалами».
Прозрачно намекаете. На что?
Почему не отстояли свободу Абхазии в 1918 году, когда Мазниашвили вторгся в Абхазию со своим войском? Именно тогда Нестор Лакоба создал дружину «Киараз» численностью в несколько сот человек. Что, в Абхазии тогда было несколько сот мужчин? Или «остальных» Нестор призвал не защищать Родину? Дело в том, что «сотня—другая» мужчин Абхазии хлебом— солью встречала Мазниашвили и за кинжалы браться не думала. Еще определенное количество «мужчин» Абхазии долго раздумывало, к кому примкнуть — к «киаразовцам» или к «хлебосольным». В итоге примкнули к юбкам своих жен. И больше всего пострадали как юбки ,так и «раздумывающие мужики». Вы как, хотели бы, чтобы Сталин и Берия спросили в вежливой форме Нестора: «Не хотел ли бы ты, друг Нестор, чтобы Абхазия вошла в состав Грузии?», а, получив отказ, вежливо извинились бы? Или представим себе другой поворот событий. Нестор отвечает отказом Сталину и Берия и призывает народ встать на защиту республики. Абхазские повстанческие «формирования» в несколько сот человек кинжалами в пух и прах разбивают Советскую Армию и отстаивают свою республику. В свою очередь, все репрессированные народы, в том числе и чеченский, безмерно счастливы, что хотя бы абхазцы смогли наказать извергов...
По-моему, даже ирония в данном случае не уместна. Тут как говорится, и ежу ясно: результат мог быть ужасным. Абхазский народ мог быть полностью физически уничтожен. На мой взгляд, у руководства Абхазии того времени просто не было выбора.
В своей статье Вы пишете: «Мы обычно стыдливо отмалчиваемся, не знаем, как отреагировать, когда наши тбилисские оппоненты начинают обильно цитировать в прессе высказывания Н. Лакоба тех лет о неразравности путей Грузии и Абхазии». Да мало ли чего говорил Нестор? Вам пора знать, что Нестор Лакоба был политиком, а хороший политик говорит одно, думает другое, делает третье. В то время перед руководством республики стояла задача № 1 — предотвратить гибель абхазского народа. Все остальные вопросы были второстепенными.
Я, к примеру, всегда удивлялся, как нам в то сталинско-бериевское время оставили хотя бы автономную республику, когда еще совсем недавно тбилисские «политики» хотели нас и автономии лишить.
Я не ставлю под сомнение Ваш патриотизм, но думаю, что благодаря таким, как Вы, патриотам многие нации и государства были стерты с лица земли. В свое время Кутузов отдал Москву французам, но никто его не обвинил в этом.
«Отец народов» Сталин уважал Нестора Аполлоновича. Было несколько случаев, когда Нестор Лакоба подъезжал на машине к Сталину, последний подбегал к машине и открывал ее дверцу. Мелочь, но факт. Приятный факт. Дело не в автомобильной двери, а в уважении «отца народов» к Нестору. Такого уважения он не проявлял ни к кому — ни к Черчилю, ни к Рузвельту... Смею предположить, что абхазский народ не уничтожили после смерти Нестора из-за того, что Сталин очень уважал Нестора. Страшно подумать, что было бы, если б хотя бы на 3 дня пришел к власти Берия: ведь в марте 1953 г. готовые эшелоны стояли на железнодорожных станциях Абхазии, и предназначены они были для абхазцев. Самое же удивительное, что никто за кинжалы тогда не брался...
Многое было сделано Нестором для Абхазии, все перечислять не будем. Может, были и ошибки, кто их не делает. Ради Абхазии Нестор не пощадил жизни своего племянника. После установления Советской власти в Абхазии начались грабежи и мародерство. И известен факт, когда была задержана группа мародеров, среди которых находился племянник Нестора. Всех средь бела дня расстреляли. И мародерство в Абхазии в то время прекратилось. Это было сделано на благо Абхазии. Смогли бы Вы точно так же поступить на благо Абхазии (не дай Бог
Вам такого племянника)? Вряд ли... Есть основания так полагать.
Ради Абхазии Нестор не пожалел своей жизни и не только своей... Все прекрасно знают его судьбу и судьбу его жены, сына, судьбу его однофамильцев.
В своей статье Вы пишете: «Долг нашей интеллигенции — сказать честное слово и относительно его, мягко говоря, ошибок». Пусть выскажется интеллигенция, благо, бериевские времена прошли.
Вы в своей статье также пишете: «Основные, фундаментальные принципы, на которых стоит государство — это принцип наказания и поощрения. Зло должно быть наказано, а добро поощрено. Не выбросив гнилого яблока из корзины сегодня, мы завтра получим сто гнилых яблок. Многое упущено, но все-таки еще не поздно...» Хотелось бы спросить Вас: эти «гнилые
яблоки» имеют имя и фамилию? Если «да», то почему Вы их не называете? Или ждете, когда они «сгниют»?!!
Кстати, об интеллигенции, о которой Вы так печетесь. Точнее, как Вы пишете, о «самой здоровой части интеллигенции», к которой сами себя, бесспорно, относите. Да, много было ребят— представителей интеллигенции, которые с оружием в руках отстаивали свободу и независимость своей Родины. Вечная им память. Но были и такие представители так называемой «здоровой части интеллигенции», которые никак себя не проявили во время грузино-абхазской войны. Они ни разу не побывали на передовой и не поддержали своими выступлениями боевой дух бойцов. Это, конечно, касается не всех деятелей культуры.
Ну, а теперь самое главное. Нужна ли была в наше время Ваша статья, которая, не дай Бог, может расколоть общество? Думаю, что не нужна, по крайней мере отдельные абзацы Вашей статьи. Ведь мы сейчас живем в состоянии войны с Грузией, т. к. между Абхазией и Грузией не подписан мирный договор. Сплотить в такое тяжелое время общество — вот истинное предназначение здоровой части интеллигенции.
г. Новый Афон.
----------------------------------
(Опубликовано: Газета "Эхо Абхазии", 1996 г., № 47.)
* Статью Джумы Ахуба - «Интеллигенция — разум и аламыс народа» - см. здесь:
http://apsnyteka.org/931-ahuba_d_stati_i_interviu.html#2 .