(Источник фото: https://anyha.org/.)
Об авторе
Архимандрит Дорофей (Дбар Дмитрий Заурович)
Родился 18.01.1972 в с. Мгудзырхуа Гудаутского района Абхазской АССР. В 1988 г. окончил СШ № 1 в г. Гудауте, в том же году поступил на второй курс Сухумского художественного училища. В 1991 г., после окончания училища по специальности художник-оформитель, поступил в Абхазский государственный университет на педагогический факультет (отделение изобразительного искусства). В 1993 г. поступил в Московскую духовную семинарию. После окончания семинарии в 1997 г. поступил в Московскую духовную академию. В 2001 г. закончил академию на отлично и защитил кандидатскую диссертацию на тему «История христианства в Абхазии в первом тысячелетии» (науч. рук. — доктор церковной истории проф. А. И. Сидоров). 26 августа 2001 г. в Свято-Михайловском мужском монастыре (Республика Адыгея, РФ) был пострижен епископом Майкопским и Адыгейским Пантелеймоном (РПЦ) в монашество с именем Дорофей. 29 августа 2001 г. в Троицком кафедральном соборе г. Майкопа был рукоположен тем же архиереем в иеродиаконы. 9 сентября 2001 г. был рукоположен тем же епископом Майкопским и Адыгейским Пантелеймоном (РПЦ) в сан пресвитера (иеромонаха). В 2000 г. создал церковное издательство «Стратофил». В 2001 г. открыл монастырь св. Иоанна Златоуста в Команах (Абхазия). В 2001–2006 гг. настоятель Команского монастыря, в 2001–2002 гг. — секретарь Епархиального совета Сухумо-Абхазской Епархии. С 2005 по 2014 г. принимал активное участие в издании газеты «Христианская Абхазия». В 2002 г. создал Новоафонское духовное училище. В 2002–2006 гг. ректор этого училища. В 2003 г. на базе Новоафонского духовного училища открыл Регентскую школу. В 2002 г. создал фонд Церковно-археологического музея, в котором собрана обширная коллекция дореволюционных икон, книг, литографий, фотографий, церковной утвари и археологических материалов.
С января 2007 г. насельник монастыря святых Рафаила, Николая и Ирины (Пеония, Греция). С декабря 2007 г. решением Совета Священной Митрополии Гумениссы, Аксиуполеоса и Поликастры Элладской Православной Церкви был зачислен в штат священнослужителей названной Митрополии. В феврале 2008 г. был определен служащим священником в храм св. Димитрия Салоникийского в г. Аксиуполье (Греция). 21 апреля 2011 г. в монастыре Пресвятой Богородицы (г. Гуменисса, Греция) был возведен Митрополитом Гумениссы, Аксиуполеоса и Поликастры Димитрием (Элладская Православная Церковь) в сан архимандрита. В октябре 2009 г. был принят в докторантуру Аристотелевского университет г. Салоники. 8 мая 2014 г. на Богословском Факультете Аристотелевского университета г. Салоники успешно прошла открытая защита докторской диссертации на тему: «Место кончины и погребения св. Иоанна Златоуста» (науч. рук. — доктор богословия, доцент Богословского Факультета Аристотелевского университета г. Салоники, Евангелия Амириду). Диссертация была написана и защищена на греческом языке. 15 мая 2011 г. на Церковно-народном собрании в Новоафонском монастыре был избран Председателем Совета Священной Митрополии Абхазии (сроком на 5 лет). 15 мая 2016 г. на II Церковно-народном собрании был вновь избран Председателем Совета Священной Митрополии Абхазии (сроком на 5 лет). С января 2015 г. автор проекта и главный редактор религиозно-просветительского журнала Священной Митрополии Абхазии «Алашарбага» («Светильник»). С июля 2015 г. читает лекции на различные богословские, церковно-исторические и литургические темы в Богословском лекториуме при Новоафонском монастыре. С октября 2015 г. стал Председателем правления Культурно-просветительского центра «Адуней». В ноябре 2015 г. открыл Церковно-археологический кабинет в Новоафонском монастыре. С марта 2018 г. старший научный сотрудник отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулиа Академии наук Абхазии. С октября 2018 г. в названном институте ведет свободные курсы греческого языка.
Принимал участие в различных конференциях в Абхазии, России и Греции.
Соч.: Из истории Абхазского Католикосата // Духовный мир (сборник работ учащихся Московской духовной семинарии и академии). Вып. 4. Сергиев Посад, 1997. С. 68–90.; Религиозные тенденции в современной Абхазии. Сборник статей. Москва: Изд. Православного братства св. апостола Симона Кананита, 1999. 156 с.; История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Новый Афон (Анакопия): Изд. «Стратофил», 2005. 264 с.; Некоторые размышления о национальной идее абхазов // Материалы научно-практической конференции по проблеме «Перспективы сохранения и развития абхазской нации». Сухум, 2005. С. 101–106; Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви. 3–е издание, исправленное и дополненное. Новый Афон (Анакопия): Изд. «Стратофил», 2006. 28 с.; Мученик Евстафий Апсильский (в соавт. с. А. Моисеевой) // Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 310–311; Православная Церковь в Абхазии: прошлое, настоящее, будущее. (Статьи, сообщения, размышления, интервью). Том 1. Новый Афон (Анакопия): Изд. Священной Митрополии Абхазии, 2012. 560 с.; Δωροθέου Dbar, αρχιμανδρίτη. Ο τόπος θανάτου και ενταφιασμού του αγίου Ιωάννου του Χρυσοστόμου. Νέος Άθως: Εκδ. Ι. Μητροπόλεως της Αμπχαζίας, 2016. 539 σ.; Алтарная преграда из церкви в Дранде: новые данные (в соавторстве с Е. Ю. Ендольцевой) // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и средневековье. ХХХ «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Материалы международной научной конференции. Отв. ред. У. Ю. Кочкаров. Карачаевск, 22-29 апреля 2018 г. Карачаевск, 2018. С. 456−458.; Архитектурная декорация и малые формы церкви в Дранде: новые данные (в соавт. с Е. Ю. Ендольцевой) // Вестник Волгоградского государственного университета (Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения), 2018. Т. 23. № 5. С. 196–209; Ekaterina Yu. Endoltseva, Dorotheos Dbar (archimandrite). Altar Barrier from Dranda Church: New Facts // Anastasis. Research in Medieval Culture and Art, Vol. V, Nr. 2 / November 2018; К 100-летию провозглашения новой автокефалии Абхазской Церкви // Диалог времен. История. Традиции. Культура. Альманах. № 2. АбИГИ. — Сухум: «Дом печати», 2018. C. 156–167; Сообщает ли Ликофрон об «абазгах»? // Вестник Академии наук Абхазии, 8 (2018). С. 38–45.
Лит.: Ашуба А. Е. Дорофей, архимандрит (Дбар Дмитрий Заурович) // Абхазский биографический словарь. Сухум, 2015. С. 310–311.
|
|
|
|
Дмитрий Дбар (Архимандрит Дорофей)
Статьи
- Греческая надпись Пицундского собора (PDF; 1,40 Мб)
(Вестник Академии наук Абхазии. № 14. Серия «Гуманитарные науки». Сухум, 2024. С. 93−121.)
- Средневековый храмовый комплекс Бжилюа в селе Анхуа: предварительные результаты археологических раскопок 2022–2023 гг. (PDF; 710 Кб)
(Достижения и перспективы изучения археологии Северного Кавказа в XX – первой четверти XXI века. Материалы Межд. науч. конф. по археологии Северного Кавказа «XXXIII Крупновские чтения». М.: ИА РАН, 2024. С. 296−298.)
- Храмовый комплекс Бжилюа (Бжьылҩа-ныха) в с. Анхуа: топография и история (PDF; 4,68 Мб)
(Аамҭақәа / Времена: Историко-культурный альманах № 1-2. Сухум, 2024. С 86−115.)
- Право убежища в церкви (jusasyli) и право первой брачной ночи (jus primae noctis) y абхазов (PDF; 2,48 Мб)
(Вестник Верховного суда Республики Абхазия / Аԥсны Аҳәынҭқарра Иреиҳаӡоу Аӡбара Адырраҭара. 2023, № 1. С. 79−83.)
- Моления у крестов причерноморских адыгов в долине реки Пшада (по данным Тэбу де Мариньи) (PDF; 979 Кб)
(Вестник Академии наук Абхазии. № 13. Серия «Гуманитарные науки». Сухум, 2023. С. 72−98.)
- Дырмит Гәлиа: Анцәахаҵара иадҳәалоу иԥсҭазаара ахәҭа (PDF; 286 Кб)
(Абхазоведение: Археология. История. Этнология. Вып. XII. Сухум, 2022. С. 275−288.)
- Греческая надпись на архитектурной детали из церкви села Анхуа (PDF; 1,83 Мб)
(Абхазоведение: Археология. История. Этнология. Вып. XII. Сухум, 2022. С. 220−231.)
- Письма Константинопольского патриарха св. Николая I Мистика абхазским царям и христианизация аланов (PDF; Кб)
(Христианство на Северном Кавказе: история, культура, современное общество. Владикавказ, 2022. С. 3–25.)
- Грузинская печать византийского типа XI века: Происходит ли она из села Анхуа (Абхазия)? (PDF; 822 Кб)
(Вестник АНА. Серия "Гуманитарные науки". № 12, Сухум, 2022. С. 133−145.)
- Место кончины погребения Св. Иоанна Златоуста: Команы Абхазские или Команы Понтийские? (PDF; 1,02 Мб)
(Вестник АНА. Серия "Гуманитарные науки". № 10, Сухум, 2020. С. 41−48; № 11, Сухум, 2021. С. 97−118.)
- Новоафонский монастырь и император Александр III (PDF; 5,27 Мб)
(Кавказский сборник. Т. 12. 2020. С. 40−55.)
- Ашәҟәыҩҩы Валентин Дбар (1948–2010) (PDF; 1,99 Мб)
(Аҟәа: Аԥҳәынҭшәҟәҭыжьырҭа, 2019. Ад. 3−10.)
- Господь – Ҳаҳ Ду (ҳ’Аҳ Ду, ҳ-Аҳ Ду) или Иҳақәиҭу?
(К изучению абхазской религиозной терминологии) (PDF; 285 Кб) (Диалог времен. История. Традиции. Культура: Альманах № 3. Сухум, 2020. С. 91−95.)
- Материалы по истории христианства в Абхазии из "Analecta Bollandiana" (PDF; 647 Кб)
(Вестник АНА. Серия "Гуманитарные науки". № 9. Сухум, 2019. С. 137−142.)
- Сообщает ли Ликофрон об "абазгах" (748 Кб)
(Вестник АНА. Серия "Гуманитарные науки". № 8. Сухум, 2018. С. 41−48.)
- К столетию провозглашения новой автокефалии Абхазской церкви (PDF; 373 Кб)
(Диалог времен. История. Традиции. Культура: Альманах № 2. Сухум, 2018. С. 156−167.)
- Алтарная преграда из церкви в Дранде: новые данные (в соавт. с Е. Ендольцевой) (PDF; 1,46 Мб)
(Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и средневековье. ХХХ «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Материалы межд. науч. конф. Карачаевск, 2018. С. 456−458.)
- Altar Barrier from Dranda Church: New Facts (на англ. яз.) (в соавт.: E. Yu. Endoltseva) (PDF; 483 Кб)
(Anastasis. Research in Medieval Culture and Art, Vol. V, Nr. 2 / November 2018.)
- Архитектурная декорация и малые формы церкви в Дранде: новые данные (в соавт. с Е. Ендольцевой) (PDF; 2,5 Мб)
(Вестник Волгоградского государственного университета: Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 5. С. 196−209.)
- Ермолай Аджинджал как церковный историк: К 85-летию со дня рождения (PDF; 287 Кб)
(Абхазоведение: Археология. История. Этнология. Вып. 11. Сухум, 2018. С. 246−248.)
- О воспитаннике Новоафонской монастырской школы Несторе Лакоба: К 125-летию со дня рождения (PDF; 274 Кб)
(Абхазоведение: Археология. История. Этнология. Вып. 11. Сухум, 2018. С. 249−254.)
- Средневековый храм Св. Георгия в селе Анхуа: предварительные результаты археологических раскопок 2019 г. (в соавт. с Г. Сангулия) (PDF; 280 Кб)
(Археологическое наследие Кавказа: актуальные проблемы изучения и сохранения. XXXI Крупновские чтения. Махачкала, 2020. С. 329−332.)
|
|
|
|
|
|